Библиографический список. Конституция Российской Федерации - Основной Закон Российской Федерации




Введение

Конституция Российской Федерации - Основной Закон Российской Федерации, который служит основой для формования правовой системы нашего государства. Определяющую значимость в Конституции РФ занимают права и свободы человека и гражданина. Один из крайне важных конституционных прав граждан считается право на образование. Образование - главный фактор экономического, общественного и духовного прогресса общества, необходимое условие формирования любого человека, его культуры и благосостояния. Данное право закреплено в ст. 43 Конституции. Оно рассматривается равно как естественное и неотъемлемое в числе иных прав и свобод лица.

 

Актуальность проблемы этой курсовой работы определена тем, что право на образование - одно из более значимых конституционно-социальных прав лица; оно формирует предпосылку с целью развития как личности, так и общества. Но также назревшими преобразованиями в системе правового регулирования сферы образовательных взаимоотношений, которые связаны с реформой образования, внедрением новейших образовательных стандартов, расширением коммерческих образовательных услуг.

 

Объектом работы представляется право на образование в концепции основных прав и свобод человека и гражданина, социальные отношения в области оказания образовательных услуг. Предметом изучения является понятийный аппарат и главные принципы, определяющие место и значимость права на образование в системе прав гражданина, структурно-содержательные нюансы механизма реализации права на образование в прогрессивной России; нормативные и организационные начала осуществления образовательной деятельности.

Цель курсовой работы заключается в осуществлении анализа общественно-юридической природы права на образование и в анализе структурно-функциональных аспектов механизма его реализации.

Для достижения заданной цели предполагается последовательное решение следующего ряда задач:

· проанализировать обеспечение конституционных прав граждан на общее образование;

· выявить социальную и юридическую значимость образовательных отношений;

· осуществить общетеоретическую характеристику механизма реализации;

· охарактеризовать сущность, cсодержание права на образование, место данного права в системе объективного и субъективного права;

· изучить современный этап развития конституционных прав граждан на образование

· показать специфику нормативного закрепления права на образование в системе прав граждан;

 

Методологическая основа исследования. Достижение цели и решение поставленных задач предполагает использование различных методов познания, а именно: общие методы научных исследований - методы обобщения, анализа, а также специальные научные методы - системный, логико-юридический, исторический, статистический.

Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. “Об образовании в российской федерации”

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себя пять параграфов, заключения и библиографического списка.

1. Конституционное право на образование в Российской Федерации

1.1 Право на образование как конституционное право гражданина Российской Федерации

 

Право на образование - одно из наиболее значимых конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для формирования как личности, так и общества.

 

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ любой гражданин Российской Федерации обладает возможностью на получение образования. Принимая во внимание, то что Конституция РФ от 12 декабря 1993г. считается высшим законодательным актом в нашем государстве, можно смело заявить, что предписанное право считается неотъемлемым и принадлежит каждому гражданину России, без исключения. Все законодательная основа государства основывается в утверждениях Конституции, также буква единственный нормативно-законный документ равно как федерационного степени, таким образом также в степени субъекта Федерации никак не способен не соответствовать Конституции равно как во полном, таким образом также во доли. Присутствие подобного противоречия, отвечает этому, то, что нормативно-законный документ утрачивает собственную значимость также использованию, подлежат только утверждения Конституции российская федерация.

 

Проанализируем положения ст. 43 Конституции Российской Федерации с 12 декабря 1993г. наиболее детально.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ любой обладает правом на образование.

Данное право никак не зависит от расы, национальности, возраста, пола или религиозных взглядов обучающегося, оно принадлежит любому гражданину Российской Федерации, без каких бы то ни было ограничений. Но в тоже время, невозможно выпускать из виду, то, что обучение в РФ осуществляется на государственном языке державы - русском, соответственно лицо, недостаточно хорошо владеющее русским языком не способен принять участие в образовательном процессе.

 

В таком случае, законодательством предусмотрена возможность формирования национальных средних учебных заведений, т.е. школ, в которых станет реализоваться обучение на родном языке для обучающегося. Однако возникает иная цель, ребенок, тот, что получает образование на родном языке, не являющегося русским, потом по завершении этого учебного заведения не сможет учиться в высшем учебном заведении, так как в высших учебных заведениях обучение проводится только лишь на русском языке. Поэтому, осуществление одного права - получение начального образования на родном языке, приводит ко исключению права на приобретение высшего образования, в силу недостаточного познания русского языка, на котором проводится обучение.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину РФ обеспечивается общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или городских образовательных организациях и на предприятиях.

 

 

Данное право зафиксировано непосредственно в отношении граждан Российской Федерации и никак не распространяется на лица, не являющихся гражданами. Предписанное право реализуется вне зависимости от социального либо имущественного положения, места жительства, состояния здоровья и т.д. Хотелось бы выделить, что дети с ограниченными возможностями также обладают правом на получение образования, но со учетом их возможностей и состояния здоровья. Учтены и используются различные технологии обучения детей с отклонениями в развитии, не только физическом, но и умственном.

 

 

Основанием для получения гражданами Российской Федерации образования считается его финансирование из государственного бюджета, бюджета субъекта Федерации, городского бюджета. При этом отмечено, что масштабы и нормативы финансирования образовательных учреждений подлежат индексации в соответствии со степенью инфляции в государстве. Субсидирование из того либо иного уровня бюджета, сопряжено с видом образовательного учреждения и его подчиненностью.

 

Кроме того, действующим законодательством учтены конкретные привилегии в налогообложении образовательных учреждений в части непредпринимательской деятельности, в частности они освобождаются от уплаты различных налогов, в том числе налоговый сбор на землю.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции РФ любой гражданин имеет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

 

При поступлении в учебное учреждение положения конкурса обязаны гарантировать соблюдение указанного права, это считается собственной обязанностью учебного заведения соответствующего положения. Кроме того, требование отбора для поступления должны непосредственно обеспечивать допуск к образовательным услугам наиболее способных и подготовленных к освоению материалов образовательной программы соответствующего уровня граждан.

 

 

Законодательно учтена вероятность поступления в учебное заведение без конкурса для единичных категорий граждан, в частности к ним относятся дети-инвалиды, для которых не имеется противопоказаний к обучению в согласовании с заключением мед. комиссии, победители предметных олимпиад по подходящим направлениям, дети-сироты и т.п. Можно сказать, что в этом случае страна поддерживает с некоторой страны детей, пребывающих в особом состоянии в связи с сиротством или болезнью, но со другой стороны детей, показавших особенные способности в изучении профильного предмета.

 

 

Получение бесплатного высшего профессионального образования в соответствующих правительственных образовательных учреждениях исполняется после счет имуществ федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации. Выделение средств из государственного бюджета соответствующего уровня исполняется в соответствии с контрольными цифрами сообразно приему студентов на бесплатное, бюджетное обучение. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое платное, т. е. частное, высшее учебное заведение без каких-либо ограничений со стороны закона.

 

Нужно отметить, что в нынешнее время падает количество бюджетных мест в образовательных заведениях, и появляется ситуация, когда для бюджетные места распределяются особые категории поступающих, о которых было указано выше, а остальные обучающиеся вынуждены обучаться на платной основе. Таким образом, в существующих экономических реалиях положения Конституции о гарантированности бесплатного обучения в ВУЗах не выполняются в полном объеме.

 

Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ получение основного общего образования является обязательным. Родители или лица их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.

 

Указанное положение Конституции по сущности является обязанностью, в соответствии с которой лица являющиеся законными опекуны ребенка должны обеспечить получение им основного общего образования. Данная обязанность возлагается на указанных лиц до достижения ребенком пятнадцати лет. Родители либо другие законные представители обучающихся несут полную ответственность после их образование и получение ими воспитания.

 

Согласно ч. 5 ст. 43 Конституции РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 

В соответствии с указанной статьей страна выполняет значительную функцию: оно устанавливает федеральные правительственные образовательные стандарты, т. е. обязательные требования к учебным проектам и программам, качеству подготовки обучающихся. Соблюдение этих требований является важной гарантией права на образование. Данные стандарты выражают максимальный объем нагрузки обучающихся соответствующего уровня и выражают минимальный объем знаний, которыми обязан овладеть обучающийся. Федеральный образовательный стандарт является обязательным для действующих учебных заведений любого уровня и типа.

 

 

Значит, вне зависимости от того, что является ли образовательное учреждение правительственным либо коммерческим, федеральным, субъекта Федерации или муниципальным соблюдение действующих правительственных образовательных стандартов является для учебного заведения обязательным. Обучающиеся по окончании учебного заведения соответствующего уровня должны иметь данный минимум знаний, наличие которых является обязательным и отвечать всем требованиям предъявленным государством.

 

Кроме федеральных образовательных стандартов федеральные органы исполнительной власти осуществляют разработку, принятие и внедрение Концепции развития образования в России. Концепция развития образования принимается для определенных промежуток времени и ее действие разбивается на несколько этапов. Концепция учитывает задачи стоящее перед образованием, предопределяет пути и методы их решения, приоритетные направления и их дальнейшее развитие и совершенствование. Особенностью Концепции развития образования выступает то, что она прямо затрагивает все уровни образования без каких-либо отклонений.

 

 

1.2 Система российского законодательства, регулирующего право на образование в Российской Федерации

Основным законом, на базе которого строится законодательство об образовании, является принятый в 2012 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В этом Законе, как следует с его преамбулы:

 

- закреплены основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования

- установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации

- зафиксированы общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности;

- определено правовое положение участников отношений в сфере образования.

Верховное положение в иерархии источников российского просветительного права занимает Конституция Российской Федерации.

 

Высшая юридическая сила Конституции РФ в механизме правового регулирования образования определена, во-первых, конституционной нормой Конституция РФ с 12.12.1993г. (в ред. от 30.12.2014 г.).Ст.15., в соответствии с которой «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Во-вторых, -- целями и проблемами законодательства об образовании, которые зафиксированы в Законе о образовании 2012 г.

 

Целью законодательства об образовании установлено формирование государственных гарантий, механизмов осуществления прав и свобод человека в сфере образования, а одной из его ключевых задач -- обеспечение и охрана конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

 

Конституционные основы образовательного права присутствуют в ст. 43, ст. 72, а еще в ст. 114. Статья 43 закрепляет за каждым право на образование и обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность высшего образования в государственных или муниципальных образовательных организациях или на предприятиях. В Соответствии с статьей 72 общие вопросы образования относятся к общему ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В статье 114 определено, что Правительство Русской Федерации гарантирует проведение в Российской Федерации единой общегосударственной политики в сфере образования.

 

Фиксирование и формирование права на образование заполучило в многочисленных международно-правовых актах конвенционного и другого характера. В первую очередь, в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. страны - участницы допускают право каждого человека на образование. В п.1-а ст. 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в сфере образования 1960 г. с незначительными отличиями формулируются подобные задачи образования.

Право на образование фиксируется также в иных международно-правовых актах. Таким Образом, в соответствии с ст. 28 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. страны-участницы утвердили право ребенка на образование, осуществление которого может быть достигнуто постепенно на базе равных возможностей.

 

Устанавливая соответствие между отечественным законодательством об образовании и положениями интернациональных соглашений Российской Федерации, законодатель в п. 6 ст. 4 Закона об образовании 2012 г. воссоздаёт конституциональный принцип приоритета норм интернационального соглашения: «Если международным договором Российской Федерации определены иные правила, нежели те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора»

 

Как бы детально и подробно ни регулировались образовательные взаимоотношения на законодательном уровне, постоянно сохраняется необходимость в нормативно-правовом регулировании, осуществляемом посредством подзаконных актов. Подзаконное нормотворчество различается, как правило, большей оперативностью; оно правомочно стремительно реагировать на новейшие явления в области образования. В единичных случаях нормы федеральных законов напрямую отсылают к нормативным правовым актам, которые обязаны быть приняты правительством или федеральными органами исполнительной власти.

 

В концепцию источников федерального образовательного права включают указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также приказы, издаваемые федеральными органами исполнительной власти.

 

Приведенные акты имеют все шансы приниматься с целью регулировки исключительно образовательных взаимоотношений, а могут быть приурочены к регулированию других взаимоотношений, однако включать единичные утверждения, стабилизирующие взаимоотношения во сфере образования.

 

В законодательстве об образовании, как и в иных отраслях, в которых законодательное регулирование относится Конституцией Российской Федерации к общему ведению Российской Федерации и ее субъектов, в тезис «законодательство» наравне с федеральными законами включают также региональные законы (законы субъектов Российской Федерации).

 

Муниципальные образования также наделяются некоторыми возможностями в области образования. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения принадлежат:

 

- организация предоставления доступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования согласно основным общеобразовательным программам;

 

- организация отдыха ребенка в каникулярное время

 

- организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского образования и т.д.

 

в Возможности органов местного самоуправления городских районов и муниципальных округов в сфере образования зафиксированы в ст. 9 Закона об образовании 2012 г.

 

 

2 Реализация права на образование в современной России

2.1 Высшее образование: принципы и гарантии

 

Конституция РФ, закрепляя основные права и свободы человека и гражданина, по сути, устанавливает основу того, какими должны являться взаимоотношения в структуре образования. Нормы Конституции, устанавливающие основные права и свободы граждан, которые исполняются, в частности, в области образования, выступают в роли конституционных принципов, обозначающих основы системы образования, основание которой, непосредственно в правовом аспекте, закладывается посредством прав и свобод личности.

 

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования устанавливаются на следующих принципах:

 

1) признание приоритетности образования;

 

2) предоставление права каждого лица в формирование, неприемлемость дискриминации во области создания;

 

3) гуманистический характер создания, приоритет жизни и самочувствия человека, прав и свобод личности, свободного формирования личности, развитие взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережливого отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

 

4) целостность образовательного пространства в местности Российской Федерации, охрана и развитие этнокультурных отличительных черт и традиций народов Российской Федерации в обстоятельствах многонационального государства;

 

5) формирование подходящих условий с целью интеграции системы образования Российской Федерации с концепциями образования других стран в равной и взаимовыгодной базе;

 

6) светский вид образования в государственных, городских организациях, исполняющих образовательную деятельность;

 

7) независимость выбора получения образования в соответствии с склонностям и потребностям лица, формирование условий с целью самореализации каждого лица, беспрепятственное развитие его возможностей, в том числе обеспечение права выбора форм получения образования, форм преподавания, организации, исполняющие просветительную деятельность, направленности образования в границах, данных системой образования, но кроме того предоставление педагогическим сотрудникам независимости в подборе форм преподавания, методов преподавания и воспитания личности.

 

8) предоставление права на образование на протяжение всей жизни в соответствии с нуждами личности, адаптивность системы образования к степени подготовки, отличительным чертам развития, способностям и увлечениям лица;

9) независимость образовательных учреждений, академические права и свободы преподавательских работников и обучающихся, предустановленные настоящим Федеральным законом, информационная доступность и общественная отчетность образовательных учреждений;

10) демократический вид управления образованием, предоставление прав педагогических работников, обучающихся, опекунов (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения либо ликвидации конкуренции в области образования;

12) совокупность государственного и договорного регулирования взаимоотношений в области образования.

Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (в ред. от 13.07.2015 г.). № 273-ФЗ//РГ. 2012. Ст.5.:

 

1. В Российской Федерации обеспечивается право любого лица на образование.

 

2. Право на образование в Российской Федерации обеспечивается вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, принадлежности ко социальным объединениям, а также других факторов.

 

3. В Российской Федерации обеспечиваются доступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данной степени гражданин получает в первый раз.

 

4. В Российской Федерации осуществление права каждого лица на образование обеспечивается путем формирования федеральными государственными органами, органами общегосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определенных социально-экономических условий с целью его получения, расширения возможностей исполнять необходимости человека в получении образования разных степеней и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого лица на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

 

1) формируются необходимые требования с целью получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для корректировки патологий развития и социальной адаптации, оказания преждевременной коррекционной поддержки на основе специализированных преподавательских подходов и более оптимальных для данных лиц языков, способов и методов общения и условия, в наибольшей степени способствующие получению образования определенной степени и определенной направленности, а также социальному формированию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 

2) как оказалось содействие лицам, которые показали выдающиеся возможности и к которым в согласовании с настоящим Федеральным законом принадлежат обучающиеся, показавшие большую степень умственного развития и креативных способностей в конкретной области учебной и научно-исследовательской работы, во научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

 

3) исполняется целиком либо отчасти финансовое обеспечение содержания лиц, имеющих необходимость в общественной поддержке в согласовании с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 29.12.2012 (в ред. от 13.07.2015 г.). № 273-ФЗ//РГ. 2012. Ст.5.

 

 

3 Современный этап развития конституционных прав граждан на образование

 

Анализ нынешнего состояния образовательного права демонстрирует, то, что образовательное право обладает абсолютно всеми важными свойствами самостоятельной отрасли права.

Образование необходимо рассматривать в качестве институционально-функциональной категории, содержащую организационные (систему образования) и содержательные (образовательные отношения) элементы. Основной установкой считается предоставление знаний и формирование умений и способностей, с наличием которых связывается развитие мировоззрения образуемого и его адаптация к условиям реальной жизни.

Образовательные правоотношения предполагают форму общественно-юридической работы и регламентируются объективным и субъективным правом.

Объективное право показано нормативно-правовыми актами, в комплексе производящими массив образовательного законодательства.

Субъективное право формируется из предустановленных общепризнанными мерками объективного права поведенческих установок, фиксирующих юридически значимые возможности субъектов в области получения образовательных услуг. "Право на образование — это структурно-функциональный институт системы позитивного права, устанавливающий правовые способности получения индивидом образовательных услуг, устанавливающий юридические гарантии, обеспечивающие практическую реализацию данных способностей и защиту законных интересов физических лиц в области образовательной деятельности".

 

Образовательные правоотношения предполагают собой устанавливаемые и охраняемые образовательным законодательством социальные взаимоотношения, складывающиеся в области организации системы образования и реализации образовательной деятельности. В свойстве основных разновидностей образовательных правоотношений различают:

· отношения организационного характера, нацеленные на формирование системы образовательных органов, подготовку преподавательских сотрудников;

· отношения, складывающиеся согласно поводу предоставления образовательных услуг;

· отношения, нацеленные на защиту права в образование и реализацию мер юридической ответственности, предустановленных в образовательной области.

 

Федеральный закон "Об образовании" гарантирует многостороннюю помощь системы образования, расширяет права лиц на образование, ликвидирует устаревшие правовые нормы.

Накопленный опыт в законопроектной работе дает возможность отметить 2 незначительные тенденции в нынешнем законодательстве:

· механизмы реализации правовых норм, их юридическая и профессиональная чистота;

· правовые нормы об ответственности за осуществление установленных законов.

Нет секрета, что вплоть до настоящего момента в образовательном законодательстве существуют нормы, которые дают все без исключения на откуп Правительству Российской Федерации. В этих обстоятельствах остро возникает проблема о кодификации нормативно-правовых актов.

 

Говоря о законодательном регулировании образования, невозможно не выделить, то, что центр тяжести в управлении образованием поочередно перемещается на региональный и городской уровень. В связи с этим появляются значительные трудности управления образованием на муниципальном уровне из-за отсутствия навыка самоуправления, медленного процесса профессионализации административной работы, недостаточным интересом к труду данных органов. При этом стали применяться возможности самого образовательного учреждения: путем привлечения обучающихся к управлению образовательным процессом, что содействует развитию потенциала человека для развития, воспитания гражданственности. Непосредственно по этой причине в наше время огромное внимание уделяется совершенствованию деятельности органов общественного самоуправления - попечительскому совету.

С формированием информационных технологий все большее распространение приобретает дистанционная подготовка. Изменения и дополнения к Закону Российской Федерации "Об образовании" и Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", учитывают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном размере. Это обозначает, что сейчас обучающийся способен приобрести полноценное высшее образование, пребывая на дистанции с преподавателями высшего учебного заведения. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников ведется классическими методами.

Согласно Концепции модернизации российского образования в период вплоть до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации с 11 февраля 2002 г. № 393, отмечены значимые элементы развития результативных экономических механизмов модернизации развития образования, обеспечивающие новые основы и систему финансирования сферы.

Этап модернизации выражается во введении сдачи Единого Государственного экзамена, экспериментальное обучение по 12-летнему плану общего среднего образования, получение дипломов о высшем образовании разной квалификации, и информатизация абсолютно всех ступеней образования.

Таким способом, развитие образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации исполняется инертно, нередко решая своевременные проблемы. Представляется, что и в уровне субъектов Российской Федерации рационально сформировать детальные, кодифицированные законодательные акты. Мероприятия государственной помощи образования следует совмещать с усилением роли организаций государственной власти и управления образованием в обеспечении вместе с населением высокого и современного качества деятельность образовательных органов и учреждений, вне зависимости от их организационно-правовых форм, регулярном рассмотрении перспективных потребностей рынков труда.

Заключение

Право на образование - одно из наиболее значительных конституционных общественных прав человека. Образование - главный фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития любого человека, его культуры и благосостояния. Сформированное общество не жалеет средств на образование, осознавая окупаемость этих расходов в перспективе. Но немаловажно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его обрести.

 

Усовершенствование отечественного образования подразумевает, что «активными субъектами образовательной политики должны быть все без исключения граждане Российской Федерации, семья и родительская общественность, федеральные и региональные учреждения государственной власти, органы регионального самоуправления, профессионально-педагогическое общество, культурные, научные, общественные и коммерческие институты».

 

С учетом нужд и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих конфигурациях: в образовательном учреждении -в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме домашнего образования, самообразования, экстерната. Разрешается совокупность разных конфигураций получения образования.

 

Законодательство в сфере образования достаточно основательно и досконально разработано, что дает возможность оптимистически посмотреть на те процессы, которые совершаются в русле модернизации отечественного образования.

 

Основной Закон Российской Федерации (ст. 43) обеспечивает каждому человеку доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Положения ст. 43 Конституции не только отвечают интернациональным эталонам в сфере образования, однако также превышают уровень его требований. Закрепление в Конституции бесплатности образования, безусловно, способствует его общедоступности. Конституция Российской Федерации обязывает гарантировать получение каждым человеком (будь он гражданином или иностранным подданным, лицом без гражданства или др.) основного общего образования. При этом опекуны либо лица, их сменяющие, должны гарантировать получение образования данного уровня собственным детям. Признаваемое и гарантируемое Российской Конституцией право на образование уточняется в Законе Российской Федерации «Об образовании», в котором присутствуют главные нормы, регулирующие взаимоотношения в области образования. Образование в Российской Федерации считается предметом общего ведения Российской Федерации также ее субъектов. Закон «Об образовании» в рамках федеральной компетенции представляет собой закон непосредственного воздействия, который должен в одинаковой мере использоваться на всей территории Российской Федерации.

Библиографический список

Международные правовые акты:

1. Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1. Ст. 28.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М.: 1978 г.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. (в ред. от 30.12.2014 г.)//Российская Газета. 1993.

2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (в ред. от 13.07.2015 г.). № 273-ФЗ//РГ. 2012.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015)//Собрание законодательства Российской Федерации. 06.10.2003. №40. Ст. 3822.

4. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1059 (ред. от 18.12.2013) "Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2013 N 30088).

Специализированная литература:

1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015. 272 с.

2. Астафичев П.А. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: ИНФА-М, 2016г. 390 с.

3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. 426 с.

4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.

5. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / Под ред. В.Е. Усанова. М.: ЮРКОМПАНИ, 2013. 544 с. (Серия «Актуальные комментарии»).

6. Леонтьев А.А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века // Газета «Русский язык». 2001. №33.

7. СССР. Народное образование // Большая советская энциклопеди<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: