Понятие научного мировоззрения. Наука как всеобщая форма сознания
Научное мировоззрение – ориентирующиеся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание как материалы для обобщения и интерпретаций в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Сама наука в ее современном понимании как опытно (экспериментально) - теоретическое (математическое) изучение различных объектов и явлений действительности в целом мировоззрением не является, так как, во-первых, наука изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является основным вопросом всякого мировоззрения), а, во-вторых, любое мировоззрение является центральным видом сознания, тогда как наука реализацией его когнитивной сферы, целью которой является получение знаний о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе. Особенно большое значение для научного мировоззрения является его опора на знание, полученное в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируются знания о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех сферах.
Наука как всеобщая форма общественного сознания - это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.
Отличительными признаками науки являются: - выявление глубинных, сущностных связей и отношений Объективного мира, формулирование законов науки, в которых фиксируются эти связи и отношения, а также создание научных теории; - общезначимость научного знания; - предвидение, прогнозирование изменения объекта; - строгая доказательность и обоснованность результатов, достоверность выводов; - отсутствие ссылок на авторитет; - непрерывное самообновление; - наличие профессионально подготовленных кадров; - наличие специального языка и методов исследования; - строгая структурированность.
|
Функции науки: - Мировоззренческая функция: на каждом историческом этапе развития человеческого общества наука формирует определенную картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека. - Интегративная функция науки заключается в объединении отдельных достоверных знаний о мире в целостную непротиворечивую систему. - Гносеологическая функция науки направлена на выявление сущности и закономерности функционирования и развития природных и социальных явлений. - Методологическая функция: наука создает различные методы и способы исследовательской деятельности. - Прогностическая функция: на основе выявленных закономерностей изученных явлений наука способна объяснить перспективные тенденции развития природы и общества. - Функция науки как непосредственной производительной силы, современная наука непосредственно связана с практикой, целью научных достижений является их практическая реализация; одновременно, практическая жизнь человека все более оказывается связанной и зависимой от научных достижений и открытий. - Функция науки как социальной силы: на современном этапе развития человеческого общества научные достижения все чаще используются при разработке программ социального и экономического развития
|
Структура научного знания. Философско-методологические основания науки
Научное знание - это то, что является итогом научной деятельности и тем, чем оперирует наука. Оно характеризуется объективностью, обоснованностью и логической непротиворечивостью. Исходя из своего предмета, научное знание может делиться на естественное, социально-гуманитарное и др. В структуру научного знания входят следующие уровни: эмпирический, теоретический и метатеоретический или уровень философских обобщений.
Эмпирический уровень научного знания
Эмпирический уровень связан с непосредственным контактом с изучаемым предметом. Этот уровень включает в себя следующие элементы:
1.Эмпирическое высказывание – описание наблюдаемого единичного события.
2.Факт – это событие, у которого ученый выделяет основные свойства, устанавливает параллели.
3.Эмпирические законы – это обобщения высказываний и фактов с целью выведения закономерности, которая может быть приложима к аналогичным явлениям или процессам в будущем.
4.Феноменологические теории – наиболее высокая ступень обобщения в рамках эмпирического уровня, являющая собой совокупность эмпирических теорий.
Указанные четыре уровня различаются между собой количеством используемой информации, дальше изучения данных полученных из опыта они не идут.
Основными методами эмпирического уровня научного знания являются наблюдение, эксперимент, сравнение.
Теоретический уровень научного знания
Между данными эмпирических наблюдений и теоретическими построениями существует диалектическая взаимосвязь. Эмпирические факты являются катализаторами научного исследования. Поэтому теоретический уровень не предполагает непосредственного, чувственного контакта с изучаемым предметом. Основной элемент теоретического уровня – это «идеальный объект». Такой объект лежит в основе всякой теории.
|
В рамках теоретического уровня научного знания следует выделить следующие элементы: 1.Законы – это научные положения, отражающие существенные и повторяющиеся закономерности явлений и процессов. Они могут иметь как всеобщий характер, распространяться на понимание мира в целом (универсальные законы), так и частный, объясняющий случайности, выходящие за рамки массовых явлений. Наравне с указанными выше эмпирическими законами существуют и теоретические, которые связаны с выявление причинно-следственных связей между явлениями мира.
2.Научные теории – это целостные системы научного знания, стержнем которых являются смысловые и методологические взаимоотношения. Теория являет собой высшее проявление организации научного знания. Цель теории – более полное объяснение мира, происходящих в нем процессов, и выявление установленных связей между его элементами.
В рамках теоретического уровня применяется ряд научных методов: метод идеализации и формализации, системный, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический методы. Таковы основные элементы теоретического уровня – одного из ключевых в науке.
Метатеоретический уровень научного знания
Метатеоретический уровень занять в целом общенаучным обобщением. Он связан с конкретной научной парадигмой и поэтому не имеет всецело универсального характера. Содержание метатеоретического уровня науки двояко: с одной стороны, он включает в себя научную картину мира и господствующую методологию научного исследования, с другой стороны, его содержанием являются фундаментальные основания науки. К спектру оснований науки исследователи относят:
1.научные идеалы, смысловые, методологические и ценностные установки, которым придерживается большинство ученых;
2.господствующую картину мира, представление о структуре и специфике бытия как такового;
3. философские основания и максимы, представляющие собой обобщенное осмысление в целом научности и дающие методологию исследования.
Итак, научное знание, имея в своей структуре рассмотренные три уровня, является себя единством, служащим пониманию мира.
Философские основания науки — это форма предпосылочного знания, представляющая собой систему философских категорий, представлений и принципов, выражающих онтологические характеристики исследуемой реальности и общую направленность познавательных процессов. Содержание философских оснований науки выражается, во-первых, в категориальной матрице, задающей онтологические характеристики исследуемого фрагмента реальности посредством категорий "вещь", "свойство", "отношение", "пространство", "время", "состояние", "процесс", "необходимость", "случайность" и других, а также в принципах взаимодействия, системности, детерминизма и других; во-вторых, в принципах наблюдаемости, воспроизводимости, данности сущности в явлениях, простоты и др. В содержании первых доминирует мировоззренческая функция, в содержании вторых — методологическая. Это блок наиболее общих представлений об исследуемой реальности, определяющий основные характеристики способа ее познавательного освоения, которые конкретизируются в идеалах, нормах и методах научного исследования, а также в формах предметного знания: научной картине исследуемой реальности, фундаментальных теоретических конструктах, блоках понятий.
На уровне философских оснований науки заложены наиболее общие принципы научной рациональности, ориентирующие исследователя на органическую сопряженность познавательных действий с характером исследуемой реальности и его познавательными целями.
Методологические основания – это система принципов и методов научного исследования, на основе которых осуществляется процесс получения научного знания.
Наука приобретает качество автономности лишь тогда, когда ее развитие начинает базироваться на собственных методологических основаниях. На ранних стадиях формирования науки в качестве оснований выступают философские положения. В Новое время оформляются собственные методологические основания, позволившие науке приобрести самостоятельность как в постановке задач научного исследования, так и в способах их решения.
Одним из первых обратил внимание на «руководящие принципы» научной деятельности Р. Декарт. В работе «Рассуждение о методе» он вводит четыре основных принципа научной деятельности: никогда не принимать на веру то, в чем с очевидностью не уверен; разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения; начинать с предметов простейших и легко познаваемых и восходить постепенно до познания наиболее сложных; делать всюду перечни, наиболее полные, и обзоры, столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Необходимость методологической рефлексии, обоснования и введения методологических правил четко осознавал И. Ньютон.
Таким образом, наука развивается на основе методологических положений, принципов, правил, определяющих «технологию» получения научного знания.