Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии




Тема 10. Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии. Кризис в психологии.

1. Развитие экспериментальной и прикладной психологии.

2. Кризис в психологии.

 

Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии

Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех странах создаются психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований. / Психологи Вюцбургской школы в первом десятилетии 20в. наыали экспериментальное изучение мышления и воли./ Экспериментальные исследования смыкались с медицинской, педагогической, промышленной и др. практикой, так возникали прикладные области психологии.

Широкое развитие эксперимента в психологии поисходило по образцу и под влиянием естествознания.

Человек рассматривался объективистски. только как индивид, испытывающий воздействия со стороны предметов материального мира.

Возникают дискуссии о месте и назначении эксперимента.

В Германии эксперимент получил большое развитие. Произошло его распространение на изучение сложных психических процессов - память, мышление, волю и др.

Г. Эббингауз в работе о памяти впервые вышел за пределы физиологического эксперимента. Он сформулировал законы памяти на основе психологического эксперимента. Эббингауз ввел два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения. Он выявил объем непосредственного запоминания. Этот объём равен 6-8 бессмысленным слогам. Эббингауз установил, что после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращатьс к нему, чтобы он не был забыт: необходимо не только заучивание, но и переучивание.

Забывание такой же закономерный процесс, как и запоминание, и происходит таким образом: сразу после запоминания забывание идёт быстро, затем процесс замедляется и через определенное время останавливается.

Выводы полученные Эббингаузом, имели прикладное значение, прежде всего, для педагогики.

Экспериментальная разработка мышления составила предмет и задачу исследований Вюрцбургской школы. Школу возглавил О.Кюльпе. Даные исследования привели к опровержению известного из прежней психологии положения о том, что в состав мышления входят в качестве компонента представления, образы.

Вюрцбургская школа подготовила возникновение нового направления - гештальтпсихологии.

Большое развитие в Германии получили прикладные исследования.

Э.Крепелин (1856-1926г.г.) провел экспериментальные исследования умственного утомления. Ему принадлежит попытка составления схем исследования личности путём измерения ряда признаков времени протекания психических процессов, способности к упражнению, прочности упражнения, специальной памяти, приспособляемости, утомляемости, способности восстанавливаться после утомления, глубины сна и других признаков. Из подобных исследований возникла задача установления типа людей, которая стала одним из направлений новой области психологии - дифференциальной психологии.

Интенсивное развитие получило приложение экспериментальной психологии к педагогике. Важное место заняла психология в юридической практике, особенно при оценке верности свидетельских показаний.

Г.Ст. Холл (1844-1924г.г.) явился основоположником экспериментальной психологии в Америке ка руководитель одной из крупнейших экспериментальных психологических лабораторий. Холл- большой энтузиаст организации движения по изучению детей, он указал на важность эмпирического изучения ребёнка. Применял анкеты, опросы (родителей, учителей) с последующей статистической обработкой результатов. Создалось научное движение, получившее название педологии. Из Америки оно распространилось в страны Европы - Сначала в Англию и Францию, затем в Германию, Швейцарию, Италию, Австрию, Бельгию и Россию.

Экспериментальная психология возникла в связи с задачей исследования наиболее общих законов сознания и психики. Индивидуальные различия рассматривались как помеха, от которой надо избавляться. Появляются опыты с определением индивидуальных различий.

Первыми, кто создавал психологию индивидуальных различий были:

-в Англии - Ф. Гальтон;

-в Франции - А. Бине;

-в США - Дж. Кеттел и Г. Холл;

-в Германии -Э. Крепелин и В. Штерн;

-в России -А.Ф.Лазурский.

В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи- психиатры. В 80-х годах 19 века ими были организованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках (в Казани. а затем в Питербурге - В.М. Бехтерев; в Киеве -И. А. Сикорский) В этих лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем. Темами экспериментально-психологических исследований были: время протекания психических процессов: различные виды ощущений (зрительные, слуховые, мышечные, температурные, болевые);восприятия; двигательные реакции; внимание; память; явления гипнотизма; эмоции; влияние различных условий на умственную и мышечную работоспособность и др.

Однако, не смотря на имеющиеся достижения, психология отставала от запросов практики, а теория развивалась независимо от неё.

В начале 10-х годов 20 века психология вступила в новый период своего развития - период открытого кризиса.

 

Кризис в психологии

Борьба мнений в области теорий, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований обнаруживали несостоятельность психологической теории. В начале 10-х годов 20-го века психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов.

Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. В связи с различием путей по определению кризиса в зарубежной и отечественной психологической науке целесообразно рассматривать их отдельно.

Рассмотрим ситуацию кризиса в зарубежной психологии. Кризис в психологии совпал в периодом обострения экономических и социально - политичеcких противоречий в буржуазном обществе, обусловленном его переходом к империализму. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии. В то же время наблюдалось углубление и обострение противоречий в обществе, появление массовых политичевких движений, течений, партий.

В ряде европейских стран начал складываться фашизм. Литературу и искусство заполняют мистические мотивы, настроения отчаяния

Все это приводило к ложным представлениям о человеческой личности, когда проповедовалось господство биологического начала в человеке.

В то же время были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и др. науках.

В такой ситуации психология вступила в период открытого кризиса.

Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела к осознанию недостаточности прежних классических взглядов, развиваемых эмпирической психологией, к появлению новых направлений исследований и новых концепций.

Открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой науки.

Преобразование представлений о природе и развитии психики и сознания на основе и в результате развития собственно психологического эксперимента, приложения психологических знаний, в том числе экспериментальных методов к различным областям науки и практики- медицинской, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических основах старой психологии. Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений. Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены ещё в 17-м веке Декартом и Локком.

Перечисленные направления представляют собой разные варианты общепсихологической теории, пришедшей на смену традиционной. Споры между ними также свидетельствуют о разногласиях по ряду принципиальных вопросов. Однако, рассматриваемые направления глубоко связаны между собой. Все они исходили из старого понимания сознания. Изменить понимание сознания, объяснить условия порождения и функционирования сознания - вот в чём состояла задача. Её решение требовало новых методологических ориентиров. По этому пути и пошло разрешение кризисных проблем в отечественной психологии.

На следующей лекции мы начнём рассмотрение важнейших направлений периода открытого кризиса.


Ключевые слова: экспериментальная психология, прикладная психология, эксперимент, Г.Эббингауз, Вюрцбургская школа, гештальтпсихология, Э.Крепелин, дифференциальная психология, Г.С.Холлпсихология индивидуальных различий, В.М.Бехтерев, И.А.Сикорский, кризис, кризис в психологии, психологический эксперимент, эмпирическая психология, экспериментальные методы.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Выделение психологии в самостоятельную науку. Вюрбургска школа.

2. Развитие эксперимента в Германии. Грамм. Еббингауз.

3. Идея гештальтпсихології.

4. Исследование Е. Крепелина.

5. Грамм. Ст. Холл – основатель экспериментальной психологии.

6. Экспериментальная психология в России.

7. Источники кризиса психологии.

8. Научная деятельность Вербургской школы.

9. Развитие эксперимента в роботах Грамма. Еббингауза.

10.Г.Ст.Холл – основатель экспериментальной психологии.

11.Основные направления кризиса психологии.

 

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 249-276; 276-285.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: