Задания для самостоятельной работы студентов
Практикум по психологии
Направление 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование,
1 курс, 2 семестр
КАДАНКОВА Н.Н.,
Ануфриева И.М.
Вопросы для самостоятельного изучения
количество часов на СР: | |
количество часов на подготовку к занятиям | |
экзамен | |
количество часов на самостоятельную подготовку |
МОДУЛЬ. ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ.
ТЕМА: «Чувственное познание: Ощущения и восприятие»
ВОПРОСЫдля самостоятельного изучения:
I.Проблема познания в психологии.
Общая характеристика познавательных процессов.
II. Чувственное познание:
1. Ощущение
· понятие и виды ощущений. Строение анализатора;
· свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность).
· измерение и шкалирование ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный, разностный, дифференциальный порог, субсенсорная область;
· адаптация органов чувств.
2.Восприятие:
· характеристика восприятия и его особенностей, свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, избирательность, осмысленность);
· восприятие как действие (развитие перцептивных действий);
· восприятие времени, пространства, движения, формы, величины;
· основные законы восприятия в гештальтпсихологии.
ЗАДАНИЯ:
1. Изучить литературу к семинару, выписать основные понятия по теме восприятие и ощущения: ощущения, восприятие, экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения, чувствительность, абсолютный порог, адаптация, сенсибилизация, синестезия, субсенсорная область.
Законспектировать С.В. Кравков Пороги ощущения и их измерение. С.242-250.
|
3. Подобрать примеры, иллюстрирующие пороги ощущения.
4. Заполнить таблицу. Проведи сравнительный анализ двух процессов по всем возможным параметрам: виды, функции, свойства, механизм функционирования, методы исследования. На основании своей таблицы попытайся доказать 1 из существующих точек зрения: Ощущения и восприятие –единый процесс; ощущение и восприятие –самостоятельные психические процессы.
Сходство | различия | |
Ощущение | ||
Восприятие |
5. Познакомится со следующими методами:
- «Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании»;
- «Тест Торндайка»
- «Восприятие времени».
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 141-171 или Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2, М., 1986, с247-291
2. Кравков Пороги ощущения и их измерение. //Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., 1999, С.242-250.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Грегори Р.Л. Иллюзии //Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., 1999, с.77-112.
5. Годфруа Ж. Что такое психология М., 1992, Т.1, с.181-194.
Практикумы и справочники
Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005.
Головей Л.А., Рыбаоко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии СП-б, 2001.
Практикум по общей психологии./ Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1979.
Психология: Словарь./ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
Практические занятия по психологии/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1972.
ТЕМА: Мышление и речь
|
ВОПРОСЫдля самостоятельного изучения:
I. Психологическая природа мыслительного процесса (по Рубинштейну). Задача как объект мышления. Факторы, определяющие решения задач.
II. Виды мышления. Операции.
III. Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже:
основные положения; этапы интеллектуального развития (сенсомоторный, репрезентативный интеллект и конкретные операции, репрезентативный интеллект и формальные операции).
V Язык и Речь. Дать характеристику видов (знаковая, аффективная, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь) и функций речи.
Эгоцентрическая и внутренняя речь. Полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
ЗАДАНИЯ:
1.Изучить литературу по проблеме. Выписать из словаря понятия: мышление, операции, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, язык, речь, эгоцентрическая речь, внешняя речь, внутренняя речь.
Заполнить таблицу:
Определение процесса | Функция (роль в жизнедеятельности человека) | Основные свойства (расшифровать, привести пример) | Виды процессов | Внести предложения по формированию, совершенствованию данного процесса (придумать упражнения) |
2.Заполнить таблицу «Виды мышления»
Вид мышления | Понятие | Особенности | Пример |
Например: Абстрактное мышление | это такой тип мышления, который позволяет отвлечься от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. | активный процесс отражения объективного мира в форме понятий, суждений, умозаключений, |
3. Дать сравнительный анализ внешней и внутренней речи по функциям, строению
Вид речи | Понятие | Особенности (функции, строение | Пример |
4. Дать сравнительный анализ понятий язык и речь.
|
5. Законспектировать Выготский Л.C. О природе эгоцентрической речи (доп. Лит)
6. Заполнить таблицу:
«Проблема эгоцентрической речи в работах Выготского Л.С. и Пиаже Ж
Понятие | Выготский Л.С. | Пиаже Ж (ранний) |
Понятие эгоцентрической речи | ||
Функция эг. речи | ||
Причина возникновения | ||
Генетическая судьба |
7. Если речь и язык у животных? Аргументировать свой ответ, привести примеры.
8. Познакомится со следующими методами:
- «Выявление общих понятий»;
- «Исключение понятий»
- «Анализ отношений понятий»;
- «Сложные ассоциации»;
- «Количественные отношения».
9. Внести предложения по формированию, совершенствованию данного процесса (придумать упражнения).
10. Продумать правила организации учебной деятельности (в том числе и гигиенические) которые позволят наиболее эффективно развивать творческое мышление.
Основная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. М., 1986, с. 175-191
2. Немов Р.С. Психология М., 1994, с.232-283.
Дополнительная литература
3. Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи. /Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В.-М., 1981, с.176-183.
4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1997, с. 140-191.
5. Креч Д., Крачфильд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решения задач /Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В., М., 1981
6. Ко 2 вопросу о видах мышления статьи Леви –Брюль (130-141),Гольдштейн (141-145),Теплов (145 -149), Линдсей и др. (149-153), Блейлер (113-123) /Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В., М., 1981.
7. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия / Хрестоматия по психологии //Под ред. А.В. Петровского. –М, 1987, с.325-331.
Практикумы и справочники
Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005.
Головей Л.А., Рыбаоко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии СП-б, 2001.
Практикум по общей психологии./ Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1979.
Психология: Словарь./ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
Практические занятия по психологии/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1972.
ТЕМА: Память, внимание
ВОПРОСЫдля самостоятельного изучения:
1.. Характеристика памяти как психического процесса:
· функции памяти
· виды памяти;
· характеристика процессов памяти (запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание);
2. Память и деятельность (мотивация и запоминание, эффект Зейгарник, установки, исследования Зинченко и Смирнова)
· развитие и тренировка памяти, мнемотехники как средства развития памяти.
· Методы исследования памяти
3. Общее представление о внимание в психологии:
· функции внимания;
· виды внимания;
· свойства внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем)
· развитие внимания.
· методы исследования внимания.
ЗАДАНИЯ:
1.Изучить литературу по теме. Выписать основные понятия по теме.
Заполнить таблицу:
Определение процесса | Функция (роль в жизнедеятельности человека) | Основные свойства (расшифровать, привести пример) | Виды процессов (дать определение, привести примеры) | Внести предложения по формированию, совершенствованию данного процесса (придумать упражнения) |
2. Подобрать и составить перечень приемов, облегчающих запоминание материала.
3. Продумать правила организации учебной деятельности (в том числе и гигиенические) которые позволят наиболее эффективно использовать возможности собственного внимания и памяти.
4. Подготовиться к терминологическому диктанту.
5. Познакомится со следующими методами:
- «Изучение непроизвольного запоминания слов, имеющих эмоциональную окраску, и нейтральных слов »;
- «Исследование непроизвольного запоминания методом анализа полноты и надежности свидетельских показаний»
- «Исследование опосредствованного запоминания методом свободного графического ассоциирования»;
- «Выявление индивидуальных различий в быстроте запоминанияучебного материалапри различных видах восприятия»;
- «Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов»;
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 171-182,184-207
2. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.420-437.
ДОПОЛНТТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Выготский Л. С, Лурия А.Р.: Память примитивного человека, культурное развитие специальных функций памяти //Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.406-420.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, гл.5 //Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, М., 1976, с.232-239.
5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.465.-476.
6. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных действий //Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.437-453.
7. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.4476-487.