Краткий АЛГОРИТМ ВЫБОРА исследовательской фирмы:
1. Сформулируйте письменный запрос на проведение исследования, в котором указывается:
предмет исследования и общие цели («какая информация и для чего Вам нужна») – Поиск Исполнителя начинается с осознания и изложения на бумаге проблем, для решения которых Вам необходимо проводить исследования. Запрос должен содержать краткую справку о предметной области и фирме Заказчике. Анонимные запросы не рассматриваются.
срок ответа – На подготовку ответа на запрос клиента требуется минимум два дня. Подготовка предложений на проведение исследований — процесс достаточно трудоемкий. Необходим индивидуальный подход к каждому запросу. Подготовка Предложения занимает у хорошего специалиста не менее 8-12 часов рабочего времени.
2. Отправьте Ваш Запрос по электронной почте или факсу в любое количество фирм.
3. Дождавшись ответов (отправленных в срок), проанализируйте их. Основной критерий выбора:
если предложение четко структурировано, действия (этапы) внятно и кратко изложены, указаны методы сбора информации, цены и сроки выполнения работ, то можно договариваться о личной встрече;
если Вам предлагают встретиться и «договориться» о цене, то можете смело выбрасывать такое предложение в корзину. Профессионал всегда знает, сколько стоят его услуги!
4. Отобрав приглянувшиеся Вам фирмы, договоритесь о личной встрече. Добравшись до фирмы, сделайте следующее:
обсудите свои затруднения с Вашим собеседником и попробуйте у него выяснить, нужны ли Вам вообще маркетинговые исследования или Вам нужен грамотный консалтинг (отделите Проблемы, требующие решения – от Проблем, требующих исследования);
|
попросите показать Вам Отчеты прошлых исследований. Пролистав 10-15 отчетов, Вы достаточно ясно сможете понять, что Вам здесь «грозит» за ваши деньги;
потребуйте предоставления подробного описания методов получения информации и методик их обработки. Контроль наличия ВСЕГО первичного материала даст возможность не только удостовериться в факте проведения работ, но и позволит отследить соответствие заявленных методик реализованным.
Критерии выбора исследовательской фирмы на этом этапе:
если «исследователя» интересует прежде вопрос «сколько у Вас денег», а не «что Вам нужно», то можете смело забывать его номер телефона, адрес и имя;
старайтесь, чтобы вопрос о стоимости информации или маркетинговых исследований не был решающим при выборе фирмы, поскольку в настоящее время цена и качество услуг могут быть слабо связаны;
обращайте внимание не только на методы сбора первичной информации, но и на методы обработки и интерпретации информации, а также на степень знания Вашей предметной области – именно это во многом определяет степень соответствия оценок и прогнозов действительности.
обращайте внимание в большей степени на квалификацию и опыт работы команды исполнителей, а не на фондовооруженность персонала.
Выборочный метод исследования — это такой метод сбора и анализа маркетинговой информации, который основывается на данных, полученных только от какой-то определённой части исследуемого объекта. Например, для того, чтобы провести опрос на предмет выяснения отношения жителей Москвы к какому-то товару, не обязательно опрашивать всех москвичей. Можно опросить только небольшую их часть. Основой выборочного метода маркетинговых исследований является предположение о том, что правильно спроектированная выборка может быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Другими словами, исследовав часть людей, принадлежащих к группе, можно с определённой уверенностью говорить о том, что мнение этой части будет отражением мнения всей группы. Разумеется, выборочный метод не даёт стопроцентной гарантии правильности исследования, но большой опыт и многолетняя практика маркетологов всего мира говорят о том, что вероятность правильности довольно высока и зависит от компетентности самих исследователей. Так, при проведении маркетингового исследования выборочным методом необходимо знать и правильно применять правила проектирования выборки, методы выявления и классификации ошибок и так далее.
|
Выборка – подмножество заданной совокупности, позволяющее делать боли ли менее точные выводы относительно совокупности в целом.
Цель выборочного метода:
- экономия сил и средств исследования;
- точность результатов (выборочный метод позволяет избежать вероятность появления систематической ошибки; реализует фундаментальный принцип рандомизации).
Основные понятия:
- Перепись – процедура сбора информации о каждом члене изучаемой группы (популяции).
- Генеральная совокупность – составляют все члены интересующей исследователя группы (популяции).
- Выборочная процедура – обеспечивает обоснованность и «законность» выводов о генеральной совокупности, сделанных на основе небольшой выборки.
|
- Репрезентативная выборка – интересующая исследователя совокупность с приемлемой степенью точности.
- Выборочная ошибка – расхождение между оценкой некоторого показателя, получаемой на основании исследования выборки и истинным значением этого показателя в генеральной совокупности. Виды – систематическая, случайная. Систематические ошибки возникают при нарушении случайности отбора. Это неконтролируемые перекосы в распределении выборочных наблюдений, число опрошенных не влияет на величину систематической ошибки. Случайные ошибки возникают из-за того, что для анализа всей совокупности используется только её часть. Величина уменьшается с увеличением объёма выборочной совокупности.
- Основа выборки – список всех членов изучаемой совокупности.
Типы выборок:
1. Вероятностные – выборка, в которой каждый элемент совокупности может включаться с некоторой известной ненулевой вероятностью.
- простая случайная (определить основу и объём выборки, использовать таблицу случайных чисел или произвести случайный отбор с помощью компьютера);
- систематическая (определить основу выборки, отобрать случайным образом 1 единицу, последовательно отбирать каждый к-й элемент);
- стратифицированная – необходима в случаях, когда важно обеспечить представленность вероятностной выборки по каким-то конкретно важным для исследовательских целей критериям (генеральная совокупность делится на подмножества, в каждом подмножестве производится независимый отбор элементов систематически или случайно). Может быть пропорциональная – наблюдения распределены пропорционально между слоями относительно доли элементов в каждом слое генеральной совокупности, или непропорциональная.
- кластерная (групповая, гнездовая). Кластеры – естественные группировки единиц наблюдения (военнослужащие – в воинских частях, студенты – в университете и т.п.). Одноступенчатая процедура - производится первоначальный отбор группировок (кластеров), изучение всех единиц внутри кластеров. Двухступенчатая процедура – отбор кластеров.
2. Детерминированные (целевые) – основана на субъективных критериях – доступности, типичности и т.п., но не на принципе рандомизации.
- удобная (выборка доступных случаев) – отбор элементов, которые являются наиболее доступными в период проведения отбора;
- преднамеренная (отбор типичных или критичных случаев) – направленный отбор элементов исходя из теоретических представлений или предыдущего опыта;
- по методу «снежного кома» - первоначальная небольшая группа интересующей совокупности служит источником сведений о других членах этой совокупности;
- квотная – доля элементов выборки, обладающих определёнными характеристиками, примерно соответствует доле таких же элементов в обследуемой популяции. В техническом задании задаётся квота, определяющая характеристики населения и их количество, с которой интервьюер должен контактировать.
3. Стихийная – формируется произвольно и независимо от исследователя. Пример – опросы с помощью СМИ, «выборка первого встречного», опросы пассажиров на остановках, в транспорте и т. п.