Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО




 

Формирование федеральной системы социального обеспечения, возрождение страховых начал в социальном обеспечении обусловили качественно новое содержание социальной защиты населения на всем социальном пространстве России.

Социальная защита населения в регионах Российской Федерации осуществляется на федеральном и региональном уровнях. С 1января 2005года значительно расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в социальной сфере.

Территория ЕАО составляет 36, 3 тыс.кв. км. На территории Еврейской автономной области по состоянию на 1 января 2008 г. проживает 185,5 тыс. человек, В состав ЕАО входит пять районов:

Биробиджанский район, 13.6 тыс. человек;

Ленинский район, 22.1 тыс. человек;

Облученский район, 34.0 тыс. человек;

Октябрьский район, 12.9 тыс. человек;

Смидовичский район, 27.8 тыс. человек.

В г. Биробиджане проживает 75,1 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни в ЕАО ниже среднестатистических российских показателей. Так, в России средняя продолжительность жизни мужчин – 58 лет, в ЕАО – 54 года, женщин - 72 года, в ЕАО - 59 лет соответственно.

Приведу статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ЕАО (Еврстат). По предварительной оценке на 1. 03. 2008 года численность постоянного населения составила 185,5 тыс. человек и уменьшилась за январь-февраль 2008г. на 79 человек. (См. Приложение № 4). Величина прожиточного минимума за I квартал 2008 года для пенсионеров составила 4.057 рублей. [8; Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ЕАО. (Евростат) - https://evrstat.ru/].

Численность пенсионеров в Еврейской автономной области составляет 45337 человек. Средний размер трудовой пенсии – 4011 рублей

по старости – 4302 рубля

по инвалидности – 2871 рубль. [ ГУ ОПФ по ЕАО https://s031a.031.pfr.ru/].

Единая система социальной защиты населения ЕАО представлена Региональными отделениями Федеральных фондов РФ и региональным органом управления социальной защиты – Комитетом социальной защиты населения ЕАО при Правительстве ЕАО со своей структурой и подведомственными учреждениями. Комитету подведомственны учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный Фонд РФ; Фонд социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования. В нашем регионе, как и в других регионах России, их представляют региональные отделения федеральных фондов РФ:

Региональное отделение Пенсионного Фонда РФ по ЕАО;

Региональное отделение Фонда социального страхования;

Региональное отделение Фонда обязательного медицинского страхования. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов социального характера за январь-декабрь 2007 года дано в Приложении № 6; Динамику расходов внебюджетных фондов социального характера см. в Приложении № 7.

Пенсионный фонд РФ на территории нашей области представляет Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ЕАО со своей организационной структурой. Структура прилагается. (См. Приложение № 10, лист 1).

Отделение ПФ РФ по ЕАО в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. В нашем регионе его представительство обеспечивается Региональным отделением Фонда социального страхования с перечисленными функциями.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. В нашем регионе его представляет Региональное отделение Фонда обязательного медицинского страхования в ЕАО.

Пенсионный Фонд РФ - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации.

Фонды социальной поддержки населения один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Эти фонды созданные с целью социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система фондов социальной поддержки населения состоит из федерального и территориальных фондов. Основные направления расходования средств этого фонда определяет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На территории субъектов РФ фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения. На территории нашей области контроль за расходованием средств осуществляет Комитет социальной защиты населения при правительстве ЕАО.

Право на получение помощи из этих фондов предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Обратимся к статистике. Приведём данные Величина прожиточного минимума за I квартал 2008 года (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ЕАО (Еврстат)). См. Приложение № 8. Как видно из таблицы, величина прожиточного минимума для пенсионеров за I квартал 2008 года составила 4.057 рублей. Соотношения среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума Приложение № 9.

Проведение государственной политики в сфере социальной защиты населения нетрудоспособного населения, инвалидов, пенсионеров, семей с детьми на территории нашей области обеспечивает комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области. (Структура прилагается см. Приложение 5.)

Комитетом социальной защиты населения правительства области в 2007 году разрабатывались и вносились вопросы, направленные на реализацию Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ и на преобразование действующей в России системы льгот, установленных для различных категорий граждан. Внесены предложения для изменения в действующем законодательстве, в связи с чем, в 2007 году продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социальной защиты населения области. Комитетом социальной защиты рассматривались вопросы, связанные с выделением в 2007 году средств федерального бюджета на проведение оздоровительной кампании детей. Решён вопрос передачи органам социальной защиты населения начислений и выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и созданием областного государственного учреждения "Расчетно-кассовый центр".

Основные задачи и функции комитета:

- реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения;

- формирование и совершенствование системы социальной защиты населения области;

- организация социального обслуживания населения, координация действий и методологическое обеспечение социальных служб государственного, муниципального и негосударственного секторов по вопросам оказания социальной помощи;

- осуществление мер по социальной защите пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, семей с детьми, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, предусмотренных действующим законодательством;

- организация назначения и выплаты пособий и компенсаций;

- реализация мер по государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, ветеранов войны и труда, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, реабилитированных граждан, лиц, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации;

- организация и финансирование мероприятий по оздоровлению и отдыху детей из малообеспеченных семей, круглых сирот, опекаемых детей, детей-инвалидов;

- обеспечение мер по устранению детской безнадзорности, социального сиротства, охране прав детей, созданию нормальных условий для их жизнедеятельности;

- организация работы по установлению и выплате доплат к государственным пенсиям отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству;

- проведение областных творческих и спортивных фестивалей, выставок прикладного искусства пенсионеров и инвалидов;

- организация и развитие системы учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению;

- осуществление финансирования и контроля над предоставлением гражданам льгот и преимуществ в области протезно-ортопедической помощи, санаторно-курортного лечения, обеспечения специальными автотранспортными средствами;

- координация деятельности подведомственных учреждений по социальной защите пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, несовершеннолетних, семей с детьми;

- обеспечение социального обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения;

- развитие системы стационарных, полустационарных и других учреждений социального обслуживания населения, муниципальных социальных служб, осуществляет координацию их деятельности и методическое обеспечение

- взаимодействие с благотворительными и общественными организациями с целью поддержки семей с детьми, пенсионеров, инвалидов и других групп населения, нуждающихся в социальной помощи.

Основные функции комитета, права и обязанности и организация его деятельности отражены в Положении о комитете социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области. Комитет социальной защиты населения правительства ЕАО координирует деятельность Отделов социальной защиты населения г. Биробиджана и области, к которым относятся:

Отдел социальной защиты населения муниципального образования

г. Биробиджан

Отдел социальной защиты населения муниципального образования «Облученский район»

Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования «Смидовичский район»

Отдел социальной защиты населения муниципального образования «Ленинский район»

Отдел социальной защиты населения муниципального образования «Биробиджанский район»

Отдел социальной защиты населения муниципального образования «Октябрьский район».

Комитет социальной защиты населения контролирует деятельность подведомственных учреждений:

1. Областное государственное учреждение «Биробиджанский психоневрологический интернат»

2. Областное государственное учреждение «Валдгеймский дом-интернат для детей-инвалидов»

3. Областное государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

4. Областное государственное учреждение «Специальный дом для одиноких престарелых граждан № 1»

5. Областное государственное учреждение «Специальный дом для одиноких престарелых граждан № 2»

6. Областное государственное учреждение «Центр социального обслуживания г. Биробиджана»

7. Областное государственное учреждение «Центр социального обслуживания Биробиджанского района»

8. Областное государственное учреждение «Центр социального обслуживания Облученского района»

9. Областное государственное учреждение "Центр социального обслуживания Смидовичского района"

10. Областное государственное учреждение "Центр социального обслуживания Ленинского района"

11. Областное государственное учреждение "Центр социального обслуживания Октябрьского района"

12. Областное государственное учреждение "Бирофельдский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов"

13. Областное государственное учреждение "Рассчетно-кассовый центр"

В Еврейской автономной области работают шесть государственных учреждений «Центр социального обслуживания», где получают необходимые социальные услуги более 1534 нуждающихся жителей области, главным образом пожилые и инвалиды.

Наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан. Социально-бытовые услуги на дому получают 921 человек (в среднем по области 2% от общего числа пенсионеров). Эти данные низкие и не соответствует среднестатистическим российским показателям. Для реализации государственной социальной политики в отношении пожилых людей следует ликвидировать препятствия доступа к социальным услугам в нашей области.

Мероприятия Программы социальной поддержки и обслуживания населения Еврейской автономной области направлены на создание условий для повышения уровня жизни малообеспеченных категорий населения области, граждан старшего поколения, инвалидов, детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей, а также реализацию государственных социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области.

В соответствии с Постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.01.2008 № 4-пп "Об утверждении отдельных мероприятий по социальной поддержке и обслуживанию населения Еврейской автономной области на 2008 год" правительством области утверждены отдельные мероприятия по социальной поддержке и обслуживанию населения Еврейской автономной области на 2008 год:

- предоставление единовременной адресной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- оплату стоимости проезда до города Биробиджана и обратно на автомобильном и железнодорожном транспорте междугородного и пригородного сообщения лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- бесплатную или на условиях частичной оплаты протезно-ортопедическую помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- социальную адаптацию пожилых граждан и инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства;

- обеспечение деятельности "социальных столовых" для пожилых граждан и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; граждан, освободившихся из мест лишения свободы; лиц без определенного места жительства; несовершеннолетних из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- организацию и проведение на территории области социально значимых мероприятий, обеспечивающих возможность участия ветеранов Великой Отечественной войны, граждан пожилого возраста и инвалидов, а также семей и детей в социальной, культурной и общественной жизни общества,

- проведение ежегодного областного конкурса на лучшее учреждение среди областных государственных учреждений социального обслуживания;

- проведение обучающих семинаров, конференций для актива общественных организаций инвалидов Еврейской автономной области;

Основными исполнителями мероприятий являются комитет социальной защиты населения правительства области и управление культуры правительства области.

2008 год объявлен в Российской Федерации Годом семьи. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети России на 2007-2010 годы» на территории области принята и реализуется подпрограмма «Дети и семья в ЕАО», целью которой является комплексное решение проблем семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Общий объём финансирования в 2007-2009 годах составляет 6150,0 тыс. руб. из областного бюджета. Ожидаемые результаты реализации:

- организация социального патроната не менее 150 семей с детьми «групп социального риска» и 80 семей, имеющих детей-инвалидов;

- расширение перечня и повышения качества предоставляемых социальных услуг семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, развитие у не менее 4300 детей из семей «групп социального риска» и детей с ограниченными возможностями навыков положительной жизнедеятельности;

- организация работы по социализации не менее 2500 детей из семей «групп социального риска» и детей-инвалидов.


Заключение

 

Система социальной защиты населения обеспечивает стабильность, порядок, уверенность в завтрашнем дне, а это есть основа для дальнейшего прогрессивного развития общества.

Россия – единое государство, где все эти годы проводилась целенаправленная работа по развитию федеративных отношений. Было проведено четкое разграничение полномочий Федерации, регионов и местного самоуправления с одновременной передачей большей части функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, с определением их финансовой и материальной базы. По сути, произошла серьезная децентрализация властных полномочий.

С 1января 2005года значительно расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в социальной сфере. Это позволяет повысить устойчивость системы социальной защиты, сконцентрировать внимание на решении практических задач улучшения положения граждан пожилого возраста, направить на эти цели дополнительные средства из региональных бюджетов.

В России тема объема и качества социальных услуг лицам престарелого возраста и инвалидам стала предметом пристального общественного интереса.

Передача полномочий и бюджетных обязательств по социальному обслуживанию населения на уровень субъектов Российской Федерации способствовала:

перераспределению обслуживаемых территорий между учреждениями социального обслуживания и повышению качества социальных услуг благодаря введению единых для каждого региона стандартов, норм, порядков и правил в области социального обслуживания;

повышению гарантий стабильности бюджетного финансирования учреждений социального обслуживания, улучшению их материально-технической базы и упорядочению штатной численности работников в зависимости от зоны обслуживания, росту численности обслуживаемых лиц.

Важнейшим аспектом модернизации государственного управления является проведение эффективной региональной политики. Основной задачей социальных служб является обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты).

Обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты) напрямую связано с повышением эффективности социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, с оптимизацией системы оказания социальных услуг, развитием организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания.

Проводя анализ услуг, предоставляемых социальными службами Еврейской Автономной области, пришёл к выводу, что наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан. Следует отметить, что процент охвата социальной помощи на дому в нашем регионе ниже среднестатистических показателей по России: в среднем по области надомным обслуживанием охвачено свыше 2% от общего числа пенсионеров.

Из выступления статс-секретаря, заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Глебовой Л.Н. на Конференции министров региона Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по проблемам старения 6—8 ноября 2007 года следует: «До 80% пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи социальных услугах».[23.2]

Исходя из этого, социальным службам области следует уделять пристальное внимание увеличению объема услуг и повышению их качества, как пенсионерам, так и инвалидам. Следует увеличить удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги учреждений социального обслуживания, довести надомное обслуживание в соответствие с общим числом обратившихся граждан указанных категорий.

Внимание социальных служб области также должно быть направлено на осуществление обязанностей по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, прежде всего самой уязвимой категории граждан – инвалидам, их реабилитации и социальной интеграции.

Таким образом, тактическими задачами всех социальных служб Еврейской автономной области являются:

- повышение экономической и социальной эффективности государственного сектора социального обслуживания населения в целях обеспечения отдельных категорий населения доступными и качественными социальными услугами;

- обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты);

- повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

- осуществление обязанностей государства по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

- предупреждение семейного неблагополучия и профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе.

Полномочия органов государственной власти нашего региона позволяют повысить устойчивость системы социальной защиты, сконцентрировать внимание на решении практических задач улучшения положения граждан пожилого возраста, инвалидов, направить на эти цели дополнительные средства из региональных бюджетов.

В нашем регионе органам социальной защиты и управления следует постепенно ликвидировать препятствия доступа к социальным услугам, повышать их качество, тем самым предоставить гражданам пожилого возраста новые возможности для выбора услуг.


Список использованной литературы и сайты

 

1. Конституция Российской Федерации. М, 1997.

2. Федеральные законы Российской Федерации:

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 июля 2002г., 25 июля 2002г., 10 января 2003г., 22 августа 2004 г.);

«О социальной защите инвалидов» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007года);

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениями от 10января 2003г., 22 августа 2004г.);

«О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. (с изменениями и дополнениями от 22 августа, 29 декабря 2004г);

3. Указ Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» от 8 мая 2008г. сайт Минздравсоцразвития России: www.minzdravsoc.ru

4. «Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике www.rost.ru».

5. Портал Правительства ЕАО https://www.eao.ru/

6. Всероссийский центр изучения общественного мнения - https://wciom.ru/

7. Федеральная служба государственной статистики - https://www.gks.ru/

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по ЕАО. (Евростат) - https://evrstat.ru/

9. Основы социальной работы. Учебник. Отв. ред. П.Д. Павленюк. – 3 изд. испр., и доп. М., 2006г.

10. Социальная работа. Учебное пособие В. И. Курбатов и др. Ростов на Дону, 5-е изд., 2006 г.- 480 с. (Высшее образование).

11. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие. 2007г.

12. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. Учебник. М., 2007г.

13. Социальная политика. Учебник под общ. ред. Н.А. Волгина. – 3-е изд., - М., Издательство «Экзамен», 2006. – 734с.

14. Вторые Ковалевские чтения. Материалы научно-практической конференции. С.-Петербург, 16-17 ноября 2007г.

15. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М., ИНФРА-М, 2007. 624с. (Классический университетский учебник).

16. Удалова А.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие - 3-е изд., М., Омега-Л, 2008г 190 стр. с табл.

17. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2008 год и на период до 2010 года. Сайт www.minzdravsoc.ru

18. Теория социальной работы. Под. ред. Е.И, Холостовой. М., 1998.

19. Словарь-справочник по социальной работе. Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424с.

20. Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. М., 2007 – 296с.

21. Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. - М.: Эко-М, 2004.-185 с

22. Шайхатдинов В. Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. – Свердловск: Уралочка, 2002.- 345 с.

23. Глебова Л.Н. Заботу государства – пожилым. Журнал «Социальная работа»№2 -2008г., с.2-3

24. Палькин В.М. Административная реформа – новые подходы в решении социальных проблем. Журнал «Социальная работа» № 3 -2008г., с.5-6

25. Пожилые люди: развитие социальных услуг. Сост. Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. – М.:ГосНИИ семьи и воспитания, 2004.

26. Фонд социального страхования. https://www.fss.ru/ru/fund/activity/11106/11111.shtml

27. Пенсионный фонд Российской Федерации. https://www.pfrf.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,120/

28. ГУ ОПФ по ЕАО https://s031a.031.pfr.ru/

29. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: