ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУВБЕЖНЫХ СТРАН




СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

Направление 030900.62 «Юриспруденция»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУВБЕЖНЫХ СТРАН

1. Предмет и методы курса «История государства и права зарубежных стран».

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия людей. Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной исторической обстановке, в хронологической после- довательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так жае, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ. Как в теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств. Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования. Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д. Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-правовых и хронологических исследований. Особенная область методов - это специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ. При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно- правовых явлений в истории. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались. Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.

2. Предпосылки и процесс возникновения государства и права.

3. Государство и право Древнего Египта.

Возникновение государства. На рубеже IV–III тыс. до н. э. складывается в Древнем Египте 40 номов – областей (первых единиц территориального деления). Древним основанием нома служило племя. Во главе каждого нома стоял «царь», он же – верховный жрец местного культа и обладатель титула «начальника канала». Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства – Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства они насильственно объединяются фараоном Менесом.

Последующая история Древнего Египта распадается на три основных периода, каждый из которых занимает многие сотни лет:

1) Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.);

2) Среднее царство (конец III тыс. – XVII в. до н. э.);

3) Новое царство (XVI–XII вв. до н. э.).

Рассматривая государственность Египта, отметим, что наиболее типичная древневосточная деспотия существовала именно в Древнем Египте. В Древнем Египте власть фараона была безграничной, сам он считался лицом божественного происхождения, сыном Солнца. Его имя нельзя было произносить вслух. Фараон означает «высокий дом». В официальном обращении его следовало называть в третьем лице. Решения фараона по вопросам управления, финансов, командования войском, суда имели наивысшую силу. Он сам себе назначал преемника. Для него сооружались колоссальные усыпальницы – пирамиды, строительство которых велось десятки лет и поглощало огромные материальные и людские ресурсы. Лишь немногие удостаивались высокой чести – целовать башмаки фараона. Чиновники низшего ранга приближались к его особе на животе, ползком. Перед лицом деспота даже знатные люди были на положении рабов, в любой момент по его произволу они могли потерять жизнь, имущество. Все, что ими было приобретено, считалось результатом милости фараона. Культ личности фараона поддерживали знать, жрецы, чиновники. При фараоне главным вельможей и управителем был визирь (джати). В Древнем царстве это был градоначальник. Позднее его полномочия расширились. Он руководил чиновничьим аппаратом, ведал организацией общественных работ. В некоторых древнеегипетских памятниках визирь назывался «начальником всего государства Севера и Юга», так как он ведал управлением, судом, был истолкователем повелений фараона. Власть его имела необъятный характер. При участии джати разбирались тяжкие преступления высших должностных лиц.

Продолжая рассматривать государственный аппарат Египта, отметим, что на местах управление возглавляли царские чиновники (номархи). В их руках была одновременно административная и судебная власть. В тех случаях, когда ослабевала централизация, номархи превращались в самостоятельных правителей и лишь номинально признавали власть фараона. Они имели свою армию, свою полицию.

Еще в эпоху Древнего царства армия имела самостоятельное управление. Изготовление оружия, строительство кораблей и крепостей было в ведении «дома оружия». Воины жили в отдельных поселениях. За свою службу фараону, номарху, крупному храму они получали надел, который обрабатывали рабы. На особом положении находилась стража, или гвардия, фараона. При подавлении восстаний армия действовала совместно с полицией. Полицейские обычно вербовались из пленных нубийских негров. Они были надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали уголовных преступников, выполняли обязанности палачей. В эпоху Древнего царства полиция еще не выделилась в качестве отдельного ведомства. На местах она подчинялась судье или особому чиновнику, в столице – визирю.

4. Государство Древнего Вавилона.

5. Право Древнего Вавилона. Институты гражданского, уголовного ипроцессуального права в Законах Хаммурапи.

Законы Хаммурапи (1792-1750) имеют предисловие, где сам Хаммурапи дает некоторые разъяснений относительно своих законов. “Меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого…. – Анум и Эллиль призвали меня для блага народа….”

(Далее идут автобиографические сведения с перечислением заслуг и положительных качеств Хаммурапи).

“…. Вложить в уста страны силу ….” и “справедливо руководить людьми и дать стране счастье….”.

Хотя законы Хаммурапи и расположены в определенном порядке, позволяющем зрительно разбить перечень на определенные группы, посвященные той или иной сфере, в этом перечне отсутствует разбиение на главы/части, что и дает нам право говорить об отсутствии систематизации/ кодексации.

Форма изложения – казуистическая.

Пример:

(129) “Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду….”

Семейные отношения (127 – 195).

Законы Хаммурапи регулируют следующие отрасли семейных отношений:

Процесс вступления в брак:

Регистрация брака: 128 (если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена).

Брачные отношения (отношения между мужем и женой):

Наказание за измену: 129 Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду.

Бракоразводный процесс:

138 (если человек захочет оставить супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ее приданое, которое она принесла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить.)

142 (Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: “Не прикасайся ко мне”, то дело ее должно быть рассмотрено в квартале, если она блюла себя и греха не совершила, то эта женщина не имеет вины: она может забрать свое приданое и уйти в дом своего отца.)

Имущественные отношения (наследование).

150 Если человек подарил своей жене поле, сад, дом или имущество и дал ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее сыновья не могут предъявлять ей иска, а мать то, что останется после нее, может отдать своему сыну, которого она любит; брату она не может отдавать.

Лишение прав наследования:

169 (если сын нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства).

Институт усыновления.

186 (Если человек взял в усыновление малолетнего и, когда он его уже взял, он -приемыш- отыскал своего отца и свою мать, то этот воспитаник может вернуться в дом своего родного отца.

Внутрисемейные отношения:

Применение тяжких физических наказаний: 195 (если сын ударил своего отца, ему должны отрубить руку).

 

6. Государство Древней Индии.

Следует отметить, что кастовое деление является общей чертой древневосточного общества. Однако в Древней Индии оно проявилось с наибольшей силой. По древнеиндийским законам Ману жители делились на четыре наследственные и замкнутые социальные группы или сословия (варны):

1) брахманы;

2) кшатрии;

3) вайшьи;

4) шудры.

Представители первых трех сословий считались дваждырожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны, их права и обязанности назывались драхмой.

К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога. Только они могли проповедовать религию. Брахманы освобождались от всех налогов и повинностей, телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари. Царь должен был не только слушать советы брахмана, но и доставлять ему удовольствие и подарки. Брахманам поручалось ведение судебных и иных государственных дел. Брахман не мог находиться в услужении. Законы подробно расписывали распределение занятий и обязанностей брахманов.

Второй варной из дваждырожденных считались кшатрии. Из них чаще всего выходили военачальники и раджи. Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других, в первую очередь брахманов. Они составляли военную знать. Только им разрешалось носить оружие, участвовать в походах. За убийство кшатрия штраф был в четыре раза меньше, чем за убийство брахмана. 9-летний брахман считался отцом 90-летнего кшатрия. Первые две варны являлись господствующими, привилегированными сословиями, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий.

Вайшьи – третья варна дваждырожденного. Они появились якобы из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, занималась торговлей, земледелием, ремеслом. За убийство вайшьи штраф составлял лишь восьмую часть штрафа за убийство брахмана.

К варне однорожденных относились шудры – наемные работники, слуги. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения. Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже.

Со временем внутри шудр и вайшью возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др. Имелись чистые и нечистые касты. На самой нижней ступени общественной лестницы стояли рабы, их чаще использовали как слуг. Они стояли вне кастового строя. Характерно, что для освобождения, от рабства в Древней Индии имелось гораздо больше возможностей, чем в Древнем Вавилоне. Рабство в Индии носило домашний, патриархальный характер.

Происхождение варн не вполне ясно. Весьма вероятно, что завоевание и пребывание среди враждебного народа способствовали ранней специализации двух основных политических «профессий» – жреческой и военной. Военачальники и администраторы осуществляли завоевание и порабощение чужого народа, жрецы наблюдали за чистотой «расы», препятствуя смешениям ариев с коренным населением. Вайшьи вобрали в себя весь основной народ завоевателей, шудры же образовались из каких-то частей местного населения. В первоначальных варнах все было проще, чем впоследствии; браки между брахманом и шудрянкой не воспрещались, хотя и не поощрялись; брахманы могли выполнять работу, которая затем была признана позорящей. В первых веках нашей эры в Индии стали складываться феодальные отношения, и в связи с этим происходит процесс «преобразования» варн в касты.

7. Право Древней Индии. Гражданские, уголовные и процессуальные нормы права в Законах Ману.

Законы Ману

 

Право1ое столетие до н.э. –составлены законы Ману. Это свод этико – религиозн. предписаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал на землю Ману, дабы навести там порядок и законность. Однако в систематизации законов, чувствуется рука знающих религиозные догматы и юриспруденцию. Законы Ману – сборник священных текстов, норм права, в нем помещен перечень прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменит. философов, этику. Дхармы – нормы поведения в повседневной жизни. Сборники законов – джармшастры. Права собственности – 7 способов возникновения: 1.наследование 2. дарение 3. покупка 4. завоевание 5. покупка 6. исполнение работы 7.получение милостыни, а также – давность владения. Основной вид собственности – земля. Собственник мог: продать, подарить,заложить, сдать в аренду землю. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее ценно – Рабы, скот, инвентарь. Покушение на собственность – отнесен к наихудшему их пороков.Суровое наказание тому, кто загрязняет водоемы, лес, разрушает плотину. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные стрелку. В зак – х содерж. строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества». Обязательственные отношения Договор займа.если должник не уплатил в срок он должен отработать свой долг.или родстаенники могли отдать. Договор найма – неисполнение договора, штраф. Купля – продажа. Продавец только собственник и сделка соверш. в присутствии свидетелей. Закон запрещает продавать вещи плохого качества. Общие требования: договор счит недействительным, если был заключен – пьяным, безумным, старым, ребенком, рабом и неуполномоченным. А также – совершенный обманом, с принуждением. Нормы семьи и брака Глава – муж. Он мог купить, продать жену.Женщина рассматривалась как наследствен. Владение.В детстве под властью отца, замужем под властью мужа, после его смерти под властью сыновей.В некоторых статьях – мать выше, чем учитель(гуру) и отец. Она – хранительн. Очага, воплощение богини жизни, нельзя причинять ей вред, оставлять, ссориться. Брак – религиозн. и нравственная обязанность людей.цель его деторождение, продолжение рода, сексуальное наслаждение. Брачный возраст для мужчин – 20 лет, женщин – 12и даже 8лет.Партнеры выбирались родителями.отец невесты нес огромные расходы на приданное. Его отсутствие могло обречь девушку на безбрачие, что могло закончиться самоубийством. Законы признавали единобрачие и нерасторжимость. Жена должна была след. За мужем после смерти(обряд самосожжения). Муж почитается как бог. Он мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, расточительна, тяжело больна, привержена к пьянству и просто скандалистка. Вдова влачила жалкое существование. Имущество семьи – общее достояние, но управлялось главой семьи.После смерти наследовалось сыновьями. Дочери от наследования устранялись. но братья должны были выделить часть на приданное. Законы содерж. большой перечень преступлений и наказаний:1. уголовные преступления – хищения, кражи скота, ограбления, кражи людей, клевета, доносы, прлюбодеяния, проституция, мужеложство,пьянство,убийства и тяжк. Телесных повр-х. А также –государственные преступления, против собственности и личности.законы указывали на формы вины, рецидив, соучастие. Наказания опред. в зависимости от тяжести вины и социальн. положения преступника. Высшие варны- несли меньшую ответственность(покаяние, штраф). Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки. Тяжесть уголовн. наказний ложил. на плечи шудр. Легкие наказания –замечание, покаяние, выговор. Далее – штрафы, смертная казнь: простая и квалифицированная, когда преступника превращали в калеку(членовредительство). Судоразбирательство производилось от имени царя.сущ. высший суд, в котор. Входили брахманы и советники. Законы предписывали искать истину, справедливо определять предмет иска. Правосудие в нисших судах вершилось раджами. Большое значение имели свидетельские показ –я. Суд имел состязательн. хар – р, истец должен был сам привести ответчика. К показ –ям не допускались родственники, женщины, враги и заинтересованные. Строго каралось лжесвидетельство, при отсутствии свидетелей применялись ордалии.

8. Государство и право Древнего Китая.

Возникновение государства в Древнем Китае связывают с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем».

Археологические данные свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земледельческой техники той эпохи:

1) соха и плуг (с металлическим сошником);

2) борона;

3) мотыга и т. д.

Земледелие стало основной отраслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение.

Большой вклад в развитие китайской государственности был внесен сановником Шан Яном. Так, в середине IV в. до н. э. по его инициативе была проведена реформа, в результате которой:

1) была узаконена свободная продажа и покупка земли;

2) мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство было предписано разделиться;

3) в ходе названной реформы также были ликвидированы старые округа и повсеместно введено новое деление. Появились такие единицы административно-территориального деления, как уезды. В интересах правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена круговая порука.

Каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку – т. н. пятидворку. Во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Далее, пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» – клан и т. д. Данный принцип «пятерок» был перенесен и на армию, где солдаты были связаны круговой порукой. В данном случае как за провинность одного отвечали все пятеро. Характеризуя китайское уголовное право, необходимо отметить, что в нем окончательно утвердился принцип групповой ответственности, когда наказание было распространено на невиновного. В 209 г. до н. э. вспыхнуло огромное по своим масштабам восстание. Результатом этого внутригосударственного волнения явилось свержение существующей правящей династии Цинь. Также отмечено определенное ослабление положения крестьян. В данном случае были освобождены рабы, общинам было возвращено право выбирать себе старост. В области права отмечено смягчение уголовных санкций. Подводя итог названным преобразованиям в Китае, следует сказать, что реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство же в свою очередь только способствовало этому процессу.

Следует отметить, что Древний Китай являет собой типичный пример восточной деспотии.

Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника:

1) гражданский губернатор;

2) военный губернатор.

Рассматривая государственное устройство, следует учитывать, что вмешательство центрального правительства в дела управления стало всеохватывающим. Налогообложение и налоговая политика отличаются детальной продуманностью и четкой регламентацией.

В период правления Ханьской династии (II в. до п. э. – II в. н. э.), в государственную практику Китая вводится:

 

1) продажа должностей;

2) система замещения должностей после сдачи экзамена.

Названные меры облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникновения в государственный аппарат в ущерб старой знати и навсегда закрывала доступ к управлению людям из народа. В последние века до новой эры и в первые века новой эры китайское общество и государство развивались по пути от рабовладения к феодализму. Рабы сажались на землю, крестьяне переходили в разряд арендаторов и зависимых работников.

В 18 г. до н. э. в результате народного восстания рабовладение в Китае:

1) была освобождена часть рабов,

2) издан закон о запрещении убивать рабов без суда.

9. Особенности развития древневосточного государства и права.

Общие:

1) Закрепляло социальное неравенство рабовладельческого общества

-приниженное положение раба(раб-вещь, хотя мог иметь семью или владеть имуществом в интересах хозяина)

-сословное неравенство свободных, Н:варны в древеиндийском праве

2) Связано с религией (религиозное обоснование правовой нормы; правонарушение-нарушение норм религии и морали);

3) Основной источник-обычай (во всех памятниках права ссылки на древних мудрецов-хранителей обычаев, обладающих священным авторитетом). Традиционный характер права. Обычаи, санкционированные государством, относятся к главным источникам. Отражение обычаев родового стороя(кровная месть, талион).

Длительное существование общины отразилось на приниженном положении женщин, детей; неравенство прав мужчин и женщин;

4) Отсутствие представлений об отрослях права, отличия преступлений от частных правонарушений. Внешняя бессистемность и нелогичность,внутренняя логика опред-сь религиозной концепцией.

Специфические: нет общих представлений о правоспособности и правовом статусе личности в Др. Египте в условиях поголовного рабства и засилия административно-командного царского аппарата; исключалось создание предпосылок для развития частного права в конфуцианском Китае(отвергалось любое равенство людей), китайское право-уголовное с элементами семейного и гражданского; религиозный характер индийского права, особая роль ученого брахмана, основной источник—дхармашастра.

10. Государство и право Древней Спарты.

Управление: народное собрание, коллегия эфоров (представительная власть), совет старцев.

Совет старцев: создал Ликург, 28 граждан старше 60 + 2 царя.

Соц и полит устройство: скреплено договором, VIII-VII.

Ликургов строй: сложился VII-VI, для обеспечения единства, сдерживание имущественного расслоения.

Аристотель: это смешание олигархического и демократического строя.

Участие народа в выборе высших должностных лиц.

Земельные наделы нельзя: дарить, делить, завещать.

Совместная трапеза и несение воен службы.

11. Государство и право Древних Афин.

Рассматривая афинскую государственность, следует отметить, что высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание созывалось 2–3 раза в месяц. Оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительна. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроект. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом пятисот и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения. Также всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно если этот закон нарушал принципы демократии.

Важным по значению органом был Совет пятисот. Его члены избирались по жребию народным собранием. Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами.

Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати.

Важным органом исполнительной власти являлась коллегия десяти стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз. В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины V в. роль этой коллегии в системе государственных учреждении резко возросла. Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки. Из девяти членов коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилей, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилей ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. По его указанию преступник объявлялся вне закона. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метэки, чужестранцы. Фесмофеты определяли порядок рассмотрения дел в суде. Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала коллегия одиннадцати. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.

12. Возникновение, расцвет и кризис республиканского строя в Древнем Риме.

13. Особенности государственного развития Римской империи.

14. Феномен римского права.

15. Особенности развития античного государства и права.

16. Византийское государство как пример эволюции рабовладельческого государства в феодальное.

 

17. Право Византии.

Византийская империя оставила после себя множество памятников права того времени. Одним из них является свод законов Юстиниана. Следует отметить, что интерес императора Византии Юстиниана к праву и судебной деятельности был достаточно велик. Вмешательство в судебную деятельность, в том числе в качестве высшего судьи, было для него делом обыкновенным. Юстиниан полагал, что безопасность государства должно опираться на оружие и законы. Законодательство Юстиниана преследовало различные цели:

1) стремление привести в систему старое право;

2) желание придать значимость правлению императора – выходца из простых крестьян. В качестве руководителя кодификационных работ был избран юрист Трибониан, занимавший один из важнейших постов в государстве. Ему было дано всего 15 сотрудников. Через три года после начала работы были готовы две основные части кодификации – «Дигесты» и «Институции». Кодификация Юстиниана включает в себя следующие части:

1) Дигесты, или Пандекты («собранное», «содержащие в себе все») были составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. Они состоят из 50 книг, каждая из которых распадается на титулы, снабженные особыми заглавиями. Основным содержанием Дигест является римское частное право. Наследованию по закону и по завещанию отведено не менее четверти всего материала. Государственному праву посвящена первая книга Дигест, уголовное и процессуальное право излагается в книгах 47, 48 и отчасти 49. По характеру содержащихся в них предписаний книги 47 и 48 получили название «страшных». Составители Дигест использовали огромный материал не менее 2000 книг, отобрав из него извлечения, принадлежащие перу 38 выдающихся римских юристов. Более всего текстов принадлежит юристам II–III вв. – Цельсу, Юлиану, Гаю, Папиниану, Павлу, Ульпиану, Модестину и др.;

2) Институции – учебник для студентов византийских юридических учебных заведений. В империи было два высших юридических учебных заведения:

а) в Константинополе;

б) в Бейруте (римская школа оказалась за пределами Византии).

Программа обучения рассчитывалась на пять лет и в соответствии с императорской конституцией 533 г. состояло в следующем: на первом курсе изучались Институции и первые четыре книги Дигест; на втором – четвертом курсах – Дигесты (до 36 книги включительно); на пятом курсе преподавался Кодекс Юстиниана;

3) «Кодекс Юстиниана» — собрание императорских постановлений (конституций), подготовленное в течение года комиссией из 10 человек.

Две последние части кодификации Юстиниана имеют меньшее значение, по сравнению с дигестами. Кодекс Юстиниана, переработанный в 534 г. в связи с выходом Дигест, состоит из 12 книг, содержащих постановления римских и византийских императоров начиная с Адриана (II в.). При этом:

1) первая книга трактует вопросы церковного права;

2) 2—8-я имеют своим содержанием частное право;

3) 9-я посвящена уголовному праву;

4) 10—12-я – административным (полицейским) правилам разного рода.

В последующие годы кодификация Юстиниана исправлялась и дополнялась новыми постановлениями, носившими нередко характер толкований. Такого рода постановления получали значение «конституций» и назывались «новеллами». Основная часть их относится к 535–565 гг. Из последующих византийских кодификаций следует обратить внимание на:

1) «Эклогу» (VIII в.), хорошо известную в славянских государствах;

2) «Земледельческий закон», санкционировавший существование сельских общин в Византии и регламентировавший их правовой быт;

3) «Базилики» императора Льва VI (890 г.).

18. Возникновение и развитие империи франков.

В конце 4-нач.5-го вв народы Европы вступили в качественно новый этап своего развития. Появл.новая цивилизация. Галлия, бывш.римск.провинция атакована германцами,наиболее сильн – салические франки. Они расселились на террит. Общинами-марками. Марка счит.собственником всей земли общины, включ.-леса, поля, луга,пустоши, пашни. Марка управл.сходом, организов.правов.процессы.Судья-должность выборная_Тунгин. Местное насел. Оказалось в зависимости, римская аристократия сохранила свои позиции, т. к. сблизилась с франской знатью. Верхн. Эшелон власти-феодальн. лестница, сеньор-вассал. Отношения феодала к монарху строились на вассальной присяге. Новая организ.управления –король –военный вождь и лично преданная кму дружина, -Политическ.система раннефеодального общества. Территориал.деление на; паги(округа), сотни-более мелк.единицы.Управление округом осущ.доверен.лица короля-графы, они организовывали ополчения, Просматривали судеб.дела, взимали подати. На границах созд.герцогства, герцог-командир местного ополчени, зан.обороной границ. Развитие гос-ва проис.в 2 этапа; 1. 5-7вв.- период монархии Меровингов, 2. 8в. –монархия Каролингов. Гос-ву присущ.дворцовая система управления, осбое место зан. Управитель королевск. Хоз-ва-мажордом. Военный вождь-Хлодвиг из рода Меровингов принимает христианство. Хлодвиг покорил много герм племен, кот.выплачивали ему дань. Монарх обладал земельным фондом-доменом, из кот.жаловал воен.дружанам части за службу, королевск.чиновники награжд.имениями(перешедш. Со временем в феодальн собствен.), а названия должностей-в почетн наследст.титул. Подарен.земли стан. Наследств.свободно отчуждаемой собственностью(аллодом). Дружинники-феодалы – земледельцы. В крестьян.общинах: расслоение и обезземеливание крестьян, возник.две формы закабаления; С помощью прекария(договор о повинностях крест.на опред.участке земли) и коммендации(передача себя под покровительство феодала). 8в. майордом Карл Мартелл провел ряд Реформ, имевш. Важн.последствия для структуры франкского общ-ва.; земли и живш на них крестьяне передаются в условное пожизненное держание- бенефиций(обладатель его обяз нести военную службу, в пользу лица, вручившего землю), т.о формируется вооруженное войско, укрепляющее позиции центр.власти. потом бенефиции стали раздавать и крупн.феодалам, складываются отношения соподчиненности феодалов-вассалитет. Феодал,получивг.иммунитетную грамоту от короля, осущест.на подвластной ему территории всю полноту финансовой, воен.и судебной власти. Последн короли из династи Меровингов так были заняты своими секандалами, что заботы о гос-ве постепенно оказались в руках майордомов-упр.корол.двором. Самый известн.король из династии франков-Карл Великий(2-й представитель династии Каролингов, внук Карла Мартелла).Под его властью наход-сь; Франция(кр.Бретани), Бельгия, Голландия, Швейцария, западн.Германия, Италия,часть Испании. Карл Великий был очень набожным, поддерживал церковь и защищал ее, придавал бол.значение образованию и культуре. В 800г. папа римский короновал Карла императорской короной. Так формально была восстановлена Западная Римская империя. Указы Карла-капитулярии) имели общеобязат.силу для всех подданных. 9 век- зенит могущества Франского гос-ва. Но масса несовершенных элементов, скрытых в системе все же привело его к разделению. Отсуттствие крепкой гражданской власти, империя оказалась рыхлой, не было прочных экономич-х и культ_х связей. Собравшиеся в Вердене в 843г.внуки Карла разделили империю на 3 части:Восточ.- Людовик Немецкий, Западная_ Карл Лысый, Среднефракское королевство Северн. Лотарингии _ коридор между землями этих братьев – и Северн. Италия досталась Лотарю. Верденский договор положил начало самостоятельному существования 3-х европейск. гос-в: Франции, Германии и Италии.

1 <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: