Рабочий лист. Добро и зло
Луч света в темном царстве (Образ Луки в системе персонажей пьесы М. Горького «На дне»
1.
2. Сделайте переход к пьесе «На дне».
3. Раскройте смысл названия пьесы. Раскройте социальный и духовный смысл слова «дно».
4. Расскажите о жизни ночлежников до появления Луки.
В ______ подвал ______ не падал луч солнца. Там сыро, ______ и ______. Люди разделены стеной (в-1; любви, вражды, равнодушия, веры), обиженные на весь свет, они постоянно ______ друг с другом. Даже звуки, которые они и..дают, не похожи на человеческую речь, они больше похожи на рев, ______, лай. Ум..рающая Анна вопл..щает ______ судьбу всех ______: придет час, когда они точно так(же) ______.
5. Расскажите о том, как меняется жизнь в ночлежке, когда в ней появляется странник Лука.
Но когда в ночлежку приходит стра(н,нн)ик ______ все ______ меняется. Его появление, будто ______, оз..ряет ______ подвала. (В-1; Он, Лука, странник, бродяга) для каждого ночлежн..ка наход..т (в-1; ласковое, утешительное, ободряющее, доброе) слово.
А) ______ Анна рассказывает ему о своей ______ жизни и Лука слушает ее ______ исповедь, успокаивает ______, обещает что уже ______ смерть избавит ее от ______.
Б) Актер, который уже полностью ______, то(же) ищет у Луки ______. (в-1; Лука, старец, старик, странник) говорит что есть ______, и там Актера ______ вылечат, он возр..ди(т,ть)ся для новой жизни. Глаза Актера наполняются ______ и ______, он понимает что еще (н..)чего (не)кончено что он может подняться со ______, вернуться на сцену, обрести все что он ______. Старик говорит что надо пока взять себя в руки, держаться и ______. Вдохновле(н,нн)ый Актер ______ идет (куда?) ______.
В) Многие читатели (в-1; осуждают, обвиняют, судят, упрекают) Луку (в-1; в том, за то), что его утешение – это не доброта, а хитрая, расчетливая ложь. Он обманывает людей, рассказывает им ______, и это (н..)кого не ______: Анна ______, Актер продолжает ______. Вроде бы Лука - тот врач который больному вместо настоящего лекарства дает ______.
|
Но справедливы ли такие обвинения?! Действительно, Лука не способен ______ Анну! Но он ей дает то самое утешение в котором так ______ человек ______, он подносит ей свое внимание и свою чуткость, как дают муч..мому жаждой ______. Женщине становится легче, потому что она видит эти ______ глаза, понимает, что кто(то) ______. Ведь так ______ уходить из жизни когда кто-то с ______ говорит, что после смерти этой женщины (н..)кто (не)будет ______.
Да, Лука не называет город в котором лечат от ______. Вроде бы как в этом заключается ложь Луки. Но и это ______. В каждом городе есть бе..платная лечебница для ______, более того – она есть в каждом человеке. Называется она – (в-1; ум, вера, сила, воля). Старик и говорит Актеру что(бы) он (не) ______, ______. Это и есть путь к ______. Человек должен поверить не в магию, не в ______, не в доброго волшебника, а в себя, в свои ______.
Суть этой (в-1; нравственной, умственной, духовной, физической) силы Лука формулирует когда Пепел его спрашивает: Есть бог или нет. Лука отвечает очень точно: если ты ______, то есть, если ______.
Человек сам должен для себя ______ мир в котором он будет жить. Если он хочет что(бы) в этом мире был Бог, то ______, если ты хочешь жить ______, живи без него. Это твой мир, и ты за него отвечаешь.
Мы вид..м что доброта и ______ Луки заключается не в том что он каждому дает сладкую карамельку (в-1; веры, утешительной лжи, коварного обмана) он хочет что(бы) человек ______ для новой жизни, начал ______ и возр..дился ______.
|
Вариант № 3
Добро и жестокость в художественном мире М. Горького
Примечание. У предлагаемой работы нет вступления. Она представляет собою вариант сочинения, в котором дана только основная часть, где раскрывается тезис о бескорыстной природе добра: то есть человек делает добро, не для того получить награду, а потому что он человек.
Максим Горький и..ходил во время своих ск..таний всю Россию и _____ разных людей. Он ясно вид..л что в (в-1; действительной; реальной; придуманной; пошлой) в душе человека погас свет ___ и ___. Откроем страницы его рассказа (в-1; «Челкаш»; «Скуки ради»; «Мой спутник»; «Песнь о Соколе»). Горький ра..сказывает эп..зод из своей жизни: однажды в Одессе он повстр..чал голодного, (не)счас..ного парня, сына грузинского князя. Горький пож..лел обманутого друзьями человека и решил отве..ти его домой. Он кормил своего ленивого, ______ спутника отд..вая ему _____ кусок ухаж..вал за ним как родная мать.
Даже животное чу..ствуя ласку и _____ человека относ..т..ся с любовью и _____ к тому кто его корм..т. Но в внутри Шакро, капризного, _____ (в-1; существа, человека; нежитя; мошенника) (не) зажглось н.. одного ______ чу..ства: как только Максим довел его родного города он (не) поблагодарив навсегда скрылся. В голосе автора рассказывающего эт_ _____, звучит н.. обида н.. ______ а мудрая гореч.., потому(что) «моим спутником» оказывает..ся не этот н..чтожный князек а весь реальный мир населе(н,нн)ый рас..четливо-хитрыми, _____ и жадными людьми. Герой Горького понимает, что в мире много ___, много ____, но другого мира нет. Нравственная сила человека заключается не в том, чтобы ненавидеть и ___, а в том, чтобы вести за собой слабых, ___ нуждающимся, ___, освещать им путь ___.
|
(Не)однократно преда(н,нн)ый Горький продолжал _____ в светлое начало человека. (Не) случайно названиями многих его ра(н,нн)их произведений являют..ся имена главных героев: «_____ », «_____ », «_____ », «_____ ». Независимая, _____ личность станов..тся главной це(н,нн)остью для писателя: «Все в Человеке! Все для Человека!» Во многих произведениях автор показывает, как м..тежной бе..страшной личности противостоит безликое стадо (не) способное превозмоч.. своей _____ судьбы.
В ______ «Старуха Изергиль» автор нам _____ двух героев - _____ и _____. Очень часто (в-1; художественное; поэтическое; идейное; глубокое) содержание этого рассказа свод..т к тому что..гоисту _____ живущему без людей и для _____ противостоит (в-1; альтруист; оптимист; пессимист; гуманист) _____ живущий среди людей и для _____. Но обратим внимание на весьма существен_ _____: люди жестоко наказывают злодея и убийцу _____, но не менее ______ они готовы пок..рать и _____ который ж..лает им добра. Следовательно толпа готова бе..жалостно ун..чтожить и того кто причиняет им ______ и того кто н..сет им ____, то есть всякого кто чем-нибудь _____ от безликого, _____ множества.
Означает ли это, что добро и ______ не имеют различий, что люди не достойны того, чтобы ради них герой вырывал себе сердце? (Дайте ответ на этот вопрос)
Горький (не) жалел людей. Он _____, чтобы ______ мог стать Человеком с большой буквы. Словно герой его легенды с пылающим _____ в руках он вел людей через гнилые болота _____ повседневности в тот _____ мир где огромное, (в-1; как океан, как небо; как степь; как солнце), людей ждет великое счастье - счастье быть Человеком. (448 слов)