Практикумы и справочники




Задания для самостоятельной работы студентов

Практикум по психологии

Направление 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование,

1 курс, 2 семестр

КАДАНКОВА Н.Н.,

Ануфриева И.М.

Вопросы для самостоятельного изучения

количество часов на СР:  
количество часов на подготовку к занятиям  
экзамен  
количество часов на самостоятельную подготовку  

МОДУЛЬ. ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ.

 

ТЕМА: «Чувственное познание: Ощущения и восприятие»

ВОПРОСЫдля самостоятельного изучения:

I.Проблема познания в психологии.

Общая характеристика познавательных процессов.

II. Чувственное познание:

1. Ощущение

· понятие и виды ощущений. Строение анализатора;

· свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность).

· измерение и шкалирование ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный, разностный, дифференциальный порог, субсенсорная область;

· адаптация органов чувств.

2.Восприятие:

· характеристика восприятия и его особенностей, свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, избирательность, осмысленность);

· восприятие как действие (развитие перцептивных действий);

· восприятие времени, пространства, движения, формы, величины;

· основные законы восприятия в гештальтпсихологии.

ЗАДАНИЯ:

1. Изучить литературу к семинару, выписать основные понятия по теме восприятие и ощущения: ощущения, восприятие, экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения, чувствительность, абсолютный порог, адаптация, сенсибилизация, синестезия, субсенсорная область.

Законспектировать С.В. Кравков Пороги ощущения и их измерение. С.242-250.

3. Подобрать примеры, иллюстрирующие пороги ощущения.

4. Заполнить таблицу. Проведи сравнительный анализ двух процессов по всем возможным параметрам: виды, функции, свойства, механизм функционирования, методы исследования. На основании своей таблицы попытайся доказать 1 из существующих точек зрения: Ощущения и восприятие –единый процесс; ощущение и восприятие –самостоятельные психические процессы.

 

  Сходство различия
Ощущение    
Восприятие    

 

5. Познакомится со следующими методами:

- «Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании»;

- «Тест Торндайка»

- «Восприятие времени».

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 141-171 или Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2, М., 1986, с247-291

2. Кравков Пороги ощущения и их измерение. //Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., 1999, С.242-250.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. Грегори Р.Л. Иллюзии //Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., 1999, с.77-112.

5. Годфруа Ж. Что такое психология М., 1992, Т.1, с.181-194.

Практикумы и справочники

Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005.

Головей Л.А., Рыбаоко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии СП-б, 2001.

 

Практикум по общей психологии./ Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1979.

Психология: Словарь./ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

Практические занятия по психологии/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1972.

 

 

ТЕМА: Мышление и речь

ВОПРОСЫдля самостоятельного изучения:

I. Психологическая природа мыслительного процесса (по Рубинштейну). Задача как объект мышления. Факторы, определяющие решения задач.

II. Виды мышления. Операции.

III. Генетическая теория интеллекта Ж.Пиаже:

основные положения; этапы интеллектуального развития (сенсомоторный, репрезентативный интеллект и конкретные операции, репрезентативный интеллект и формальные операции).

V Язык и Речь. Дать характеристику видов (знаковая, аффективная, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь) и функций речи.

Эгоцентрическая и внутренняя речь. Полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.

ЗАДАНИЯ:

1.Изучить литературу по проблеме. Выписать из словаря понятия: мышление, операции, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, язык, речь, эгоцентрическая речь, внешняя речь, внутренняя речь.

Заполнить таблицу:

Определение процесса Функция (роль в жизнедеятельности человека) Основные свойства (расшифровать, привести пример) Виды процессов Внести предложения по формированию, совершенствованию данного процесса (придумать упражнения)

 

2.Заполнить таблицу «Виды мышления»

Вид мышления Понятие Особенности Пример
Например: Абстрактное мышление это такой тип мышления, который позволяет отвлечься от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. активный процесс отражения объективного мира в форме понятий, суждений, умозаключений,  

 

3. Дать сравнительный анализ внешней и внутренней речи по функциям, строению

Вид речи Понятие Особенности (функции, строение Пример

4. Дать сравнительный анализ понятий язык и речь.

5. Законспектировать Выготский Л.C. О природе эгоцентрической речи (доп. Лит)

6. Заполнить таблицу:

«Проблема эгоцентрической речи в работах Выготского Л.С. и Пиаже Ж

Понятие Выготский Л.С. Пиаже Ж (ранний)
Понятие эгоцентрической речи    
Функция эг. речи    
Причина возникновения    
Генетическая судьба    

7. Если речь и язык у животных? Аргументировать свой ответ, привести примеры.

8. Познакомится со следующими методами:

- «Выявление общих понятий»;

- «Исключение понятий»

- «Анализ отношений понятий»;

- «Сложные ассоциации»;

- «Количественные отношения».

 

9. Внести предложения по формированию, совершенствованию данного процесса (придумать упражнения).

10. Продумать правила организации учебной деятельности (в том числе и гигиенические) которые позволят наиболее эффективно развивать творческое мышление.

 

Основная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. М., 1986, с. 175-191

2. Немов Р.С. Психология М., 1994, с.232-283.

Дополнительная литература

3. Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи. /Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В.-М., 1981, с.176-183.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1997, с. 140-191.

5. Креч Д., Крачфильд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решения задач /Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В., М., 1981

6. Ко 2 вопросу о видах мышления статьи Леви –Брюль (130-141),Гольдштейн (141-145),Теплов (145 -149), Линдсей и др. (149-153), Блейлер (113-123) /Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В., М., 1981.

7. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия / Хрестоматия по психологии //Под ред. А.В. Петровского. –М, 1987, с.325-331.

Практикумы и справочники

Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005.

Головей Л.А., Рыбаоко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии СП-б, 2001.

 

Практикум по общей психологии./ Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1979.

Психология: Словарь./ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

Практические занятия по психологии/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1972.

 

 

ТЕМА: Память, внимание

ВОПРОСЫдля самостоятельного изучения:

1.. Характеристика памяти как психического процесса:

· функции памяти

· виды памяти;

· характеристика процессов памяти (запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание);

2. Память и деятельность (мотивация и запоминание, эффект Зейгарник, установки, исследования Зинченко и Смирнова)

· развитие и тренировка памяти, мнемотехники как средства развития памяти.

· Методы исследования памяти

 

3. Общее представление о внимание в психологии:

· функции внимания;

· виды внимания;

· свойства внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем)

· развитие внимания.

· методы исследования внимания.

ЗАДАНИЯ:

1.Изучить литературу по теме. Выписать основные понятия по теме.

Заполнить таблицу:

Определение процесса Функция (роль в жизнедеятельности человека) Основные свойства (расшифровать, привести пример) Виды процессов (дать определение, привести примеры) Внести предложения по формированию, совершенствованию данного процесса (придумать упражнения)

 

2. Подобрать и составить перечень приемов, облегчающих запоминание материала.

3. Продумать правила организации учебной деятельности (в том числе и гигиенические) которые позволят наиболее эффективно использовать возможности собственного внимания и памяти.

4. Подготовиться к терминологическому диктанту.

5. Познакомится со следующими методами:

- «Изучение непроизвольного запоминания слов, имеющих эмоциональную окраску, и нейтральных слов »;

- «Исследование непроизвольного запоминания методом анализа полноты и надежности свидетельских показаний»

- «Исследование опосредствованного запоминания методом свободного графического ассоциирования»;

- «Выявление индивидуальных различий в быстроте запоминанияучебного материалапри различных видах восприятия»;

- «Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов»;

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 171-182,184-207

2. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.420-437.

ДОПОЛНТТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3. Выготский Л. С, Лурия А.Р.: Память примитивного человека, культурное развитие специальных функций памяти //Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.406-420.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, гл.5 //Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, М., 1976, с.232-239.

5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.465.-476.

6. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных действий //Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.437-453.

7. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.4476-487.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: