ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ




СПЕЦИФИКА

Естественные науки рассматривают человека как одно из материальных проявлений универсума, как природное существо среди природных существ.

Психология – как психофизический и социальный феномен.

История, социология, этнография, культурология, лингвистика – рассматривают либо фактологическую сторону жизни человека, либо определяющие ее безличные законы.

Антропология как часть биологии – наука о происхождении и нормальном физическом строении человека.

Культурантропология – изучение быта и нравов примитивных народов, на доцивилизационной стадии развития.

Историческая антропология – исследует ментальность –установки, пристрастия, суждения, свойственные «среднему» человеку эпохи, принадлежащему той или иной социокультурной группе.

Социальная антропология – изучает стратегии действия индивидов и социальных групп в современном обществе, ихспособы ориентироваться в социальной реальности.

 

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ не углубляется в конкретные сюжеты и частности текущей социальной жизни, ее интересует природа человека в своей универсальной предельной сущностной основе, вне всякого контекста.

 

Предмет философской антропологии. ( Ракурсы рассмотрения.)

1. Рассмотрение человека в его особых специфических качествах, отличающих человека от всех остальных живых существ.

2. Рассмотрение человека в соотношении со всем нечеловеческим (животный, растительный мир, трансценденция).

3. Анализ фундаментальных принципов взаимоотношения людей между собой.

4. Рассмотрение внутреннего мира человека, его самопонимания и самоопределения, смысла человеческой жизни.

 

Классический подход к пониманию человека в истории философии –V в до н.э. – XIX в. Неклассический подход к пониманию человека ̶ XIX – XX вв.
Это философская концепция, рассматривающая человека с позиции его сущности, понимаемой как разумное начало или мышление. Философская концепция, рассматривающая человека с позиции его существования.

 

СОКРАТ

(В чем природа и последняя сущность человека? Что есть сущность человека? Тело? Человек пользуется своим телом как инструментом. Субъективность – душа. Инструмент – тело. Что есть человек? Не тело, а то, чему оно служит.)(Истинно свободный человек есть тот, кто знает как подчинить инстинкты. Раб не знает, становится их жертвой.)

Человек - это его душа.

Душа – разум, мыслящая активность и нравственно ориентированное поведение.

Душа – я сознающее, то есть совесть и интеллектуальная и моральная личность.

ПЛАТОН (Дуализм душа/тело)

Тело – могильный склеп, тюрьма души, где она изнуряется в муках.

Тело наше – могила наша.

Тело – корень всех зол, источник нездоровых страстей, неприязни, несогласия, невежества и просто безумия.

Душа вечна и неизменна.

АРИСТОТЕЛЬ

ДУША ВЕГЕТАТИВНАЯ: Вегетативные функции – рождение, питание, рост.

ДУША ЧУВСТВЕННАЯ: Чувственно-моторные функции – ощущение и движение.

ДУША РАЦИОНАЛЬНАЯ: Интеллектуальные функции – познание, выбор.

(Интеллект приходит из вне и, как таковой, он божественен, беспристрастен, может познавать чистые формы.)

СРЕДНИЕ ВЕКА

Блаженный Августин (354 – 430 гг.) Ум человека – образ Троицы –разум + познание + любовь

Фома Аквинский (1221-1274 гг.)«Разум есть могущественнейшая природа человека» Назначение человека – понимать и действовать с пониманием.

НОВОЕ ВРЕМЯ

Декарт (1596 - 1650 гг.) «я – субстанция, вся сущность или природа которой состоит в мышлении, и, которая для своего бытия не нуждается в месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое Я, или душа, которая делает меня тем, что я есть, совершенно отлична от тела, и ее легче познать, чем тело, и если бы его и вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть». Cogito ergo sum Человек - это мыслящая реальность, субстанция.

Б. Спиноза (1632 – 1677гг.) «Не плакать, не смеяться, но понимать»

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813 – 1855 гг.)

