Борьба с соседским голосованием




Основная цель конкурса песни «Евровидение» — стимулировать создание оригинальных композиций в области популярной музыки. Страновой принцип голосования зрителей не способствует достижению этих целей. Поэтому организаторы конкурса ищут способы минимизации его влияния.

Впервые конкурс «Евровидение» в 2008 году прошёл по новым правилам и состоял уже из двух полуфиналов и финала. Два полуфинала — новшество конкурса, которое вызвало оживлённое обсуждение по всей Европе. Эта жёсткая мера была принята по настоятельному предложению главы «Евровидения» Сванте Стокселиуса, чтобы свести к минимуму «некорректную практику так называемого солидарного голосования некоторых стран-участниц».

С 2009 в голосовании вместе со зрителями участвует и профессиональное жюри от каждой страны, которое старается также свести к минимуму соседское голосование: до 2015 года голоса зрителей и жюри суммировались и выводились в общую оценку исполнителю, с 2016 года жюри и зрители голосуют по отдельности. Однако критика в адрес жюри усиливается, поскольку его результаты зачастую не совпадают с мнением зрителей.

История[править | править вики-текст]

Густав Винклер и Бирте Вильке на «Евровидении-1957»

В середине 1950-х годов члены Европейского вещательного союза (ЕВС) «загорелись» идеей создания зрелищной развлекательной программы, которая бы способствовала культурному объединению Европы. В январе 1950 года генеральный директор Швейцарского телевидения Марсель Безансон предложил международный конкурс песни, определявший лучшую песню Европы.[31] Его идея была одобрена на Генеральной Ассамблее ЕВС в Риме 19 октября 1955 года. За образец был взят музыкальный фестиваль в Сан-Ремо (Италия).[32]

Официально заявленная цель конкурса звучала так: конкурс песни «Евровидение» — это ежегодный фестиваль, который транслируется по Европе и создан, «чтобы способствовать появлению талантливых и оригинальных песен в жанре поп-музыки при помощи соревнования между авторами и певцами и путём сравнения их творчества на международном уровне». На самом же деле, шоу попросту должно было способствовать увеличению популярности телевидения в 1950-х годах.

Конкурс, изначально известный как «Гран-при „Евровидения“», впервые прошёл в городе Лугано (Швейцария) 24 мая 1956 года. Участвовало семь стран, каждая из которых представила по 2 песни. Это был первый и последний раз, когда одна страна представила более одной песни.[33] Конкурс выиграла страна-хозяйка, которую представляла Лиз Ассиа с песней «Refrain».

Со временем число желающих принять участие в конкурсе постоянно росло, и их одновременное выступление стало невозможным. Тогда было принято решение отстранять от конкурса, проводящегося в следующем году, страны, показавшие наихудшие результаты. В 2004 году конкурс разделили на полуфинал и финал, для того, чтобы все желающие страны могли участвовать в конкурсе. С 2008 года проводится 2 полуфинала.

Самые успешные страны-участницы — Ирландия, чьи представители побеждали 7 раз (в том числе 3 раза подряд), и вслед за ней Швеция, побеждавшая 6 раз, а также Великобритания, Франция и Люксембург с 5 победами. Нидерланды выигрывали конкурс 4 раза, Дания, Норвегия и Израиль — по 3 раза.

Название конкурса происходит от названия сети распространения телепрограмм «Евровидение», принадлежащей Европейскому вещательному союзу. Поскольку это событие вызывает наибольший интерес среди всех программ, распространяемых «Евровидением», конкурс песни чаще называют просто «Евровидение».

Музыкальная тема, звучащая перед и после трансляций конкурса песни «Евровидения» (и других трансляций «Евровидения») — это прелюдия к Te DeumМарка Антуана Шарпантье[31].

Логотип конкурса[править | править вики-текст]

Первый единый логотип появился в 2004 году для улучшения узнаваемости конкурса. Надпись «Eurovision» были стилизованы под рукописное написание, а вместо буквы «v» в центре логотипа располагалось сердце, в которое был вписан флаг принимающей страны. Ежегодно принимающая страна также разрабатывает свою визуальную тему и слоган.

К юбилею 60-летия конкурса песни «Евровидение», Европейский вещательный союз пришёл к единогласному мнению о перерисовке логотипа конкурса, дабы отметить сразу два юбилея: юбилей конкурса и юбилей логотипа (10-летие).[34] Сам логотип подвергся небольшим косметическим изменениям, а именно:

· Слово «Euro(v)ision» стало более аккуратным

· Слова «Song Contest» и «Год и город проведения конкурса» сменили свой шрифт на Gotham

· Сердце также подверглось изменению и стало более аккуратным

· Флаг принимающей страны внутри сердца теперь располагается под углом

2004—2014 с 2015
Пример старого логотипа Пример нового логотипа

Слоганы конкурсов[править | править вики-текст]

Начиная с 2002 года, каждый конкурс проходит под своим слоганом (темой). Исключением стало лишь «Евровидение-2009», когда конкурс проходил без своего слогана.

Год Город Слоган
Слоганы отсутствовали на конкурсах с 1956 по 2001 годы
  Таллин «A Modern Fairytale» (Современная сказка)
  Рига «Magical Rendezvous» (Волшебное свидание)
  Стамбул «Under The Same Sky» (Под одним небом)
  Киев «Awakening» (Пробуждение)
  Афины «Feel The Rhythm!» (Почувствуй ритм)
  Хельсинки «True Fantasy» (Правдивая фантазия)
  Белград «Confluence Of Sound» (Слияние звука)
Официального слогана на конкурсе 2009 года в Москве не было
  Осло «Share The Moment!» (Раздели момент!)
  Дюссельдорф «Feel Your Heart Beat!» (Почувствуй биение своего сердца!)
  Баку «Light Your Fire!» (Зажги свой огонь!)
  Мальмё «We Are One» (Мы едины)
  Копенгаген «#JoinUs» (#ПрисоединяйсякНам)
  Вена «Building Bridges» (Возводя мосты)
  Стокгольм «Come Together» (Объединяйтесь)
     

Стиль музыки[править | править вики-текст]

Выступление Lordi на «Евровидении» считается одним из самых экстравагантных за историю конкурса

Формально стиль музыки ничем не ограничен, выбор жанра исполняемой музыки остаётся за исполнителем и органом, отбирающим песню. Ограничения накладываются лишь на тексты — не допускаются нецензурные выражения, политические призывы, оскорбления. Но за годы существования у конкурса сложился свой «формат», под который пишутся песни, с учётом вкусов голосующих зрителей. Чаще всего конкурсанты исполняют поп-музыку (европоп) или эстрадную обработку народной музыки(фолк).

Исполнители рока, блюза, джаза, рэпа иногда участвуют в конкурсе, а начиная с 2000-х годов их участие стало почти регулярным. Но они редко добиваются успеха, так как зрители «Евровидения» — далеко не их целевая аудитория. Редкими исключениями стала в 2002 году победа джаз-певицы Marie N из Латвии и в 2006 году победа костюмированной хард-рок-группы Lordi из Финляндии. В 2010 году альтернативная рок-группа MaNga из Турции едва не повторила успех Lordi и заняла 2-е место. Но многие другие, не менее известные, «жанровые» исполнители, такие как Teräsbetoni, The Ark, Zdob şi Zdub, «Мумий Тролль», Vanilla Ninja, Wig Wam, Mor ve Ötesi, Роже Цицеро, Алёнка Готар и другие, успеха на конкурсе не добились. В последнее время также наблюдается тенденция к использовании элементов дабстепа в исполняемых композициях, например, у Армении (в 2014 году) или Словении (в 2013 году).

