Недостатки Формационного подхода




· Не универсальная схема, не все государства попадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

· Весьма схематичная и одномерная;

· Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.)..

Цивилизационный подход

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

· Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

· Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

· Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

(пояснение) Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное — и последний исторический тип — социалистическое государство, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

Перечислим основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство — это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства — результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Как утверждают основоположники марксизма-ленинизма, буржуазный тип государства — последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство — орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Социалистический тип права — это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшей фазе, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств, марксистско-ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями, которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком.

2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.

3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более и более отчуждают себя от него.

4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально-экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.

Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типовой классификации государств является понятие “цивилизации”.

Английский историк А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание и в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным (однолинейным), а поэтому не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.

Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из виду такой важный факт, как многоукладность, которая сопровождает практически всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Учет этого фундаментального факта существенно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического базиса. Характер и удельный вес различных хозяйственных укладов обусловливает в значительной мере не только тип самого базиса, но и своеобразие разложения старых форм хозяйствования и зарождения принципиально новых экономических форм.

Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются только классы-антагонисты, остальные же социальные слои находятся за пределами исследования: они не вписываются в традиционную модель классового противостояния. Тем самым обедняется социальная картина общественной, в том числе государственно-правовой жизни народов.

В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов. Вне поля зрения остается огромный пласт идей и представлений, нравственных ценностей человека, которые не могут быть сведены ни к интересам антагонистических классов, ни вообще к какому-либо классовому началу. Стержень культурно-духовной сферы любого народа составляет совокупность его представлений об окружающем мире, о том, какое место данный народ и каждый принадлежащий к нему индивид занимают в этом мире. Комплекс этих представлений лежит в основе формирования фундаментальных культурных и нравственных ценностей народа, которые цементируют, определяют и поддерживают его историческое единство, служат источником его развития. Социальные антагонизмы, безусловно, деформируют и ослабляют эти ценности, однако последние не утрачивают при этом главного — своего надклассового, общенародного характера.

Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия “формация ” состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную — во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид.

Концепция цивилизации оказывается намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, не только проявление классовых противоречий, но и общность духовных принципов, пронизывающих все поведение людей в различных областях человеческой деятельности. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые, при всем их различии, имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого.

Наиболее универсальным научным критерием типологии государственных и правовых явлений становится в настоящее время цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному государству качество определенного типа.

Формационная типология опирается на материалистическое понимание истории, где за основу принимаются экономические факторы. Государственные и правовые институты здесь признаются вторичными, производными от уровня производительных сил, то есть своеобразной политической надстройкой над экономическим базисом. Центральной категорией выступает общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой формации кроме первобытнообщинной соответствует свой исторический тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный или социалистический. Причем каждый последующий тип государства и права прогрессивнее предыдущего.

В рамках формации выделяется господствующий тип собственности, обусловливающий экономическое и политическое господство определенного класса. Например, главный принцип организации и функционирования:

· рабовладельческого государства и права - частная собственность на средства производства и рабов;

· феодального государства и права - частная собственность феодала на землю и крепостная зависимость крестьян;

· капиталистического - формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности;

· социалистического - государственная собственность на средства производства.

Формационная типология отличается однобокостью и стремлении обосновать историческое развитие исключительно объективно-экономическими условиями производства. Формационная типология не учитывает в полной мере иные, неэкономические факторы в развитии государства и права. Это касается демографических, культурологических, социальных, географических и других моментов. Выстраивается жесткая схема исторического процесса, под которую подгоняются конкретные государства. Согласно данной типологии все государства без исключения должны следовать пяти этапам формационного развития. Но это справедливо лишь отчасти. История многовариантна, и многие государства вообще не имели в своем развитии отдельных Формационных этапов, например, таких как рабство, социализм. Так, экономика рабовладельческого и феодального сообществ носила многоукладный характер, что не позволяет выделить здесь господствующий тип собственности. Кроме того, всегда существовало множество смешанных, переходных типов государств и правовых систем, не вмещающихся в рамки определенной формации. Не выдержала испытания практикой и теория о социалистическом государстве и праве как наиболее прогрессивном и передовом

Основоположником цивилизационной типологии является английский историк А. Тойнби.

В основе цивлизационной типологии лежит совокупность самых разнообразных факторов, таких, как экономика, политика, демография, культура, религия, социальная и национальная структура населения, географические и природно-климатические особенности, уровень технического развития и др. Базовой категорией цивилизационной типологии выступает цивилизация как совокупность материальных, научных, политико-правовых, культурных и других достижений общества. Цивилизации отличаются друг от друга прежде всего культурным и историческим наследием, а также другими элементами, включая присущий каждой цивилизации тип государства и права.

А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.

Так по А. Тойнби цивилизация на закате своего развития проходит стадию создания супергосударства, которое он называет "бабьим летом" цивилизации. Так, например, А. Тойнби считает Византийскую империю супергосударством греко-римской цивилизации, наследником которой после гибели этой империи является восточно-славянская цивилизация, супергосударством которой, в свою очередь является Российская империя. Таким образом, А.Тойнби подтвердил формулу "Москва - третий Рим".

А в целом, отдельные цивилизации обособлены друг от друга, развиваются самостоятельно, по своим собственным законам. Таким образом, отрицаются единство исторического развития человечества, общечеловеческие ценности, сходство материальных и духовных культур различных народов.

Иногда выделяют христианские, исламские и традиционные цивилизации. Возможны классификации по технологическим критериям, например на аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) государство. Ряд западных ученых обосновывает деление государств на древние - древневосточные, древнегреческие, древнеримское и древнегерманские, средневековые и современные. Существуют и другие виды цивилизационных типологий.

 

7. Законодательная власть, ее первичный и представительный характер.

Это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.

Это представительная власть. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.

В различных государствах законодательные органы называются по разному: в РФ –Федеральное Собрание, в США – Конгресс, в Великобритании – Парламент, во Франции – национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент (от «parler» - говорить), поэтому часто законодательный орган именуют парламентом.

Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней. Поэтому верхние палаты становятся своеобразным «заслоном» на пути поспешных и популистических законопроектов, принятых нижними палатами.

Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых – предварительное рассмотрение законопроектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совместных действий.

Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Парламент участвует в формировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия он осуществляет на сессиях. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации. Депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право отзыва депутатов избирателями до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат).

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.

8. Исполнительная власть, ее вторичный и подзаконный характер.

 

Это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реагирует через систему исполнительных органов.

Исполнительный орган – это органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность этих органов состоит именно в том, что именно они являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах и в актах вышестоящих исполнительных органов.

Распорядительная деятельность состоит в том, что они принимают практические меры по реализации вышеуказанных требований, организуют исполнение законов и распоряжений гражданами и общественными организациями, а также нижестоящими органами исполнительной власти.

Исполнительные органы должны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому деятельность этих органов называют подзаконной, а издаваемые ими акты – подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство и президента, их органы на местах. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строго юридической форме и с помощью специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания законодательной власти) может, не уходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.

 

9. Судебная власть и ее независимый характер.

Это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Однако, осуществляя государственную власть в особой форме – в форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти: он применяет законы, издаваемые парламентом, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержании преступников).

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов. К принципам судоустройства в демократическом государстве можно отнести:

- осуществление правосудия только судом;

- независимость суда и подчинение его только закону;

- неприкосновенность судей и их несменяемость;

Судопроизводство – установленный законом порядок возбуждения, расследования и разрешения уголовных и гражданских дел.

Принципы судопроизводства в демократическом государстве:

- законность;

- осуществление правосудия только судом;

- равенство участников процесса;

- публичность и гласность судебного разбирательства;

- непрерывность судебного разбирательства;

- устность судебного разбирательства;

- состязательность;

- ведение на национальном языке.

10. Функции государства: понятие, содержание и классификация.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его роль и назначение в обществе.

В связи с те что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их классификация.

Простейшей классификацией является подразделение функций государства на внешние и внутренние

Внутренние функции государства – это экономическая функция (например, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление систем налогообложения), экологическая функция (деятельность, направленная на восстановление, охрану и улучшение природных условий проживания людей), функция развития культуры, науки и образования.

К внешним функциям относятся: оборона и защита государства (например, создание вооруженных сил, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск), обеспечение мира и поддержка мирового порядка, взаимодействие с другими государствами и т.д.

Среди внутренних и внешних функций государства различают функции основные (главные) и неосновные (второстепенные или подфункции).

Основные (главные) функции это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Неосновные – это составные структурные части основных функций, представляющие собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

 

Основанием для квалификации функции может служить и характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивная функция – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

 

11. Характеристика основных внутренних функций Российского государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его роль и назначение в обществе.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства внутри общества и страны (государства)

В числе внутренних функций государства необходимо выделить следующие:

- функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

- функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

- экономическая функция (например, выработка экономической поилитики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление систем налогообложения);

- экологическая функция (деятельность, направленная на восстановление, охрану и улучшение природных условий проживания людей);

- социальная функция (создание системы социальной защиты населения, пенсионное обеспечение и т.д);

- функция развития культуры, науки и образования;

- идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.).

 

 

12. Характеристика основных внешних функций Российского государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его роль и назначение в обществе.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.

К внешним функциям относятся:

- оборона и защита государства (например, создание вооруженных сил, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск);

- обеспечение мира и поддержка мирового порядка;

- взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях, в военно-политических блоках и союзах и т.д.).

13. Формы и методы осуществления функций государства.

Под формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуется его функция.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.

К правовым формам относятся:

- правотворческая (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов). Это законодательная и правотворческая деятельность;

- правоисполнительская (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.)). Это исполнительная, правоприменительная, оперативно-исполнительная деятельность;

- правоохранительная (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям). Например, судебная, правоохранительная деятельность.

Следует иметь в виду, что государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т.е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т.е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, однако, несвойственно.

К организационным форма относятся:

- организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.д.);

- организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.). Например, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, организация снабжения;

- организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснение вновь издаваемых нормативных актов и формированием общественного мнения). Например, разъяснение издаваемых законов.

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: