Формы непосредственной реализации права: общая характеристика.




Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Непосредственная реализация права в форме соблюдения (воздерживаются от противоправных действий), исполнения (выполняют возложенные на них обязанности) и использования (осуществляют свою праводееспособность) характеризуется следующими свойствами:

1.Реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов.

2.Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

3.Процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах.

4.Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения.

Непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

Билет 24

34.Нормативистский подход к пониманию права.
Позитивизм правовой, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве ценностей только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Право-система норм,как пирамида,каждая низшая черпает свою законность в норме большей юр силы(Кельзен,Новгородцев)В основ пирамды суд акты,договоры.
Достоинства

-нормативность необход иерархии

-признаются широкие возможности гос-ва влиять на общ-ва

Недостатики
- преувелич роль гос-ва

- увлеченность формальной сторной права

- недооцен связь с эк-ки,соц,полит,дух факторами.

Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права: признаки, виды, стадии.

Правоприменение - особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз после издания нормативно-правового акта властно подключается к процессу правового регулирования. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим); б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию); в) когда речь идет о реализации санкции.

Признаки правоприменения: 1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). 2) имеет государственно-властный характер; 3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний; 4) выступает формой управленческой деятельности государства; 5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право; 6) представляет собой сложный, стадийный процесс; 7) имеет творческий характер;

В качестве основных можно выделить три стадии: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) формирование юридической основы дела;3) решение дела.

Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую.

По результатам правоприменения выносится акт применения права - официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное. Позитивное правоприменение - это то обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм.(назначение пенсии, обмен жилых помещений). Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Билет 25

35.Естественно-правовой подход к пониманию права.
Прво - совокупнось естественных прав. Зародилась в античности. Окончат завершилась в пер.буржуазной революции. (Гоббс,Локк,Радищев.)

1.Разделение права позитивного(закон) и естественного
2.Источник права не в законе,а в самой природе чел

3. Право отждествляется с моралью

Достоинства

1.указывает,что законы могут быть и не правовыми

2.Правозглашение прав естественных яв-ся препятствием для чинов произвола

Недостатки:
1.Связано только с правосознанием(у всех разное)

79.Квалификация юридически значимых действий и событий: понятие и прин­ципы.

Предусматриваемые законом юридические факты делятся на две большие группы.

Первую группу составляют действия граждан и юридических лиц. Юридически значимое действие - это действия, которые влекут за собой возникновение каких-либо юридических последствий. Они делятся на правомерные и неправомерные.
По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Юридические поступки - это правомерные действия, которые порождают последствия независимо, а иногда и вопреки намерению человека, совершившего юридический поступок. Юридические акты – действия направленные на порождение по. Неправомерные действия выражаются в причинении вреда одним лицом другому лицу.(преступление УК,проступки ГП,АП..)

2. Вторую группу составляют юридически значимые события. К ним относятся такие не зависящие от воли и сознания конкретного участника обстоятельства, как рождение и смерть человека, стихийные явления природы, а также военные действия.

В зависимости от того, обусловлено возникновение событий волей человека или нет, их принято подразделять на абсолютные(не зависят о воли: наводнения, землетрясения) и относительные события- которые возникают в результате действия лиц, но в дальнейшем развиваются независимо от их действий. (наступление смерти в результате причинения телесных повреждений, рождение человека)

 

Билет 26

36.Социологический подход к пониманию права.
Право-реализация законов, юр действия (эрлих,Муромцев, Паунд)»теория живого права»
Достоинства

1.Обращает внимание на реализацию права

2.Приоритет общественных отношений, как содержания права

Недостатки
1.теряются критерии правового и неправового

2.в силу переноса правотворческой деятельности на судей возрастает опасность некомпетенции, произвола

80.Понятие и виды актов применения права. Соотношение правоприменитель­ных и нормативных правовых актов.

Правоприменительный акт - индивидуально-властное веление, вынесенное в особой процессуальной форме в результате разрешения юр.дела. Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.

Особенности:

1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (третейский суд).

2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.

3 Направлены на реализацию требований юридических норм.

4 Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)

Виды актов применения права:

По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные – связаны с положительным регулированием (решение суда по гражданскому делу). 2 Охранительные – связаны с привлечением к ответственности(приговор суда).

По значению в правоприменительном процессе:1.Основные - решение суда по гражданскому делу. 2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

По порядку принятия:

1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.

2 Единоначальные акты - распоряжение мэра.

По форме изложения:

1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте

2 Письменные - приговор суда.

3 Конклюдентные или знаковые

Нормативные акты – первичны, правоприменительные акты – производны от нормативных в том смысле, что без нормативных актов их существование немыслимо. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения.

Нормативные акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права. Правоприменительные акты применяются с учётом актов их официального толкования. Сами по себе акты толкования права юридического значения не имеют, они действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют (в единстве с соответствующим нормативными актами).

Билет 27

37.Функции права: понятие и классификация.
Функции права -Это определенные соц-е назначения права, основные направления его воздействия на общественные отношения.
Функции права классифицируют на: общие и специальные.
К о бщим относятся:
1.экономическая, право регламентирует производственные отношения в обществе, 2.политическая, право регулирует деятельность субъектов полит.системы
3.воспитательная, право оказывает влияние на формирование личности
4.коммуникативная, право выступает способом связи между законодателем и обществом
К специальным функциям относят:
регулятивную и охранительную, среди которых можно выделить следующие подгруппы:

а) Регулятивно-статистическая функция –функция, закрепляющая общ.отношения по средствам предоставления субъективных прав
б) Регулятивно-динамическая функция –развивает общ.отношения по средствам возложения позитивных обязанностей

в) Охранительная – защищает общ.отношения по средствам запретов. Охранительная ф-ия права подразделяется на карательную и компенсационную. Карательная применении наказаний к лицам совершившим правонарушение. Компенсационная восстановлении нарушенных прав. В этом случае применяется правовосстановительная санкция. Кроме этих двух выделяют еще и так называемую превентивную ф-ию. (в предупреждении правонарушений)

г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. По субъектам гос. власти можно выделить законодат., исполнительную и судебною функции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: