Образование Казахстана за годы независимости




Семестровая работа №3

 

Хасанаев Д.К.

Алматинский университет энергетики и связи имени Г. Даукеева, ИУТЭ-20-3,г.

Алматы

Утегалиева А.Д.

Научный руководитель, к.и.н.

 

В развитии экономики большая роль предоставляется образованию. Образование - это процесс передачи знаний, совокупность приобретаемых знаний, навыков, умений, опыта деятельности и компетенций. Оно и предоставляет людям развиваться как личность. Образование выступает фактором воспроизводства социально -профессиональной структуры общества. Кроме того, оно является каналом социальных перемещений и социальной мобильности. Чем более демократическим и открытым является общество, тем в большей степени образование работает как эффективный социальный «лифт». Оно позволяет человеку из низших страт в иерархической структуре общества достигнуть высокого социального статуса.

Образование оказывает решающее воздействие на современного человека. Значительные изменения происходят и в Казахстане, где сложилась и целенаправленно реформируется достаточно современная система образования. Возникли частные учебные заведения, набрали силу новые типы образовательных учреждений лицеи, гимназии, колледжи. Известно, что система образования способна оказывать косвенное, отдалённое во времени, но мощное целенаправленное влияние на развитие всего общества в том числе на политические и социокультурные процессы.

В статье Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", отмечается:«стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа.Многое было сделано за годы Независимости. Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое.

Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха.

И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.

Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.

Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.

Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех».

За годы независимости был разработан ряд госпрограмм, направленных на развитие системы образования.

 

Результаты научных исследований отечественных ученых-педагогов легли в основу многих государственных программ, направленных на развитие системы образования. Одной из первых стала целевая комплексная программа «О подготовке и издании учебников и учебно-методических комплексов для общеобразовательных школ» в 1996 году.

Стратегической задачей нашего государства является введение страны в ближайшие 10 лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Вхождение в число этих стран определяется по рейтингу Всемирного экономического форума на основе Индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК). Из десяти показателей ИГК два показателя относятся к развитию и качеству образования страны. В свою очередь качество образования определяется результатом внедрения передовых достижений педагогической науки в образовательную практику. В целях достижения конкурентоспособности в области педагогических наук, как и в других областях наук, проводятся фундаментальные, прикладные и инициативные исследования, результатами которых и становятся госпрограммы по совершенствованию отечественного образования.

Так, в 1997 году была разработана госпрограмма информатизации системы среднего образования. Год спустя внедрена программа «Дарын». В 2001–2005 годах реализуется госпрограмма «Образование». В 2001 году разрабатывается программа по подготовке и выпуску учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для системы начального и среднего профессионального образования, которая реализуется в период с 2002 по 2005 год. Затем были госпрограмма «Ауыл мектебi» («Сельская школа») на 2003–2005 годы, государственная программа развития образования РК на 2005–2010 гг., государственная программа развития технического и профессионального образования в РК на 2008–2012 годы, программа по обеспечению дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010–2014 годы, программа «Студенческое жилье» (2011 г.), государственная программа развития образования на 2011–2020 годы.

Только в 2007 году для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области образования государством выделено 136 млн тенге. В 2006–2008 годах по заказу комитета науки МОН РК выполнены 12 фундаментальных и 41 прикладных научно-исследовательских работ в области образования.

В 2009–2011 годах по заказу комитета науки МОН РК выполнены 21 фундаментальная и 30 прикладных научно-исследовательских работ. Кроме этих исследований были проведены научные исследования учеными инициативного характера, результатами которых стали кандидатские и докторские диссертации.

Известные ученые А.П. Сейтешев, К. Кунантаева, Г.А. Уманов, Н.Д. Хмель, К.Н. Нарибаев, Т.С. Садыков, Н. Нурахметов, С. Калиев, Т.Т. Турлыгулов, Б. Баймуханов, К.Б. Жарикбаев, Н. Оралбай, Б.И. Муканова, Г.М. Храпченков, С.Е. Чакликова, Б. Абдыкаримов, К. Кабдыкаиров, В.В. Егоров, М.Х. Балтабаев, Г.К. Нургалиева, Ш. Таубаева, Р.А. Сулейменова, Н.А. Завалко, Г.Т. Хаируллин, Р.Р. Джердемалиева, Л.Х. Мажитова, М.Н. Сарыбеков, С.А. Узакбаева, К.Ж. Кожахметова, К. Болеев, Б.К. Момынбаев, Г.К. Ахметова, Ж.А. Караев, Ы.А. Наби, Н.Э. Пфейфер, С.Т. Каргин, Г.М. Кертаева, Ж.А. Асанов, Г.Ж. Менлибекова и многие другие внесли большой вклад в подготовку научных кадров, развитие педагогической науки и реформирование системы образования.

В итоге за период с 1985 по 2009 год были защищены 231 докторская и 1659 кандидатских диссертаций. За годы независимости, с 1991 по 2009 годы – 229 докторских и 1607 кандидатских диссертаций. Проделанная работа позволила воссоздать знания о направлениях исследований и перспективы развития на ближайшие десятилетия. За последние 20 лет в Казахстане объектами исследования были различные проблемы совершенствования содержания и методов обучения и воспитания подрастающего поколения. В результате исследований заложены основы дидактики школы, профессиональной педагогики, истории отечественной педагогики и педагогического образования. В настоящее время в Казахстане формируются новые отрасли педагогического знания, такие как педагогическая культурология, этнопедагогика, сравнительная педагогика, социальная педагогика, педагогическая синергетика, педагогическая инноватика, коррекционная педагогика, педагогическая валеология и др.В настоящее время наука становится решающим фактором обеспечения конкурентоспособности страны. И как отметил глава государства Н. Назарбаев: «Страна, в приоритетах которой – наука и инновация на втором месте, не будет первой ни в одной сфере».

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Именно модернизуя систему образования, экономически развитые страны смогли добиться качественного прорыва в социальной сфере.Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему человек может надеяться сделать хорошую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в экономическом развитии.

Мировое сообщество пришло к выводу, что образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. Во многих развитых странах на него существенно увеличены государственные ассигнования. В развивающихся странах они ниже в десятки раз, причём разрыв с каждым годом возрастает. За счёт образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспериментами. Инвестиции в развитие образования представляют собой вложение средств в наиболее окупаемую сферу. Один из президентов США в этой связи сказал: «В Америке сильные университеты не потому, что она богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты».

Требования к качеству образования можно характеризовать следующим образом:

В дошкольном воспитании – получить качественную подготовку к школе.

В среднем образовании – получить достаточно системное понимание азов наук и начальные навыки их использования в жизни.

В техническом и профессиональном образовании (ТиПО) и вузах – получить знания, умения и навыки, конкурентоспособные на международном уровне и реально востребованные экономикой и обществом.

Молодёжь вступает в жизнь трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьёзно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования.[1-3]

Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должны функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимся, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одарённости. Возможность платить и личная одарённость таковы струны, из которых делается селекция, с всё уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.

Ещё Пифагор отмечал, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его».Преподавательство является важным аспектом в учебе. И для того, чтобы получить хороших кадров, их должен учить хороший специалист, хороший учитель.

«Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем образованности, страна, не умеющая развивать знания в ХХI веке, обречена на провал», – отмечал президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своих посланиях народу Казахстана.

Несмотря на общее снижение научных работ в Казахстане после 1991 года, за последние 10 лет казахстанской наукой достигнуты результаты, некоторые из которых имеют мировой уровень.По результатам исследований получено 877 патентов, разработано 136 образцов техники, созданы и испытаны 193 сорта сельскохозяйственных культур, выведено и апробировано 14 новых типов, линий и пород сельскохозяйственных животных. Подготовлена проектно-конструкторская и техническая документация для 36 наукоёмких производств.В 2003 году в Республике Казахстан научные исследования и разработки выполняли 267 организаций. Среди специалистов-исследователей 942 работника имеют учёную степень доктора, 2688 — кандидата наук.[3-4]

Что касается достижений за годы независимости:

В Министерстве образовании и науки РК, в первую очередь, приоритетным достижением отмечают принятые на заре независимости Законы «Об образовании», «О науке», «О государственной молодежной политике» и «О правах ребенка в Казахстане».

Второй важный момент – приведение структуры казахстанской системы образования в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (МСКО).

В-третьих, были разработаны учебные и образовательные программы, учебники нового поколения, введены национальные госстандарты. В стране на сегодня созданы новые модели организаций: Назарбаев Университет/НИШ, КИМЭП, КБТУ и др.

В годы независимости в Казахстане внедрена Международная стипендия Президента РК «Болашақ», цель которой — подготовка кадров и специалистов для приоритетных секторов экономики страны. Программа включает в себя как получение научной степени высших учебных заведений, так и научные и производственные стажировки в ведущих компаниях и университетах мира.

С 2014 года в Казахстане работает государственная программа «Серпін - 2050» «Мәңгілік ел жастары - индустрияға».Цель программы – обучить и трудоустроить молодежь из южного региона страны (Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской областей) с избытком трудовых ресурсов на востоке, севере и западе Казахстана - в регионах, испытывающих дефицит кадров.

В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м членом Европейской зоны высшего образования и первым центральноазиатским государством, признанным полноправным членом европейского образовательного пространства.

В скором времени планируется перейти на 12летнюю форму обучения в средних школах. Сейчас в некоторых лицеях, гимназиях и музыкальных школ применяется эта форма обучения.

Елбасы Нурсултан Назарбаев сообщил, что начиная с 2025 года мы будем полностью учиться по латинскому алфавиту. Сейчас уже предпринимаются действия, создаются книги на латинском алфавите. [5]

Заканчивая свою мысль, хочу сказать, что в Казахстанском образовании есть будущее, если учителя будут хорошими, техника современной и ученики грамотными, стремящимися в будущее, с открытым умом и с горящими глазами идти вперёд.

 

Список использованных источников:

1. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5

2. https://iac.kz/ru/publishing/obrazovanie-kazahstana-za-gody-nezavisimosti-v-kontekste-mirovyh-trendov-dostizheniya-i

3. https://www.kazpravda.kz/articles/view/obrazovanie--obespechit-kachestvo-na-vseh-urovnyah

4. https://articlekz.com/article/10867

5. https://www.elibrary.kz/about/news/detail.php?ID=101420

 

 

Аннотация

В этой работе я изучил нашу сферу образования с годов независимости. С тех пор, как мы получили независимость не прошло много времени, но наши задачи, цели, мечты, становятся нашей реальностью. Программа «Болашак», «Серпын», «Образование» начали свою работу и уже достигают определенных целей. Мы движемся медленно но в верном направлении. Наша цель – в будущем конкурировать с передовыми странами мира как. И в этом нам в первую очередь поможет качественное образование.

 

Ключевые слова:

Экономика, конкурентоспособность, качественное образование, будущее, развитие.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: