Фонд оценочных средств
Для проведения промежуточной аттестации
По дисциплине «Современный стратегический анализ»
обучающихся по направлению подготовки
38.04.02. «Менеджмент», магистерские программы
«Финансовый менеджмент и рынок капиталов»
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Изучение дисциплины «Современный стратегический анализ» направлено на формирование у обучающихся профессиональных и дополнительных компетенций, представленных в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
OHK-2. Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | ||
знать | уметь | владеть |
типологию инструментов стратегического анализа | проводить исследование изменений внешней среды и внутренний среды методами стратегического анализа. | методами стратегического анализа ресурсов, способностей и компетенций |
ПKH-6. Способность анализировать деятельность различных субъектов управления экономическими системами, включая менеджеров всех уровней, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию систем управления | ||
знать | уметь | владеть |
аналитические концепции стратегического анализа и поддержки принятия решений | -оценивать объяснительные возможности различных моделей при анализе ситуаций в реальных организациях; - выявлять ключевые факторы успеха. | методами анализа процессов разработки системы решений в соответствии с изменениями целей, стратегий и требований внешней среды. |
ПКН-7. Способность управлять стратегическими изменениями в деятельности организации, вырабатывать ключевые показатели оценки эффективности и результативности деятельности организации | ||
знать | уметь | владеть |
-концепции стратегического позиционирования компании М. Портера, Д Аакера, Г. Минцберга; -правила формирования показателей для оценки разных сторон деятельности фирмы и отбора ключевых показателей результативности и эффективности; -системы сбалансированных показателей; -принципы построения системы сбалансированных показателей; | формировать стратегическую оценку и проводить анализ прогнозных сценариев для будущего компании, во взаимосвязи со стратегиями, приоритетами и целями. | методами комплексной диагностики стратегической позиции компании и возможностей ее изменения в будущем. |
|
Таблица 2– Этапы формирования компетенции
Результат обучения | Этап формирования |
Компетенция ОНК -2 «Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу» | |
Знать: типологию инструментов стратегического анализа | Лекция по темам 1, 5 Практическое/семинарское занятие по темам 4, 5: - опрос студентов по вопросам тем 4, 5; - круглый стол, дискуссия . |
Уметь: проводить исследование изменений внешней среды и внутренний среды методами стратегического анализа. | Лекция по темам 1, 2 Практическое/семинарское занятие по темам 2, 4: - опрос студентов по вопросам тем 2,4; - выступление с учебными презентациями и докладами; - выполнение индивидуального реферативного исследования. |
Владеть: методами стратегического анализа ресурсов, способностей и компетенций | Лекция по темам 1,3 Практическое/семинарское занятие по темам 1, 2: - опрос студентов по вопросам тем 1, 2; - выступление с учебными презентациями и докладами; - выполнение эссе. |
Компетенция ПКН -6 «Способность анализировать деятельность различных субъектов управления экономическими системами, включая менеджеров всех уровней, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию систем управления» | |
Знать: методы исследований деятельности различных субъектов управления экономическими системами. | Лекция по темам 2,3 Практическое/семинарское занятие по темам 2, 3: - опрос студентов по вопросам тем 2, 3; - выступление с учебными презентациями и докладами. |
Уметь: разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию систем управления. | Лекция по темам 3, 5 Практическое/семинарское занятие по темам 3,5: - опрос студентов по вопросам тем 3,5 - выступление с учебными презентациями и докладами; - выполнение индивидуального реферативного исследования. |
Владеть: навыками оценки эффективности мероприятий по совершенствованию систем управления. | Лекция по темам 2, 4 Практическое/семинарское занятие по темам 3,4: - опрос студентов по вопросам тем 3,4; - выступление с учебными презентациями и докладами; - выполнение эссе. |
Компетенция ПКН -7 «Способность управлять стратегическими изменениями в деятельности организации, вырабатывать ключевые показатели оценки эффективности и результативности деятельности организации» | |
Знать: методы исследований деятельности организации | Лекция по темам 2, 3 Практическое/семинарское занятие по темам 1, 2, 3: - опрос студентов по вопросам тем 1, 2, 3; - выступление с учебными презентациями и докладами. |
Уметь: разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности и результативности деятельности организации | Лекция по темам 2,3 Практическое/семинарское занятие по темам 1, 2, 3: - опрос студентов по вопросам тем 1, 2, 3; - выступление с учебными презентациями и докладами. |
Владеть: навыками оценки эффективности и результативности деятельности организации | Лекция по темам 4,5 Практическое/семинарское занятие по темам 4, 5: - опрос студентов по вопросам тем 4,5; - выполнение домашних контрольных расчетных заданий. |
|
|
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Показателями оценивания компетенций являются наиболее значимые знания, умения и владения, которые формирует данная дисциплина. В качестве шкалы оценивания в ходе промежуточной аттестации выделяют три уровня освоения компетенций (высокий, продвинутый, пороговый), каждый из которых описывается посредством критериев оценивания.
Таблица 3 – Оценка уровня сформированности компетенции
Показатели оценивания | Критерии оценивания | Шкала оценивания |
Компетенция ОНК -2 «Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу» | ||
Знать: типологию инструментов стратегического анализа Уметь: проводить исследование изменений внешней среды и внутренний среды методами стратегического анализа. Владеть: методами стратегического анализа ресурсов, способностей и компетенций | Знать: типологию инструментов стратегического анализа | Пороговый уровень |
Знать и уметь: типологию инструментов стратегического анализа; уметь проводить исследование изменений внешней среды и внутренней среды методами стратегического анализа | Продвинутый уровень | |
Уметь: проводить исследования внешней и внутренней среды методами стратегического анализа | Высокий уровень | |
Компетенция ПКН -6 «Способность анализировать деятельность различных субъектов управления экономическими системами, включая менеджеров всех уровней, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию систем управления» | ||
Знать: методы исследований деятельности различных субъектов управления экономическими системами. Уметь: разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию систем управления. Владеть: навыками оценки эффективности мероприятий по совершенствованию систем управления. | Знать основные методы исследований деятельности различных субъектов управления экономическими системами. Уметь определять основные тренды развития деятельности субъектов управления экономическими системами. Владеть навыками оценки эффективности деятельности субъектов управления кономическими системами | Пороговый уровень |
Знать и уметь строить схемы разработки и реализации мероприятий по совершенствованию систем управления. Владеть навыками анализа эффективности мероприятий по совершенствованию систем управления | Продвинутый уровень | |
Знать теорию и методологию разработки и реализации мероприятий по совершенствованию систем управления. Уметь проектировать мероприятия по совершенствованию систем управления. Владеть навыками реализации мероприятий по совершенствованию систем управления | Высокий уровень | |
Компетенция ПКН -7 «Способность управлять стратегическими изменениями в деятельности организации, вырабатывать ключевые показатели оценки эффективности и результативности деятельности организации» | ||
Знать: методы исследований деятельности организации Уметь: разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности и результативности деятельности организации Владеть: навыками оценки эффективности и результативности деятельности организации | Знать основные методы проектирования стратегических изменений в организации Уметь определять основные тренды развития организации. Владеть навыками оценки эффективности деятельности организации | Пороговый уровень |
Знать и уметь строить схемы разработки и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности организации. Владеть навыками анализа эффективности ероприятий по совершенствованию деятельности организации | Продвинутый уровень | |
Знать теорию и методологию разработки и реализации мероприятий по совершенствованию деятельности организации. Уметь проектировать мероприятия по проектированию стратегических изменений и совершенствованию деятельности организации. Владеть навыками реализации мероприятий по совершенствованию деятельности организации | Высокий уровень |
Таблица 4 - Шкала распределения баллов в ходе проведения промежуточной аттестации
Показатель | Шкала оценивания |
Текущий контроль | От 0 до 40 |
Промежуточная аттестация: | |
Теоретический вопрос | От 0 до 15 |
Короткий вопрос формула, определение понятия | От 0 до 15 |
Тестовое задание (5 тестовых заданий по 3 балла) | От 0 до 15 |
Практико-ориентированное задание (разбор ситуации, решение задачи) | От 0 до 15 |
Итого | |
ВСЕГО |
Таблица 5 - Шкала распределения баллов текущего контроля успеваемости
Показатель | Критерий оценивания компетенций | Шкала оценивания (максимальное количество за семестр) |
Посещение аудиторных занятий (лекционных и практических/семинарских) | Посещение свыше 90 % занятий | |
Посещение от 60 до 90% занятий | ||
Посещение до 60% занятий | ||
Занятия не посещались | ||
Активная работа во время аудиторных занятий (лекции/практические/семинарские занятия) | Задание выполнено в объеме свыше 90% (ответы на вопросы, выносимые для опроса, дискуссии, круглого стола; решение ситуационных задач) | |
Задание выполнено в объеме от 60% до 90% (ответы на вопросы, выносимые для опроса, дискуссии, круглого стола; решение ситуационных задач) | ||
Задание выполнено в объеме от 30% до 60% (ответы на вопросы, выносимые для опроса, дискуссии, круглого стола; решение ситуационных задач) | ||
Задание выполнено в объеме ниже 50% или нет понимания в обсуждаемых вопросах (ответы на вопросы, выносимые для опроса, дискуссии, круглого стола; решение ситуационных задач) | ||
Контрольная работа/домашнее творческое задание/эссе | Выполнена полностью | |
Имеются несущественные замечания | ||
Имеются существенные замечания | ||
Работа не выполнена | ||
Участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, наличие публикаций |
Критерии оценивания определяются в соответствии со шкалами оценивания:
Оценка 5 «отлично» и «зачтено» соответствует высокому уровню сформированности компетенции: глубокое освоение программного материала, логически стройное его изложение, дискуссионность данной проблематики, умение связать теорию с возможностями ее применения на практике, свободное решение задач и обоснование принятого решения, владение методологией и методиками исследований, методами моделирования;
Оценка 4 «хорошо» и «зачтено» соответствует продвинутому уровню сформированности компетенции: твердые знания программного материала, допустимы несущественные неточности в ответе на вопрос, правильное применение теоретических положений при решении вопросов и задач, умение выбирать конкретные методы решения сложных задач, используя методы сбора, расчета, анализа, классификации, интерпретации данных, самостоятельно применяя математический и статистический аппарат;
Оценка 3 «удовлетворительно» и «зачтено» соответствует пороговому уровню сформированности компетенции: знание только основного материала, допустимы неточности в ответе на вопросы, нарушение логической последовательности в изложении программного материала, умение решать простые задачи на основе базовых знаний и заданных алгоритмов действий, испытывать затруднения при решении практических задач
Оценка 2 «неудовлетворительно» и «незачтено» - компетенция не сформирована: незнание значительной части программного материала, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на задаваемые вопросы, невыполнение практических заданий
Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
3.1. Теоретические вопросы для подготовки к экзамену:
1. Роль стратегического анализа при разработке стратегии компании. Границы стратегического анализа
2. Аналитические концепции стратегического анализа и поддержки принятия решений.
3. Типология инструментов стратегического анализа.
4. Цели и задачи стратегического анализа и диагностики внешней среды. Методы анализа макроокружения и динамики его изменения.
5. Анализ отрасли. Границы отраслей. Оценка привлекательности отраслей.
6. Модели конкурентного анализа: модели расширенной конкуренции и детерминантов международной конкурентоспособности.
7. Анализ стратегических групп. Матрица конкурентного профиля рынка.
8. Анализ конкурентов и сегментации рынка.
9. Исследование изменений внешней среды и стратегической перспективы методами сценарного анализа.
10. Стратегическая оценка и анализ прогнозных сценариев для будущего компании, согласование со стратегиями, приоритетами и целями.
11. Стратегические способности, ресурсы и компетенции компании. Анализ уникальности и ценности ресурсов и способностей.
12. Стратегический анализ ресурсов, способностей и компетенций по Р. Гранту, Дж. Барни, Г. Хамел и К.К. Прахалад.
13. Анализ эффективности использования и направлений развития компетенций и потенциала на основе методических подходов Г.Хамел и К.К. Прахалад. Матрица развития корневых компетенций Г.Хамел и К.К. Прахалад.
14. Организационная диагностика: структура и управленческий контроль.
15. Анализ динамических способностей компании
16. Природа и источники конкурентного преимущества. Выявление конкурентного преимущества.
17. Анализ устойчивости конкурентного преимущества.
18. Анализ цепочки и сети ценностей: ценности, создаваемые компанией и ее партнерами.
19. Методы комплексной диагностики стратегической позиции компании и возможностей ее изменения в будущем.
20. Анализ конкурентной позиции компании. Конкурентный профиль компании: матрица и модель сравнительного анализа преимуществ конкурирующих компаний.
21. Конкурентный GAP–анализ и динамический SWOT–анализ компаний-конкурентов.
22. Анализ адекватности (согласованности) стратегической позиции, стиля конкурентного поведения и стратегических действий организации (SPACE – анализ).
23. Задачи стратегического и конкурентного бенчмаркинга в стратегическом анализе и диагностике.
24. Диагностика проблемной ситуации. Выявление проблем, причин и факторов, наиболее значимых для развития, успеха или провала компании. Методы К. Джей – Шиба и К.Исикава.
25. Анализ бизнес и продуктового портфеля компании. Влияние стратегических решений по бизнес-портфелю компании на ее стоимость.
26. Портфельные стратегии: особенности и модели. Сравнительная характеристика портфельных матриц.
27. Методы оценки привлекательности отрасли и конкурентной позиции компании в портфельных матрицах.
28. Обоснование инвестиционных стратегий с использованием матрицы ADL.
29. Учет влияния стадии жизненного цикла отрасли на факторы, определяющие конкурентную позицию компании на рынке.
30. Портфельный куб и матрица стратегического отклика на внешние и внутренние факторы.
31. Анализ стадий жизненного цикла компании и стратегическое развитие компании.
3.2. Тестовые задания:
Задание 1
Основная задача стратегического анализа – это…
-выявление ключевых факторов успеха
-обеспечение дохода консультанту
-выявление факторов риска, оказывающих влияние на бизнес
-разработка плана реализации стратегии
-разработка стратегического плана
Задание 2
При кризисном состоянии бизнеса стратегический анализ…
- необходим
-не нужен, так как он помогает понять бизнес в любой ситуации
-не нужен, он необходим только в случае успешного развития бизнеса
-необходим на стадии разработки бизнес – плана
-проведение стратегического анализа необязательно
Задание 3
Направлениями стратегического анализа являются…
- анализ работы отдела маркетинга
-анализ работы отдела кадров
-анализ выполнения плана реализации за квартал
-анализ выполнения плана реализации за месяц
-анализ потребителей
Задание 4
Заключительным этапом стратегического анализа является…
- сбор информации
-мотивация проведения стратегического анализа
-использование результатов стратегического анализа
-разработка стратегического плана
-определение текущей стратегической платформы
Задание 5
Стратегический анализ – это…
-систематический процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях
-активная трансформация компании из фактического положения в желаемое состояние
-оценка потенциала развития бизнеса
-переход от текущей ситуации к желаемому состоянию
-разработка стратегического плана развития бизнеса
Задание 6
Системный подход к анализу внешней среды означает…
-анализ всех условий и факторов развития бизнеса в их совокупности и взаимосвязи
-выявление проблем
-определение приоритетных направлений развития бизнеса
-разработку стратегического профиля
-разработку системы сбалансированных показателей
Задание 7
К этапам внутреннего анализа бизнеса относятся…
-анализ цепочки ценностей
-коучинг
-горизонтальный анализ
-PEST – анализ
-анализ покупателей
Задание 8
Стратегический анализ внутренней среды предусматривает…
-анализ потребителей
-анализ отраслевых рисков
-анализ конкурентов
-анализ цепочки ценностей
-анализ поставщиков
Задание 9
Стратегический анализ внешней среды предусматривает…
-анализ нематериальных активов
-анализ кадров
-анализ финансовых коэффициентов
-анализ потребителей
-анализ прибыл и
Задание 10
Анализ покупателей при стратегическом анализе…
-принципиально важен
-малосущественный аспект
-необходим на начальной стадии бизнеса
-необходим на завершающей стадии бизнеса
Задание 11
Сегментирование покупателей – это…
-выявление однородных групп покупателей, предпочитающих определенный товар
-выявление неудовлетворенных предлагаемым товаром
-выявление лояльных покупателей
-анализ текущей стратегической платформы
-анализ стратегического поля бизнеса
Задание 12
Фактором внешней макросреды является…
- конкуренты
-экономические факторы
-потребители
-персонал организации
-бренд
Задание 13
Фактором внешнего окружения является…
-бренд
- организационное поведение
- потребители
- сотрудники фирмы
- ресурсы организации
Задание 14
К социально-демографическим факторам относится…
-инфляция
-уровень информатизации
-изменение тарифа за электроэнергию
-технологии двойного назначения
-недостаток трудовых ресурсов в регионе
Задание 15
К технологическим факторам относится…
-инфляция
-изменение тарифа за электроэнергию
-уровень безработицы
-критические технологии
-уровень информатизации
Задание 16
К экономическим факторам относится…
-инфляция
-природные катаклизмы
-уровень информатизации
- критические технологии
-миграция
Задание 17
К экологическим факторам относится…
-инфляция
-миграция
-изменение экологических стандартов
-уровень безработицы
-институт лоббирования
Задание 18
К правовым факторам относится…
-изменение экологических стандартов
-природные катаклизмы
-инфляция
-миграция
-пенсионная реформа
Задание 19
К этническим факторам относится…
-пенсионная реформа
-инфляция
-государственная политика в области поддержки национальных меньшинств
-изменение экологических стандартов
-критические технологии
Задание 20
PEST– анализ направлен на изучение…
-внешней среды
-внутренней среды
-внешней и внутренней среды
-кадровой структуры
-социальной инфраструктуры
Задание 21
Анализ ключевых факторов успеха позволяет…
-выявить уникальные свойства бизнеса, обеспечивающие конкурентное преимущество
-выявить недостатки конкурентов, благодаря которым фирма может занять лидирующее положение на рынке
-выявить угрозы со стороны социально – культурной среды
-определить текущую стратегическую платформу
-реализовать стратегический план
Задание 22
Стратегическим риском является…
-претензии покупателей
-изменение ставки налога на прибыль
-ошибки в календарном планировании
-ошибки в конструкторской документации
-внутрисменные потери рабочего времени
Задание 23
Источником неопределенностей в бизнес - среде является…
-кино
-источников не существует
-технология
-театр
-литература
Задание 24
Выделить несколько альтернатив развития бизнеса анализ внешней среды…
-позволяет
-не позволяет
-позволяет только в сфере малого бизнеса
-позволяет, но только в условиях кризиса
-не позволяет в условиях кризиса
Задание 25
Анализ внутренней среды дополняет анализ внешней среды…
-безусловно
- частично
- не дополняет
- противопоставляется
Задание 26
Ближайшая окружающая среда для каждой организации…
-индивидуальна только в сфере торговли
-индивидуальна
-индивидуальна только в сфере малого бизнеса
-индивидуальна только для транспортных организаций
- индивидуальна, за исключением высших учебных заведений
Задание 27
Общая окружающая среда каждой организации…
-индивидуальна
-не различается
-только для сферы торговли
-только для транспортных организаций
-да, за исключением высших учебных заведений
Задание 28
Между общей и ближайшей окружающей средой различия…
-существуют
-не существуют
-существуют только в сфере малого бизнеса
-существуют, за исключением высших учебных заведений
-существуют только в сфере торговли
Задание 29
Анализ ближайшей окружающей среды включает…
-анализ общей экономической среды
-анализ политической среды
-анализ поставщиков
-анализ финансового состояния
-анализ кадров
Задание 30
Анализ общей окружающей среды включает…
-анализ потребителей
-анализ социальных факторов
-анализ потребителей
-анализ конкурентов
-анализ поставщиков