Зимой мама и её дочь Танечка поехали на троллейбусе в продуктовый магазин. Там они купили хлеб, молоко, мясо и мороженую вишню. Дома мама сварила из вишни компот, перелила его в красивый кувшин и поставила на стол.
БАРАБАН — КАСТРЮЛЯ — КНИГА
Мама готовила на кухне суп. Она помешивала его половником в кастрюле. Вдруг мама услышала, как её сын громко барабанит в барабан. Мама слушала, слушала грохот барабана, а затем сказала сыну: «Пойди-ка, сынок, лучше почитай книгу!»
ВОПРОС — ОТВЕТ____________________________________________________
Представить, что ты можешь общаться с изображёнными животными. Придумать разговор с ними (вопросы и интересные ответы) и подробно его передать.
— Мишка, мишка, что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
— Потому, что снег и лёд
Не малина и не мёд!
— Зачем вам, черепахи,
Квадраты на рубахе?
— Чтоб в шахматы и шашки
Играли черепашки!
— Что ж по домам вы сидите, улитки,
— В домике нет ни дверей, ни калитки!
ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ______________________________________________
Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забавную небылицу. Придумать свою небылицу об этих же животных. Попросить взрослого записать твоё произведение (если небылица получится в стихах, ты станешь настоящим поэтом!).
НЕБЫЛИЦА
Кошка на окошке рубашку шьёт,
Лошадь метлою избушку метёт, Курочка у печки блины печёт, Гусь с коромыслом к колодцу идёт.
УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
ПРЕДСТАВЛЯЙ И РАССУЖДАЙ________________________________________
Подробно ответить на проблемные вопросы. Представить и подробно описать случай, упомянутый в вопросе (один раз трамвай ехал по улице...).
1. Может ли трамвай объехать человека, стоящего на рельсах?
2. Будут ли держаться два шарика, если их поставить друг на друга?
Почему?
|
3. Какая разница между птицей и самолётом?
4. Для чего стены в кухне облицованы кафелем?
5. Кого в лесу, на фоне деревьев, трудно заметить?
6. Может ли метро столкнуться с автобусом?
7. Как по глубокому снегу проще передвигаться: пешком или на лыжах? Почему?*
8. Чем отличаются белка и кошка?
9. Для чего на конверт наклеивают марки?
10. Если мальчик залезет в ванну, наполненную водой до краёв, что
случится? Почему?
11. Чем кукла отличается от девочки?
12. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?*
13. Чем столб отличается от дерева?
14. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и
забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не
оказалось. Куда оно делось?
15. Почему кусок железа тонет в воде, а железный корабль плывёт?*
16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
17. Почему зимой лёд на реке неподвижен, а весной льдины не стоят
на месте?
18. Почему тяжёлый самолёт легко поднимается в воздух?*
19. Шуба греет человека? А если шубу положить на снег, почему снег
под шубой не растает?*
20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
* При ответе на этот вопрос важны не знания законов физики, а логика рассуждений ребёнка.
ПОСТУПОК, НАЗВАННЫЙ КОРОТКО_______________________________
Подробно рассказать о поступке ребёнка, который можно назвать одним словом:
• Трусость
• Доброта
• Обман
• Жестокость
• Жадность
• Помощь
• Лень
• Вежливость
• Доброжелательность
• Аккуратность
• Послушание
• Смелость
|
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
Серёжа сидел за столом и выкладывал башню из Лего-конструктора. К нему подошёл мальчик и разломал недостроенную башню. Серёжа посмотрел на невоспитанного мальчика, улыбнулся и спросил: «У тебя плохое настроение? Хочешь, построим башню вместе?»
СРАВНИ ОБЪЕКТЫ ___________________________________________________
Подробно рассказать сначала о различиях, а затем о сходствах двух названных объектов:
• город и деревня • автомобиль и велосипед - • мать и мачеха • мороженое и пирожное • ванна и бассейн • свеча и лампочка • стиральная машина и миксер • фен и обогреватель • шляпа и кастрюля 1 |
ПРИМЕЧАНИЕ: в данном блоке упражнений не используются ни картинки, ни объекты, ни другие вспомогательные средства.
ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?_______________________________________________
Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях:
• Купание в реке
* Рубка леса
• Снегопад
• Гимнастика
* Путешествие
• Просмотр телевизионных передач
• Празднование дня рождения
• Солнечный загар
• Долгий сон
• Охота
• Ремонт в квартире
• Поездка на дачу
Дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождём можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо,
НАЗВАНИЕ РАССКАЗА____________________________ Придумать и рассказать истории по предложенным названиям: • Как Дениска испугался своего отражения • Как Лена первый раз пришла в детский сад • Как Миша капризничал в магазине игрушек • Как Серёжа спас котёнка • Как Наташа помогла соседке • Как Максим и его пёс Бимканашли пропажу |
|
Придумать и рассказать содержание мультфильмов по названиям их главных героев:
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ_____________________________________________________
• Про Гейку-неумейку
• Про Машу-растеряшу
• Про Иришку-трусишку
• Про Жору-обжору
• Про Юлю-грязнулю
• Про Илюшу-копушу
Уровеньсложности
ОБЪЯСНИ ПОСЛОВИЦУ, РАССКАЖИ ИСТОРИЮ_______________________
Объяснить, кто, кому и при какой жизненной ситуации может сказать данные пословицы.
* Хочешь есть калачи — не сиди на печи. • Не зная броду, не суйся в воду.
• За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
• Семь раз отмерь — один раз отрежь.
• Добро творить — себя веселить.
• Дома ешь что хочешь, а в гостях что дают.
• Дарёному коню в зубы не смотрят.
• Лёжа, хлеба не добудешь.
• Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
• Любишь кататься, люби и саночки возить.
ТРУДНАЯ СИТУАЦИЯ_________________________________________________
Подробно рассказать о своих действиях в названных случаях:
• Ты заблудился в лесу.
• Незнакомец входит с тобой в подъезд.
• Ты увидел, что с потолка комнаты льётся вода.
• Вечером в твоей квартире отключили электричество.
• Младший брат сильно ушиб ногу на улице.
• На тебя набросилась чужая собака.
• В лесу, где ты гуляешь, началась сильная гроза.
• Ты потерял ключи от дома, когда ходил в магазин.
РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ___________________________________________________
Подробно рассказать о возможных причинах названных явлений:
• дым на лестнице
• вода на полу в ванной
• масляное пятно на стене
• разбитое окно
• пустая лодка посредине озера
• осколки стекла на ковре
• разбитая фара у автомобиля
• кот, сидящий на высоком дереве
• оцарапанный шкаф
НЕВИДИМКА________________________________________________________
Представить и рассказать, что бы ты делал, если бы мог стать:
* высоким, как жираф
• маленьким, как муравей
• сильным, как Шварценеггер
• невидимым, как в шапке-невидимке
• лёгким, как воздушный шарик
• мягким, как пластилин
• ловким, как паук
• богатым, как миллионер
ЗАЧЕХЛЁННЫЕ КАРТИНЫ______________________________________________
Представить, что в зале музея несколько картин закрыты чехлами. Рассказать, что может быть изображено на каждой из картин, если видны только их названия:
• Случай на пляже
• Опасная прогулка
• На балконе
• Обида
• Настоящий друг
• Долгожданная встреча