Философию интересуют только понятия, ей ни к чему конкретные существа, «Я» и «Ты» в своей неповторимости и незаменимости. Эпитафия «Этот одиночка»

 

Рационализм создал модель человека рационального, но при этом «потерял» реального, живого человека. «Ворона и сыр, выпавший изо рта в момент приступа красноречия»

Реальный человек – единичный. Встреча единичной личности и уникального, единого Бога. Человек может быть понят не из сущности, а из существования - ЭКЗИСТЕНЦИЯ

«Обезьянья масса – владычица без владений. Бог отвернется от нее» Страх толкает «быть как все» «масса обезьян создает впечатление могучей силы»

Люди, предпочитающие быть как все, преступают против собственного величия и достоинства.

Невеста 18 лет Регина Ольсен. «Он пожертвовал мною ради Бога» Регина не стала женой, ибо Бог опередил», Он стал первой любовью.

«Жизнь в наслаждениях, огражденная от страданий, унижений, страхов и отчаяния… не дает права свидетельствовать от имени истины… Правду несет тот, кто беден, нижен и ропщет, осыпаемый проклятиями и злословием – тот, кого травили за хлеб насущный, с кем обращались, как с изгоем»

ОТЧАЯНИЕ

Экзистенция – сотворенная, вечная, уникальная личность, которая может раскрыться и обрести себя только в общении с Личным Богом.

Отчаяние – непонимание своей сути. Это смертельная болезнь, вечное умирание без конца, неудающееся саморазрушение.

Это продолжается пока мы не обратимся к себе, не пожелаем быть собой. Источник отчаяния в неприкаянности, в «нежелании отдаться в руки Господа». Но, отрицая Бога, мы отрицаем себя, удаляемся от единственного родника, источника живой воды.

Что такое смерть?

«А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ___ «Без вечности, которая заложена в нас самих, мы не могли бы отчаиваться; однако если бы это отчаяние могло разрушить мое Я, не было бы также самого этого отчаяния»

Отчаяние – это смертельная болезнь

Отчаяние – явление не психологическое (грусть, затрагивающая некоторых людей иногда), а духовное глубинная разобщенность с самим собой, в которую погружено большинство людей большую часть своей жизни).

Ступени отчаяния

1. Человек воспринимает себя только как чувственное существо, физическое тело. НАСЛАЖДЕНИЯ (Дон Жуан)

2. Человек воспринимает себя как душу разумную. ИНТЕЛЛЕКТ (Сократ)

3. Человек соотносит себя с Вечным источником жизни, раскрывающим «мне всю глубину меня», как вечной духовной экзистенции. ВЕРА (Авраам)

 

ʺИ Господь испытывал Авраама и сказал ему: возьми сына твоего, единственного, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебеʺ

Откуда уверенность Авраама, что именно Бог приказал ему убить собственного сына? Парадоксальность веры.

«Говорят, что Гегеля понять трудно, а понять Авраама – просто пустяк. Со своей стороны я посвятил значительное время тому, чтобы понять философию Гегеля, и полагаю, что в значительной степени мне удалось ее понять...И напротив, когда мне приходится думать об Аврааме, я чувствую себя как бы уничтоженным. Каждое мгновение у меня перед глаза ми стоит этот ужасный парадокс, который и составляет содержание Авраамовой жизни… Я напрягаю каждый мускул, чтобы увидеть его, но в то же самое мгновение оказываюсь парализованным»

КАРЛ МАРКС (1818 – 1883 гг.)

«Философы лишь различным образом объясняли мир, задача же в том, чтобы его изменить»

Сущность человека – его продуктивная активность. ЧЕЛОВЕК ТРУДЯЩИЙСЯ. Человек трансформирует природу, очеловечивая ее так, что природа становится неорганическим телом человека.

В процессе труда реализуется цель производителя, идеальный план, очеловечивающий природу.

«Совершенство конструкции пчелиного улья может посрамить не одного архитектора, но и худший из архитекторов, в отличие от лучшей из пчел, первоначально имеет в голове идеальный проект».

Современный человек не соответствует своей сущности. Все как один отчуждены от собственной сущности и труда.

 

Как это произошло?

Сначала человечество представляло собой большую семью и создавало средства, удовлетворяющие жизненные потребности. Одна удовлетворенная потребность рождает другую. Нужды растут. Семья перерастает в общество. Растущее население и потребительский спрос ведут к разделению труда. Появление интеллигенции. Выделение интеллектуального труда становится социальной основой иллюзии, что сознание, духовное, есть нечто надматериальное и надисторическое -это основа для возникновения класса людей, живущих трудом других людей. Законы, мораль, философия – все это образует идеологию (как апологию) существующего порядка.

Человечество(семья) → Рост нужд → Семья-общество →Разделение труда → Интеллигенция → Идеология существующего порядка

 

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - основана на разделении труда, делает процесс труда принудительным.

- Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит, чем больше растут мощь и размеры его продукции.

- Рабочий становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров он создает.

- В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей, растет обесценивание человеческого мира.

- Предмет, производимый трудом, противостоит труду, как некое чуждое существо, как сила не зависящая от производителя.

- Рабочий относится к продукту своего труда как чужому предмету.

- Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам.

 

ОТЧУЖДЕНИЕ

1. Отчуждение производителя от продуктов его труда. Продукт – не является продолжением человека.

2. Отчуждение производителя от собственной активности. Труд – тяжкая обязанность ради выживания, а не величественное преображение природы.

3. Отчуждение человека от родовой сущности. Человек перестает соответствовать своей сущности.

4. Отчуждение людей друг от друга. Люди разделяются на два противостоящих друг другу класса: собственники и рабочие.

 

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Рабочий чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, половом акте, у себя в жилище, украшая себя и т.д., а в своих человеческих функциях он чувствует себя животным. То, что присуще животному, становится уделом человека.

 

КОММУНИЗМ!!!

«Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма» (1848г.)

Переход от капитализма к коммунизму кладет конец эксплуатации и отчуждению. Господство вещественной собственности в современном мире настолько велико, что восставший стремится уничтожить все, чем на началах частной собственности не может обладать каждый, например, такой редкий дар как талант.

УНИЧТОЖЕНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

«Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых».

УНИЧТОЖЕНИЕ СЕМЬИ

«На чем основана современная, буржуазная семья? На капитале, на частной наживе. В совершенно развитом виде она существует только для буржуазии; но она находит свое дополнение в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции»

ОБЩНОСТЬ ЖЕН

1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2. Высокий прогрессивный налог.

3. Отмена права наследования.

4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка.

6. Централизация всего транспорта в руках государства.

7. Увеличение числа государственных фабрик.

8. Одинаковая обязательность труда для всех.

9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме.

СВОБОДА!!!

«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

 

РЕВОЛЮЦИЯ!!!

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».

С триумфом пролетариата должно возродиться человечество!

 

 

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856 – 1939 гг.)

«Анатомия – это судьба».

По профессии психотерапевт.

Лечил женщин, страдавших истерией.

В результате своей врачебной практики пришел к некоторым теоретическим выводам.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – сущностная реальность психического. Человеческое сознание под давлением культуры вытесняет бессознательные позывы. Вытеснение направлено преимущественно на сексуальные желания - ЛИБИДО – изначальная фундаментальная психическая энергия – сексуальный инстинкт, подобный голоду, требующий насыщения и отмеченный печатью греха.

Древние города невидимым образом хранят под собой тайны ушедших столетий. На дно психики человека опущены отвергнутые сознанием импульсы, шевеление которых провоцирует невротические ситуации. Человеческая психика подобна айсбергу, большая часть которого скрыта под водной поверхностью. Человек может думать о себе и своих желаниях все, что угодно. На самом же деле за его «приличными» стремлениями скрыты три главных настоящих мощных желания:

КРОВОСМЕШЕНИЕ (желание сексуальной близости с родителем противоположного пола)

СТРАСТЬ К УБИЙСТВУ (желание уничтожить родителя)

КАННИБАЛИЗМ (желание съесть убитого родителя)

 

Этот комплекс чувств Фрейд называет «Эдипов комплекс». В греческой трагедии Эдип, сын царя Лая, убивает своего отца и женится на собственной матери, хотя сознательно всю свою жизнь пытался избежать этого.

 

Общечеловеческое значение Эдипова комплекса:

Изначально человечество представляло собой семью полуживотных-полулюдей. В этом стаде был один вожак – самый главный самец, который владел всеми женщинами. Были также и молодые самцы, которым эта ситуация не нравилась. Однажды самцы, сговорившись, убили отца и съели его. После этого они раскаялись и обожествили отца, стали приносить ему жертвы. Так возникла религия. «Религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу». Таким образом, религия является мощнейшим способом подавления культурой общечеловеческого бессознательного – памяти об убитом и съеденном отце. Религию должна заменить наука: «…отпадение от религии должно произойти с роковой неумолимостью, характерной для каждого процесса роста, и именно теперь мы находимся в центре этой фазы развития»

 

Значение Эдипова комплекса в жизни отдельного человека:

В детстве ребенок испытывает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Одновременно с этим он испытывает ненависть к родителю одного с ним пола. К 5 годам культура через воспитание подавляет эти первичные влечения в ребенке и зарождает в нем комплекс вины, что приводит к неврозам в зрелом возрасте. Справиться с неврозами можно с помощью психоанализа.

 

Структура человеческой психики: ОНО → Я ← СВЕРХ-Я

Я – человеческое сознание.

ОНО – область бессознательного, требующая реализации первичных позывов.

СВЕРХ-Я – культурные нормы, давящие на Я и требующие подавления ОНО. Человеческое сознание испытывает сильнейшее давление с двух сторон. Следовательно, у человека может быть только один из двух выходов:

1.СУБЛИМАЦИЯ – замещение, переплавка первичных инстинктов в приемлемые культурные формы.

2. НЕВРОЗ, истерия, психопатология

Если сублимация, переплавка инстинктов в приемлемые формы культуры не удается, то невротические эксцессы неизбежны.

 

Кто такой человек?

Человек – существо слабого интеллекта, находящееся во власти желаний, порожденных первичными позывами.

 

Экзистенциальная философия в широком смысле – философские учения и направления, в которых акцент сделан на проблеме человека, его существования, развития его личности.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – философское направление, основной задачей которого является замена классической философии сущностей essentia философией человеческого существования existentia.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (existentia - существование) - ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Философское учение, которое полагает в основу любого философствования понятие человеческого существования. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Это главные философские вопросы.

 

Исторический контекст

В XX веке произошла переоценка ценностей. Вера в триумф человеческой мысли, в прогресс науки и техники надломилась. Век «кризиса» и «тревоги».

РАЗУМ БЕССИЛЕН!!! Человек оказался безнадежно заброшенным, отданным всеобъемлющему разрушению. «Философия отчаяния» «Философия утешения»

Представители

самые ранние: Николай Бердяев (1874-1948), Лев Шестов (1866—1938), Мигель де Унамуно (1864 - 1936).

после первой мировой войны – немецкий экзистенциализм: Карл Ясперс (1883 - 1969),Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

после второй мировой войны – французский экзистенциализм: Жан-Поль Сартр (1905 - 1980), Альбер Камю (1913 - 1960), Габриэль Марсель (1880 - 1973).

Основные понятия экзистенциальной философии:

СУЩЕСТВОВАНИЕ - Исходное понятие, означает человеческую субъективность «ТО, ЧЕМ ЯВЛЯЮСЬ Я ДЛЯ СЕБЯ»

Не поддается рациональному постижению, невыразимо в понятиях, никогда не является объектом. Единственная возможность познать его – пережить.

ПОДЛИННОЕ И НЕПОДЛИННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ (Человеческое существование представлено в двух модусахили способах бытия.)

НЕПОДЛИННЫЙ ПОДЛИННЫЙ
Человек понимает и переживает себя не из себя самого, а через нечто другое. Например, через те социальные роли, которые исполняет в обществе или через те вещи, которыми обладает. (Но Я не есть моя машина, я не есть моя работа) Подлинное переживание себя возникает тогда, когда человек отличает себя от внешних характеристик своей жизни и понимает, что если бы даже все, чем он обладает, было у него отнято, то последнее глубинное ядро его существования не пострадало бы от этого.

 

ЗАБРОШЕННОСТЬ ( М. Хайдеггер)

«Заброшенность этого сущего в его вот тут», при чем «вот тут» - совершенно определенное место, на которое человек обнаруживает себя поставленным – совокупность предзаданных человеку условий внешнего мира и его собственной жизни.

СИТУАЦИЯ

Ситуация – не просто фон, но одновременно всегда уже совершенно определенное стечение обстоятельств.

Человек заброшен в определенную ситуацию. Человек не может избежать заточения в ситуацию. В каждое мгновение своей жизни мы уже оказываемся в ситуации, которую не выбирали, которая не считается с нашими желаниями и потребностями, стесняет нас как нечто чуждое и враждебное

ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ

Это такие ситуации, в которых человек подведен к границе своего существования, они делают очевидной глубокую тревожность и незащищенность человеческого бытия. Через них человек может вырваться от неподлинного к подлинному способу существования, может пережить свою экзистенцию. УЖАС, СМЕРТЬ, СКУКА, ТОСКА, ОТЧАЯНИЕ

УЖАС

Высший позитивный феномен человеческого бытия. Человек всегда находится в ситуации, которую не выбирал. Ничто не гарантирует того, что в следующий момент эта ситуация не сменится гораздо худшей. Ужас в отличие от страха не имеет определенного предмета, он открывает фундаментальную беззащитность нашего бытия.

 

М. Хайдеггер

«Проседание сущего в целом наседает на нас при ужасе, подавляет нас»

«Ужас с нами, Он только спит»

СМЕРТЬ

Осознание смерти открывает всецелую опасность бытия человека. Она выбивает человека из скорлупы его повседневной жизненной уверенности и наглядно демонстрирует сомнительность любых планов и предприятий. Смерть ввергает жизнь в крайнюю незащищенность и этим освобождает ее для подлинного существования.

Жан-Поль Сартр (1905 – 1980гг.)

Человек осужден быть свободным.

Экзистенциализм – такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь.

Человеческое существование переживается субъективно и не может быть определено.

 

Однако само это переживание может быть описано с помощью экзистенциалов(характеристик экзистенции).

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

1. Первичность существования по отношению к сущности.

«Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох и не плесень и не цветная капуста»

Человек делает самого себя, постепенно обретает свою сущность, изначально уже обладая существованием. Процесс обретения сущности длится всю жизнь, не теряя остроты и драматизма.

2. Свобода.

Если нет заданной человеческой природы, то никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида не способен превратить его в человека, он должен сделать это сам.

Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает.

3. Ответственность.

Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Перед самими собой. Перед всеми людьми. Выбирать себя означает одновременно утверждать ценность того, что выбираешь. Наш образ значим для всей нашей эпохи.

4. Тревога.

Тревога известна всем, кто брал на себя когда-либо ответственность.

Не может быть блага априори, так как нет бесконечного и совершенного разума, который бы его мыслил. И нигде не записано, что нужно быть честным, не нужно лгать. Мир будет таким, каким выстроят его люди. Нет никаких гарантий светлого будущего. Нет само собой развивающегося прогресса. Все зависит от нас.

«Мы находимся на равнине, и на этой равнине живут одни только люди». Выбирайте, то есть изобретайте

5. Поступок

Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Человек есть ряд его поступков. Не надо судить о человеке по его планам, желаниям и мечтам. Только по поступкам определяется человек. Трус виноват в том, что он трус. Это результат его трусливого поступка.

6. Соотнесенность с другим.

 

Чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого. Другой – стоящая передо мной свобода, которая мыслит и желает «за» или «против» меня и этим ограничивает меня.

Существует некая общность условий.

Человеческое существование – совокупность априорных пределов, которые очерчивают фундаментальную ситуацию человека в универсуме.

Не изменяются для человека:

  • Необходимость быть в мире.
  • Быть за работой
  • Быть среди других
  • Быть смертным

Объективны – встречаются повсюду и повсюду могут быть опознаны.

Субъективны, так как переживаемы – ничто, если не пережиты.

 

Итог

Экзистенциализм – единственная теория, придающая человеку достоинство, которая не делает из него объект. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может спасти его от себя самого.

1938 г. «Тошнота»

1964 г. Нобелевская премия по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время»

Симона де Бовуар «Второй пол»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: