Эмоция: назвать зверя по имени




Какие эмоции я заедаю?

Организм — это целостная система. Он совершенен и без внешнего контроля работает на «автопилоте». Тело подстраивается под изменения внешней и внутренней среды. На улице холодает — усиливается аппетит. Теплеет — легкая пища становится приоритетом. Глаза зажмуриваются от яркого света в жаркий солнечный день. При ожоге руки инстинктивно отстраняются от объекта, вызвавшего боль.

Так же обстоят дела и с эмоциями. Только их, в отличие от физиологических реакций, люди чаще подавляют и сдерживают. Но «запертые» чувства не умирают. Потому что мы ВСЕГДА проживаем ВСЕ эмоции. Если не вербально (говорим, кричим) или поведенчески (топаем, машем кулаком), то телесно. А если тело уже не может справиться с грузом эмоций, переполненный контейнер с неприятным содержимым можно спрессовать — едой.

Живем, как думаем?

Любое переживание, которым занят разум, проходит 3 стадии:

· Мыслительную (то, что вы думаете по этому поводу, оценки, сравнения, мысли-слова и мысли-картинки)

· Эмоциональную (то, что чувствуете на уровне эмоций — страх, печаль, тоска, гнев, радость, тревога, благодарность и пр.)

· Телесную (то, какие ощущения вы испытываете после возникновения эмоций)

Как это происходит на практике. Например, у вас есть убеждение, что от сладкого полнеют. Но при этом вы неравнодушны к выпечке или тортам. Когда в поле зрения попадает пирожное, вам в голову приходят разнонаправленные мысли: «Вкусно, но мне нельзя» и «Да ладно, я съем только кусочек). На эту основу накладывается страх («А вдруг поправлюсь?!»), тревога («Кажется, будет срыв»), паника («Я не могу себя контролировать!»). Появляется внутренняя дрожь, неустойчивость, нестабильность.

Эмоциональный накал ощущается настолько сильным и непереносимым, что вы буквально набрасываетесь на пирожное или торт. В этот момент вы словно проваливаетесь, отключаетесь от сигналов тела. Теряете связь с ним. А после возвращаетесь в реальность с переполненным желудком, болью, тошнотой, учащенным сердцебиением и головокружением. Вы чувствуете вину, стыд, злость. Оцениваете масштабы съеденного и, на всякий случай «наказав» себя «добавкой», укрепляетесь в убеждении «Сладкое есть НЕЛЬЗЯ ».

Эмоция: назвать зверя по имени

Замкнутый цикл в отношениях с едой — вовсе не абсолютное зло. Зная, как работает связка «мысль-эмоция-действие», вы можете управлять ситуацией. Чтобы вы управляли эмоциями, а не они вами, важно распознать и назвать их по имени. Только…

Будьте готовы к «коктейлю Молотова»: тревога, страх, злость, обида часто накладываются друг на друга подобно слоеному пирогу. Именно их сочетание и дает компульсивный импульс. Ваша задача — перестать игнорировать то, что вы чувствуете. Вывести зверя из тени и перестать бороться с ним. В распознании масти и породы вам поможет колесо эмоций.

Как прожевать проживать эмоции?

1. Определите проблемные ситуации, стимулы, события, людей, в контакте с которыми вы чувствуете себя плохо. Что вызывает у вас негативный эмоциональный отклик? На что вы реагируете болезненно, но не проявляете свои эмоции? Что вы прячете в теле, чтобы показаться окружающим хорошей, доброй, спокойной, положительной и неагрессивной? Например, вы купили новое платье, украсили себя безупречным макияжем, а муж, придя с работы, молча съел ужин, вооружился бутылкой пива и сел смотреть телевизор. Вам обидно («я старалась, а ты…»), грустно («наверное, мне не к лицу этот фасон»), вы чувствуете разочарование, злость на мужа. Но вместо того, чтобы прожить эти эмоции, направляетесь на кухню и безо всякого удовольствия доедаете холодный ужин. Этот эпизод приводит вас к перееданию и, наверняка, так вы реагируете на отстраненность мужа не в первый раз.

2. Определите, какие эмоции звучат громче всего. Дайте им имена. Это может быть грусть, тревога, печаль, тоска. Колесо эмоций для понимания себя вам в помощь.

3. Как эти эмоции ощущаются в теле? Раз уж вы умолчали о том, что чувствуете, не отреагировали действием, словом, значит, эмоции пойдут вглубь. В тело. Теперь важно услышать их. Вы стали поверхностно или глубоко дышать? Свели брови, нахмурились или испуганно открыли глаза? Сжались, ссутулились в плечах, стараясь казаться меньше, или напротив — вытянулись по струнке и расправили спину? Сердце стало стучать медленнее или быстрее? Ноги стали ватными или пружинистыми? В животе пусто или тяжело? В горле застрял комок? Прислушайтесь к голосу тела. Определите зоны, где обосновались эмоции (см. схему «теплых» и «холодных» эмоций ниже) и распознайте их.

4. Создайте образы эмоций. Слепите их из пластилина. Нарисуйте красками, фломастерами или карандашом. Протанцуйте в импровизированном танце. Создайте фигурку из фольги. Выпеките ее из теста. Проговорите, прокричите, прорычите. Выбейте вместе с подушкой. Порвите с бумагой на клочки. Запишите в виде истории, сказки, заметки или письма. Любая эмоция, будучи материализованной, проявленной в реальности, больше не владеет вами.

А если не получается?

Бывает так, что определив эмоции, приводящие к перееданию, человек не может их прожить. Почему? У него стоит запрет на выражение чувств. Снять его можно самостоятельно либо при поддержке специалиста. Ниже я расскажу, с чем связаны запреты, и как их выявить.

Человек может проживать эмоции разными способами. Самый простой — телесный. Младенец, который не умеет говорить, ходить, показывать свои чувства понятным для других образом, может плакать или болеть. Ситуативно болеть. Например, если родители поругались, у ребенка «неожиданно» может подняться температура. И она будет держаться до тех пор, пока градус напряжения между значимыми взрослыми не снизится.

Следующий способ — поведенческий. Более рослый ребенок будет кидать игрушки в порыве гнева или прятаться, будучи обиженным. Своим поведением он пытается показать то, что чувствует.

Еще один метод — символический. Когда через символы (лепка, рисование, вышивка и пр.) и игру ребенок может выразить то, что его тревожит, беспокоит, радует. Дети часто играют в ролевые игры, чтобы прожить тот или иной сюжет (например, свадьба у кукол). Эти же способы используют и психологи, проводя расстановки.

Наконец, самый «взрослый» способ проживания — вербальный или словесный. То, что мы можем выразить словом, живет. Взрослым сложно сказать «я чувствую злость, потому что своим поступком ты унизил меня». Гораздо проще молча проглотить обиду и спрятать ее внутри.

Как же проживают эмоции взрослые? Они научены вести себя упорядоченно и не бросаться вещами. В куклы они уже не играют. Рисовать — не рисуют. Какой способ они используют чаще всего? Телесный. Эмоции копятся в теле, создавая излишнее напряжение и балласт в виде защитных килограммов, зажимов или болезней.

Я предлагаю проанализировать, как вы проживаете эмоции, используя перечисленные выше способы. Как вы выражаете злость? Бросаете вещи, ругаете оппонента или предпочитаете промолчать и спрятать ее в теле (например, в виде головной боли)? Как вы проживаете грусть, печаль? Что делаете со страхом? Заполните табличку, выбрав подходящий способ (см. пример ниже).

Эмоции и то, как вы их проживаете Радость Злость (гнев) Печаль (грусть) Страх
Телесный + + + +
Поведенческий + + +  
Символический        
Вербальный +      

Какие-то ячейки остались пустыми? Какую(-ие) из основных эмоций вам тяжело отследить? Все 4 базовые эмоции — сообщающиеся сосуды. Если где-то перекрыть один клапан, это отразится на остальных. «Прорыв» случится в другом месте.

Например, если в семье было запрещено выражать гнев и страх, таблица может выглядеть так:

Эмоция Радость Злость (гнев) Печаль (грусть) Страх
Можно или нельзя проявлять У меня всегда хорошее настроение. Я всегда приветлива и улыбаюсь. Если я на кого-то злюсь, я буду изводить его своими шутками и приколами. НЕЛЬЗЯ! Опасно показывать, что я злюсь! Я могу плакать, если мне страшно или кто-то меня разозлил. НЕЛЬЗЯ! Опасно показывать, что я боюсь!

Как видите, эмоции могут маскироваться друг под друга (страх — под печаль, а злость — под радость). Может быть и по-другому.

Эмоция Радость Злость (гнев) Печаль (грусть) Страх
Можно или нельзя проявлять НЕЛЬЗЯ! Опасно показывать, что я радуюсь! НЕЛЬЗЯ! Опасно показывать, что я злюсь! Если меня что-то разозлило, я могу начать плакать и плакать очень долго. Если я чему-то радуюсь, то помню, что радоваться опасно. Будешь много радоваться — потом будешь много плакать.

Думаю, смысл подавления и маскировки эмоций понятен. Я предлагаю проанализировать, какие эмоции в детстве вам запрещались, а какие — разрешались. Какие эмоции сейчас вы себе разрешаете, а какие — запрещаете? Составьте свою таблицу в прошлом и теперешнем времени. Посмотрите на графы. «Там и тогда» и «здесь и теперь» совпадают?

Иногда бывает так, что тихой девочке, которая в детстве получала запрет на злость, во взрослом возрасте приходится иметь дело с неконтролируемыми приступами гнева или грусти. И тогда нужно смотреть, на что же есть запрет сейчас? Возможно, теперь вы запрещаете себе печалиться или радоваться, и все «излишки» выходят через гнев.

Смысл упражнения в том, чтобы осознать, какие эмоции у вас «заперты», подавлены, не проявлены, и каким способом вы можете прожить их. Именно этот краеугольный камень лежит в основе коррекции пищевого поведения у эмоциональных едоков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: