ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. Цель занятия: привлечь внимание к главной проблеме романа – изображению творческого




УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Цель занятия: привлечь внимание к главной проблеме романа – изображению творческого труда народа, созидающего новую культуру; ощутить патриотический пафос романа, глубину изображения социальных противоречий эпохи.

 

...чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер.

А. Н. Толстой

Народ в романе – это не толпа, а судьбы, то искалечившие простого человека, то просветленные неизбывным талантом, то бросившие в пучину жестоких бунтов. Стихия народа выплескивается в массовых сценах – на Красной площади или у стен Нарвы, под огнем шведской артиллерии. С крестьянской избы, а не с дворца ведется и замечательный зачин романа: «Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка; вдруг все захотели пить, –вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошке сквозь снег. Студено. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик. Чада прыгали с ноги на ногу, – все были босы. У Саньки голова повязана платком. Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка.

– Дверь, оглашенные! – закричала мать из избы. Мать стояла у печи...»

В романе русский народ изображен неприглядно: люди не хотят осваивать новые сферы деятельности (судопроизводство), не стремятся принять участие в преобразованиях. Сопротивлялся народ – «мало было прежней тяготыволокли на новую непонятную работуна судостроительные верфи в Воронеже». Бегство в леса дремучие, на Дон – ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.

Но, наряду с изображением «дремучего », «необразованного » народа, автор создает образы талантливых, одаренных простых людей, стремление и поступки которых не остались незамеченными.

Петр, в основном проводя политику укрепления крепостнического уклада, тем не менее, пытается изменить и жизнь простого народа. Центральным вопросом преобразования становится вопрос как «растолкать людей »? Петр пытается приобщить их к культуре, вселить любовь к учению, избавить от невежества.

Главное мерило человека для Петра – в его способностях и стремлениях, невзирая на социальный и материальный статус. Петр «открыл» школы для простого человека, где он мог обучаться наравне с представителями высоких званий, которых – во многих случаях – в науку пришлось гнать «дубиной». В истинный восторг приходит Петр, когда встречается с образованным простым человеком (вспомним Артамона Бровкина, знающего немецкий, французский и голландский языки). Поэтому и абсолютно нормальным и обдуманным кажется предложение Петра «за ум графами жаловать ».

Писатель показывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования. Воспроизводя живой, облик петровской эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое художественное чутье создали чудеса техники и искусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы.

А. Толстой достоверно изображает жизнь крепостнической России, но при этом не забывает и о лучших чертах русского народа: свободолюбие, творческое отношение к труду, одаренность, чувство национальной гордости, любовь к родине, героизм, мужество. В реалистичное изображение жизни народа нередко вплетается имя Степана Разина. Стенька Разин воспринимается автором как символ мятежной русской души, символ стремления к свободе и непримиримой борьбы за свои идеалы.

Целая галерея талантливейших и способнейших людей из народа нарисована А. Толстым. Это и решительные участники разинского восстания Иван и Овдоким, и изобретатель-самоучка Кузьма Жемов, и русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, и палехский живописец Андрей Голиков и др. Каждый из этих героев участвует лишь в одном-двух эпизодах, но их присутствие ощущается на протяжении всего романа. Народ изображается А. Толстым как не менее важный герой, как живая активная сила с величайшей душой.

Кузьма Жемов – воплощение одаренности и духовного богатства народа. Это, безусловно, обобщённый образ пытливого и умелого мастерового человека, умеющего мыслить творчески. Он мечтал соорудить крылья и летать, как птица. Уговорил богатого купца дать ему на это деньги, тот поверил и дал. Но «полёт» у Кузьмы не получился, разозлившийся купец побил кузнеца и отнял у него кузнецу. Кузьма подался к разбойникам, но попался на воровстве и был брошен в тюрьму. Что делает участь талантливого человека столь незавидной? Крепостное право обрекает человека на низкую долю – разбой, воровство. Наверное, Жёмов так и сгинул бы в Сибири, если бы не петровские преобразования страны. Из острога он попадает на оружейный завод дяди Петра, Льва Кирилловича. Проявив себя в работе, которая была едва ли легче тягот заключения, Жёмов был взят на строительство кораблей для флота царя. Такие люди, как Кузьма, нужны Петру, как воздух, он приближает к себе умелых и толковых работников. Царь не гнушается учиться мастерству у простого мужика, приближает к себе не по знатности и богатству. В Жёмове запечатлены лучшие черты национального характера: трудолюбие, талантливость, острый ум, упорство и пытливость. Несмотря на то, что он самоучка, его знают далеко за пределами России. Кузнечное дело не приземляет Кузьму, напротив, свои знания он пытается приспособить для реализации собственной мечты – научить человека летать: «Бог человека сделал червем ползающим, а я его летать научу ». Судьба Жемова – обобран боярином, пристал к разбойникам, сидел в остроге – олицетворяет судьбу всего русского народа, в частности – его лучших представителей, нашедших в себе силы искать свою мечту и цель.

Способностью тончайше чувствовать и понимать природ у, желанием вырваться из мрака жизни наделен иконописец Андрей Голиков. Измученный и загнанный жизнью Голиков все же исполняет свою мечту: Петр отправляет его учиться за границу, где он сможет творить, находя выход своей «чудной силе ».

Важность образа народа подчеркивается и тем, что именно устами народа дается оценка многим событиям (крымские походы Голицына, расправа Петра со стрельцами). «Мнение народное» чрезвычайно значимо для автора (в его речи часто встречаются народные словечки).

Каким мы видим народ в военных сценах?

«Шесть дней длилась огненная потеха. Гренадёры Ивана Жидка по колена, по пояс в болоте гатили трясину, прикрывались от неприятельских бомб и пуль переносными фашинами – в виде корзин с землёй. Убитые тут же тонули, раненых вытаскивали на плечах. Шведы поняли грозную опасность, перетащили сюда часть пушек с других башен и с каждым днём усиливали огонь».

Народ предстаёт настоящим героем, и только благодаря его труду, борьбе в невероятно тяжких условиях Пётр осуществляет свои прогрессивные начинания, укрепляет российскую державу. В таких сражениях крепла сила русского оружия, крепла сила духа царя (здесь он не слаб и беспомощен, как в сцене казни Кульмана), растёт его полководческий талант.

Пётр ценит простого солдата, и, когда на приёме у русского царя шведский фельдмаршал Ольгиви разражается язвительной критикой в его адрес, государь гневно парирует: «…Русский мужик – умён, смышлён, смел… А с ружьём – страшен врагу… За всё сиё палкой не бьют! Порядка не знает? Знает он порядок. А когда не знает – не он плох, офицер плох… А когда моего солдата надо палкой бить, - так бить его буду я, а не ты бить его будешь…» Штурм Нарвы подтверждает справедливость слов царя.

Вывод: народ – главная, решающая сила во всех преобразованиях, благодаря ему крепнет и развивается государство, он выразитель нравственной оценки деятельности исторических личностей, близостью к нему государственные люди проверяются на человеческую состоятельность.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: