Начало актёрской карьеры




С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году окончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра[13]:444.

С 1955 по 1963 гг. Высоцкий жил у матери сначала на 1-й Мещанской 126, а затем, в построенном в 1956 г. на этом месте новом доме, на проспекте Мира76, в квартире 62 на четвёртом этаже. Владимир также проводил много времени на Большом Каретном в компании друзей. Он посвящал им эпиграммы. По воспоминаниям об этом времени, в 1964 г. им была написана песня со словами «Ведь в Каретном ряду первый дом от угла — / Для друзей, для друзей » («Второй Большой Каретный»).

Одна из легенд о Владимире Высоцком повествует, что решение об уходе из МИСИ было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут, якобы, Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…». Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию было подписано 23 декабря1955 года[16].

С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ. Он занимался у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «19 из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой и женился весной 1960 года.

В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Т. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических.

В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году).

В конце 1963 года Высоцкий с матерью получили квартиру на улице Шверника, дом 11, корпус 4, квартира 41, где у Владимира и Людмилы родился второй сын Никита (дом был снесён при перестройке микрорайонов из пятиэтажек в 1998 году). Когда в 1968 году супруги расстались, Владимира Высоцкого уже знала вся страна по песням из кинофильма «Вертикаль», в котором он снимался.

Начало поэтической деятельности

Своё первое стихотворение «Моя клятва » Высоцкий написал 8 марта 1953 года, будучи учеником 8 класса. Оно было посвящено памяти Сталина. В нём поэт высказывал чувство скорби по недавно умершему вождю[17].

В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная летом 1961 года в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Впервые песня была исполнена 27 июля того же года, на проводах друга юности Высоцкого, Левона Кочаряна, в Севастополь. Эта песня положила начало циклу «блатной» тематики в творчестве поэта.

Однако существует песня «49 дней », датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение самого автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан подзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков », с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны » стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты »[18][19]. Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнений в 1964—1969 гг.

Зрелые годы

Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 годуВысоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. В Театре на Таганке В. С. Высоцкий проработал до конца жизни, хотя его отношения с руководителем театра Ю. П. Любимовым на протяжении всего этого периода складывались весьма непросто[20].

В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).

В июне 1968 года Высоцкий послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой и бездоказательной критикой его ранних песен в центральных газетах[21][22]. В том же году вышла его первая авторская грампластинка (гибкая) «Песни из кинофильма „Вертикаль“ ».

Летом 1969 года у Высоцкого был тяжёлый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади, которая в это время была в Москве. Проходя мимо ванной, она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади вспоминает:

Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…[23] Марина Влади

К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил[23]. Врачи боролись за его жизнь 18 часов. Выяснилось, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое время ходили слухи о его другой тяжёлой болезни[13]:136.

С весны 1971 по 1975 год Высоцкий жил в трёхкомнатной съёмной квартире в московском районе Матвеевское в доме по ул. Матвеевская, 6, кв. 27. С этой квартирой связаны запись «Алисы в стране чудес» и создание певцом собственной коллекции записей под техническим руководством Константина Мустафиди. В окрестностях Матвеевского Высоцкий гонял на своей первой иномарке BMW[24][25].

29 ноября 1971 года[26][27] в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» по одноимённой трагедии Шекспира (режиссёр — Ю. П. Любимов), главную роль в котором исполнил Высоцкий[13]:445.

15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению была показана 56-минутная чёрно-белая передача «Noormees Tagankalt » («Парень с Таганки») — первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием.

В 1975 году Высоцкий поселился в трёхкомнатной кооперативной квартире площадью 115 м², на 8-м этаже только что построенного 14-этажного кирпичного дома на Малой Грузинской улице, 28, квартира 30.

В том же году в первый и последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно-художественном сборнике («День поэзии 1975». М., 1975) — «Из дорожного дневника».

В сентябре 1975 года Высоцкий записал на фирме «Балкантон» в Болгарии большую пластинку «В. Высоцкий. Автопортрет ». Запись была произведена ночью, в I студии «Радио София». На 2-й и 3-й гитарах ему аккомпанировали актёры Театра на Таганке Дмитрий Межевич и Виталий Шаповалов. Исполнение каждой песни сопровождалось небольшим авторским вступлением. Запись была частично издана на пластинке этой фирмы лишь в 1981 году, после смерти поэта.

В 1977 году журнал «Театр» опубликовал статью Михаила Борка «Владимир Высоцкий » о театральных работах актёра.

21 марта 1977 года Владимир Высоцкий принял участие в программе «Restez donc avec nous le lundi » на французском телеканале TF1. В сделанной цветной записи этого выступления (продолжительностью около 14 мин.), он немного говорит по-французски, исполняет две песни («Баллада о Любви» и «Охота на волков»); и в конце под аплодисменты присутствующих в студии играет на гитаре.

13 февраля 1978 года приказом № 103 министра культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста № 17114, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады [28], что явилось официальным признанием Высоцкого «певцом-профессионалом».

4 октября 1978 года,[29] во время гастролей в г. Грозный, Высоцкий записался на телевидении Чечено-Ингушской АССР[29] (для передачи «Театральная гостиная»). В этой чёрно-белой записи (длительностью около 27 мин.) он рассказывает о себе и своём творчестве; и исполняет 4 песни: «Мы вращаем Землю», «Песенка о переселении душ», «Я не люблю», «Братские могилы». Видеозапись при жизни поэта показана не была.

17 января 1979 года Владимир Высоцкий дал большой концерт в Бруклинском колледже в Нью-Йорке. Сокращённый вариант записи выступления с нарушенным порядком песен и без разрешения автора был издан в этом же году в США на 2-х долгоиграющих пластинках (под названием «Нью-Йоркский концерт Владимира Высоцкого»). 12 апреля 1979 года состоялось выступление поэта в городе Торонто (Канада). Сокращённая запись этого концерта была издана в США после смерти Высоцкого, в 1981 году, на пластинке «Владимир Высоцкий. Концерт в Торонто» (Vladimir Vysotsky. Concert in Toronto).

В 1979 году Высоцкий участвовал в издании неподцензурного альманаха «Метрополь».

В 1970-е годы он познакомился в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но осуществить этот проект не успели[30].

Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (фестиваль БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде, Мексике, на Таити и так далее.

В СССР по Центральному телевидению в годы жизни Высоцкого не было показано ни одного его концертного выступления или интервью[31].

17 мая 1979 года[31] в учебной телестудии факультета журналистики МГУ, Владимир Высоцкий записал цветное видеопослание (длительностью примерно 30.5 минут) для американского актёра и режиссёра Уоррена Битти. Высоцкий рассчитывал познакомиться с ним и искал возможность сняться в фильме «Красные», который Битти собирался снять в качестве режиссёра. Во время записи Высоцкий делает несколько попыток говорить по-английски, стараясь преодолеть языковой барьер.

Для Высоцкого это было редкой возможностью выступить перед видеокамерой. В то время он ещё не имел возможности сделать это на Центральном телевидении[31].

Видеопослание тогда так и не достигло адресата. Фрагменты этой видеозаписи были впервые показаны в документальном фильме Ольги Дарфи «Смерть поэта » в 2005 году. Также эта видеозапись была показана вместе с материалами телекомпаний Италии, Мексики, Польши, США и из частных архивов, в документальном фильме 2013 года «Владимир Высоцкий. Письмо Уоррену Битти »[31].

14 сентября 1979 года он записал большое интервью на Пятигорской студии телевидения, у Валерия Перевозчикова. Но видеозапись была смыта, сохранился лишь небольшой (7-минутный) фрагмент конца (фонограмма передачи осталась).

Высоцкий дал примерно полторы тысячи концертов в СССР и за рубежом.

Последний год и смерть

Владимир Высоцкий выкуривал одну и более пачку сигарет в день и страдал алкогольной зависимостью на протяжении многих лет. Из тяжёлых состояний, когда отказывали почки и возникали проблемы с сердцем, врачи выводили актёра с помощью веществ наркотического ряда. И если не сами врачи таким образом «подсадили» Высоцкого на наркотики, то, во всяком случае, нечаянно подсказали ему способ такого «лечения» от алкоголизма: в конце 1975 годана смену алкоголю пришли морфий и амфетамин. При этом дозы постоянно увеличивались; и от разовых уколов в 1975 году, Высоцкий перешёл к регулярному употреблению наркотикосодержащих препаратов уже в конце 1977 года[32].

По словам Марины Влади, попытки лечения не давали результатов[23]; и, как утверждает В. Перевозчиков, в начале 1980 года Владимир Высоцкий был уже обречён: ему предсказывали скорую смерть либо от передозировки наркотиков, либо от «ломки» (абстиненции). Ровно за год до смерти, 25 июля 1979 года, Владимир Высоцкий уже пережил клиническую смерть во время гастролей в Бухаре. В июле 1980 года, в связи с проведением в Москве Олимпийских игр, у актёра (по словам всё того же Перевозчикова) вновь возникли проблемы с приобретением наркотиков[32].

Другие источники опровергают употребление Высоцким алкоголя в последние годы его жизни. Режиссёр Игорь Масленников вспоминал в интервью:

А Ливанов в то время был «зашит»[33]. Нам пришлось это сделать. Перед началом съёмок мы через Высоцкого попросили Марину Влади, чтобы она прислала из Парижа препарат, который у нас не выпускали. И Володя вдвоем с Олегом Далем ловили Ливанова по всей Москве, чтобы «зашить». — Почему именно они? — Потому что они были его друзьями и «коллегами» по этой части, а значит, авторитеты.

Это происходило во время съёмок Масленниковым в 1980 году «Собаки Баскервилей»[34], когда, согласно фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой», Высоцкий был умирающим алкоголиком и наркоманом. (Ранее, в 1973 году, Высоцкий точно так же помог О. Далю: Марина Влади привезла из Парижапрепарат «Эспераль», и в результате Даль бросил пить[35]. В начале 1976 года Даль снова запил, но позвонил Высоцкому, который потребовал от него приехать и снова дал ему «Эспераль»[36]).

22 января 1980 года Владимир Высоцкий записался на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой были впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача (хронометраж 1 час 3 мин.) вышла только 23 января 1987 года. В первой её части Высоцкий исполнял «маленькое попурри » песен из фильма «Вертикаль», песни «Мы вращаем Землю »; «Почему аборигены съели Кука, или Одна научная загадка» (из фильма «Ветер „Надежды“». Название песни дано по расшифровке фонограммы видеозаписи Высоцкого); «Я не люблю », «Пожары», «Утренняя гимнастика», «Парус», а во второй: «Песенка ни про что, или Что случилось в Африке»; «Письмо в редакцию телевизионной передачи „Очевидное–невероятное“ из сумасшедшего дома,− с Канатчиковой дачи»; «Песня о земле» из фильма «Сыновья уходят в бой» и «Баллада о Любви ».

1 февраля 1980 года состоялось выступление Высоцкого во ВНИИЭТО[37].

16 апреля 1980 года состоялась последняя в жизни поэта видеосъёмка его концерта — на сцене малого зала Ленинградского БДТ, длительностью около 16.5 мин. Он исполнял песни «Кони привередливые», «Купола», «Охота на волков», небольшое попурри из «военных» песен и рассказывал о своём творчестве. Режиссёр этой записи — Владислав Виноградов — после смерти Высоцкого использовал её в документальном фильме «В. Высоцкий. Песни-монологи » и частично в передаче «Я возвращаю ваш портрет ». На обратной стороне двойного альбома Высоцкого «Сыновья уходят в бой» приведены фотографии В. Меклера с этого концерта.

2 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо.

3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо 1,5 запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт[38].

14 июля 1980 года, во время выступления в НИИЭМ[39] (Москва), Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы» (имеется некачественная фонограмма её записи из зрительного зала).

16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв)[40].

18 июля 1980 года В. Высоцкий последний раз появился на публике в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета[27].

В ночь на 25 июля 1980 года, на 43-м году жизни, Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире от острой сердечной недостаточности.

Непосредственная причина смерти остаётся спорной, так как вскрытие (по настоянию отца поэта) не производилось. По мнению одних (в частности, Станислава Щербакова и Леонида Сульповара), причиной смерти стала асфиксия, по мнению других — острый инфаркт миокарда. Так, Анатолий Федотов, которого разные люди характеризуют по-разному — и как личного врача Высоцкого, человека, спасшего его в июле 1979 года в Бухаре от клинической смерти (факт которой, впрочем, оспаривается[41]), и — как врача, «проспавшего» Высоцкого в ночь на 25 июля 1980 года; свидетельствует:

23 июля при мне приезжала бригада реаниматологов из Склифосовского. Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире, решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович. 24 июля я работал… Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: „Мама, я сегодня умру…“ …Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжёлой. Я сделал укол снотворного. Он всё маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате. … Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда[42].

По утверждениям Марины Влади и В. Перевозчикова, то, что Владимира Высоцкого убили наркотики, остаётся бесспорным, хотя о смерти от передозировкине писал никто[23][32].

Последние две строки, которые Владимир Семёнович Высоцкий написал 11 июня 1980 года[43]:

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

— Проза.ру

В черновом автографе поэта сохранился вариант последней строки этого стихотворения:

«Мне будет, чем ответить перед Ним ».

Похороны

Ваганьковское кладбище. Могила Владимира Высоцкого
в 1983 году

Владимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве XXII летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух сообщений в «Вечерней Москве» (о смерти и дате гражданской панихиды) и некролога в газете «Советская культура» (и уже после похорон — статья Аллы Демидовой памяти Высоцкого в газете «Советская Россия») в советских средствах массовой информации практически не печаталось[44]. Над окошком театральной кассы было вывешено простое объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (а в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). При этом ни один из купивших билеты в театр, назад их не сдал[45].

28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида, церемония прощания и похороны на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 1, справа от входа).

Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа — Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»

 

Михаи́л Влади́мирович Круг (настоящее имя — Михаил Владимирович Воробьёв; 7 апреля 1962, Калинин — 1 июля 2002, Тверь) — русский поэт и бард. Автор и исполнитель песен в жанре русский шансон, один из самых популярных представителей жанра. Поклонники называли его «королём русского шансона»[1][2]. Автор и исполнитель песни «Владимирский централ», ставшей одним из самых известных образцов русского шансона[3].

Ранняя биография[править | править вики-текст]

Михаил Владимирович Воробьёв родился 7 апреля 1962 года в Калинине. Отец Владимир Михайлович Воробьёв работал инженером-строителем (начальник связи Управления автодороги «Москва-Рига» города Твери, умер в 1995 году[4], мать Зоя Петровна Воробьёва работала бухгалтером.[4][5] Был вторым ребёнком в семье (первым была сестра Михаила — Ольга). Детство и юность его прошли в старом Пролетарском районе, о котором впоследствии была написана песня «Морозовский городок». Учился в музыкальной школе по классу баяна, но потом бросил её. Занимался хоккеем, был вратарём. В общеобразовательной школе он учился плохо, по воспоминаниям родственников и друзей постоянно сбегал с уроков[6].

С шестилетнего возраста его кумиром был Владимир Высоцкий. В 11 лет Михаил Воробьёв научился играть на гитаре. Первые свои стихи он написал в 15 лет, посвятив их своей однокласснице. Когда однажды на школьном вечере он исполнил одну из песен Высоцкого, в школе разразился большой скандал[6]. После армии Воробьёв под впечатлением его песен стал играть на гитаре и петь в его стиле[6].

Воробьёв окончил в городе Калинине среднюю школу № 39. По окончании учёбы он проходил срочную службу в армии на Украине, в Сумской области, в городе Лебедин. Вернувшись из армии, устроился на работу в ПОГАТ (производственное объединение грузового автотранспорта) водителем, развозил молочные продукты по городу в течение 10 лет (с 1983 года по 1993 год). В 1987 году Михаила Воробьёва назначили начальником автоколонны и направили на учёбу в Политехнический институт. Однако сидеть целый день в кабинете Михаилу не понравилось, и через год он опять стал работать водителем, а институт бросил.

Музыкальная деятельность[править | править вики-текст]

В 1987 году Михаил успешно поступил в институт, в котором узнал о конкурсе авторской песни, принял в нём участие и занял первое место с песней «Про Афганистан». После этого он серьёзно занялся написанием песен. Немалую роль в этом сыграл бард Евгений Клячкин, который был председателем жюри на 8 фестивале авторской песни. Именно он сказал Воробьёву: «Миша, тебе надо работать…»[6]. Псевдонимом себе Михаил Воробьёв выбрал «Михаил Круг». Существует несколько версий происхождения этого псевдонима[6].

Первый свой альбом «Тверские улицы» Воробьёв записал на студии «Тверь» в 1989 году, потом был записан второй альбом «Катя» и третий альбом без названия, все они так и не вышли официально, но были похищены пиратами и разошлись нелегальным способом[6]. Практически все песни, вошедшие в состав этих альбомов, были переписаны и спеты в последующих альбомах[6]. В 1994 году в свет вышел первый официальный альбом Михаила Круга «Жиган-Лимон», который, по мнению многих, стал поворотным в его творческой судьбе[6]. Несмотря на околоуголовное название, в альбоме были не только блатные песни, но и лирические и иронические. Альбом неоднократно переиздавался и фактически стал знаком вторжения Михаила Круга в российскую музыкально-поэтическую культуру[6].

В 1995 году был снят документальный фильм «Бард Михаил Круг», который был показан по каналу «Культура» в 1999 году[6]. В 1996 году был показан его первый клип «Это было вчера»[6].

С февраля 1997 года с Михаилом работала новая солистка Светлана Тернова, которую он услышал на фестивале песни «Заволжье» и взял в группу[7]. Ряд песен для Круга был написан Александром Белолебединским, до этого Михаил Круг исполнял только свои песни[7]. Песни «Я прошёл Сибирь», «Здравствуй, мама», «Окончен процесс (Я горько рыдаю)», «Искры в камине», «Хаим», «Плачь, скрипка (В каждом городе)», «Студентка», «Когда с тобой мы встретились» — народные, ранее их пел известный советский исполнитель Аркадий Северный[8]. Песня «Светочка» написана автором-исполнителем Леонидом Ефремовым. При этом текст версии Круга немного отличается от оригинала[9]. Самой известной песней Круга является «Владимирский централ», которая впервые прозвучала в альбоме «Мадам» и которая стала одной из самых известных песен русского шансона. Возможно, что она была посвящена вору в законе Саше Северному[10].

27 марта 1998 года в гостинице «Космос» Михаил участвовал на вручении премии «Овация» и получил её в номинации «Русский Шансон». В ноябре 1999 года Михаил принимает участие в «Музыкальном ринге», дружеском состязании с Сергеем Трофимовым, и побеждает[11]. В январе 1999 года он занимает второе место по популярности в конкурсе «Русский шансон». В апреле 1999 года вновь был выставлен на номинацию премии «Овация»[6].

Гастроли[править | править вики-текст]

Уже после выпуска дебютного альбома Михаил Круг начал активно гастролировать по городам России (в основном Европейской части).

За границей Круг впервые выступил в 1997 году на фестивале «Русский Шансон в Германии» с братьями Жемчужными, на котором спел четыре песни, одна из которых — «Мадам» — была спета в гитарном варианте. В 1998 году Круг выступал в США — Майами, Бостон, Нью-Йорк, Джексонвилл. С 22 февраля по 6 марта 2000 года успешно прошло турне по Израилю. Были даны концерты в городах: Иерусалим, Тель-Авив, Назарет, Хайфа, Ашдод, Ашкелон, Ариэль и другие[6]. Также Круг выступал на Украине, в Белоруссии, Эстонии[12][13] и т.д.

Неоднократно Михаил Круг давал благотворительные концерты, в том числе в местах лишения свободы[14][13]. В 2000 году Михаил Круг исполнил роль криминального авторитета Леонида Петровича в фильме «Апрель»[6].

Убийство и последующие события[править | править вики-текст]

Могила Михаила Круга на Дмитрово-Черкасском кладбище Твери

В ночь с 30 июня на 1 июля 2002 года на дом Круга в посёлке Мамулино (микрорайоне Твери) было совершено нападение. В доме, помимо певца, находились ещё пять человек — его жена Ирина, тёща и трое детей (сын Дима от первого брака Михаила, дочь Ирины Марина и сын Саша (малышу не было и полутора месяцев)[15]. Дверь трёхэтажного дома была открыта[16].

Двое неизвестных злоумышленников проникли на третий этаж дома приблизительно между 23:00 и 0:15[17], где обнаружили тёщу Круга, и напали на неё, причинив ей телесные повреждения[15]. На крики женщины прибежали Михаил Круг и его жена Ирина. Преступники открыли огонь из пистолетов. Ирине удалось скрыться у соседей, а Михаил получил два тяжёлых огнестрельных ранения, после чего на время потерял сознание[18]. Преступники скрылись с места преступления. Пришедший в себя Круг сумел добраться до дома соседа Вадима Русакова, где скрывалась его жена[18]. Поскольку «скорая помощь» отказалась выезжать без милиции[19], то Русаков сам отвёз его в Тверскую городскую больницу № 6[18]. Тем временем приехали вызванные милиция и «скорая помощь», обнаружившие в доме Круга его раненую тёщу[18]. Дети Круга не пострадали — Марина и Саша спали, и даже не проснулись, а Дима сидел в наушниках за компьютером[18]. Сам Михаил Круг, несмотря на усилия врачей, скончался утром 1 июля[17].

Прощальная панихида прошла 3 июля в 10 часов утра в Тверском драматическом театре. На похоронах присутствовали Владимир Жириновский, Александр Семчев, Ефрем Амирамов, Катя Огонёк, братья Жемчужные, Вика Цыганова, многие руководители Тверской области, в том числе и её губернатор, Владимир Платов. Траурная процессия из автомобилей растянулась на несколько километров. После отпевания в Воскресенском соборе[20]Твери Круг был погребён на Дмитрово-Черкасском кладбище[21].

Версии убийства строились самые различные. Например, продюсер Вадим Цыганов высказал предположение, что это могло быть попыткой ограбления[17]. Незадолго до убийства Круг записал альбом под рабочим названием «Тверичанка» (впоследствии выпущен под названием «Исповедь»), за который он со дня на день должен был получить гонорар[15]. Эта версия отметалась теми, кто верил, что Круга искренне уважали в криминальных кругах, однако именно она на первых порах расследования была наиболее популярной[15]. По другой версии, Круг стал жертвой спланированного, а, возможно, и заказного убийства[15].

В 2008 году в Твери была арестована банда «Тверские волки», которая, возможно, была причастна к убийству. Ирина Круг опознала в одном из членов банды Александре Агееве убийцу своего мужа, но их причастность доказать следствию не удалось. Агеев был осужден пожизненно за другие преступления[22].

10 августа 2012 года в СМИ прошла информация, что в Твери найден скелет человека, который десять лет назад убил Михаила Круга. Местонахождение останков указал преступник, отбывающий пожизненный срок. Однако следственный комитет лишь подтвердил факт обнаружения скелета, но всю остальную историю опроверг[23][24][25]. В конце сентября 2012 года в СМИ появилась информация о том что дело раскрыто, следствию известны конкретные исполнители, которые и были арестованы[26]. 28 мая 2013 года вдова Михаила Круга по останкам и фотографии опознала гражданина Веселова, который считался непосредственным исполнителем убийства певца[27]. 25 февраля 2014 года, приговорённый к высшей мере киллер банды «Волков» Александр Осипов, подтвердил в интервью газете «Комсомольская правда», что вышеозначенный Дмитрий Веселов и убил Михаила Круга[28]. 7 марта 2014 года «Комсомольская правда» опубликовала расследование, где впервые были обнародованы материалы уголовного дела и детали убийства Михаила Круга[29].

Мнения[править | править вики-текст]

Могильная плита

Критика[править | править вики-текст]

Во многих негативных рецензиях, посвящённых творчеству Михаила Круга, указывается, что певец в основном удовлетворял эстетические запросы уголовных и околоуголовных слоёв общества. Так, например, в статье «Версии убийства Михаила Круга» было написано, что «лирические герои его песен (особенно ранних) в основном воры, грабители, проститутки — одним словом, люди с уголовным прошлым и настоящим»[30].

В ответ на негативную критику, направленную в свой адрес, Круг постоянно заявлял, что все, кто критикует русский шансон, — люди, близкие к официальной эстраде, которая у него вызывала раздражение. В частности, в своём последнем интервью от 13 июня 2002 года, он сказал:

…Как только кто-то умный начинает вешать ярлыки или старается проанализировать творчество автора, тут же выявляется официальный анализ, а он жанру уже не нужен, поскольку людей простых, которые не знают терминологии, не надо сбивать с толку. Это хорошо для академических жанров, но не для нашего. Ведь кто критикует наш жанр – люди, занимающиеся «попсой». В наших песнях они ничего не понимают. Я признаю критику, но эта критика должна исходить от человека, вызывающего у меня уважение и обладающего авторитетом...[31]

Через несколько лет после гибели Круга, когда в Твери было принято решение установить памятник, против этого выступил ряд представителей тверской интеллигенции. В открытом письме они заявили:

Мы не против ни популярной музыки, ни фонда Круга, ни фестиваля песен его имени. Мы возражаем против сооружения памятника человеку, чье творчество, по нашему убеждению, является спорным… Преувеличение значения творчества Круга происходит на фоне глубокого кризиса нашей культуры, проблем образования, науки, серьезного искусства. Но установка подобного монумента будет означать окончательную смену ориентиров в обществе, ибо, таким образом, мы признаем, что теперь нашим кумиром является представитель шоу-бизнеса, а популярная и блатная песня становится эталоном и главным жанром в искусстве. С этим согласиться мы никак не можем. Установка памятника Кругу — это попытка увековечить то, что увековечению не подлежит по определению, ибо принадлежит изменчивой моде и развлечению. И следующим, по логике, шагом после вознесения этого персонажа являлось бы уничтожение памятниковПушкину,Крылову,Салтыкову-Щедрину, ибо соединение в пределах одного города и одной культуры этих имен невозможно Вместо установки монумента автору песен про нары и воровскую долю мы предлагаем вспомнить, что с Тверским краем связаны именаГумилёва,Ахматовой,Мандельштама, последним пристанищем которых был город Калинин; что когда-то здесь нашел приют изгнанный из обеих столицДостоевский…[32]

Положительная[править | править вики-текст]

Отзывы других исполнителей русского шансона о Михаиле Круге в основном положительные. В 1994 году, во время интервью, певец Вилли Токарев сказал, что «Михаил Круг в первую очередь понравился ему как человек», и что «он уверен, что Круг ещё не раз порадует прекрасными песнями»[33]. Другой исполнитель русского шансона, Евгений Григорьев (Жека), говорил, что в песнях Круга есть «удивительная энергетика, отражающая настроение русской души», потому что «Круг — родом из народа»[34]. Певица Виктория Цыганова, с которой при жизни Круг не раз сотрудничал, говорила, что Круг «пел душой», и что «его песни навсегда останутся в сердцах миллионов»[35].

Среди поклонников Круга было немало знаменитых людей, которые также хорошо отзывались о его творчестве. Владимир Жириновский чётко выразил свою точку зрения:

Я в первый раз в жизни хороню такого хорошего человека. Я ведь с Михаилом знаком уже несколько лет. Он был моим помощником. Мы симпатизировали друг другу. Замечательный парень — тихий, спокойный, никогда в нём не было вычурности, чванства, что присуще многим эстрадным исполнителям. У меня в машине всегда играет его кассета. Это как лекарство. Если бы преступники знали, к кому вошли в дом, они бы этого не совершили. У них онемели бы руки и ноги. С уходом Миши осталась пустая ниша. Вот если бы, допустим, погибШуфутинский, то остался быЗвездинский. А Круг — это как Высоцкий, его никто не заменит…[36]

Память[править | править вики-текст]

Памятник Михаилу Кругу
на бульваре Радищева в Твери

Сразу после смерти Михаила Круга друзья и близкие создали фонд с целью установки памятника поэту-песеннику, который возглавила старшая сестра покойного Ольга Медведева. Долгое время против установки памятника протестовала некоторая часть творческой интеллигенции Твери[37]. Тем не менее 24 июня 2007 года, во время праздника города Твери, памятник был торжественно открыт на бульваре Радищева в центре города[32][38]. Некоторое время назад памятник был демонтирован и временно перенесён на улицу Трехсвятскую.

Памятник отлит из бронзы. На



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: