Формирование основ теории и практики информационно-психологического воздействия на противника




Введение

Теория информационно-психологического воздействия начала формироваться еще в древние века. Опыт всех войн, которые вело человечество, наглядно свидетельствует о том, что их исход в конечном итоге зависит от двух факторов: материального и морального. Полководцы многих стран знали издавна, что бороться с неприятелем можно не только вооруженными средствами, но и путем целенаправленного воздействия на сознание и психику людей, и пытались использовать информационно-психологическое воздействие (ИПВ), т.е. целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние на функционирование информационно-психологической среды общества, психику и поведение населения, военнослужащих для ослабления морального духа и боевой мощи противника.
Учебные вопросы:

1. Формирование основ теории и практики информационно-психологического воздействия на противника

2. Информационно-психологическое воздействие на войска и население противника в годы первой и второй мировых войн

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беглов С. И. "Внешнеполитическая пропаганда", М. 1993 г.
2. Почепцов Г. Г. "Теория и практика коммуникаций", М. 1998 г.
3. Лайнбарджер П. "Психологическая война", М. 1962 г.
4. Почепцов Г. Г. "Психологические войны", М. 2000 г.
5. Крысько В. Г. "Секреты психологической войны", Мн. 1999 г.

Перечень ссылок в тексте:

1. Геродот. История. В 9-ти кн. Л., 1972, стр. 26.

2. Геродот. История. В 9-ти кн. Л., 1972, стр. 383.

3. Геродот. История. В 9-ти кн. Л., 1972 г., стр. 383.

4. Конрад Н.И. Сунь Цзы. Трактат о военном искусстве. М., 1950 г., стр. 43

5. Ло Гуань Чжун. "Троецарствие". Госиздат худ. лит., 1954 г., т. 1, стр. 71.

6. Черняк Е. Б. Химеры старого мира. М., 1970 г., стр. 10.

7. Манфред А. З. Наполеон Бонапарт, стр. 145.

8. Sturminger A. 3000 Jahre Politische Propaganda, S. 195.

9. Wust R. La guerre psychologique. Lausanne, 1954, p. 17.

10. Тарле Е.В. Соч., т. IV, стр. 497.

11. Тарле Е.В. Соч., т. IV, стр. 467.

12. Тарле Е.В. Соч., т. IV, стр. 495.

13. Черняк Е. Б. Химеры старого мира. М., 1970 г., стр. 50-51.

14. Дубровин Н. Отечественная война в письмах современников (1812-1815). Спб, 1882г., стр. 486.

15. Martin J. International Propaganda. Minneapolis, 1958, p 6.

16. Селезнев И. А. Война и идеологическая борьба. М., 1964 г., стр. 44-45.

17. Lasswell H. Propaganda Technique in the World War, New-York, 1927

18. Lasswell H. Propaganda Technique in the World War, New-York, 1927, p. 3.

19. Людендорф. Мои воспоминания о войне 1914-1918 гг., изд. ВВРС, 1923 г., стр 288.

20. Warburton P. G. E. The Psychological Schield and Weapon // Army, Navy and Air Force. Gazette, 1935, № 3933, June, p. 456.

21. Селезнев И. А. Война и идеологическая борьба. М., 1964 г., стр.50.

22. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М. Центр, 1998 г., стр. 103.

23. Лайнбарджер П. Психологическая война, М., 1962 г., стр.268-272.

24. Daugherty W., Janowitz M. A Psychological Warfare Casebook, p. 671.

Формирование основ теории и практики информационно-психологического воздействия на противника

Информационно-психологическое воздействие с целью оказания влияния на психику и поведение военнослужащих и население противника применялось уже в вооруженных столкновениях племен в эпоху разложения первобытнообщинного строя и в войнах рабовладельческих государств.
Самым древним способом подрыва морального состояния противника является устрашение его своей (иногда мнимой) боевой мощью. Например, монгольский предводитель Чингиз-хан и карфагенский полководец Ганнибал еще до начала сражения преднамеренно распускали слухи о "новом секретном оружии" - боевых слонах, "огненных змеях", ядовитом дыме и т. д.
Перед походом в Грецию в 480 г. до н.э. персидский военачальник Ксеркс в целях максимального эмоционального воздействия на противника распространял слухи о многочисленности своего войска. Он утверждал, что "если все персидские войны выстрелят из луков, то стрелы затмят солнце".
Кроме того, осознавая недостаточность доведения информации устрашающего характера по каналу "из уст в уста", Ксеркс осуществил обратный отпуск греческого лазутчика, предварительно продемонстрировав ему многочисленность персидского войска.
В ходе войны с греками Ксеркс активно использовал для оказания воздействия на эллинов и так называемую "пятую колонну". В роли "пятой колонны" выступали жрецы Дельфов, занимавших персофильскую позицию. Они доводили до эллинов оракулы (предсказания) о неминуемом поражении. Впоследствии, когда греки победили, жрецы, чтобы оправдаться перед современниками и потомками, изобрели версию о "чуде", якобы совершенном богами, помогшими дельфийцам внести решающий вклад в победу над варварами 1.
Противостоящие персидским войскам афиняне также не оставили без внимания возможность использования информационно-психологического воздействия. В частности была предпринята попытка внести раскол в рядах сторонников персов. Фемистокл, чтобы предотвратить участие на стороне Ксеркса этнических греков ионийцев, обратился к ним со следующими словами, высеченными на камне, куда ионийцы приходили за пресной водой: "Ионяне! Вы поступаете несправедливо, идя войной на своих предков и помогая (варварам) поработить Элладу. Переходите скорей на нашу сторону! Если же это невозможно, то по крайней мере упросите карийцев поступить так же. А если не можете сделать ни того, ни другого, если вы скованы слишком тяжелой цепью принуждения и не можете ее сбросить, то сражайтесь как трусы, когда дело дойдет до битвы. Не забывайте никогда, что вы произошли от нас и что из-за вас первоначально пошла у нас вражда с персидским царем" 2
Греческий историк Геродот, описавший этот эпизод, отмечал, что автор обращения действовал "с двойным умыслом: либо ионяне изменят персам и перейдут к эллинам, либо Ксеркс, получив донесение об этом, возьмет под подозрение ионян и сам не позволит им участвовать в морских битвах". 3
Первая попытка обобщить основные направления деятельности по ослаблению морально-психологического потенциала войск и населения противника была предпринята в Китае 500 лет до н. э. в одном из древнейших трактатов по военному искусству. По мнению автора трактата, известного полководца Сунь-Цзы, основные способы воздействия на психику и поведения противника сводятся к следующему:

· "разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника";

· "вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия";

· "подрывайте их престиж и выставляйте в нужный момент на позор общественности";

· "используйте сотрудничество самых подлых и гнусных людей";

· "разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны";

· "подстрекайте молодежь против стариков";

· "мешайте всеми средствами деятельности правительства";

· "препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в вооруженных силах";

· "сковывайте волю противника бессмысленными песнями и музыкой; обесценивайте все традиции и богов ваших врагов";

· "посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения";

· "будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников, не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят богатые дивиденды".4

В рабовладельческий период опыт ведения боевых действий был обобщен в Индии в виде "Законов Ману", в которых наряду с чисто военными вопросами излагались моральные основы войны. В соответствии с одной из рекомендаций "Законов Ману" воюющей стороне следовало активно "поощрять к мятежу тех из войск противника, кто склонен к этому".
Дальнейшее развитие военного искусства неизменно сопровождалось совершенствованием форм информационно-психологического воздействия. Ко II веку относится использование такого самостоятельного приема информационно-психологического воздействия, как провозглашение справедливого характера войны со своей стороны и несправедливого со стороны противника. Этот прием широко использовался в войнах древнего Китая на протяжении значительного периода времени. Написанное до начала войны или же в самом начале вооруженного столкновения, политическое обвинение служило в ходе всей войны основным документом для обоснования законности действий стороны, написавшей его. В книге китайского историка и писателя Ло Гуань Чжуна "Троецарствие" приведен текст такого документа, написанного около 200 г.: "Цао Цао и его единомышленники, движимые чувством великого долга, объявляют всей Поднебесной: злодей Дун Чжо совершает преступление против Неба и губит землю. Он убил государя и разоряет государство, оскверняет дворец и терзает народ. Лютый и бесчеловечный, он виновен во многих подлых проступках. Ныне мы получили секретный приказ императора собирать войско. Клянемся, что очистим империю и уничтожим разбойников. Мы уповаем на то, что вы тоже поднимите войска, дабы совместно с нами излить свой справедливый гнев, поддержать правящий дом и спасти народ. Выступайте немедля, как только получите этот клич". 5
Рабовладельческий период войн в области формирования теории ИПВ на противника дал многое. Достиг известного совершенства способ устрашения и распространения с этой целью слухов-пугал. В примитивной форме возникло понимание важности обострения противоречий в лагере противника и внесение раскола в его ряды, использование так называемой "пятой колонны". Получило развитие применение такого приема ИПВ как провозглашение справедливого характера войны со своей стороны и несправедливого, поработительского характера со стороны противника.
С наступлением христианства (а на Востоке - ислама) в ходе оказания ИПВ значительную роль стал играть религиозный фактор. Особенно это проявилось в ходе идейно-пропагандистского обеспечения крестовых походов. Официально целью этих походов, организованных феодальными государями Европы и Папой Римским, было освобождение "гроба господня" в Иерусалиме. Эта версия удовлетворяла необходимость замаскировать истинные захватнические цели светских и церковных руководителей, их стремление овладеть легендарными богатствами Востока.
Наряду со стратегической линией церковной пропаганды, изображавшей агрессивные войны как войны священные в ходе крестовых походов отрабатывались приемы, которые впоследствии стали типичными для психологической войны. К ним можно отнести дискредитацию противника путем распространения версии об их зверствах, разжигание разногласий между государствами Востока и т. д.
Не менее активно использовали каноны религии и мусульманские завоеватели, державшие своих подданных в состоянии перманентной "священной войны" (джихад, газават), в ходе которой догмы непримиримости к иноверию уживались с тактическими хитростями. Тем, кого стремились обратить в мусульманство, сулили различные привилегии, включая освобождение от налогов или рабства.
В феодальный период получил свое развитие метод пропагандистской фальсификации. В частности, для обоснования претензий на управление частью Римской империи в канцелярии римского папы Стефана III (VIII в.) был подготовлен документ о "донации" (даре). В ней преподносилась как подлинная версия о том, что еще в IV веке папа Сильвестр исцелил от проказы римского императора Константина, который превратил недавно еще гонимое христианство в государственную религию. "Благодарный за излечение Константин подтвердил права римского епископа как главы христианской церкви и передал ему верховную власть над городом Римом, Италией и западными провинциями империи, а сам удалился в свою новую столицу Византию (Константинополь)". 6
К ХШ веку относится один из первых исторических примеров применения дезинформации в военных целях. Связан этот пример с вторжением монголов в Венгрию в 1241 году. Разбив венгров и их союзников на реке Шайо, монголы среди захваченных трофеев нашли королевскую печать. По приказу Батыя грамотные пленные от имени короля Белы написали на венгерском языке указ о прекращении сопротивления, копии которого, скрепленные королевской печатью, были разосланы в разные концы еще не завоеванной страны.
Дальнейшему развитию теории и практики ИПВ способствовала крестьянская война в Германии (начало XVI в.), в ходе которой получила развитие линия, направленная на дискредитацию руководителя движения или командующего войсками в глазах его последователей и подчиненных. Так, противники Мартина Лютера пытались скомпрометировать вождя Реформации, выпуская многочисленные порочащие его листовки. В дальнейшем дискредитация военно-политического руководства стала одним из наиболее интенсивно применяемых способов ИПВ на войска и население противника.
Достижения искусства графики позволили широко применять иллюстрированные листовки. Начали издаваться и информационные листовки, извещавшие аудиторию о каком-либо событии.
История дает нам примеры, когда ИНВ приводит к нежелательным результатам, срабатывает так называемый "эффект бумеранга". Так, в XVI веке испанцы при подготовке к высадке своих войск распространили в Англии тайно напечатанный памфлет против Елизаветы I, в котором незамужняя королева обвинялась в распутстве. К обратному эффекту данное сообщение привело в связи с тем, что его авторство приписывалось эмигрантским кругам. В результате на сторону королевы стали даже те, кто до этого ее не почитал. Чтобы избежать подобных ситуаций, например, в ходе "холодной" войны, было признано более целесообразным вести радиовещание на противника с иностранным акцентом, чтобы сообщение не ассоциировалось с образом предателя.
Войнами периода феодальной раздробленности рожден и такой прием внешнеполитической пропаганды, обращенный против враждебной стороны, как обвинение ее в претензиях на мировое господство, что было, например характерно для Тридцатилетней войны, когда подобные намерения приписывали друг другу соперничавшие властители Швеции, Франции и Германии.
К концу феодального периода войн роль материалов ИПВ и важность обеспечения условий для их широкой циркуляции возрастает. В связи с появлением полиграфических средств появилась возможность для изготовления и распространения печатных материалов ИПВ. Средства речевой выразительности стали широко дополняться графическим оформлением, разъяснявшим основную мысль текста и улучшавшим его запоминаемость.
Все достижения теории и практики ИПВ последнего этапа феодального периода войн были унаследованы и развиты мануфактурным периодом. В это время получила широкое распространение печатная пропаганда.
Заслуживает особое внимание вклад в развитие теории и практики ИПВ внесенный Наполеоном Бонапартом. На первом этапе Наполеон выбрал для себя роль "полководца революции". Расширяя границы французской империи, он придумывал благовидные предлоги для объяснения необходимости вторжения на территории других стран. Так, оккупацию Италии Наполеон обосновывал необходимостью освобождения этой страны от власти австрийского императора, а вторжение в Россию проводил, якобы, с целью свержения царского самодержавия, установления республиканской формы правления и отмены крепостного права.
Главными материалами ИПВ во французских войсках явились военные бюллетени или приказы по армии. Их адресатами были не только войска, но и широкая публика как во французском тылу, так и на оккупированных территориях. Кроме приказов важную пропагандистскую роль играли манифесты, воззвания к местному населению, а также различного рода письма и обращения к местным влиятельными деятелям.
В обращении к народу Ломбардии (северная Италия) говорилось: "Французская республика дала клятву ненависти к тиранам и братства с народами..." 7. Но тут же следовало объяснение, что для победы над австрийской тиранией нужны средства и что 20 млн лир контрибуции, наложенных на Ломбардию, служат этой цели.
В ряде случаев Наполеон лично сочинял обращения. Так, в ходе египетского похода он пытался найти подход к шейхам и имамам, используя, в частности, противоречие между верхушкой мусульманства Египта и папской католической церковью. Наполеон решил обыграть тот факт, что борьба Франции за Мальту являлась одновременно борьбой и против католического ордена, который владел Мальтой.
Вот текст его обращения: "Скажите народу, что мы - друзья правоверных мусульман. Разве мы не уничтожали мальтийских рыцарей потому, что эти безумцы верили, будто бог хочет, чтобы они воевали с мусульманами?.. Трижды счастливы будут те, кто будет с нами. Они преуспеют в своем имущественном положении и карьере. Счастливы те, кто останется нейтральным. У них будет время познакомиться с нами, и они перейдут на нашу сторону. Но горе трижды горе тем, кто с мамелюками, возьмет в руки оружие и будет против нас сражаться! Для них нет надежды, они погибнут" 8.
Историки отмечают многие качества этого документа, этого призыва, которые, по их мнению, могли бы служить образцом в подборке средств информационно-психологического воздействия. Первое - выбор адресата, религиозная и светская верхушка Египта, а не простой народ, который был безграмотным. Второе - имитация слога привычного для арабов. Третье - подбор доходчивых аргументов, в основе которых лежит небольшая часть правды: Наполеон действительно воевал с Папой и мальтийскими рыцарями, но вовсе не потому, что они были противниками мусульман. Четвертое - четкое указание на желаемую форму поведения с использованием сочетания посул и похвал.
Чем дальше за пределы Франции простирались притязания Наполеона на господство, тем больше проявлялся захватнический характер его устремлений, и тем меньше служил ему потенциал революционной идеологии недавнего прошлого. Второй этап Наполеона-пропагандиста - этап создания централизованного контроля за умами.
Наполеон придавал большое значение газетам. Известно его изречение: "Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия" 9. Сознавая в полной мере силу воздействия печати на формирование общественного мнения, Наполеон дифференцированно подходил к деятельности органов печати внутри страны и за рубежом. Во Франции он изъял из сфер обсуждения газет всю внутреннюю и внешнюю политику и сократил количество газет с 73 до 13.
Что касается газет, предназначенных для утверждения его власти в оккупированных странах, то они играли в глазах Наполеона значительно более важную роль. "Завладейте газетами и управлением", 10 - приказывает Наполеон Мюрату в начальный период захвата Пиренейского полуострова, требуя наводнить Испанию памфлетами против низвергнутой династии. В каждой оккупированной стране он основывал официальный печатный орган: "Газетт де Мадрид", "Газетт де Берлин", "Журналь дю Капитоль" (Рим) и др.
При изложении материалов на страницах наполеоновской прессы получили широкое распространение методы замалчивания и дезинформации. Так, было запрещено писать о революции, о Бурбонах, а затем и римском престоле. Чтобы скрыть свои намерения развязать агрессию против России Наполеон запретил публикацию материалов антироссийской направленности. "До 1807 года можно было писать о России, но по возможности бранное, после 1807 года тоже можно, но непременно похвальное" 11, - писал историк Тарле Е. В.
Что касается дезинформации, то Наполеон считал, что ее целесообразно использовать в целях введения противника в заблуждение. Однажды некая газета привела точные данные о численности французских войск на одном из участков, в связи с этим Наполеон заметил: "Если б газета учетверила число, - еще можно было бы допустить!" 12. В другом случае он дает прямое директивное указание князьям вассальных государств, чтобы они не только посылали ему подкрепление, но и сопровождали эти действия сообщениями печати, удваивающими число отправленных войск.
Многочисленные письменные указания министру полиции и другим службам, оставшиеся в архиве Наполеона свидетельствовали о том, что он широко прибегал к такому способу ИПВ, как инспирирование прессы.
Инспирирование - это передача СМИ версий с политическими оценками событий или намерений сторон с побуждением (скрытым или открытым) аудитории к действиям, отвечающим интересам источника.
Одновременно применялся и метод подкупа иностранной прессы. Так, в 1802 году английская разведывательная служба сообщила из Парижа в Лондон о том, что агент Наполеона Фьев поехал в Англию со специальной миссией - найти доступ к редакторам английских газет для того, чтобы обеспечить каналы воздействия на население Англии.
В ходе ведения боевых действий пропагандисты Наполеона широко привлекали военнопленных и дружественно настроенных лиц для составления обращений к военнослужащим и населению противника. В армии Наполеона была собственная походная типография, которая могла выпускать листовки довольно значительными по тем временам тиражами - до 10 тыс. экземпляров в сутки.
Историк Е. Б. Черняк следующим образом характеризовал наполеоновскую пропаганду: "В [ней] легко обнаружить в более или менее развитом виде многие характерные черты психологической войны - утверждения о единстве в собственном лагере и разлады у противников; дифференцированный подход к различным группам; замалчивание неблагоприятных известий и выпячивание выгодных, пусть и маловажных, новостей; использование доводов от соответствующим образом фальсифицированной истории; выдвижение легкодоступных лозунгов; постоянное повторение особенно полезных и удобных тезисов, включая и явные фальшивки; искажение сведений и аргументов враждебной печати; настойчивые попытки осмеяния неприятеля; обвинение его в собственных преступлениях или действиях, за которые несли в равной степени ответственность обе стороны и т. д." 13.
Успешную пропаганду на войска и население противника вели русские полководцы А. В. Суворов и М. И. Кутузов.
А. В. Суворов в 1799 г. в ходе итальянского похода русской армии впервые осуществил психологическую операцию как составную часть единого плана боевых действий. Приемлемая для объекта воздействия оценка обстановки, убедительная аргументация и образный язык сделали обращение Суворова к солдатам пьемонтской армии весьма действенным: на сторону русско-австрийских войск пьемонтцы переходили не только поодиночке, но и группами, и даже целыми частями.
Письменное обращение к народу Польши М.И. Кутузова, датированное 27 декабря 1812г., впервые использовалось как листовка-пропуск (так называемая охранная грамота). Обращение имело в конце особую оговорку: "Экземпляр сего объявления всякому, имеющему оный, служит вместо охранного листа". Это был прообраз листовки-пропуска в плен, которые активно использовались в войнах и вооруженных конфликтах ХХ века.
Командование российской армии также умело использовало обратный отпуск военнопленных в целях пропаганды плена. Так, в начале 1813 года французское командование, обеспокоенное участившимися случаями сдачи в плен, объявило по армии, что все солдаты по возвращении из плена будут продолжать свою службу еще в течение 25 лет, а те, кто закончит кампанию в рядах армии, навсегда будут освобождены от дальнейших призывов. Во французских войсках объявили также, что русские вообще в плен не берут, а если некоторым оставляют жизнь, то только для того, чтобы мучить в лагерях.
Флигель-адъютант князь В.С. Трубецкой, ознакомившись с этими документами, написал Аракчееву: "Не думаете ли вы, ваше сиятельство, что полезно было бы нынешних пленных освободить и отправить их с тем, чтобы они рассказали товарищам своим, как у нас с ними обходятся" 14. Это и было сделано в течение 1813-1814 гг. Вернувшиеся из плена опровергли тезисы наполеоновской пропаганды. Всего, по данным штаба Кутузова, из 640 тыс. французов, перешедших российскую границу в течение 1812 г., 160 тыс. сдались в плен.
ИПВ в разных странах имело своеобразные национальные черты. Так, обращения, распространяемые американцами среди немецких солдат в ходе войны США за независимость, содержали в себе предложения весьма практического свойства - обещание земли за дезертирство с точным указанием количество акров, полагающегося каждому перешедшему на сторону американцев (от 100 акров рядовому до 1000 акров полковнику). Эффективность листовок оказалась достаточно высокой: около 6 тысяч из 30 тысяч гессенцев приняли это предложение.
В 60-е гг. ХIХ века, в период войны северных штатов против рабовладельческого Юга, когда северяне широко пользовались манифестом об освобождении негров, американцы начали применять политические темы в ходе оказания ИПВ на войска и население противника.
Исторические факты неопровержимо свидетельствуют о высоком уровне, которого достигла теория и практика ИПВ на население и военнослужащих противника к началу ХХ века. Получили дальнейшее развитие такие направления ИПВ как обоснование причин развязывания агрессии, дискредитация руководства противника, внесение раскола и противоречий в его ряды, фальсификация исторических событий. Возникли технические возможности вести печатную пропаганду путем издания и доведения до объекта воздействия памфлетов, манифестов, воззваний, обращений, писем, информационных листовок и т. д. Начал применяться обратный отпуск военнопленных с пропагандистскими целями. Мероприятия информационно-психологического воздействия стали увязываться с боевыми задачами, выполняемыми вооруженными силами. И хотя к этому периоду не был создан ни один специальный военно-пропагандистский орган, информационно-психологическое воздействие стало частью военного искусства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: