I-го Конгресса гражданских экологических инициатив Ростовской области




РЕЗОЛЮЦИЯ

«Экологический след этноса»

I-ый Конгресс гражданских экологических инициатив Ростовской области

«Экологический след этноса» организован с целью консолидации деятельности органов власти, участников гражданских экологических движений и общественных организаций, научных и образовательных учреждений, активных граждан для решения экологически значимых проблем Ростовской области.

Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:

1)сформировать Реестр гражданских экологических инициатив гражданского общества Ростовской области, сформулировать правила эффективного взаимодействия гражданского общества с институтами государственного и муниципального управления, принимающими экологически значимые решения, бизнес-структурами;

2)сформировать реестр экспертов, представляющих научное сообщество Ростовской области, способных найти технологии и инструменты для решения экологических проблем региона;

3)исследовать эффективность применяемого инструментария для формирования активной социально-экологической среды и предложить механизмы влияния на принятие экологически значимых решений Правительством Ростовской области, администрациями ее муниципальных образований;

4)предложить актуальные подходы к формированию содержания и оценки эффективности экологического образования и просвещения населения;

5) оценить готовность бизнеса Ростовской области участвовать в сохранении и улучшении состояния окружающей природной и социально-экологической среды Ростовской области;

6) рассмотреть действенность применяемых форм повышения уровня экологической культуры населения в Ростовской области;

7)направить фокус внимания лидеров гражданского общества Ростовской области на необходимость искать более эффективные инструменты влияния на институты государственной власти и бизнес, управления качеством социально- экологических отношений, не допуская критических ситуаций, приводящих к социальной напряженности и излишней политизации экологических проблем.

I-ый Конгресс инициирован институтами гражданского общества Ростовской области: Ростовской региональной общественной организацией «Экоправо», получающей огромный поток вопросов, жалоб и предложений от населения, РРО Международного экологического движения «Живая Планета», Ростовской региональной общественной организацией «Экомост», Ресурсным центром «Серебряные волонтеры Дона» Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России», поддержан министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области, вузами и другими учебными заведениями области, проектными, производственными и научно- исследовательскими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере экологической безопасности, рационального природопользования, охраны природы и социально-экологического проектирования.

В работе по формированию Реестра гражданских экологических инициатив Ростовской области приняли участие общественное движение инициативных граждан «Поток», Ростовская региональная общественная организация содействия развитию региона, школьные экологические объединения, национальные культурные автономии.

В работе Конгресса приняло участие 97 человек, из них:

· представители институтов государственной власти:

Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области,

· представители научно-исследовательских и научно-производственных учреждений:

ИБГТС (Институт безопасности гидротехнических сооружений), г. Новочеркасск, Азово-Черноморский филиал ФГБНУ «ВНИРО» («АзНИИРХ»),

Ростовское отделение Общества почвоведов им. В.В.Докучаева, Гидрохимический институт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

Государственный природный биосферный заповедник «Ростовский»,

ООО «Экопрайм»,

Ассоциация Экологов Кавказа и

других,

· представители образовательных организаций:

ФГБОУ ВО ЮФУ: Институт наук о земле, Академия архитектуры и искусства, Институт социологии и регионоведения, Академии психологии и педагогики, Академия биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского,

НИМИ ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», г. Новочеркасск, ДГТУ, г.Ростов-на-Дону,

РГЭУ (РИНХ),

МБОУ Чалтырская СОШ №1, Мясниковский район, Раково-Таврическая СОШ № 6, Кагальницкий район, МАОУ «Школа № 115», г. Ростов-на-Дону,

МБОУ «Гимназия № 117», г. Ростов-на-Дону, МБОУ «Школа № 100», г. Ростов-на-Дону, МБОУ «Лицей № 33», г. Ростов-на-Дону, ДЭБЦ Ростовской области и г. Ростов-на-Дону, Монтесори-центр «Волшебный росток»,

· представители институтов гражданского общества: РРОО «ОСВОД-ДОН» г. Ростов-на-Дону,

РРОО «Экомост»,

РРО МЭД «Живая Планета»,

РЦ «Серебряные волонтеры Дона», Ассоциация «Живая природа степи», Профсоюз экологов,

АНО «Арт-просвещение»,

РРОО «Азербайджанская культурная автономия Ростовской области»,

ИГ «Поток»,

ИГ «Экопикник»,

ИГ «Александровская роща»,

· представители СМИ.

В выступлениях пленарного заседания были рассмотрены ключевые понятия, необходимые для формирования общего поля обсуждения:

- экологические отношения – это самостоятельная область общественных отношений, которые развиваются в процессе взаимодействия общества и природы;

- экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, урегулированные нормами экологического права;

- социально-экологический конфликт – это экологические отношения, субъектами которых выступают, с одной стороны, множество отдельных людей, социальных групп, с другой, властные структуры и бизнес, которые «наступают» на экологические потребности людей и групп.

По разным оценкам, последствия экологических проблем обходятся поколениям общества, в целом человечеству, дороже, чем военные конфликты. В России и других странах, бывших республиках СССР, эти потери сегодня сопоставимы со стоимостью имеющихся природных ресурсов. Но экологический конфликт современной экономики и политики природопользования продолжается, оборачиваясь для населения ухудшением состояния здоровья, резким снижением уровня продолжительности жизни, возникновением все новых социально уязвимых групп общества.

В июле 2018 года прошла презентация проекта Российского экологического общества (РЭО) «Карты социально-экологических конфликтов». Это первый публичный ситуационный центр, который собирает и анализирует информацию о «горячих экологических точках» России. Для заполнения такой карты необходимо каждому гражданину иметь представление о том, что такое социально- экологический конфликт и уметь его описать.

«Экологический след » – мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых ресурсов и хранения отходов. Этой единицей измерения можно определить соотношение между потребностями общества и объемами экологических ресурсов. Она позволяет измерить давление (влияние) на окружающую среду любого человека, предприятия, организации, населенного пункта, страны и населения всей планеты.

Тема экологического долга, которая, как рассчитали эксперты, на 70% зависит от экономики домохозяйств, не должна оставить в стороне от ответственности за экологическое состояние окружающей среды ни одного гражданина, знающего о последствиях своего потребительского поведения.

В докладах и выступлениях пленарного заседания были отмечены основные вызовы современных экологических отношений:

\сложность объединения усилий гражданского общества из-за узконаправленных интересов определенных групп активистов, своеобразный корпоративный эгоизм;

- сложность привлечения экспертов к анализу экологической ситуации не только на территориях собственника земельного участка, но и на публичных территориях муниципалитетов, в том числе из-за отсутствия финансирования социально- экологического мониторинга, закрытости экологически значимой информации;

- сложность использования имеющегося научного потенциала из-за жесткой конкуренции и действующих подходов к выбору исполнителей государственных заказов и коммерческих проектов;

- сложность получения актуальной и достоверной информации для анализа и прогнозирования социально-экологических конфликтных ситуаций в результате непопулярных решений, принимаемых при лоббировании проектов определенными компаниями;

- отмечена необходимость гражданского образования и освоения гражданами способов контроля качества и охраны своей ближайшей среды обитания (квартира, дом, двор), владения технологиями здоровьесбережения;

- поддержан тезис, что лидеры общественных объединений должны научиться организовывать независимый контроль качества окружающей среды и уметь аргументировано защищать интересы граждан на публичных территориях; овладевать технологиями мотивации и объединения инициативных граждан в целевые группы по продвижению экологичных и здоровьесберегающих технологий;

- не вызвало дискуссий мнение, что руководители предприятий и учреждений обязаны иметь более высокий уровень экологической ответственности за воздействие, оказываемое на окружающую среду не только перед надзорными органами, но и перед населением и перед своими сотрудниками;

- участники Конгресса согласились, что ученые и специалисты должны научиться доносить свои идеи, технологии и факты до общественности и руководителей, принимающих экологически значимые решения. Сегодня недостаточно быть просто классным специалистом, нужно уметь доказывать свою правоту и защищать свою квалификацию перед людьми, не владеющими специальной экологической терминологией и знаниями законов экологии;

- необходимо изыскать ресурсы для системного формирования гражданско- профессионального экологического сообщества, члены которого способны взаимодействовать, прежде всего, в интересах сохранения здоровой окружающей среды на всех территориях Ростовской области, с привлечением всех человеческих, административных, научных и образовательных ресурсов, настроенных на созидание, взаимопонимание и гуманное отношение к людям, животным и растениям, земле и реке, роднику и древонасаждению, природному и городскому ландшафту.

На форуме образовательных организаций «Национальные традиции природопользования» состоялось обсуждение подходов к содержанию и организации непрерывного экологического образования в образовательных организациях Ростовской области. Доказана важность эмоционально-ценностного компонента технологий экокультурного развития дошкольников. Представлен опыт АНО «Арт-просвещение» по реализации эколого-просветительского проекта с участием детей с особенностями развития через театрализацию и взаимодействие с объектами природы («Сказы-рассказы о животных»). Информация ДГТУ об инициировании деятельности учащихся образовательных организаций в сфере экологического проектирования показала важность участия вузов в системе непрерывного экологического образования. Учащиеся ряда образовательных организаций, сделавшие доклады по результатам этноэкологических НИР в рамках проекта «150 культур Дона», доказали реальную возможность детей и молодежи внести вклад в решение экологических проблем региона.

Особое место в воспитании экологической культуры населения принадлежит общественным и национально-культурным объединениям, которые проводят большую работу по сохранению культурных традиций взаимодействия человека с природой, передавая от поколения к поколению бытовые обычаи и праздничные ритуалы более 25-ти национальностей, представляющих наиболее заметный национальный спектр Донского региона.

Календарные праздники славянского этноса, такие как Фестиваль «Купальское лето», являются яркой культурно-экологической инициативой жителей Кагальницкого района Ростовской области. Азербайджанская культурная автономия Ростовской области поделилась опытом реализации национально-патриотической инициативы «Бессмертный парк», которая легла в основу этноэкологической инициативы школьных объединений.

В рамках Круглого стола «Правила эффективного взаимодействия гражданского общества с институтами государственного управления территориями, принимающими экологически значимые решения» обсуждены механизмы участия граждан в реализацию «Стратегии - 2030 «Природные ресурсы и экология». Выступающие осветили вопросы, которые задают граждане представителям государственных учреждений, несущих ответственность за принимаемые решения. Активно обсуждались проблемы регистрации родников, находящихся на территории города Ростова-на-Дону и Ростовской области, поскольку здоровье рек во многом зависит от их экологического состояния. Достаточно острой была тема организации общественных слушаний и механизмов принятия решения при формировании зон застройки города на этапах проекта планировки земельных участков, особенно в водоохранных и природоохранных зонах. Специалистами высказано предложение о том, что детальные инженерно-экологические изыскания должны проводиться на стадии обсуждения предпроектных решений, чтобы не тратить деньги на планировку объектов строительства в условиях, не соответствующих нормам экологической безопасности.

Бизнес-сообщество по-прежнему остается сектором, гарантированной неустойчивости экологического будущего территорий из-за отсутствия баланса между интересами гражданского общества и коммерческим подходом к решению любой, даже социально значимой проблемы.

По результатам обсуждения экологических проблем региона участниками Конгресса были сформулированы следующие социально-экологические инициативы:

1. Придать Конгрессу гражданских экологических инициатив Ростовской области статус постоянно действующей площадки взаимодействия институтов гражданского общества с институтами государственного и муниципального управления территориями в Ростовской области. Обеспечить подготовку и проведение Конгресса по итогам полугодий, приурочив к Международному дню охраны окружающей среды, Дню эколога в Российской Федерации, Дню образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП).

2. Составить и опубликовать Реестр экспертов различных социально- экологических направлений, размещать их ответы на вопросы гражданского общества в социальных сетях, в частности в группе РРОО «Экоправо» https://vk.com/club89851119 и на сайте "Экология Дона" https://ecodon.dspl.ru.

3. Разработать структуру и приступить к формированию и постоянному ведению Реестра гражданских экологических инициатив Ростовской области.

4. Организовать постоянно действующую аналитическую площадку для обсуждения текущих экологически значимых событий в регионе, формирования общественного мнения по конкретным действиям участников экологических отношений в рамках мониторинга национального проекта «Экология» Региональным исполкомом Общероссийского народного фронта «За Россию!» в Ростовской области.

5. Оказать содействие в пополнении «Экологического досье Донского региона» на сайте "Экология Дона" Донской государственной публичной библиотеки https://ecodon.dspl.ru/pages/profiles/geo.aspx.

6. Организовать взаимодействие с организаторами проекта Российского экологического общества (РЭО) по составлению «Карт социально-экологических конфликтов». Для правильного заполнения карт привлечь общественных экологических инспекторов, подготовленных министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области и Региональным исполкомом Общероссийского народного фронта «За Россию!», а также лидеров экологических организаций.

7. Обратиться к государственным и негосударственным экологическим экспертизам с просьбой организовать доступ специалистов к результатам инженерно-экологических изысканий прошлых лет, проводившихся на территории г. Ростова-на-Дону для создания единой базы экологических данных по городу Ростову-на-Дону (ИНОЗ ЮФУ).

8. Общественные слушания проектов, которые влияют на качество жизни

БОЛЬШЕЙ части населения превратились в формальность и открытое

игнорирование мнения горожан и сельских жителей.

Ввести на общественных слушаниях практику предоставления профессиональных заключений независимыми экспертами, приглашенными оппонентами, имеющими специальное образование и видящими последствия не только проектной деятельности, но и долговременной эксплуатации объекта в более широком причинно-следственном диапазоне.

Желание граждан г.Ростова-на-Дону иметь вдоль реки Темерник реальное, а не проектное публичное пространство для отдыха ВСЕХ ростовчан и гостей города, согласуется с гражданской инициативой: «ВСЕ профессиональные ресурсы города должны быть привлечены к созданию и разработке проектных решений, обеспечивающих не только комфортность, но и экологическую безопасность как самой реки, её биоресурсов, так и её берегов, родников, ручьев и притоков бассейна реки Темерник, которые не ограничиваются 5-20-метровой водоохранной зоной» (кафедра строительной механики и конструкций Академии архитектуры и искусств ЮФУ).

9.Предлагается принять способ поддержания реки Темерник в относительно благополучном состоянии, используя биологическую мелиорацию, которая включает в себя ряд воздействий на водоем, прописанных в инструкции (РБО).

Предлагается внедрить искусственное воздействие на водоем путем управления уровнями воды в водохранилищах по бассейновому принципу. Создание графиков попуска и наполнения водоемов в определенные периоды с применением летования для рекреации участков дна, долгое время находившихся под водой. Особое устройство сбросных гидротехнических сооружений сможет дать возможность делать пропуски воды в меженный период, и резервировать, накапливая воду в период, когда паводок высоко вероятен. Эти простые приемы имеют природоподобный цикл. Восстановление экологического благополучия реки станет закономерным итогом. Есть накопленный опыт и знания, как на практике осуществить масштабный план (РРОО «ОСВОД-ДОН»).

10.Минприроды Ростовской области и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды настоятельно рекомендовать зарегистрировать найденные общественными экологическими организациями (ИГ «Поток», РРО МЭД «Живая планета») родники на территории г.Ростова-на-Дону и Ростовской области в государственном водном реестре.

11.Согласовать с Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области законодательную основу пресечения правонарушений со стороны жителей г. Ростова-на-Дону, игнорирующих и уничтожающих газоны, портящих поребрики, ограничивающие зеленые газоны вдоль дороги из-за наезда автомобилей, форму регистрации подобных правонарушений, в том числе общественными экологическими инспекторами (РРО МЭД «Живая планета»).

12.Определить форму и объем доказательной базы при нарушениях, регистрируемых в водоохранной зоне родников, ручьев, рек, озер общественными экологическими инспекторами (РРО МЭД «Живая планета»).

13.Разработать программу совместных действий природоохранных надзорных органов и общественных экологических инспекторов по соблюдению правил благоустройства и поддержания благоустроенных территорий муниципальных образований в водоохранной зоне рек, озер, ручьев (РРО МЭД «Живая планета»).

14.Сделать прозрачной и общедоступной информацию об использовании штрафов за нарушение природоохранного законодательства физическими и юридическими лицами в интересах улучшения экологической ситуации в тех местах, где произошло нарушение (РРО МЭД «Живая планета»).

15.Организовать общественный независимый мониторинг экологического и санитарно-эпидемиологического состояния зеленых насаждений г. Ростова- на-Дону и результаты размещать в социальных сетях и на сайте «Экология Дона» ДГПБ (ИГ «Поток»).

16. Составить публичную, доступную каждому человеку, карту-схему озеленения улиц, кварталов, микрорайонов, районов, парков всех публичных территорий, указав собственника территории, видовой (сортовой) состав растений (инвентаризация) (РРОО «Экомост»).

17. Принять меры по открытию «Горячих линий экологических правонарушений» в Министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области, Общественной палате Ростовской области, ОНФ (РРОО «Экоправо»).

18.Организовать ежегодные экологические чтения для общественных инспекторов и лидеров экологических организаций в целях повышения общего уровня экологической грамотности (РРОО «Экоправо»).

19.Оказать содействие в создании и обустройстве пунктов раздельного сбора вторсырья в конкретном районе г. Ростова-на-Дону (бумага, пластик, картон, стекло и др.) (Ассоциация экологов Кавказа).

20.Решить вопросы по очистке бытовых и сточных вод для построек, где

отсутствует канализация, с применением современных технологий и

инновационных методик очистки воды (Ассоциация экологов Кавказа).

21.Очистка сбросов воды в жилых комплексах, применение контейнерных локальных очистных сооружений (Ассоциация экологов Кавказа).

22.Организовать мониторинг несанкционированных свалок строительного мусора, сотрудничество в области утилизации строительного мусора и обратного грунта на строительных объектах (Ассоциация экологов Кавказа).

23.Наладить конструктивное взаимодействие институтов гражданского общества с институтами государственного управления Ростовской области для общественного мониторинга социально-экологической ситуации в муниципалитетах и регионе во исполнение Федерального закона от 9.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

24.Исследовать федеральный закон от 5.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью поиска выхода из ситуации единоличного принятия проектных решений. Конкретное действие: Инициировать проведение общественных слушаний проекта сразу после объявления результатов торгов, независимой экспертизы проектных решений выигравшей организации с публикацией результатов в средствах массовой информации. Создать аналитическую группу реализации федерального закона №44-ФЗ в экологической сфере (РРОО «Экоправо»).

25.Непрерывное экологическое образование - важная и актуальная тема

исчезла из системы образования. Предлагается возродить системное экологическое образование детей, молодежи и взрослого населения в новой форме «Народного экологического университета», в котором лекции будут читать ведущие экологи Юга России (НП «Народный экологический университет» РРОО «Экоправо»).

26.Экологический туризм - действенная форма охраны природы и воспитания экологической культуры посещения природных территорий. Предлагается организовать и провести общественные слушания проекта экотуристского кластера Ростовской области (НП «Малая академия туризма Юга России», РРОО «Экомост»).

27.Продолжить сбор и систематизацию гражданских экологических инициатив, поступающих от участников Конгресса и инициативных групп граждан г.Ростова-на-Дону и Ростовской области, организовать регулярное обсуждение хода их реализации в социальных сетях в группах https://vk.com/club89851119,

https://www.facebook.com/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0

%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B0-263185473847797/

и других.

 

Резолюция принята 19.06.2019 после обсуждения 2/3 членов Программного комитета Конгресса и дополнений участниками Конгресса.

Руководитель оргкомитета Конгресса,

директор РРОО «Экоправо» И.Ф. Черкашина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: