Занятие с психологом
В старшей комбинированной группе
Для детей с ЗПР
"Путешествие в страну Толерантности"
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается: в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.
2. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.
3. Дать детям представление о толерантности.
4. Расширить и закрепить представление детей о толерантности.
5. Формировать толерантность мышления и поведения детей через игровую деятельность.
Ход Занятия:
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по стране «Толерантность » под девизом: «Мы разные, но мы вместе!» и попытаемся понять смысл очень интересного слова «Толерантность ». Вот посмотрите - это цветок, но в середине этого цветка написано слово « Толерантность ». Что же мы понимаем под словом « толерантность »?
|
Я вам сейчас прочитаю слова, которые написаны в лепестках цветка: уважение; терпение; сотрудничество; сострадани е; прощение; доброта, любовь, забота, милосердие.
Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
Психолог: Ребята, а вы как понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе!»? (Дети пытаются высказать свои мысли)
Посмотрите друг на друга. Чем мы похожи? (люди, у нас есть руки, ноги, мы умеем говорить, думать)
А что разное? (цвет глаз, волос, кожи) У нас разные интересы, мы яркие, как бабочки на полянке: нет ни одной похожей- все мы порхаем на полянке и нам всем весело и дружно!, Хорошо жить вместе!
Давайте поиграем в игру «Узнаем, чем мы похожи!» Нужно быстро решить и ответить, кто услышит то, что ему близко, нравится, встают и объединяются в одну группу, остальные сидят!
-Кто любит шоколад?
-Кто любит танцевать?
-Кто любит играть в машинки?
-Кто любит играть в дочки-матери?
- Выйдите в круг те, у кого темные волосы
- Встаньте те, у кого есть сестра
- Покивайте головой те, кто мальчики
- Похлопайте те, у кого голубые глаза
Психолог: Да, ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье, не будет войны. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
|
А как вы думаете вы сами люди толерантные? (ответы детей: да, нет.)
Психолог: А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные. И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.
Упражнение. «Комплименты»
Психолог: Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», психолог обсуждает с детьми то, что дети почувствовали во время упражнения.
Психолог:
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?
Психолог: Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Психолог: А теперь постараемся объединиться в одно целое! Игра «Веселая сороконожка!»
Дети садятся в одну линию, кладут руки соседям на плечи и по команде поднимают то левую, то правую ноги. «Сороконожка марширует!»
|
Итог занятия:
Психолог: Ребята, сейчас мы проверим, как вы поняли, что такое «толерантность». На нашей интерактивной доске расположены картинки, на которых изображены различные ситуации, а вам нужно выбрать подходят они к нам, либо нет. Мы снова с вами поиграем, а игра называется: «Это я, это я, это все мои друзья». Если загадка о добре, то вы в ответ проговаривает слова: «Это я, это я, это все мои друзья»; если загадка о том, что делать нельзя, вы молчите и машете руками.
- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
- Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?
- Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик?
- А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?
- Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?
- Кто тут маме помогает, и бабулю уважает?
- Кто защитник всех ребят, Кем гордится детский сад?
- Кто драчун из вас, лентяй? Ну-ка, быстро отвечай!!!
К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что все вы будите уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.