Глава 15. Пронзительные крики через Атлантику (Часть 3).




И все же его общественная совесть не заржавела, она просто проявила себя другими способами. В сентябре 2000 года он согласился внести свою пасторальную лепту в профессию, проведя Мастер-класс, хорошо известное ежегодное мероприятие в лондонском Королевском театре Хеймаркет, на котором известные драматурги, актеры и режиссеры бесплатно делятся секретами своего ремесла с аудиторией студентов и школьников. Рикман остается одним из самых значимых людей, когда-либо участвовавших в Мастер-классе. Хотя, в отличие от некоторых других Мастеров, он не разрешил, чтобы его участие было снято для телевидения, он выполнил свой долг, несмотря на то, что все еще не отошел от гриппа, подхваченного во время съемок «Гарри Поттера и Философского камня» в Даремском соборе. Одетый в своё фирменное черное для мастер-класса, Алан сел на высокий стул Дейва Аллена (позже один дерзкий студент охарактеризовал этот день в почти бекетовских терминах, как проведенный с "человеком на неудобном стуле"). Алан установил непосредственную связь с первыми рядами для того, чтобы это напоминало беседу, а не Мастер-класс беспрепятственного эго. И снова он вышел на сцену без видимых нервов, хотя должен был признать, что с возрастом проблема страха сцены становится скорее ухудшается, чем улучшается.

Позже в том же году, в июне, состоялась благотворительная акция в поддержку Бирмы. Достоянием общественности стало взаимное восхищение между Аланом Рикманом и Викторией Вуд. Вуд, которая любит задействовать актеров, а не комиков в смешных репризах, чтобы удивить нас, пригласила его поучаствовать вместе с Майклом Гэмбоном, Ричардом Э. Грантом и Робертом Линдси в ее рождественской комедии на ВВС – костюмированной драме-пародии "Виктория Вуд со всеми её штучками".

В эти дни есть много, чего Рикман не делает на телевидении; он определенно неожиданно появляется в качестве случайного гостя. Но для актера, достигшего определенного карьерного роста, кино и театр остаются самыми престижными видами искусства. В Голливуде снобистски относятся к телевидению, это означает, что суперзвезды редко становятся там чем-то большим, нежели случайными гостями. Например, Брэд Питт появляется в эпизоде «Друзей », чтобы поругаться на экране со своей реальной женой Дженнифер Энистон.

И Алан захотел вернуться в театр, где, несмотря на страх перед этим вечерним испытанием, он мог проявить себя как актер больше, чем в любом другом месте. Как только пьеса начинается, шоу принадлежит актерам, и они могут его либо испортить, либо улучшить. Фильм - это режиссерская среда, в которой актеры-пешки, их можно склеить и смонтировать, как Рикман обнаружил в "Робин Гуде: принце воров" и даже в "Гарри Поттере и философском камне".

Среди продюсеров Вест-Энда вызревали планы создания идеального проекта для театрального возвращения Рикмана: некое триумфальное воссоединение звездного состава уровня RSC 1985 года из «Опасных связей»: его давней подруги Линдси Дункан и режиссера Говарда Дэвиса. Тем не менее, с проклятием «Антония и Клеопатры» для них это было рискованно, если привлекать к этому всё того же оформителя сцены, Тима Хэтли. План состоял в том, чтобы поставить «Частные жизни» Ноэля Коуарда. Эта постановка, как и «Опасные связи», будет опираться на сексуальную химию между двумя главными героями с гораздо менее фатальными результатами. Сам Алан страдал от того, что у него мёрзли ноги, когда он исполнял роль в пьесе Коуарда, как он позже признавался на американском телевидении в шоу Чарли Роуза: он мог казаться манерным актером в глазах некоторых людей, но на самом деле не был таким.

В этом случае бросающие вызов декорации Хэтли были столь же изобретательны и смелы, как и сама постановка, и само исполнение; все сходилось. Премьера состоялась лондонском театре "Олбери" 4 октября 2001 года, получив восторженные отзывы зрителей. Чрезвычайно уверенное и радикальное прочтение пьесы спасло Коуарда от обычной стилизованной игривости, позволив очень подробно остановиться на возбуждении сексуального напряжения между двумя противоборствующими партнерами; первые годы работы Алана с Питером Барнсом, сосредоточенные на применении этих опасных, но неоспоримых подводных течений в хаосе человеческого поведения, не были потрачены впустую. Рикман и Дункан рассказали "Нью - Йорк таймс", что Дэвис, который заявил, что никогда не читал "Частные жизни", пока не был назначен режиссером, хотел, чтобы они произнесли эти строки "без каких - либо обычных вещей, которые свойственны Ноэлю Коуарду, для того, чтобы сделать героев реалистичными".

В результате шлепок, который Рикман даёт истеричной Дункан, был слишком громким, а страсть, стоящая за ним, слишком правдоподобна, когда они боролись друг с другом на диване, не в силах жить друг с другом или друг без друга. В конце концов, Элиот Рикмана - это человек, который в какой-то момент заявляет: "Женщин надо бить регулярно, как в гонг". Эта фраза была встречена коллективным вздохом зрителей на дневном спектакле, на котором я присутствовала. Рикман произнес её с презрением, подразумевая, что её не следует воспринимать всерьез, что это всего лишь глупость Элиота в волевом состязании с надменной госпожой, но он, конечно, последовал этой угрозе в сопротивлении Дункан. Они были равны, и она отдавала столько, сколько получала, но у Рикмана также хватило смекалки уловить нужную нерешительность, невротическую уязвимость и, самое главное, самоанализ, которые придавали его Элиоту неожиданную глубину.

Были среди некоторых и такие, кто считал, что Рикмана ограбили, когда он не получил премию "Тони" в номинации «лучший актер». Она досталась Алану Бейтсу за роль Зузовкина в тургеневской пьесе "Нахлебник" после того, как "Частные жизни" триумфально перешли на Бродвей в апреле 2002 года, хотя сама постановка получила премию "Тони", а Линдси Дункан была названа лучшей актрисой.

«Она была сексуальна, но и он тоже... а также забавен»,- возражает Питер. Тем не менее, критики сходили с ума по ним обоим, а Клайв Барнс писал в "Нью-Йорк пост" об «удивительно наэлектризованных «Частных жизнях», поставленных в стиле «джангл»; этот Элиот и Аманда имеют пьянящий запах целого зоопарка хищников Рикмана, диких и ненасытных". Как и виконт де Вальмон, он был диким зверем в будуаре, человеком, который попирает Коуарда, бросает вызов ожиданиям и снова играет, разрушая типическое.

Его старый друг Питер Барнс и сам был довольно изобретателен, на сей раз в семейном отношении, впервые став отцом в возрасте 69 лет: его дочь Лила родилась в 2000 году. «Я делал все наоборот,- признается застенчивый Питер, который два года спустя, в ноябре 2002 года, обнаружил, что его жена Кристи ждет тройню, это было в том же месяце, когда вышел второй фильм о Гарри Поттере. - Мои друзья не могут представить меня отцом, они просто думают обо мне как о пишущей машинке. Летом 2002 года мой друг-продюсер отправился на Бродвей, чтобы увидеть Алана в «Частных жизнях». Я попросил его рассказать Алану о тройняшках, но когда он пришел за кулисы и сказал, что у него есть последние новости от Питера Барнса, Алан сказал ему: "Не говори мне, я и так знаю", - и расхохотался. Его реакция была очень похожа на реакцию многих людей, и можно было почти расслышать его пронзительный смех через Атлантику. Не знаю, кто ему сказал, но он всё обо всех знает, он такой общительный; иногда я удивляюсь, как он находит на это время, но он всегда был таким».

Отнюдь не принадлежа к философской школе У. К. Филдса - которая хотела бы видеть маленьких слегка румяными - Рикман, несмотря на его иногда пугающий вид, был дружелюбным к детям человеком.

Барнс был особенно впечатлен тем, что Рикман нашел время прийти на второй день рождения его маленькой дочки в мае 2002 года. «Алан высокий, и это может быть немного пугающим для маленьких малышей, поэтому Лила сначала немного испугалась его. Но актеры обычно ладят с детьми, потому что умеют фантазировать. Он принес ей в подарок азбуку с животными, которую она держит над своей кроваткой; она ее обожает. Это большой шелкопряд с множеством карманов, в которых находятся буквы алфавита и животное.

Стивен Дэвис, который часто приглашал племянниц Алана Клэр и Эми погостить у него в Котсуолдсе, считает Рикмана фактически крестным отцом своих детей Натали и Зои: «На протяжении многих лет мы растили их вместе с Аланом и Римой; Руби Уэкс и ее муж Эд тоже растили своих троих детей в его компании. Причина, по которой он не стал их официальным крестным отцом, заключается в том, что Рима сказала нам, что крестными должны стать католики, потому что моя жена Джейн-католичка. Но я всегда жалел, - добавляет Стивен, - что не пошел против Папы. Из Алана вышел бы отличный отец. Я подозреваю, что причина, по которой у них с Римой нет детей, заключается в том, что они поздно пришли к идее родительства из-за карьеры».

Для тех, кто хорошо знает Рикмана, не было ничего удивительного в том, что он согласился сниматься в фильмах о Гарри Поттере (а это означало снимать по одному фильму в год) после того, как прочитал книги первым. Быть "виртуальным" крестным отцом - это одно, но Алан Рикман, не имеющий детей, должен был открыть для себя другой способ наслаждаться заботой о детях опосредованно, присоединившись к звездному актерскому составу, воплотившему на большом экране одну из самых успешных когда-либо написанных историй для детей.

© Морин Пэтон, "Алан Рикман. Неофициальная биография", 2003.

Перевод – Е. Н.

* Конец 15-ой главы

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: