Метод комплексного исследования




а) изучение не только основной проблемы, но и всех взаимосвязанных с ней проблем)

Одним из основных общенаучных методов является формально логический метод.

Логика - это наука о приемах и способах мышления. В научном познании юридической действительности используются разнообразные логические операции: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, моделирование и другие.

Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы и изучение их в отдельности (например, деление права на отрасли, выявление элементов механизма государства).

Синтез – это логический прием, заключающийся в соединении элементов в единое целое (например, в правовую систему).

Индукция позволяет на основании частного знания получить знание общее. Например, выявив признаки государственного органа, можно сделать объективный вывод, что такое орган государства, а затем более обобщенный вывод, что такое механизм государства.

Дедукция – это умозаключение от общего к частному. Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке. Так, познание права начинается с изучения его признаков и строения, затем обращаются к отрасли права, после чего выявляются существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права, и завершается этот процесс исследованием нормы права и ее структуры.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующего проверки на опыте и теоретического обоснования.

III. Частно-научные / специальные методы (данные методы разработаны различными науками и используются юридической наукой в государственно-правовых исследованиях)

1) статистический (основан на сборе, обработке и анализе информации, характеризующей качественные и количественные изменения объекта)

2) социологический (основан на использовании социологических приёмов: наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.)

 

3) социально-психологический (основан на исследовании социально-психологических характеристик личности, социальных групп и общества в целом)

4) математический (основан на использовании математических методов и моделей в государственно-правовых исследованиях)

5) кибернетический (основан на использовании системы понятий, категорий и технических средств кибернетики)

IV. Специальные юридические методы (разработаны юридической наукой на основе частно- и общенаучных методов)

1) формально-юридический / нормативно-догматический метод (основан на изучении права в чистом виде, т.е. вне его связи с политикой экономикой и другими социальными явлениями).

2) метод сравнительного правоведения (основан на исследовании изучаемого объекта в сравнении с аналогичными объектами в других странах)

3) метод государственно-правового эксперимента (основан на апробации государственно-правовых нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах)

4) метод государственно-правового прогнозирования (основан на построении научных прогнозов развития изучаемых объектов)

Все методы исследования государства и права находятся между собой в тесной взаимосвязи. Каждый конкретный метод применяется для решения определенных познавательных задач и только в совокупности с другими дает возможность решить основную задачу теории государства и права – раскрыть полно и всесторонне ее предмет.

 

3. Характеристика основных теорий происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, психологическая).

 

В настоящее время в науке теории государства и права нет более

сложного и дискуссионного вопроса, чем генезис государства и права. На

сегодняшний день существует множество теорий, отчасти

дополняющих друг друга, но в большинстве случаев взаимоисключающих.

На сегодняшний день принято выделять в качестве основных

следующие теории:

Патриархальная теория

Исторически первой оформляется патриархальная теория

рассматривающая государственную власть как продолжение и развитие

отцовской власти. Ее основателями были Платон и Аристотель, жившие в

эпоху, когда пережитки родовой организации еще сохранялись и

оказывали огромное влияние на политические процессы. По их мнению,

государство есть продукт разросшейся семьи. Позднее идея была

подхвачена апологетами монархического строя, которые пытались

обосновать королевскую власть как следствие господства отцовской

власти в патриархальной семье, но уже в масштабах всего государства. Так

защитник Стюартов Филмер в качестве основы своей теории положил

библейский сюжет об Адаме, праотце всего человечества, получившего

свою власть от Бога, которая передавалась по наследству. Короли, как

прямые потомки Адама, обладают своей властью по праву первородства.

Не смотря на свою реакционную суть, данная теория имеет ценность,

поскольку обращает внимание на догосударственное устройство общества,

как основанное на кровном родстве.

Теологическая теория

Данная теория возникла вследствие укрепления религиозного

мировоззрения в общественном сознании. Она рассматривает государство

как результат «божьего промысла». В христианском мире она находила

свое обоснование в церковных догматах и трудах богословов. Господство

теологической теории растянулось на несколько веков, однако ее

содержание менялось в зависимости от характера, который принимали

взаимоотношения между государственной и клерикальной властью. Отцы

церкви обосновывали вторичность королевской власти по отношению к

власти Папы Римского. В более поздний период, по мере усилениямонархов сложилась доктрина «двух мечей» Бернара Клервосского (1091–

1153): «меч духовный и меч материальный – оба принадлежат Церкви, но

первый должен быть поднят за Церковь, тогда как второй самой Церковью;

первый вложен в руку священника, второй – в руку солдата, но по знаку

священника и по приказанию императора». Данная теория не имеет

рационального обоснования и основана исключительно на вере, что

отражало общую идеологию средневковья.

Договорная теория

Представители данной теории рассматривали возникновение

государства как результат волевого акта людей – общественного договора.

Это шло в разрез с господствовавшей ранее теологической доктриной.

Основой теории является положение о том, что государству предшествует

естественное состояние человека. Однако характеристика этого состояния

в работах представителей данной теории различались.

Так, Томас Гоббс утверждал, что до возникновения государства, когда

не было силы способной сдержать «звериное начало» человека, все люди

находятся в состоянии «войны всех против всех». Необходимость

ограничения непрекращающихся внутренних усобиц и защиты от внешних

врагов вынуждают к созданию государства. Развернутое же определение

последнего, содержащееся в работе «Левиафан», гласит: «государство есть

единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем

взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем,

чтобы это лицо могло испытать силу и средства их так, как сочтет

необходимым для их мира и общей защиты». Отождествление государства

с библейским чудовищем не случайно. Теория Гоббса сложилась в период

обострения социальных противоречий, вылившихся в гражданскую войну,

и повышения мощи государства, которое выступило орудием слома

феодальных порядков.

Иную трактовку теория общественного договора получила в работах

классика либеральной мысли Джона Локка. В его работе «два трактата о

правлении» выдвигается тезис о естественном характере права

собственности, которым обладали люди еще в догосударственном

состоянии. Развитие общества приводит к появлению неравенства,

следствием которого являются конфликты. Для их разрешение и наказания

виновных создается государство, но не страх (как у Гоббса), а «голос

разума» заставляет людей идти на заключение общественного договора.

Подобный подход отразил консенсус между феодальной аристократией и

верхушкой рвущегося к господству буржуазного класса сложившийся

после так называемой «Славной Революции».

Наиболее радикальным представителем данной теории был Жан-Жак

Руссо, чьи идеи послужили теоретической основой и идеологическим

обоснованием революционного движения во Франции времен кризиса

абсолютизма. Естественное состояние в его работах предстает как__ «золотой век». По описанию Руссо, сначала люди жили как звери, и ничего

общественного (речи, собственности, морали и т.п.) у них не было и они

были равны между собой. Но по мере совершенствования навыков и

знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи.

Период выхода из состояния дикости, когда человек становится

общественным, продолжая оставаться свободным, представлялся Руссо

«самой счастливой эпохой». Однако дальнейшее развитие приводит к

появлению имущественного неравества. Богатые, не имея достаточных сил

для защиты от большинства бедных, убедили темных и легковерных

людей объединиться, установить правила справедливости и мира. На

основе общего соглашения – договора – создается новая ассоциация людей

– государство. В своих трудах он призывает к «перезаключению

общественного договора»

На сегодняшний момент данная теория не отвечает критериям

научности, но в период буржуазных революций она сыграла ключевую

роль в идейно-политической борьбе против феодального строя. Во-первых,

она вытеснила религиозную трактовку государства и во-вторых родила античную идею естественных прав.

Теория насилия

Данная теория рассматривает процесс формирования государства, как

становление социального института, который позволял бы одной части

общества подавлять другую. В зависимости от взглядов на характер

происхождения этих групп теорию принято делить на две части:

Теория внешнего насилия. Главная причина возникновения государства

и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и

возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних

племен другими. Оно обусловлено необходимостью применения насилия

не только в ходе завоевания, но и после, для того чтобы не было

постоянной войны между ними. «Племя победителей, – отмечал Каутский,

– подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и

затем принуждает побежденное племя систематически работать на

победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого

завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления

общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно

двух общин, из которых одна делается господствующим, другая

угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат,

который создают победители для управления побежденными,

превращается в государствоサ. Судя по всему, Каутский считает

государство силой, навязанной обществу извне. Для подавления

порабощенных народов создаются государственные органы, принимаются

законы. Возникновение государства представляется как реализация

принципа: слабый подчиняется сильному. В результате войн племена

превращаются в касты, сословия, классы. По мнению представителей этой теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия на них, государство становится мощным средством защиты от возможных посягательств со стороны других сильных племен, а также определяет с некоторой точностью объем предъявляемых к ним требований и дает им возможность сохраниться в

пределах сохраненных за ними прав. Именно с помощью насилия образовались государство лангобардов, вестготов, новое английское королевство и др. Каутский и его сторонники указывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы:

1) покорение одного народа другим;

2) возникновение каст (классов);

3) постепенное смягчение их неравенства;

4) замена военного господства господством права;

5) происхождение государства, где все люди имеют права и обязанности;

6) соединение людей в однородный народ;

7) рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации.

Теория внутреннего насилия. Авторство этой теории принадлежит

немецкому философу и экономисту Е. Дюрингу (1833–1921), создателю

работы «Ценность жизни». Он считал, что основой общественного

развития являются формы политических отношений, а экономические

отношения – следствие политических актов. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой, насилия большинства над меньшинством. Центральной идеей была невозможность принятия решения при наличии равноправных субъектов с разными интересами (в качестве примера приводились два человека, каждый из которых не желал подчиниться воли другого).

Данные теории отражают тот факт, что принуждение есть неотъемлемое свойство государства, но их выводы не находят подтверждения в исторической науке как универсальные.

Ирригационная теория

Автор теории В. Витфогель, на примере первых государств (Египта,

Вавилона) доказывал, что государство возникло вследствие

необходимости мощной централизованной власти для организации

ирригационных работ, без которых земледелие на указанных территориях

невозможно. Часть общины, взявшая на себя руководство этим процессом

все больше отдалялась от материального производства, превращаясь в

госслужащих.

Данная теория в состоянии охватить становление государств лишь на

определенных территориях и абсолютно неприменима, например, для

древней Греции или Рима. Однако ее ценность заключается в детальном

рассмотрении процесса формирования государственной собственности в

Восточных странах.

Патримониальная теория

Патримониальная теория объясняет происхождение государства из

поземельной собственности. Изначально земля принадлежала всей

общине, но с усилением власти вождей превращается в их собственность.

По мнению автора теории Галлера, право собственности на землю является

первоосновой господства над территорией.

Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, патримониальная теория с особенной

силой была выдвинута в реакционное время после французской революции

и питается теми отношениями, которые дает нам средневековая

историческая действительность. Представление о принадлежности всей

земли королю или князю долгое время держалось в Германии, Франции,

России, и до середины ХХ века находила себе юридическое выражение в

Англии. Говоря о более раннем периоде развития общества.

Классовая теория

Государство есть результат деления общества на классы – класс

эксплуатируемых и класс эксплуататоров, орудием в руках последнего оно

и служит. Идея классовой борьбы разработана французскими историками

Гизо, Минье и Тьером, пытавшимися осмыслить Великую Французскую

Революцию. Однако они не рассматривали ее как фактор социально

исторического прогресса. К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах

обосновывали идею, согласно которой деление общества на классы

закономерный результат его развития, вследствие разделения труда,

появления излишка продукта и частной собственности. Обострение

классовой борьбы, по их мнению, становиться главной причиной

появления, а затем и развития государства, как инструмента принуждения.

«Государство есть продукт общества на известной ступени развития;

государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом

противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые

противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти

противоположности, классы с противоречивыми экономическими

интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для

этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала

его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но

ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть

государство». Таким образом, если Е. Дюринг, Л. Гумплович в основу

возникновения государства положили факторы внутреннего или внешнего

насилия, то К. Маркс и Ф. Энгельс (позднее В.И. Ленин)

руководствовались положением, что государство – не сила, навязанная

извне, а результат внутреннего развития общества. Вместе с эти

подчеркивается роль государства в обеспечении господства класса

эксплуататоров: «так как государство возникло из потребности держать в

узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в

самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является

государством самого могущественного, экономически господствующего

класса, который при помощи государства становится также политически

господствующим классом и приобретает таким образом новые средства

для подавления и эксплуатации угнетенного класса».

Теория носит материалистический характер и основывалась на

современных ее авторам достижениях философии и науки. В начале XX в.

Она становиться официальной идеологией сначала рабочего

революционного движения, а затем стран социалистического лагеря.

Попытки пересмотра ее положений строго пресекались. После распада

СССР ситуация изменилась в прямо противоположную сторону – теория

была подвергнута острой, зачастую необоснованной критике. Чаще всего

указывалось на преувеличение роли экономической сферы. Не смотря на

это, теория не теряет своей актуальности.

Психологическая теория

Представителями психологической теории являются Г. Тард и

Л. Петражицкий. Своим зарождением она обязана становлению

психологии как самостоятельной области научного знания в конце XIX-го

века. Теория определяет общество и государство как сумму психических

взаимодействий людей и их различных объединений. Люди не равны по

своим психологическим качествам. Так же как по физической силе

различают слабых и сильных, также различными являются и качества

психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки

авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание

зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости

определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу

успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении.

Другие _______люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять

своей воле других. Государство – продукт разрешения психологических

противоречий между активными личностями, способными к принятию__ ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к

исполнению данных решений.

Говоря о научности рассматриваемой теории, следует согласиться с

Г.Ф. Шершеневичем, который отмечал, что свести всю общественную

 

4. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества.

 

Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями.

Обычай - это исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения.

Обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм.

Понятие мононормы разрабатывалось историками первобытного общества и от них перекочевало в отечественную теорию государства и права. Под мононормой понимают нерасчлененное единство моральных, религиозных, правовых и иных норм.

Первобытные обычаи имели несколько характерных признаков:

- они исходили от рода, выражали его волю и интересы и передавались из поколения в поколение. Очевидно, что при таком уровне развития человечества эти нормы нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей, исполнявших их в силу привычки;

- они соблюдались добровольно; главной гарантией, обусловившей их соблюдение, было внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. В случае же не соблюдения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры. Применение этих мер входило в функцию общественной власти;

- в них не проявлялось никаких различий между правами и обязанностями членов общества; право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Нормы обычаев относятся к виду социальных норм, так же как и нормы права. Однако между ними отличия.

Право — это система общеобязательных формально определенных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.

Право характеризуется следующими признаками:

нормативностью: право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

общеобязательностью: правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, вне зависимости от того, как те к ним относятся, нравятся они им или нет;

формальной определенностью: правовые нормы выражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и благодаря этому отличаются большой степенью определенности и ясности;

системностью: все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;

гарантированностью государством: реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения;

многократностью применения: нормы права рассчитаны и неограниченное количество случаев.

5. Характеристика основных теорий происхождения права (теологическая, естественная, историческая, классовая).

В настоящее время существует более двадцати теорий происхождения государства и права.

Основными из них являются следующие:

1. Теологическая теория (Ф.Аквинский): государство установлено богом, монарх – наместник бога на земле, которому нужно беспрекословно повиноваться.

2. Патриархальная теория (Аристотель, Р.Фильмер, Н.К.Михайловский): государство – это разросшаяся семья, управляемая отцом, его нужно уважать и добровольно подчиняться.

3. Договорная теория (Д.Локк, Т.Гоббс, Г.Гроций, А.Н.Радищев): народ добровольно создал государство для защиты своих прав, но имеет право поменять правительство, если оно перестанет служить народу.

4. Теория насилия (Е.Дюринг, Л.Гумплович):

- теория внешнего насилия: одно племя завоевывает другое и формирует государство, чтобы держать в повиновении побежденных;

- теория внутреннего насилия: одни соплеменники (сильные) подчиняют других (слабых) и удерживают их в повиновении.

5. Историко-материалистическая теория (марксистско-ленинская - К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин): комплекс сформировавшихся экономических, социально и военно-политических предпосылок неизбежно ведет к созданию государства (неолитическая революция → три общественных разделения труда → рост производительности труда → появление прибавочного продукта, который накапливается у определенной группы людей → разделение на классы→ непримиримые классовые противоречия (антагонизмы), необходимость подавления одного класса другим.

6. Психологическая теория (Л.Петражицкий): люди различаются по своим психическим свойствам – одни созданы, чтобы подчиняться (таких большинство), другие – чтобы подчинять (таких меньшинство); их объединение приводит к появлению государства.

7. Органическая теория (Г.Спенсер): государство – это живой организм, который живет по законам природы (правительство – голова, армия и полиция – руки, различные группы населения – внутренние органы).

8. Ирригационная теория (К.Витфогель): государство возникает при необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (плотин, дамб, каналов для орошения и осушения). Данной теорией объясняется создание древних восточных государств – Египта, Китая, Индии.

Теории происхождения права тесно связаны с теориями происхождения государства, но имеют свои особенности.

1. Теологическая теория (Ф.Аквинский): право – это искусство добра и справедливости, данное богом в виде заповедей; оно вечно и неизменно, т.к. человек не способен создавать справедливых законов.

2. Теория естественного права (Д.Локк, Т.Гоббс, Г.Гроций): право делится на позитивное (созданное государством в виде законов и т.п.) и естественное (вытекает из неизменной природы человека, связывается с совестью и справедливостью). В правовом государстве позитивное право является справедливым.

3. Психологическая теория (Л.Петражицкий): причиной возникновения права являются психические переживания людей, результаты этих переживаний фиксируются в нормах права.

4. Историческая теория (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта): право зарождается и развивается исторически у каждого народа, как национальный язык.

5. Социологическая теория (П. Стучка): социальная жизнь сложнее и динамичнее писаного права, его недостаточно для регулирования общественных отношений. Поэтому настоящее право исходит из судебной практики, когда суды вынуждены толковать существующие законы, приспосабливая их под реальные общественные отношения.

6. Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс): право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Следовательно, корни права лежат в экономике.

Таким образом, существует множество теорий происхождения государства и права. В России в настоящее время преобладает историко-материалистическая теория происхождения государства и позитивизм в происхождении права.

 

6. Типология государств в формационном и цивилизационном подходе

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

Формационный подход

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

· Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

· Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

· Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

· Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: