Тематика контрольных работ по дисциплине «Земельное право»




Тематика контрольных работ по дисциплине «Земельное право»

Заочное, 2019/20 уч.год

Для АПД

Методика решения учебных дел (задач) по земельному праву [1]

  1. Под методикой решения учебных дел (задач) понимается система методических положений и приемов разбора конкретного учебного дела (задачи), которая должна обеспечить: а) правильное решение дела по существу; б) юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и последовательность изложения доводов, каждый из которых должен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).
  2. К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения учебного дела, относятся следующие:

- прежде чем приступить к решению дела, установите характер и виды возникших правоотношений;

- с учетом характера и видов правоотношений определите круг нормативных правовых актов, подлежащих применению;

- определите круг материалов судебной практики по данной категории дел по принципу: «если не нашел ответ в законе – попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений – поясни его примером из судебной практики»;

- определите теоретические основы решения дела. Составьте перечень литературных источников, минимально необходимых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела;

- сформулируйте основные положения в обоснование каждого этапа решения и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логически правильно расположите их;

- кратко и четко сформулируйте промежуточные выводы (по отдельным вопросам), а затем итоговые выводы (как правило, они должны совпадать с ответами на поставленные в учебном деле вопросы);

- подготовьте материалы, оформляющие (завершающие) решение учебного дела (задачи), а именно проекты актов органов исполнительной власти, судебной власти;

- составьте перечень основных нормативно-правовых актов, минимально необходимых для решения учебного дела (задачи).

 

ИЗУЧИТЬ И ВЫПОЛНИТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗЦОМ!

Образец решения учебной задачи

_________________________________________________________________

Задача

В результате аварии поезда со сходом с рельсов вагонов из поврежденных вагонов произошел разлив фенола и дизельного топлива на рельеф местности, а так же в реку. В результате крушения поезда, растекания ядовитых химических веществ, возникновения пожара окружающей среде причинен вред. Попадание указанных веществ на рельеф местности привело к интенсивному загрязнению почвы, грунтовых и поверхностных вод, вызвало массовое отравление рыбы, гибель водорослей и животных в открытых водоемах.

Волжский природоохранный прокурор обратился в арбитражный суд с иском в интересах Министерства экологии и природных ресурсов субъекта Российской Федерации к Управлению железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации о возмещении убытков, причиненных экологическим правонарушением.

В ходе рассмотрения дела Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (истец) и Управление железной дороги (ответчик) заключили мировое соглашение, предусматривающее проведение ответчиком мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды.

 

Вправе ли прокурор обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением?

Какие лица вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением?

Какие формы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, предусмотрены действующим законодательством?

Допустимо ли заключение мирового соглашения по данной категории споров?

Решение

1. Установление характера правоотношений. Можно различить следующие виды следующие виды правоотношений:

а) эколого-правовые отношения, связанные с возмещением вреда, причиненного окружающей среде в результате экологического правонарушения;

б) процессуальные отношения, связанные с рассмотрением данного дела в арбитражном суде.

2. Определение круга нормативных актов, подлежащих применению.

Исходя из определения характера правоотношений для решения данного спора необходимо использовать следующие группы нормативных правовых актов.

2.1 Гражданский кодекс РФ, устанавливающий общие положения о возмещении вреда, причиненного в результате правонарушения.

2.2 Федеральный закон «Об охране окружающей среды», определяющий особенности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, а также устанавливающий круг лиц, имеющих право на обращение с иском о возмещении вреда. Причиненного экологическим правонарушением.

2.3 ФЗ «О прокуратуре РФ», АПК РФ, устанавливающие правовые основы участия прокурора при рассмотрении дел в арбитражных судах.

2.4 АПК РФ, устанавливающий порядок рассмотрения данной категории дел в арбитражных судах, в том числе заключение мирового соглашения.

3. Определение теоретических основ решения спора.

Теоретической основой решения данного спора является правовое определение форм возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Действующим законодательством предусмотрены две формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением: возмещение убытков и возмещение вреда в натуре. Форму возмещения вреда определяет суд в соответствии с обстоятельствами дела.

4. Определение круга материалов судебной практики по данной категории споров.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах практики применения Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 21.10.1993 г. №22 // ВВАС РФ. 1994.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 3 августа 1998 г. № 2568/99.

5. Обоснование решения спора и ответов на поставленные вопросы.

С учетом: определения и уточнения характера возникших правоотношений, выбора соответствующих нормативных актов, опираясь на имеющиеся в теории права взгляды по возникшим проблемам, руководствуясь подходами к решению спора, сложившимися в арбитражной практике, предлагается следующее решение возникшего спора.

5.1 Применительно к первому вопросу: Вправе ли прокурор обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением?

5.1.1 В соответствии с п.1 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Статьей 52 АПК РФ установлен исчерпывающий перечень исковых требований, которые могут быть заявлены прокурором. Предъявление исков о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением, к полномочиям прокурора не отнесено.

ФЗ «Об охране окружающей среды» не предусмотрено право обращения прокурора с исками о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Следовательно, прокурор не вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением, в арбитражный суд.

5.2 Применительно ко второму вопросу: Какие лица вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением?

5.2.1 В соответствии со ст.53 АПК РФ с исками в защиту публичных интересов вправе обращаться государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5.2.2 В соответствии со ст.5 и 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.11 и 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане, общественные и иные некоммерческие объединения граждан, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде.

Следовательно, в арбитражный суд учетом подведомственности с исками о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением, вправе обращаться государственные органы РФ и субъекты РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также общественные и иные некоммерческие объединения граждан, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

5.3 Применительно к третьему вопросу: Какие формы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, предусмотрены действующим законодательством?

5.3.1 Статьей 1082 ГК РФ предусмотрены две формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением: возмещение убытков и возмещение вреда в натуре. Форму возмещения вреда определяет суд в соответствии с обстоятельствами дела.

5.3.2 Из смысла ст. 77,78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что вред, причиненный в результате экологического правонарушения, может быть возмещен в форме возмещения убытков, а также в форме возложения судом на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Следовательно, оснований для отказа в иске по мотиву отсутствия критериев для определения размера вреда не имелось, поскольку применительно к данным отношениям утвержден Порядок определения размеров вреда от загрязнения земель химическими веществами. Однако и отсутствие специальной методики не может являться основанием для отказа в иске, в этом случае расчет размера убытком производиться по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В этом случае арбитражному суду необходимо в решении указать конкретные мероприятия по восстановлению окружающей природной среды и сроки их исполнения.

5.4. Применительно к четвертому вопросу: Допустимо ли заключение мирового соглашения по данной категории споров?

Статья 53 АПК РФ, определяющая правовые основы участия государственных органов при рассмотрении арбитражных дел, устанавливает, что орган, обратившийся в суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

В соответствии со ст. 139 АПК РФ мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта. Ограничения на заключение мирового соглашения по данной категории дел, либо по делам, в которых участвуют государственные органы, АПК РФ не предусмотрены.

Следовательно, заключение морового соглашения по данной категории дел допускается.

6. Законодательство.

О прокуратуре Российской Федерации: закон Российской Федерации от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст.4472.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ. // СЗ РФ, 1996, №5, ст. 410; № 34, ст. 4025; 1997, № 43, ст. 4903; 1999, № 51, ст. 6288; 2002, №48, ст. 4737; 2003, № 2, ст. 160, 167.

Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ, 2002, №30, ст. 3012; 2004, № 31, ст. 3216.

7. Литература.

Красов О.И., Нарышева Н.Г. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды и природных ресурсах // Законодательство и экономика, 1997, № 11/12.

Нарышева Н.Г. Арбитражная практика по делам о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды и природных ресурсах // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 1997. №5.

Оформление контрольной работы

 

Оформление контрольной работы должно соответствовать стандарту организации СТО 02069024.101-2015[2].

Текст работы выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм) по ГОСТ 2.301, с применением печатающих устройств вывода ЭВМ (ГОСТ 2.004). На компьютере текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0.

Тип шрифта: Times New Roman. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков разделов, структурных элементов «Аннотация», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложение» – полужирный, размер – 16 pt. Шрифт заголовков подразделов – полужирный, размер – 14 pt

Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: одинарный.

Текст работы выполняется на листах формата А4 без рамки, соблюдая следующие размеры полей: левое –30 мм, правое –10 мм, верхнее –15 мм, нижнее – 20 мм.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, начиная с титульного листа. На первом листе (титульный лист), втором (лист задания), третьем (аннотация), четвертом (содержание) номер страницы не ставится.

Номер страницы проставляют внизу посередине листа.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением в том же месте исправленного текста машинописным способом или черными чернилами, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.

Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: