Обучение письму на уроках английского языка в начальных классах с использованием игровых приемов




учитель английского языка высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №15, г. Балашова, Саратовской области

 

Данная статья представляет собой краткое обобщение опыта обучения учащихся письменной речи по английскому языку на начальном этапе. Она содержит примеры игр, направленных на развитие навыка письма в 1-4 классах.

 

Не секрет, что проблемы обучения письму вызывают все больший интерес среди методистов и учителей – практиков, и начинающих педагогов. В последнее время многие педагоги, используя различную методическую литературу, ищут пути повышения эффективности обучения учащихся письму. Считаю, что обучение письменной речи - большая ответственность, так как, во-первых, учащиеся выбирают английский язык при сдаче ОГЭ и ЕГЭ после 9 и 11 классов, а во-вторых, по ФГОС нового поколения предмет «Английский язык» к 2020 году станет обязательным при сдаче ОГЭ. Все учащиеся 5–6 классов, обучающиеся сейчас по ФГОС, будут сдавать экзамен по английскому языку. Без сомнения, значимость умений написания эссе и личного письма наиболее очевидна на старшем этапе обучения иностранному языку, но формирование данных умений следует начинать с самого начального периода овладения иностранным языком, когда закладываются основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.
Чтобы достичь этой цели, требуется достаточно продолжительный срок, в течение которого учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора. Выпускник начальной школы научится:
• выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
• писать поздравительную открытку к Новому году, Рождеству, дню рождения (с опорой на образец);
• писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (с опорой на образец).
• в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
• составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
• заполнять простую анкету;
• правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).

В своей работе использую линию УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight"), ФГОС начального и основного общего образования, примерные основные общеобразовательные программы общеобразовательной организации для начальной школы и примерные программы по учебным предметам по иностранному языку. Для достижения этой цели нам предоставлен УМК, в котором заложены различные упражнения для развития лексических и грамматических навыков, ученики приобретают знания лингвострановедческого характера, социокультурные знания и умения. На каждой ступени обучения ребята знакомятся с правилами чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и учатся их применять в рамках изучаемого лексико-грамматического материала. В своей работе использую весь спектр предлагаемых компонентов образовательной среды УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight").

УМК включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, аудиокурс. В учебнике и в рабочей тетради на каждом уроке есть место для развития умений письма, а также большое количество упражнений лексико-грамматического характера.

В УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") есть задания, где формируются умения написания письма в различных стилях, тренируются грамматические навыки, умение задавать общие и специальные вопросы. Для развития навыков использования лексических единиц также предусмотрены упражнения, способствующие формированию не только коммуникативной компетенции (в письменном высказывании), но и устойчивого представления о форме письма, а также о логическом изложении мыслей, что для учащихся очень важно.

Выполняя те или иные письменные упражнения, учащиеся совершенствуют лексические и грамматические навыки, развивают умение использовать письмо как средство овладения другими видами речевой деятельности. К старшим классам учащиеся овладевают различными стилями письменной речи и функциональными типами письменного текста.

В своей статье мне хотелось бы написать об обучении письму на уроках английского языка в начальных классах с использованием игровых приемов.

Работу над разделом «Письмо» начинаю уже на начальном этапе, так как владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов и т.п. мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке. Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли.

Как правило, обучение письму начинаю уже с первого урока, с первой буквы английского алфавита, и в течение первого года обучения веду активную работу по овладению каллиграфией английского языка, а также орфографией в пределах изучения лексики. Для запоминания правил передачи звучащих слов на письме дети пользуются цветовыми карточками (гласные обозначаются одним цветом, согласные – другим, или выделяются разными цветами буквы, соответствующие разным звукам, и т.д.). Не раз задавала себе вопрос: «Что можно сделать учитель, чтобы эффективнее развивать навыки и умения письма и письменной речи в начальной школе?» И вот оно! ИГРА!!!
Давно известно, что игровая деятельность является мощнейшим мотивирующим фактором, способствующим прочности запоминания материала и формирования навыка. Учитывая это, я стараюсь использовать в своей деятельности как можно больше игр для развития письменной речи. Ниже представлены обучающие игры, нацеленные на формирование орфографических навыков:

«Алфавитный салат». Буквы алфавита (пластиковые или карточки с буквами) складываются в «волшебный сосуд» (миска, блюдо). Дети по очереди подходят к «сосуду», достают любую букву, записывают ее на доске (прописную и строчную). Остальные учащиеся называют ее вслух.

«Алфавитородео». Поделив класс на две команды, учитель называет какую-нибудь букву. Представители команд по очереди выходят к доске и пишут на ней названную букву. Выигрывает та команда, которая правильно написала все буквы. Игру можно усложнить, называя учащимся буквосочетания и слова. Такая игра способствует правильному написанию слов и служит для развития зрительной памяти.

«Немой диктант». Такой диктант может проводиться двумя способами:
1. Учитель показывает картинки где, слова, обозначающие их названия, уже известны детям. Каждая картинка предъявляется 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают слова в тетради.
2. (Этот способ целесообразнее использовать, когда дети уже хорошо знают графический образ слов и умеют их читать) Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.

«Диктант вспоминайка». Такую работу также можно проводить двумя способами:
1. Каждый игрок получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), ему дается время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут слова по памяти.

2. На доске записываются слова (не более пяти), которые произносятся детьми хором, дается 30 секунд для запоминания, затем слова стираются с доски, а дети записывают их по памяти.
Оба вида диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, превращая диктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с диктантом.

«Паучок». Педагог записывает на доске какое-нибудь слово, например “Dog”. Любой желающий ученик пишет слово на любую из букв, составляющих это слово, причем буквы располагаются как лучи звезды. Второй вариант этой игры: по классу пускается лист с написанным словом. Каждый ребенок пишет свое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

Ну, а эту игру знает каждый!Речь пойдёт о «Бинго»!
Дети чертят у себя в тетради квадрат из девяти клеточек (клетки должны быть такого размера, чтобы в них умещалось слова средней длины). За одну минуту дети должны заполнить квадрат с лексикой на заданную учителем тему. Затем учитель называет слова по буквам («спеллинг»). Те дети, у которых слово записано правильно, вычеркивают его. Выигрывает тот ребенок, кто быстрее всех вычеркнет все слова и крикнет: “BINGO”.

«Чудесатости». Дети всегда любят что-то необычное. Поэтому игра «Чудесатости» детям очень нравится. Известно, что записи в тетрадях делаются в одну линию. Можно предложить учащимся написать слова или предложения в том порядке, в каком им вздумается. Записи могут быть в форме какого-либо животного или предмета. На первых порах можно раздать им заготовки, которые они должны заполнить, например, это может быть листочек, вырезанный в форме животного или пунктирный рисунок на листе бумаги или любая другая форма. Главное – нужно использовать фантазию детей.

«Аукцион». По сигналу учителя дети записывают слова по заданной теме. Выигрывает тот ученик, который написал больше слов за определенный промежуток времени.

«Капитаны». Класс делится на команды. Каждая команды выбирает своего капитана. Они подходят к учителю и выбирают листочек, на котором написано название темы (фрукты, числа, цвета, животные, члены семьи, обстановка и т.д.). капитаны возвращаются к своей команде и сообщают ее тему. По сигналу учителя капитаны идут к доске и пишут первое слово по своей теме, подсказанное командой, затем они снова возвращаются к своей команде за следующим словом и т.д. выигрывает та команда, которая напишет правильно большее количество слов по предложенной теме.

«Дополняйка». Учитель пишет на листке короткое предложение, а ученики по очереди дополняют его. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут расширить предложение. Выигрывает тот, кто последним закончил предложение. Он же пишет и новое предложение. Например: I go. I go to school. и т.д.

«Волшебный карандаш». Необходимо выбрать ведущего. Его задача - написать слово, но слово он «пишет» воображаемым волшебным карандашом в воздухе. Задача остальных - записать слова в тетрадях. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова.

«Гребень». Класс делится на 2 – 3 команды. На доске для каждой команды пишется очень длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.

«Составляйка». Учитель пишет на доске длинное слово, например SPOTLIGHT. Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например:SPOT, LIGHT, POT, TIGHT, TOP, CAT И т.д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.

«Хитрая буква». Ребятам раздаются карточки, и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

«Вставь букву». Для игры необходимо разделить группу на две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Пример: с...t, a...d, a...m, p…n, r...d, c...r, r...n, t...n, h...s, f...x (cat, and, arm, pen, red, car, run, ten, his, fox).

«Дублеры» (Взаимный диктант). Заранее необходимо подготовить разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяют написанное.

«Кто больше?» Образуются две команды. Каждая команда должна записать как можно больше слов по темам: название спортивной игры; животные; цвета; члены семье; времена года и т.п.

Игр и заданий по данному направлению работы существует очень много. Советую виды письменных заданий классифицировать в зависимости от уровня развернутости письменной речи:

· На уровне буквы: обведи предложенный шаблон, подбери строчную букву к заглавной и наоборот, запиши пропущенную букву в слово, в алфавит и т.д. (Цель таких заданий – закрепление букв алфавита, работа над формированием навыка письма строчных и заглавных букв).

· На уровне слова: подписи к картинкам, списки покупок, словарики и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новой лексики, работа над формированием навыка письма и орфографии).

· На уровне предложения: дневники, фразы в комиксах, краткие описания, различные таблицы и опросники и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новых грамматических структур и разговорных фраз через их использование в письменной коммуникации).

· На уровне текста: подписи к упаковкам семян, продуктов и т.д., реклама, поздравительные открытки, приглашения, билеты и даже мини-книжки. (Цель подобных заданий – формирование навыков планирования, написания, редактирования и понимания структуры письма).

Как известно, у каждого ученика свои определённые способности к учебе. Задача педагога – способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить. Поэтому, выстраивая свои уроки с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараюсь учить ребят интересно. Помимо игр даю интересные задания, учитывая их возраст, владение навыками письма, уровнем подготовки.

2 класс
- прикрепи буквы и звуки к своим шарикам и запиши их;

- впиши недостающую/ие букву/буквы;
- напиши соответствующие буквы: строчные к заглавным и наоборот;
- составь из букв слова и запиши их;
- распредели слова по смысловым группам и запиши их;
- реши кроссворд и запиши слова;
- составь из слов предложение и запиши его;
- напиши предложения по образцу, подставляя пропущенные слова;

- составь из фраз рассказ и запиши его;
- составь из предложений связный рассказ и запиши его;
- составь кроссворд по теме и запиши его;
- напиши фразы для рисунков;
- прочитай ответ и напиши вопрос к нему;

- напиши соответствующий ответ к каждому вопросу;
- раскрась и опиши картинку;
- запиши слова в таблицу;
- составь как можно больше слов из одного слова и запиши их.

3 класс
- составь из предложений рассказ/диалог;
- сочини диалог/стихотворение на основе данной опоры;
- прочитай начало предложения, придумай конец и запиши его, расставь предложения в логическом порядке;
- составь анкету для выяснения заданной информации и запиши ее;

- составь вопросы для интервью на заданную тему и запиши их;
- опиши картинку, используя ключевые слова;

- составь меню и запиши его;
- ответь на вопросы;
- переставь слова правильно и запиши предложения;

- заполни пропуски словами;
- напиши рассказ по образцу;
- напиши инструкцию.

4 класс
- дополни предложения;
- составь и запиши список покупок;
- напиши рецепт своего любимого блюда;
- напиши приглашение на праздник;
- составь и запиши загадку;
- составь и запиши инструкцию;
- составь из предложений рассказ по картинке, дополни его и запиши;
- заполни анкету;
- напиши поздравление другу с опорой на образец;
- ответь другу на письмо;
- опиши картинку;
- составь и напиши рекламу;
- напиши дневник погоды.

Каждому педагогу следует продумывать любую форму работы. Поэтому в своём планировании работы над письмом я уже выработала алгоритм:

1. Выбираю тему.

2. Определяю цели для развития навыков письма.

3. Обозначаю возможные трудности у учащихся.

4. Формулирую письменное задание по теме.

5. Выбираю 3-4 упражнения, которые подготовят учащихся к выполнению коммуникативного задания.

6. Планирую возможное задание для интеграции с устной речью.

7. Обязательно провожу рефлексию, чтобы определить:

1) имеет ли задание коммуникативную цель;

2) достаточно ли понятно обозначена конечная цель задания;

3) помогут ли подготовительные задания в достижении коммуникативной задачи;

4) наблюдается ли прогрессия в развитии навыка;

5) сбалансированы ли упражнения одного коммуникативного задания;

6) достаточно ли чётко сформулированы инструкции по выполнению заданий;

7) соблюдается ли формат коммуникативного задания;


Все приведенные выше игры и задания помогут обогатить и целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной компетенции учащихся и повысить мотивацию изучения иностранного языка.
Обучение письменной речи на начальном этапе может быть увлекательным и очень эффективным процессом – все зависит от фантазии и желания учителя научить как можно лучше.

Итак, умение писать на иностранном языке закладывается на элементарном уровне в начальной школе, в среднем звене это умение развивается, а в старших классах оттачивается мастерство и к экзамену ученики должны уже уметь писать письмо и эссе.

Литература:

1. Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе.- Первое сентября (English) №4, 2008.- с.36

2. Артамонова Л.Н. Игры. Спрягаем глаголы.- Первое сентября (English) №11. 2009.-с.34

3. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения - ИЯШ № 2, 1996.- с.57

4. Концепция ФГОС общего образования. — М.: Просвещение, 2010. — с. 27

5. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Языки и дети – М.: Наука, 1981.

6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2012. — с.12

7. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка М.: Просвещение, 1984.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2009

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: