Особенности фразовой интонации и её фонетическое обеспечение




Реферат по дисциплине ПФПИЯ

Тема:

Интонационные модели: их виды и особенности

Студент:

Яруллина Елизавета Александровна

Проверил:

Иванова Елена Александровна

к. п. н., доцент кафедры

лингвистики и переводоведения

«___»_________________2020 г.

___________________________

 

Сургут, 2020


Содержание

1. Понятие интонации…………………………………………………….…………3

2. Модели интонации…………………………………………..……………………5

2.1 Общие модели интонации.………….…………………………….………5

2.2 Частносинтаксические модели интонации……………...……….………5

3. Особенности фразовой интонации и её фонетическое обеспечение…………..6

3.1 Фонетическое обеспечение функции членения и связи……………..….7

3.2 Фонетическое обеспечение функции оформления и противопоставления интонационных единиц…………………………….....8

3.3 Фонетическое обеспечение функции выделения…………………….….9

4. Заключение…………………………………………………...………………..…10

5. Список литературы…………………………………………………………..…..11

 

Понятие интонации

Интонация — совокупность просодических характеристик предложения. Вместе с ударением и тоном образуют просодическую систему языка.

Интонация является суперсегментной (или супрасегментной) единицей, т.е. единицей реализующейся всегда одновременно с теми или иными сегментными единицами (фонемами и слогами). Особенности данной единицы включают несколько просодических явлений, такие как:

- мелодика (движение высоты тона голоса);

- темп речи (скорость произнесения речевых единиц);

- фразовое ударение (изменение интенсивности звучания;

- использование и характер пауз (акцентирование внимания на тот или иной отрезок(-ки) предложения);

- тембровые характеристики (придача речи те или иные экспрессивно-эмоциональные оттенки).

 

Различаются два типа интонационных средств:

- фразовые акценты — размещаются преимущественно на ударных слогах слов. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента — на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения, т.е. выделение определенного слова/слов);

- интегральные характеристики — охватывают словосочетания и предложения. [1]

В предложении интонационные признаки обоих типов образуют разнообразные сочетания. На письме интонация отчасти выражается знаками препинания, членением текста на абзацы, варьированием шрифтов, однако спектр значений, доступных интонации, значительно шире, чем у пунктуации.

 

В интонации, как и в других компонентах языковой структуры (сегментной фонетике, лексике, грамматике), сочетаются универсальность и специфичность. Универсально прежде всего использование особых звуковых средств, называемых обычно просодическими, на уровне фразы-высказывания и более крупных единиц устной речи. Универсальным является и тот способ использования этих средств в соединении с лексико-грамматической структурой высказывания, который называется супрасегментным. Универсальны основные функции и различительные возможности фразовой интонации: ее предназначенность для членения речевого потока на удобные для порождения и восприятия устной речи линейные единицы, для разнообразного оформления их как целого и для выделения в них отдельных элементов. Несомненно универсальным является использование супрасегментных просодических средств для выражения определенного типа информации, прежде всего из области общекоммуникативных значений (вопрос, побуждение, незавершенность) и эмоций. Неслучайным являются и совпадения в использовании некоторых просодических средств для передачи вполне определенных обобщенных значений, например понижение тона для выражения уверенности, законченности, а повышение – для выражения неуверенности, незаконченности, вопроса.

 

Модели интонации

2.1 Общие модели интонации. Нам известны четыре модели интонации, характеризующие целое предложение по виду высказывания – повествовательная, вопросительная, побудительная (восклицательная), и повелительная. Отсюда же – четыре известных типа предложений.

Одно и то же предложение может быть произнесено по-разному, с особой интонацией: Дождь идёт. Дождь идёт! Дождь идёт? В этот ряд не попадает повелительное предложение, поскольку глагол в его составе должен стоять не в форме изъявительного наклонения, как в приведённых примерах, а в повелительной. Если бы мы присоединили к трём приведённым предложениям ещё и повелительное, то глагол в нём должен был бы приобрести форму «иди», что по отношению к подлежащему (дождю) выглядит нереалистично.

В таблице приведены типы интонационных конструкций: [3]

 

 

2.2 Частносинтаксические модели интонации. Мы можем выделить семь частносинтаксических типов моделей интонации. Они связаны с произношением следующих частей предложения:

1) междометий (О, если б ты могла хоть на единый миг забыть свою печаль);

2) обращений (До свиданья, друг мой, до свиданья…);

3) сравнительных оборотов (А сама-то величава, выступает, будто пава; А как речь-то говорит, словно реченька журчит);

4) вводных конструкций (И этот голос чудно-новый, ей мнилось, всё ещё звучал);

5) однородных членов предложения (Бойко, ходко, моментально, с прибауткой, со смешком бьёт кузнец по наковальне чудодейным молотком.);

6) обособленных членов предложения (Тяжёлый парус поднимая, рыбак идёт на дальний лов);

7) предикативных частей сложных предложений (Солнце дымное встаёт – будет день горячий). [2: С. 62-65]

 

Особенности фразовой интонации и её фонетическое обеспечение

Из сказанного о средствах фразовой интонации в какой-то степени уже становится ясно, что каждое из них в той или иной мере участвует в выполнении разных функций интонации. Теперь установим, какие просодические средства, как и почему специализируются на выполнении отдельных функций фразовой интонации. [4: С.92]

Поводом для такого рассмотрения являются наблюдения над устной речью в её многообразных разновидностях, эксперименты по синтезу интонации, а также особенности передачи интонации в письменном тексте.

3.1 Фонетическое обеспечение функции членения и связи. В качестве специального средства интонационного членения выступает пауза. Само наличие перерыва в речевом потоке уже членит его, а отсутствие такового – объединяет. Поэтому при создании синтезированной речи физическая пауза в нужном месте достаточна для передачи смысловых связей между соседними отрезками. В письменном тексте значительная часть как краевых, так и внутрифразовых знаков препинания выполняет задачу членения и «прочитывается» как пауза. Однако в естественной устной речи дело обстоит намного сложнее.

Даже при наличии физической паузы она редко бывает единственным средством членения. Как правило, и начало, и конец речевой единицы маркированы особыми граничными (стыковыми) сигналами. В конце синтагм это либо повышения тона того или иного типа, сигнализирующие о наличии тесной связи между разделенными паузой отрезками, либо понижение тона, часто неполное, говорящее об относительной самостоятельности отрезков. В конце фраз граничные тоны совмещены с информацией о коммуникативном типе фразы, в том случае, если интонационный центр находится на последнем слове. Начало новой интонационной единицы мелодически маркировано восстановлением (ресеттинг) нормального начального уровня высоты тона после предшествующего паузе повышения или падения, а при граничном ровном тоне – после естественной деклинации тона. Подобное восстановление уровня наблюдается и для значений интенсивности. На материале разных языков исследован и темпоральный краевой сигнал – предпаузальное замедление темпа и удлинение конечных сегментов.

В конце крупных речевых отрезком нередко появляется еще и особенность фонации – ларингализация. Все эти обычно сопровождающие паузу изменения значений других просодических параметров достаточны для того, чтобы самостоятельно сигнализировать место членения при отсутствии реальной физической паузы. Именно этим, видимо, объясняются достаточно частые, особенно в эмоциональной спонтанной речи, случаи «проглатывания» пауз.

3.2 Фонетическое обеспечение функции оформления и противопоставления интонационных единиц. Основным средством здесь является изменение высоты тона в зоне интонационного центра при участии всех перечисленных выше возможностей мелодики: направление, уровень, диапазон, скорость, тайминг. Выбор ядерного тона определяет и соответствующее ему мелодическое оформление периферии (предцентровой и постцентровой частей). Эти яркие, хорошо воспринимаемые и формализуемые в виде мелодических контуров признаки могут быть достаточными для формирования интонационной модели при синтезе речи и в процессе обучения, особенно на коротких фразах.

В письменном тексте для их обозначения используются стандартные краевые знаки препинания и их авторские комбинации. В устной речи ядерный тон того или иного типа сопровождается другими просодическими признаками, создавая эмоционально окрашенные варианты, например вопросительный контур с дополнительным удлинением ударного гласного в русском языке как выражение удивления или недоумения. В более длинных фразах взаимодействие компонентов интонации особенно очевидно. Так, вопросительная интонация в русском языке отличается от повествовательной не только особым мелодическим контуром (резкий и высокий подъем тона на главноударном слоге с последующим падением на заударных), но и относительно быстрым темпом произнесения.

Важным средством оформления фразы является общая тембральная окраска и тот или иной тип фонации.

3.3 Фонетическое обеспечение функции выделения. Главным средством выделения компонентов высказывания является комплексная просодическая характеристика (фразовое ударение). В русском языке оно включает в себя одновременное повышение интенсивности, увеличение длительности и яркое мелодическое изменение того или иного типа на ударном слоге. В эмфатическом ударении к комплексу средств добавляются еще и другие признаки – придыхание, гортанная смычка.

В письменном тексте отсутствуют специальные знаки для маркировки места и, тем более, качества главного ударения. Читающий находит их через косвенные признаки – позицию, лексические указатели, коммуникативный тип высказывания и др., иногда через шрифтовые выделения (курсив и др.). Особенно ярко локальная выделенность посредством набора просодических средств проявляется в сильно центрированных интонационных контурах, например в общем вопросе, при контрасте.

Например, в повествовательном предложении важное значение приобретают и другие фразовые ударения. В результате взаимодействия просодических средств создаются типы фразовых ударений и их разновидности, привязанные к единицам членения и оформления, например главное ударение будет разным в повествовании и в вопросе, при завершенности и при незавершенности. В некоторых случаях выделению слова способствует и особая, выделительная пауза непосредственно перед ним.

 

Заключение

В заключение, фразовая интонация – многофункциональная система со сложным, многокомпонентным планом выражения.

Она выполняет несколько отдельных, но взаимосвязанных функций (членение, оформление, выделение) при помощи набора различных просодических средств. Будучи супрасегментным явлением, интонация, обладающая многими признаками языковых универсалий, взаимодействует с другими составляющими языка – лексикой и грамматикой, что также является источником языковой специфики.

 

Список литературы

1. Научный журнал “Фундаментальные исследования”. Электронный ресурс [режим доступа]: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35030

2. В. П. Даниленко “Введение в языкознание. Курс лекций”: Флинта, Наука; М.; 2010. – 161

3. Академия Наук СССР. Институт Русского Языка. Русская Грамматика. Электронный ресурс (таблица) [режим доступа]: https://rusgram.narod.ru/155-171.html

4. Н. Д. Светозарова “Функции и средства фразовой интонации: специализация и взаимодействие”. Электронный ресурс [режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-i-sredstva-frazovoy-intonatsii-spetsializatsiya-ili-vzaimodeystvie



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: