КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АТЛАСОМ?




ОТ РЕЦЕНЗЕНТА

 

Дорогие родители!

Эта книга написана для Вас. Она призвана познакомить Вас и помочь Вам в психологической подготовке Вашего ребенка к школе. Ваше чтение и работа с атласом будут способствовать целенаправленному формированию готовности дошкольника к активному обучению в школе и развитию его психологических интеллектуальных процессов.

С первых же строк хочется предупредить читателя о том, что рекомендациями автора, как готовить ребенка к школе, необходимо строго руководствоваться, чтобы все занятия проводились в игровом ключе, с интересом. Только через живую игру будет успех.

Автор книги, Матыцин Валерий Петрович — практический психолог, много внимания уделяет воспитанию детей. Его книга прошла через его сердце и пронизана большой любовью к детям. Думается, что содержание написанного представит определенный интерес не только для родителей, но и для психологов, преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений. Счастливого пути!

Заведующий кафедрой

Психологии Тверского государственного университета,

Доктор психологических наук, профессор А. ШИКУН.

 

БЛАГОДАРНОСТИ

Искренние слова благодарности хочу выразить моим учителям — доктору психологических наук Дружинину В. Н., кандидатам психологических наук Белозерову С. М., Потемкиной О. Ф., Тепеницыной Т. И. — за фундаментальные знания, приобщение к творчеству и специальные рекомендации, а также психотерапевту Сухаревой О. Р. — за дружеские советы и поддержку.

Низкий поклон кандидату психологических наук Суворовой Г. А. за доброту, понимание и бесценную помощь в трудные дни работы над атласом.

Эта книга не была бы возможна без терпения, внимания и участия со стороны моей супруги Валентины и шестилетнего сына Дениса, а также без настоящей заботы работников Государственной научной педагогической библиотеки имени К. Д. Ушинского г. Москвы.

В. МАТЫЦИН, июль 1992 г.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ИЗ ТЕОРИИ?

«Мне импонирует оригинальная мысль автора, которую до него никто не высказывал, о возможности развития психических функций по аналогии с физическими, т. е. по общим закономерностям тренинга, который применяется в спорте».

Гарри КАСПАРОВ.

Из предисловия к книге Аркадия Никитовича Воробьева «Тренинг интеллекта».

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе — это итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве.

Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

1) мотивационная готовность к школе;

2) умственная готовность к школе;

3) эмоционально-волевая готовность к школе;

4) готовность к общению с одноклассниками и с учителями (49, стр. 91). Главные усилия нашего психологического тренинга направлены именно на сферу умственной готовности к школе и только косвенно на остальные сферы.

Составными компонентами, характеризующими умственное развитие ребенка, являются:

1) умение ребенка принимать учебную задачу, т. е. умение работать по заданному образцу и по словесной инструкции учителя;

2) способность ребенка к анализу, обобщению, выделению в предметах и явлениях существенных признаков, связей и закономерностей;

3) способность к преднамеренному запоминанию учебного материала и умение пользоваться логическими приемами запоминания;

4) осознанность усвоения программного учебного содержания. (27, стр. 45). Очень важно понять, что умственная деятельность ребенка развивается не только в плане количественного роста. Ее развитие означает также смену одной системы другой (9, стр. 30). Здесь в первую очередь имеются в виду этапы формирования понятий:

1) материальный;

2) громкоречевой;

3) умственный план.

То есть, очень упрощенно говоря, на разных этапах развития ребенок сначала выполнит какое-либо действие своими руками, позднее — проговаривая то или иное действие вслух, а еще позднее — действие будет выполнено в уме. (10, стр. 35; 33, стр. 71—73, 120—127; 56, стр. 173).

Таким образом, важно тренировать не только то, ЧТО есть у ребенка сейчас: внимание, память и т. д., но и то, КАК, в какой форме он осуществляет действие: материальной, громкоречевой, умственной.

К сожалению, уровни умственного развития детей не одинаковы. Различают высокий, средний и низкий уровни умственного развития детей. (44, стр. 31—33).

Чтобы обучение в школе было успешным, особенно для детей со средним и низким уровнем умственного развития, с ними необходимо еще до поступления в школу провести цикл специальных тренировочных психологических занятий. Будет несомненная польза, если такие же занятия провести с детьми с высоким уровнем умственного развития. С этой целью создан «Атлас психологического тренинга дошкольника».

Так что же такое психологический тренинг и в чем его суть?

Психологический тренинг (умственного развития) есть систематизированное целенаправленное воздействие на психику ребенка, осуществляемое посредством специальных упражнений по трем, находящимся в неразрывном единстве, путям. Первый путь — изменение степени сложности упражнений от занятия к занятию и, в первую очередь, за счет увеличения количества предметов.

Например, во втором занятии — два предмета, в шестом — шесть, а в десятом — уже десять. Второй путь состоит в поочередном переносе воздействия с одного психического процесса на другой, например, с восприятия на внимание, далее ил память и т. д. И, наконец, третий путь - поэтапное выполнение действий на материальном или громкоречевом уровне, но, преимущественно, в умственном плане.

Таков, вкратце, наш алгоритм психологического тренинга. Сами же упражнения давно известны специалистам. Так как многие из них стали почти «народными», мы не указываем авторства каждого упражнения, а лишь приводим список публикаций, из которых они заимствованы. Удельный вес собственно наших упражнений ограничен. Подбор упражнений в данное издание осуществлен субъективно, то есть не в строгом соответствии с видами и особенностями того или иного психического процесса, так как в таком случае атлас занял бы несколько томов.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АТЛАСОМ?

В атлас включено 10 занятий._ В одном занятии 25 упражнений — по 5 типов упражнений на каждый психический процесс или функцию:

1) восприятие,

2) внимание,

3) память,

4) мышление,

5) речевую деятельность.

Такой же порядок сохранен в занятиях.

Начинайте занятие с ребенком тогда, когда у него хорошее самочувствие и настроение. Помните, что, выполняя задания, ребенок должен не «работать», а «играть». Обращайтесь к ребенку по-доброму. Вспомните все самые ласковые слова: «милый», «зайчик», «лапочка» и т. д. Ни в коем случае не ругайте ребенка. Его память или мышление не станут лучше от наказаний. Также категорически запрещается давать негативную оценку за качество выполнения упражнения. Даже если Вы скажете, что «ты плохо выполнил это упражнение», ребенок старшего дошкольного возраста поймет данную фразу как «ты плохой».

Чрезвычайно большое значение имеет Ваша помощь ребенку. Выучите наизусть и правильно используйте виды и объем помощи.

Направляющая.

Заключается в активизации произвольного внимания ребенка: «Не спеши», «Подумай», «Как ты говоришь?», «Посмотри повнимательней». Можно предложить повторно выполнить только что сделанное задание. Однако, не следует давать конкретные указания относительно того, какие действия надо делать; не оценивать избранные способы работы и результат.

Организующая.

Ребенок выполняет исполнительские действия, а контроль и оценку — взрослый. Например — «пошаговый контроль».

Обучающая.

Взрослый сам предлагает ребенку способ действия.

Помощь оказывается последовательно: сначала — направляющая, затем — организующая, и, если это не помогает ребенку выполнить задание,— обучающая.

Объем помощи также имеет существенное значениё (в порядке возрастания объема):

1. Взрослый указывает ребенку возможность применения иного способа действия, но не объясняет, как надо действовать;

2. Ребенку задаются вопросы-подсказки, наталкивающие его на нужный способ:

3. Ограничивается объем предъявляемого материала, возможно обсуждение операций и совместное выполнение некоторых из них;

4. Показывается способ работы с одновременным объяснением.

При выполнении последующих аналогичных упражнений можно проконтролировать усвоение ребенком способа действий. (40, стр. 5).

Какие предметы понадобятся при выполнении упражнений?

1. Разрежьте цветную вкладку на карточки: один комплект для взрослого, другой — для ребенка. Положите каждый комплект в отдельный почтовый конверт для лучшей сохранности.

2. Десять почтовых открыток с различными рисунками. Открытки могут быть уже использованные.

3. Авторучка.

4. Ученическая тетрадь в клетку.

5. Нелинованные листы бумаги (формат как у атласа).

6. Ножницы.

7. Два набора монет от 1 копейки до 1 рубля (1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек, 1 рубль) для взрослого и ребенка.

Таков простейший набор принадлежностей для выполнения некоторых упражнений. Учитывая сложнейшее положение в торговле детскими игрушками, нами сознательно опущены упражнения с кубиками, объемными геометрическими фигурами и т. д.

После покупки атласа дайте ребенку возможность его полистать, а затем уберите в недоступное для ребенка место, чтобы не «рассекретить» упражнения.

Проводите занятия в любое удобное время. Будет хорошо, если все 250 упражнений будут выполнены за 20—40 недель. Не огорчайтесь, если темп будет невысоким. Работоспособность ребенка зависит от очень многих факторов: питания, достаточности сна, настроения и т. д. Не спешите переходить от занятия к занятию, не выполнив задания предыдущих занятий. Занимайтесь не более одного часа в день с перерывами через 15—20 минут. Прекращайте занятия в любое время, на любом упражнении по категоричному требованию ребенка. Не следует проводить занятий тогда, когда ребенок болеет, но желательно, чтобы перерывы были не больше двух недель, хотя это не главное. Наиболее вероятная и удобная периодичность занятий — один — два раза в неделю, например, в выходной день.

Будет лучше, если еще до того, как начать заниматься с ребенком, взрослый сам выполнит предстоящую группу упражнений. И не забывайте, что это ребенок будет «играть», а Вы-то уж точно будете «работать».

Атлас — не всесильное средство. Это лишь вспомогательное пособие для родителей, любящих своих детей, и для специалистов, заботящихся о дошкольниках.

Каждое новое занятие — это новая высота, которой овладеет ребенок. Это его и Ваша победа и удовлетворение. Тренируйтесь, и Вы почувствуете, как меняется Ваш ребенок даже в обычных разговорах и играх. Если малыш с нетерпением ждет следующего занятия, то это значит, что Вы на верном пути. Желаю удачи!

НУЛЕВОЕ ЗАНЯТИЕ

Для того, чтобы ребенок мог свободно выполнять все упражнения основных занятий, он должен хорошо разбираться в следующем:

Упражнение 01

 

Научите ребенка правильно различать и называть цифры (можно только выделенные).

1 2 3 4 5 6 7 8 9

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

60 61 62 63 64 65 66 67 68 69

70 71 72 73 74 75 76 77 78 79

80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

Упражнение 02

Научите ребенка правильно различать и называть геометрические фигуры (хотя бы просто по количеству углов).

 

Круг, эллипс, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, пятиугольник, звезда трехконечная (шестиугольник), семиугольник, звезда четырехконечная (восьмиугольник), девятиугольник, звезда пятиконечная (десятиугольник).

Упражнение 03

Научите ребенка правильно различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, голубой, белый, черный, фиолетовый, коричневый, розовый, серый.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: