ИМР 2М
Машина представляет собой модернизированный вариант ИМР-2, у которой снят комплект пусковых установок удлиненного заряда разминирования (связано с появлением специальной самоходной ПУ «Метеорит») и усилена бронезащита гидрооборудования. Стреловое оборудование дополнено скребком-рыхлителем. Технические характеристики и производительность инженерного оборудования остались прежними. Машина производилась с марта 1987 г. по июль 1990 г. и известна как промежуточный или переходный образец ИМР-2М 1-го варианта исполнения (условно ИМР-2М1).
Перечень операций, выполняемых ИМР-2М, широк. Это, в частности, путепрокладка на среднепересеченной местности, в мелколесье, на снежной целине, на косогорах, корчевка пней, валка деревьев, устройство проходов в лесных и каменных завалах, в минных полях и не взрывных заграждениях. С ее помощью можно производить разборку завалов в населенных пунктах, аварийных зданий и сооружений. Машина осуществляет отрывку траншей, котлованов, засыпанной техники и укрытий, засыпку ям, рвов, оврагов, подготовку рвов, эскарпов, дамб, переходов через противотанковые рвы и эскарпы. ИМР-2М2 позволяет устанавливать секции мостов, устраивать съезды и выезды на водных переправах. Ее целесообразно использовать на грунтах I-IV категорий, выполнения грузоподъемных операций, эвакуации и буксировки поврежденной техники.
Тактико технические характеристики ИМР-2М
Железнодорожный габарит 02-Т
Масса, кг:
ИМР-2М1 44500
ИМР-2М2 44300
Максимальная мощность двигателя В-84, кВт (л.с.) 618(840)
Максимальная скорость (задним ходом), км/ч 59(3,9)
Запас хода, км/ч до 500
Емкость гидравлической системы, л 500
Производительность насосной установки, л/мин 456
Рабочее давление в отделении экипажа, Па (мм вод. столба) 250-350(25-35)
Средства связи р/с Р-173, ТПУ Р-174
Скорость при работе бульдозерным оборудованием, км/ч 8-12
Темп прокладки проходов, км/ч: в лесных завалах 0,34-0,35 в каменных завалах 0,3-0,35
Темп прокладки колонных путей, км/ч 5-10
Максимальное тяговое усилие, кН (кгс) 275(275000)
Разработка грунта бульдозерным оборудованием (засыпкарвов, устройство съездов), м/ч 250-300
Отрывка траншей глубиной 1,1-1,3 м с использованием УРО на грунтах I-IV категорий, м/ч 8-10
Отрывка котлованов с использованием УРО (на глубину до 2,5 м) при проведении спасательных работ на грунтах
I-IV категорий, м3/ч 12-16
Погрузка (разгрузка) разрыхленных материалов (грунтов) использованием УРО, м3/ч 16-20
Устройство въездов с использованием УРО в крутостях высотой 3-3,5 м, м3/ч 40-60
Грузоподъемность стрелы, кН (кгс):
ИМР-2М1 при полном вылете стрелы 8835 мм 20(2000)
ИМР-2М2 при полном вылете стрелы 8435 мм 20(2000)
Максимальная крутизна косогора, допускающая уверенную работу машины, град 25
Диаметр ствола сваливаемого дерева, см более 40
Скорость траления минного тала, км/ч: противотанковые мины нажимного действия 6-15
противоднищевые штыревые мины не более 7
ИМР 3(3М)
ИМР-3. В качестве базы используется шасси танка Т-90. С ее помощью прокладывают колонные пути, проходы в каменных и лесных завалах, выполняют земляные и погрузочно-разгрузочные работы, чтобы подготовить продвижение войск. Она может работать на местности с высоким уровнем радиоактивного заражения.
Рабочее оборудование машины состоит из универсального бульдозера, телескопической стрелы, ножевого колейного минного трала. Универсальный бульдозер выполняет бульдозерные, путепрокладочные и грейдерные работы. Телескопическая стрела установлена на полноповоротной башне. Универсальное крепление позволяет устанавливать в качестве рабочего органа стрелы экскаваторный ковш, грейфер, рыхлитель или захват. Ножевой колейный минный трал с электромагнитной приставкой дает возможность ИМР-3 самостоятельно преодолевает минные поля с противогусеничными или противоднищевыми минами, оснащенными контактными или неконтактными магнитными взрывателями.
Вооружение машины – дистанционная управляемая зенитно-пулеметная установка калибра 12,7 мм, смонтированная на башне, которая защищает экипаж от нападения с воздуха, ведет борьбу с легкобронированными наземными целями и живой силой противника, а также расстреливает мины в неизвлекаемом положении.
ИМР–3 оснащена системами дымопуска, защиты от оружия массового поражения и противопожарным оборудованием. Экипаж, узлы и агрегаты внутри машины защищает система, 6-кратно ослабляющая проникающую радиацию ядерного взрыва и 120-кратно - гамма-излучение радиоактивно зараженной местности.
Тактико технические характеристики ИМР-3
Масса, т 51
Экипаж, чел. 2
Скрость, км/ч 50
Вооружение ЗПУ НСВТ-12,7 мм
Техническая производительность: при прокладке колонных путей, км/ч 8-12
при выполнении земляных работ, м3/ч: бульдозерным оборудованием 250-350
экскавторным оборудованием 15-20 при проделывании проходов, м/ч
в лесных завалах 350-400 в каменных завалах 300-350
Скорость траления мин, км/ч 5-12
Грузоподъемность стрелы, т 2
Вместимость ковша, м3 0,35
ИМР-3М оснащена универсальным бульдозерным отвалом и телескопической стрелой с УРО («универсальным рабочим органом» — манипулятором) на электрогидравлическом дистанционном управлении (максимальный вылет 8 метров, грузоподъемность 2 тонны). Одним из рабочих инструментов является ковш вместимостью 0,35 кубометра.
Возможно оснащение ножевым колейным минным тралом КМТ-Р3с электромагнитной приставкой.
В качестве вооружения монтируется 12,7-мм пулемет НСВТ. Также имеется термодымовая аппаратура для постановки дымзавес.
Полностью герметизирована, способна работать в том числе и на территориях, зараженных радиоактивными веществами. Броды глубиной до 1,2 метра форсирует сходу без подготовки, а система подводного вождения позволяет с предварительной подготовкой проходить водные препятствия глубиной до 5 метров по дну.
В лесных и каменистых завалах ИМР-3М проделывает проходы со скоростью в среднем 300–400 метров в час, в минных полях — 5–12 км/ч. В сугробе высотой 120 см прокладывает путь со скоростью 15 км/ч. При землеройных работах (рытье котлованов, засыпке рвов) мощность «выкапывания» до 250 кубов грунта в час, «закапывания» — до 360 кубов в час.
Ттх имр-3м
Масса c тралом КМТ-Р3, т 49,5
Экипаж, чел 2
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Двигатель четырехтактный, многотопливный дизель В-84МС, 840 л.с.
Глубина преодолеваемого брода без подготовки, м 1,2
длина 9320
ширина 3500
высота 3430
клиренс 426
Грузоподъёмность, т, не более 2
вместимость грейферного ковша, м3 0,35
Засыпка рвов, траншей, м3/ч 350..360
Устройство спусков в крутостях берегов и оврагов высотой до 6 м, м3/ч 350..400
Очистка дорог от снега и прокладывание путей по снежной целине при глубине снежного покрова 1,2 м, км/ч до 15
Рытье котлованов, м3/ч 200..250
Погрузка грунта, м3/ч 15..20
Хранение инженерной техники
Хранение инженерной техники и инженерного имущества заключается в содержании их в специально выделенных и оборудованных для размещения местах с применением средств и методов защиты от воздействия агрессивных факторов окружающей среды, выполнении необходимого технического обслуживания и проведении контроля за техническим состоянием в целях обеспечения их сохраняемости и сохранности в течение установленных сроков.
В зависимости от продолжительности установлены два вида хранения:
1. Кратковременное (КХ} - это хранение изделий на срок до одного года включительно.
2. Длительное (ДХ)- это хранение изделий на срок более года.
Вид хранения подразумевает продолжительность хранения и, как следствие, комплекс работ по подготовке и содержанию техники на хранении.
Техника должна быть поставлена на хранение в срок не более месяца. Для частей постоянной готовности - 15 дней.
Допускается постановка на хранение в срок не более трех месяцев ИТ, требующей обкатки.
Инженерная техника, ожидающая отправки в капитальный ремонт в любой воинской части, а также отремонтированная на ремонтных предприятиях и ожидающая отправки в воинской части, подлежит постановке на КХ.
Особенности содержания ИТ на кратковременном хранении:
На электроустановках с двигателями без подогревателей, содержащихся в неотапливаемых хранилищах, под навесом и на открытых площадках, система охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью не заправляется.
Выступающие неокрашиваемые поверхности штоков гидроцилиндров рабочих органов инженерных машин очищают и смазывают консервационным (рабоче-консервационным) маслом, обертываются водонепронецаемой бумагой и обвязывают шпагатом.
Рабочие органы инженерных машин, в целях разгрузки гидросистемы от давления устанавливают в транспортное положение.
Источники тока для электрических и электронно-оптических и других изделий хранятся отдельно, а к изделиям прикрепляется табличка с надписью «ИСТОЧНИК ТОКА СНЯТ» с указанием места его хранения.
Первый и второй ряд машин соединяются между собой крест-накрест мягкими буксирными тросами. Коуши буксирных тросов переднего ряда машин укладываются на подставки у створок выездных ворот или перед воротами.
На каждый образец ВВТ, содержащийся на кратковременном хранении, разрабатывается технологическая карта снятия его с хранения и приведения в готовность к применению зимой и летом, которая размещается на образце.
В частях сокращенного состава и кадра на хранение ставится ИТ, которую не планируется использовать:
- на шасси БТТ и электротехнические средства - более месяца.
- на автомобильных СПВ - более трех месяцев.
Цилиндры двигателей типов В-46, 1Д-6, 1Д12, УТД-20, установленных на ИТ, подвергаются консервации при перерыве в использовании более месяца.
Подготовка к хранению проводится в порядке и объеме, предусмотренных руководствами по эксплуатации конкретных изделий, и включает в себя проведение соответствующих видов технического обслуживания и консервацию.
При подготовке к кратковременному хранению проводится очередное техническое обслуживание, при подготовке к длительному хранению новой техники - ТО-1, техники, находившейся в использовании и прошедшей обкатку, - ТО-2.
Применяются два способа консервации:
без герметизации корпуса, который называется «смазками»;
с герметизацией методами «заклейка», «получехол» и «чехол».
Установлены следующие категории условий хранения:
Легкая («Л») - в отапливаемом помещении;
Средняя («С») - в закрытом неотапливаемом помещении;
Жесткая {«Ж») - на открытых площадках и под навесами во всех климатических зонах, за исключением районов с морской и промышленной атмосферой.
Очень жесткая («ОЖ») - на открытых площадках и под навесами в районах с морской и промышленной атмосферой.
Техническое обслуживание проводится комплексно, одновременно для базовых шасси, рабочего оборудования и комплектующих изделий.
В руководящих документах определены требования по подготовке техники к длительному и кратковременному хранению:
Система питания:
КХ Заполнена сезонным топливом ДХ Заполнена всесезонным топливом
Силовая передача:
КХ Заполнена рабочим маслом ДХ Заполнена рабоче-консервационным маслом
Комплектующие изделия ИТ (радиостанции, ПНВ):
КХ Хранятся на штатных местах (вооружение и боеприпасы могут храниться на складе) ДХ Сняты, законсервированы и хранятся на храниться на складе
Баллоны воздухопуска, пожарное оборудование, огнетушители:
КХ, ДХ Полностью заряжены и освидетельствованы
КИП:
КХ, ДХ Проверены
Кислотные стартерные АКБ:
КХ Установлены на машинах (при t -20 °С хранятся в аккумуляторной) ДХ Сняты и хранятся в аккумуляторной в приведенном или сухозаряженном состоянии
Щелочные АКБ:
КХ Сняты и хранятся отдельно в рабочем состоянии ДХ Сняты и хранятся без электролита
Рабочее оборудование ИТ:
КХ Переведено в транспортное положение
ДХ Переведено в транспортное положение, законсервировано
Колеса:
КХ Разгружены при хранении на открытой площадке ДХ Разгружены, автошины при хранении на открытой площадке защищены от воздействия солнечной радиации
Подвеска:
ДХ Разгружена
Укрывочные брезенты:
КХ Установлены на штатные места ДХ Установлены на штатные места или хранятся внутри загерметизированных объемов
Изделия из текстильных материалов:
КХ Обслужены и хранятся в подразделении или на складе ДХ Обслужены и хранятся на складе
Наружные РТИ:
ДХ При хранении на открытой площадке защищены от воздействия солнечной радиации
Стекла кабин:
КХ, ДХ При хранении на открытой площадке защищены от воздействия солнечной радиации
Комплекты ЗИП:
КХ, ДХ Законсервированы и хранятся совместно с ИТ или на складе
Места с поврежденными лакокрасочными покрытиями:
КХ, ДХ Зачищены, прогрунтованы и окрашены
Металлические неокрашиваемые поверхности:
ДХ Смазаны консервационным (РК) маслом {смазкой)
Снятие инженерной техники с хранения заключается в ее расконсервации и подготовке к применению в целях проведения опробований, переконсервации, ТО-2х ПКП, регламентированного технического обслуживания, освежения, а также в особых случаях. Снятие инженерной машины с хранения объявляется приказом по части. Работы по снятию машины с хранения проводятся в соответствии с технологическими картами, разрабатываемыми в каждой воинской части на каждую машину, карта хранится на машине. Работы по снятию инженерной техники с хранения в условиях ограниченного времени могут выполняться в две очереди.