Также на «Евровидении» были оперные певцы. Так, на «Евровидении-2013» Румынию представлял Чезар. Были случаи, что в «Евровидении» участвовали люди, которые к музыке не имеют отношения — к примеру, в «Евровидении-2013» за Мальту выступал врач-педиатр Джанлука Беззина, занявший 8 место.

Страны-участницы[править | править вики-текст]

В конкурсе песни «Евровидения» могут участвовать страны, входящие в Европейский вещательный союз или Совет Европы. Также участвуют в конкурсе расположенные в Азии государства: Армения, Израиль и Кипр (отправляют участников на конкурс практически ежегодно с начала участия), а также частично расположенные в Европе и (бо́льшие части) в Азии: Россия, Турция, Азербайджан и Грузия. Неевропейская и не входящая в ЕВС или СЕ Австралия принимает участие с 2015 года.

Карта «Евровидения». Выделенные зелёным страны участвовали в конкурсе хотя бы раз; светло-зелёные — которые принимали участие в составе другой страны; красные — которые хотели участвовать, но по каким-то причинам снимали заявку; жёлтые — которые могут участвовать, но не заинтересованы в этом.

Всего в конкурсе в разное время принимали участие 51 страна: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Ливан (но был дисквалифицирован в 2005 году),Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Марокко, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония; а также ныне несуществующие страны Сербия и Черногория и Югославия.

Страны, ранее участвовавшие в конкурсе, но в настоящее время не принимающие в нём участие: Андорра, Люксембург, Марокко, Монако, Словакия, Турция.

Италия, как одна из стран-основательниц и главных финансистов ЕВС (и конкурса в прошлом), имеет право входить в «большую пятёрку» и активно участвовала в конкурсе четыре десятилетия, однако с 1998 по 2010 год бойкотировала конкурс. В 2011 году Италия решила вернуться. Принципиально отказывались от участия на конкурсе также в последние годы Монако (из-за «засилия» восточноевропейских участников), Чехия (из-за «недооценки»), издавна Марокко (из-за участия Израиля), а также ранее отказывались Россия (в 1998), Грузия (в 2009) и другие. Также в разные годы разные страны называли финансовые причины неучастия.

Ещё семь стран-членов ЕВС могут участвовать в конкурсе, но пока никогда этого не делали. В их число входят Алжир, Ватикан, Египет, Иордания, Ливан, Ливия, Тунис. В 1997 году Тунис и в 2005 году Ливан предпринимали попытки участия, но отказались из-за участия Израиля. Намерение стать участниками ЕВС с последующим правом на возможное участие в конкурсе имеют Палестина(находится в статусе «одобренных участников»), Казахстан, Катар, Косово, Лихтенштейн («ожидающие участники»). Однако, в случаях с Палестиной и Косово пока это было трудноосуществимо по политическим причинам. Лихтенштейн имел намерения участия несколько раз, но пока этого не произошло ввиду невступления в ЕВС.

Казахстан также пока не участвует и ждёт удовлетворения поданной заявки с 2008 года, все попытки переговоров вступить в ЕВС были безуспешными. С 2016 года Казахстан станет ассоциированным членом ЕВС, что позволит в будущем участвовать в конкурсе. Казахстан, как и Австралия, находится за пределами европейской зоны вещания.

В последние годы в Великобритании высказывались намерения участия в конкурсе (подобно европейскому первенству по футболу) тремя отдельными командами — от Англии, Шотландии и Уэльса. В частности, заявлялось, что это может быть реализовано в случае отмены правила автоматического участия в финале стран «большой пятёрки» (см. выше).

Некоторые страны находятся в Европе, но не входят в ЕВС и не участвовали в конкурсе — Гернси, Джерси, Мэн (находятся под юрисдикцией Британской короны, однако не являются частью Великобритании и не входят в Евросоюз), Гренландия (географически не относится к Европе), Фарерские о-ва(юридически также не входят в Евросоюз).

Нереализованная идея участия Советского Союза[править | править вики-текст]

Не входивший в ЕВС Советский Союз (а также его восточноевропейские страны-союзники) начали внутреннюю телетрансляцию конкурсов с Евровидения-1965.

Эдуард Фомин, бывший сотрудник Министерства просвещения, открыл журналистам в 2009 году одну из не оглашавшихся ранее страниц истории советской культуры. В 1987 году в начале перестройки, гласности и новой разрядки, в министерстве просвещения Советского Союза рассматривалось возможность участия Советского Союза в престижном европейском музыкальном конкурсе «Евровидение». «Веселов Георгий Петрович предложил отправить Валерия Леонтьева, молодого талантливого певца», — рассказал чиновник. Однако идея Георгия Веселова не была поддержана в Коммунистической партии Советского Союза и, как ни странно, самим инициатором перестройки и гласности Горбачёвым. Даже в министерстве просвещения большинство было настроено на то, что Советский Союз ещё не готов к столь радикальным шагам.[36][37]

Участие стран бывшего Советского Союза[править | править вики-текст]

Государствами бывшего Советского Союза являются 15 стран. Географически к Европе относятся 10 стран: 4 частично (Азербайджан, Грузия, Россия, Казахстан) и 6 полностью (Украина, Белоруссия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония). В Европейский вещательный союз входит также Армения (с 2004 года), которая географически расположена в Азии. «Евровидение» транслируется в Казахстане и Киргизии, несмотря на то что эти страны не принимают участие в конкурсе, хотя первая выразила на это желание.

Старейшими участниками конкурса из стран бывшего Советского Союза являются Эстония (с 1994 года), Литва (с 1994 года) и Россия (с 1994 года)

Рекорды[править | править вики-текст]

Ирландии принадлежит рекорд по количеству выигрышей на конкурсе — 7 побед, включая 3 раза подряд (1992—1994). Вслед за ней идёт Швеция — 6 побед. Далее — Великобритания, Франция и Люксембург, на их счету по 5 побед. Великобритания из 60 конкурсов (1957—2015) двадцать два раза занимала места в первой тройке: 5 раз первое место; 15 — второе и 2 — третье.

В ранние годы конкурс выигрывали «традиционные» страны «Евровидения»: Люксембург, Франция, Нидерланды и Швеция. Однако в последние несколько десятилетий ни одна из них, кроме Швеции, добиться успеха не может. Швеция выиграла конкурс в 2015 году после предыдущей победы в 2012 году. Нидерланды в последний раз выигрывали в 1975 году, а Люксембург — в 1983 году (последнее участие Люксембурга было в 1993 году), Франция — в 1977 году. Из других стран «большой пятёрки» Германия добилась победы в 2010 году после большого перерыва с 1982 года, Великобритания не выигрывала конкурс после 1997 года, Италия — после 1990 года, Испания — после 1969 года.

Обладателем анти-рекорда по последним местам является Норвегия, одиннадцать раз оказывась на последней позиции; несмотря на это, страна 3 разавыигрывала: в 1985, 1995 и 2009 годах.

В 2014 году Валентина Монетта участвовала в третий раз и ей удалось пробиться в большой финал с третьего раза.

Первые годы XXI века стали победными для стран, никогда ранее не выигрывавших в конкурсе — как для «новых» стран «Евровидения», так и для тех, кто участвовал в конкурсе уже не один десяток лет. Ежегодно с 2001 по 2008 год список победителей непременно пополнялся новой страной. В 2006 году победу наконец-то отпраздновала Финляндия после 45 лет участия. Из участвующих десяти стран бывшего СССР конкурс выигрывали уже пять стран (Эстония, Латвия, Украина, Россия, Азербайджан). Украине для первой победы понадобилось гораздо меньше времени, она выиграла уже во втором участии в конкурсе в 2004 году и единственная — выигравшая этот конкурс дважды: в 2004 и в 2016 годах. И, наконец, России понадобилось 12 участий в конкурсе, начиная с 1994 года, чтобы выиграть конкурс в 2008 году.

По состоянию на 2010 год, страной, которая дольше всех не выигрывала конкурс (из тех, кто никогда не выигрывал) является Португалия. Впервые она приняла участие в конкурсе в 1964 году, а её лучшим результатом и по сей день остаётся 6-е место в 1996 году. В 2008 году Ваня Фернандеш занимает 2-е место в полуфинале с песней «Senhora Do Mar (Negras Águas)», но в финале завоевала лишь 13-е место.

По количеству голосов, полученных победителями, относительный рекорд (78,82 %) принадлежит британской группе Katrina and the Waves, победившей в 1997 году; абсолютный рекорд (534 очка) был установлен на «Евровидении-2016» (Джамала, Украина). Предыдущая победа Украины также набирала максимальное количество очков (по состоянию на год выигрыша: 280 очков в 2004 году).

Самой молодой победительницей «Евровидения» является Сандра Ким из Бельгии, которой было всего 13 лет, когда она победила на «Евровидении-1986». По современным правилам, конкурсанты должны быть старше 16 лет. Самым молодым участником является Жан-Жак Бертоле из Монако, которому на момент участия было всего 12 лет, при этом он занял 6‑е место "в 1969 году. Самой молодой победительницей XXI века является 19-летняя немка Лена Майер-Ландрут. Самыми молодыми участниками в XXI веке являются Триину Кивилаан — бас-гитаристка группы Vanilla Ninja (на момент участия в конкурсе в 2005 году ей только исполнилось 16 лет), 16-летняя исполнительница из Словении Ева Бото, представлявшая свою страну в 2012 году, и 16-летний Надав Гедж из Израиля, который представлял свою страну на «Евровидении-2015». Самым старшим участником конкурса стал контрабасист Эмиль Рамзауэр из швейцарской группы Takasa, которому на момент выступления на «Евровидении-2013» было 95 лет.

Самое большое количество наивысших 12-балльных очков — 18 (73,81 % от максимума) — получено представительницей Швеции Лорин, исполнившей песню Euphoria в 2012 году.

Только одному исполнителю удалось победить на конкурсе дважды — ирландцу Джонни Логану на "Евровидении-1980 и «Евровидении-1987». Лиз Ассиа(«Евровидение-1956» и «Евровидение-1958») из Швейцарии, Джильола Чинкветти («Евровидение-1964» и «Евровидение-1974») из Италии, Линда Мартин(«Евровидение-1984» и «Евровидение-1992») из Ирландии и Дима Билан («Евровидение-2006» и «Евровидение-2008») из России становились обладателями первого и второго места.

Анна-Мария Давид, представлявшая Люксембург («Евровидение-1973») и Францию («Евровидение-1979»), Карола, представлявшая Швецию («Евровидение-1983» и «Евровидение-1991»), и Изабель Обре, представлявшая Францию («Евровидение-1962» и «Евровидение-1968»), становились обладателями первого и третьего места.

Критика[править | править вики-текст]

Наиболее часто конкурс критиковали за систему голосования, в том числе особенно за имеющий место соседский принцип (см. выше).

Также критика выдвигается некоторыми странами и является основанием их неучастия по причинам «недооценки», «засилия» и политическим (см. выше). По политическим причинам неучастие и скандалы возникали и возникают в противостоянии ряда стран-участниц.

Авторитет конкурса находится под вопросом в некоторых странах, например, в Великобритании его представляют в шуточном жанре, но, тем не менее, сохраняют хорошее отношение (больше благодаря саркастическим комментариям Терри Вогана), а в Италии значение конкурса упало настолько, что она его бойкотировала с 1997 года (вернулась только спустя 14 лет, в 2011 году). Страны Восточной и Южной Европы, наоборот, видят конкурс как шанс показать свою страну и культуру.

Однако после победы Германии на «Евровидении-2010» авторитет конкурса в Западной Европе повышен, так как страны большой четвёрки (Франция, Германия, Великобритания, Испания) последний раз перед этим побеждали на конкурсе в 1997 году (Великобритания). Победа западноевропейской страны доказала возможность выигрыша, несмотря на соседский принцип.

На конкурсах в разные годы происходили скандалы с обвинениями в плагиате, подкупе и прочими претензиями, а также инциденты. Дважды выступления подвергались нашествию «срывальщиков» выступлений (страйкеров): на «Евровидении-1964» в Дании на сцене появился неизвестный с плакатом «Долой Франко и Салазара!», выразив протест против участия Испании и Португалии, в которых в то время были диктаторские режимы упомянутых лидеров; в финале «Евровидения-2010» в Норвегии выступление участника от Испании подверглось атаке страйкера-хулигана — в середине номера выбежал на сцену и занял место в центре команды выступающих разводя руками и улыбаясь прямо перед солистом известный страйкер Джимми Джамп, одетый в чёрную футболку и красную каталонскую шапку-барретину, ввиду чего организаторы конкурса впервые приняли решение о повторном выступлении участника после последнего номера.

В 1986 году конкурс выиграла 13-летняя исполнительница из Бельгии Сандра Ким, хотя было заявлено, что маленькой артистке было на момент выступления 15 лет. «Замаскироваться» певице помог широкий наряд и специальный макияж. Как только швейцарское телевидение узнало об этом инциденте, оно обратилось в оргкомитет с просьбой дисквалифицировать исполнительницу, однако данный шаг успеха не имел.

Цирк (от лат. circus — круг) — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений.

Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, реприза, исключительных способностей, часто связанных с риском (физическая сила, акробатика, эквилибристика), дрессированных животных. Цирковая труппаможет постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, но как и ранее большую роль играет бродячий цирк.

Международный День Цирка отмечается в третью субботу апреля. В 2016 году он выпадает на 16 апреля[1][2].

Описание[править | править вики-текст]

Клоун

Здание (передвижное) цирка представляет собой шатёр круглой формы с высоким куполом (шапито), внутри которого размещается манеж (арена) и сидячие места для зрителей, расположенные амфитеатром. Стационарное (капитальное) здание цирка также обычно имеет круглую форму.

В цирках, вне зависимости от того, выстроены на 500 зрителей или на 5000, пространство, оставляемое для арены (манежа), имеет один и тот же размер — 42 фута (13 метров), и одинаков во всем мире (данное требование пошло с XIX века). Объясняется это профессиональной необходимостью — для конной вольтижировки и акробатики требуется, чтобы спина бегущей лошади была всегда под одним углом к центру манежа. Этого можно добиться, только поддерживая чётко заданную скорость лошади при определённом диаметре манежа. Данное условие потребовало унификации всех манежей, на которых работали конные номера.

Арена цирка отделялась от поднимающихся кругом неё амфитеатром мест для публики небольшим, довольно широким барьером, высота которого должна была быть такова, чтобы лошадь среднего роста могла, положив копыта передних ног на барьер, продолжать двигаться задними ногами по арене. В двух противоположных пунктах арены, покрытой обыкновенно слоем песка или опилоктолщиной в 6—8 см, этот барьер разбирался для образования проходов при впуске и выпуске лошадей; когда лошадь была на арене, барьер был закрыт.

История[править | править вики-текст]

Римский цирк [править | править вики-текст]

Основная статья: Цирк (Древний Рим)

Основная статья: Гонки колесниц

Скачки в римском цирке. Картина Куна, 1913.

У древних римлян словом «цирк» (circus, «круг», «круглое здание») называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк (Circus Maximus) в столице. Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а впоследствии и некоторых других, обычно, впрочем, устраивавшихся не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов (включая венаторов — тренеров, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались), травли зверей и т. п. Состязания в цирке происходили в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии.

Средние века [править | править вики-текст]

Бродячие циркачи в Китае, ок. 1655—1657 гг.

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения.

Новое время [править | править вики-текст]

Жорж Сёра. Цирк. 1891.

Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 году они выстроили в Париже, в предместье Тампль, круглый зал, названный ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических этюдов. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.

Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке с конца XIX века. К концу века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. В 1764 году в Москве, неподалёку от Казанского вокзала, английский наездник Я. Бейтс построил манеж, где открыл конные представления. В следующем году он гастролировал в Петербурге. Так, русский зритель познакомился с профессиональным цирком. Представления давались в манежах частных домов или во временных, наскоро сколоченных помещениях. Особенный успех имели цирки Чиарини (1803), Транже и Роббе (1812), Финарди (1818) и др. Первый стационарный цирк в России был открыт Жаком Турниером в 1827 году в Санкт-Петербурге. Затем строились стационарные цирки в Ярославле (1850), Москве (1853), Туле (1854). Представления в них давались иностранными труппами. Русский стационарный цирк был впервые построен братьями Никитиными в 1873 года в Пензе. Ими же был открыт второй русский цирк в Саратове (1876) и до сих пор считается одним из лучших в России. Лучшими считались цирки Парижа (фр. Cirque d’hiver, Cirque d'été и др.). Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочевало весьма значительное число подвижных цирков. В Италии XIX века не было постоянных цирков, но зато большая часть наиболее значительных театров была устроена так, что партер мог быть превращён в цирковую арену. Наибольшее распространение цирки получили в Испании, где сохраняется с античности коррида.

Во время Великой Отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон. Многие цирко­вые здания были уничтожены вражескими бомбежками, по­жарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты уходили на фронт, рас­падались номера и аттракционы. Главное управление цирков вместе с Всесоюзным Комитетом по делам искусств было эвакуировано в Томск[3][4].
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны Сталин позаботился о том, чтобы советский цирк был поддержан и животные в нём не голодали[5].

С первых дней Великой Отечественной войны (1941—1945) артисты цирка выступали на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой фронтовых эшелонов, в госпиталях.

В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска.

Карандаш на глазах у публики напяливал на лицо получеловечью-полусобачью маску, на голову водружал чугунный котел, вооружался топором, ножом, дубиной. Высматривал что-то вдали, усаживался в «танк» с криком «Нах Москау!» и катил вперед. «Танк» представлял собой большую бочку, установленную на платформу, колеса которой были декорированы под гусеницы танка. Ящик с поленом изображал башню на танке. Спереди на днище бочки были нарисованы череп и кости. Взрыв! Гитлеровец в лохмотьях на одной ноге стоит в изумлении на манеже. Затем, обвязав голову платком, схватив «подвернувшийся» костыль, на одной ноге удирает за кулисы…

Коверный клоун Борис Петрович Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой направить его вместе с другими артистами на фронт для выступлений перед бойцами. В августе 1942 года их вызвали в Москву, чтобы направить во фронтовую цирковую бригаду. В том же месяце Борис и его любимица собака Крошка вместе с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе — бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет. За все время работы на фронте их бригада дала более полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на передовой, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных «под сцену», на полянках и в лесочках. Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта. В 1945, уже после окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого[6]. В этом же году при Московском, Саратовском и других цирках, были созданы фронтовые цирки.

Специальный цирковой коллектив был образован под руководством Е. Гершуни при Ленинградском доме Красной Армии (премьера 23 февраля1943 года). Он давал представления на Ленинградском фронте, а также в самом городе. Программа открывалась публицистическим прологом «Фашистский зверинец». Остросатирический конферанс осуществлял К. Гузынин и клоун Павел Алексеевич. Представление шло на фоне своеобразной конструкции, изображавшей цирковой амфитеатр.

29 ноября 1943 года Ижевский цирк открыл свои двери, несмотря на войну, и первыми зрителями нового цирка на 1800 мест стали раненые бойцы[7].

В ноябре 1944 года открылся 64-й сезон Ленинградского цирка. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка на 4 года[8].

На арене Саратовского цирка сделали первые шаги Вальтер Запашный и Мстислав Запашный. Случилось так, что Вальтер и Мстислав остались в осаждённом Ленинграде. Дом их от бомбёжек сгорел и жили они с бабушкой в гримуборной цирка. Младших Запашных вывезли по «Дороге жизни». Они отправились к матери, Лидии Карловне, в Саратов. Здесь, ещё в годы войны они начали репетировать свой акробатически-трюковой номер, а затем выступать. Так на цирковых афишах появилась группа «Братья Запашные», которую прославили сыновья Михаила: Вальтер, Мстислав, Игорь. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников[9].

В Ивановском цирке функционировала конно-акробатическая студия под руководством А. Александрова-Сержа[10]

В День Победы — 9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага.

Среди участников фронтовых бригад и коллективов в годы войны были: А. Вадимов, Б. Вяткин, З. Гуревич, В. Гурский, В. Довейко, В. Дуров, П. Есиковский, А. Ирманов, А. Казини (Козюков), Карандаш, В. Лисин и Е. Синьковская, Павел Алексеевич, А. и Г. Поповы, Т. Птицына и Л. Маслюков, А. Рапитто, Г. Россини, Сим (С. Маслюков), И. Символоков, Н. Тамарин, М. Туганов, Ф. Хвощевский и А. Будницкий, воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов, гротеск-наездница Валентина Лерри, дрессировщик Александр Корнилов, воздушные эквилибристы сестры Кох[11] и многие другие.

Много молодых талантливых артистов погибло в боях за Родину. Среди них: воздушный гимнаст И. А. Щепетков (1910—1941), ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, акробат М. М. Барляев (1912—1943), клоун Л. И. Бондаренко (1898—1942), наездник и жонглер на лошади Н. Н. Никитин (1912—1943), акробат-прыгун А. С. Павлов (1902—1942), наездник-жокей А. И. Пушкин (1913—1942), жонглер В. Б. Рославлев (псевд. — Бортар, 1920—1941), велофигурист Г. М. Сергеев (1903—1942), акробат и музыкальный эксцентрик А. В. Трипутин (1918—1942), коверный клоун В. Б. Шестуа (1912—1943), воздушные гимнасты А. С. Асланян, Н. П. Астахов, А. Е. Афанасьев, И. Ф. Кулешов, клоун А. А. Беляев (псевд. — Белянд), велофигурист П. Л. Ворошилов, сатирик М. В. Вургафтик (псевд. — Дамиров), жонглер В. А. Гурьев, артист-борец В. С. Денисов (псевд.-Зорин), наездник К. С. Дмитриев, акробат С. А. Донеман, эквилибристы П. Ильин, Г. А. Матарадзе, танц-акробаты братья П. и Н. Орловы, пластический акробат В. Н. Скляренко, акробаты Л. Грушкин, В. К. Давыдов, Н. С. Иголкин, Н. Озеров, В. Постников, И. Пустовой, Ф. Титаренко, Б. В. Ушаков, Л. Н. Цветков[12].

Современный цирк[править | править вики-текст]

Современные цирковые искусства включают клоунаду, акробатику, эквилибристику (удержание равновесия при неустойчивом положении тела, на проволоке, шаре и др.), музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, пантомиму, интермедию и др.

Цирковые специальности, помимо работы с животными, включают в себя разнообразные акробатические и гимнастические дисциплины, в том числе: хождение по канату, воздушную гимнастику, например, номера на трапеции, воздушных полотнах и различные наземные упражнения.

Клоунада — наиболее сложный цирковой жанр. Клоун мастерски владеет несколькими дисциплинами, и его участие в «чужих» номерах — популярное явление в любом цирке.

Последнее время переживает второе рождение одна из древнейших профессий цирка — огнеглотатели. Многие цирки начали включать в программу выступлений огненное шоу.

Цирк является одной из основных номинаций в конкурсной программе молодёжных Дельфийских игр России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: