Периодизация Индийской культуры и кастовый строй




РЕФЕРАТ

Тема: «Индо-буддийский тип культуры»

 

Выполнила: студентка 2 курса

Группы: ФИН 19-1

Власова Ю.С.

Проверил преподаватель:

Малденова Р. Т.

 

 

Петропавловск 2020 год

Периодизация Индийской культуры и кастовый строй

Слово "Индия" происходит от "Синдху" - древнего названия главной реки Инд. На основе этого слова Индию называли "Хинд". Для индусов реки олицетворяют женское животворящее священное начало. Вдоль Ганга от устья к верховьям и обратно совершается паломничество верующих.

Культура Индии Может быть разделена на следующие периоды:

— Древнейший период (ХХIII-ХVIII века до н.э.); — Ведийский период (конец II тысячелетия до VII века до н.э.); — Буддийский период (VI- III века до н.э.); — Классическая эпоха (II век до н.э. - V век н.э.).

Первые следы культуры высочайшего уровня развития обнаруженные на территории Индии датируются III - II тысячелетиями до н.э. Найдены огромные города в Мохенджо-Даро и Хараппе, с широкими улицами (до 10 метров), с канализационной системой, крупные склады зерна, доки, обширные рынки и пр. О высоком уровне развития хараппской культуры говорят строгая планировка при строительстве городов, монументальная архитектура, наличие письменности, ссистема мер и весов, произведения искусства. Были найдены и предметы художественного ремесла - изделия из бронзы, ювелирные предметы, мелкая пластика (искусно вырезанные стеатитовые, медные, глиняные печати (найдено около 2000 печатей) с изображениями слонов, быков, горных козлов с надписями вокруг изображений). Среди находок Мохенджо-Даро была обнаружена статуэтка девушки-танцовщицы. Танец в Индии имел ритуальное значение и сопровождал всю жизнь индуса. Одна из самых сложных загадок Хараппской цивилизации - язык и письменность.

Следующий крупный период индийской истории называют ведическим по названию древнейших религиозных текстов - Вед (веда - знание).

Веды - литературные памятники древних кочевых арийских племен. Арийцы, вторгшиеся в Индию, культурно не были связаны с аборигенами страны, создателями цивилизации Мохенджо-Даро. Слово "арья" является синонимом слова "благородный". С точки зрения этимологии оно означает "пахать". Следовательно "ариец" - это землепашец, и это занятие считалось благородным. Арии обожествляли природу, от которой полностью зависели. Сборник Вед проникнут глубоким и ярким чувством природы. Ведические боги олицетворяли силы природы и природные явления - гром, молнию солнце, небо, огонь землю. Одной из характерных черт ведийской религии являлся политеизм - поклонение многим богам и божествам.

Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на три сферы - небо, землю, антарикшу (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные боги. Для ведизма характерен синкретизм в описании богов; строгой иерархии богов не существовало, не было верховного божества.

Около начала первого тысячелетия до н.э. наметились серьезные перемены в общественной жизни народов Индии. Арийцы основали в бассейнах Инда и Ганга ряд деспотических раннерабовладельческих государств. Социальные противоречия между завоевателями и покоренным населением все обострялись. Возникающее социальное расслоение оформляется в виде системы четырех варн. Варны были социальными группами людей, объединенных общими религиозными обрядами и стоящими на одной ступени социальной иерархии. Кастовая система была закреплена не только юридическими нормами, но и при помощи религиозных установлений. Считалось, что деление на варны было завещано богами. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог-творец - Брама или Брахма, которому и стали приписывать создание варн. Основными варнами считались:

— Брахманы - жрецы, ученые, мудрецы; — Кшатрии - воины и правителя; — Вайшьи - купцы, ремесленники, земледельцы; — Шудры - работники, слуги.

Учение о правах и обязанностях представителей варн изложены в древних источниках, например, в законах Ману. "Законы Ману" – сборник предписаний о долге, правилах поведения индийца в частной и общественной жизни содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству. Его составление приписывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется примерно рубежом новой эры. В сборнике описана система четырех варн. Ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшья и шудру. Брахманы, кшатрии и вайшьи – три варны дважды рожденных, четвертая же шудры – рожденная один раз, пятой же нет. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

Брахманы

Брахманы находились на особом положении, эта варна считалась высшей. Ни в одной стране Древнего Востока жречество не достигало такого привилегированного положения, как в Индии. Жрецы были свободны от всяких повинностей, налогов, телесных наказаний, объявлялись земными божествами. Брахманы считались хранителями традиций, религиозных догм. В Древней Индии религиозному обряду приписывалась магическая сила, которая подчиняла жрецу, владеющему тайнами ритуала, природные стихии и богов, которые оказывались бессильными перед магией обряда при условии правильного его исполнения. В эту эпоху в Индии сложилась поговорка: мир подчиняется богам, боги подчиняются заклинаниям, заклинания подчиняются брахманам, следовательно, брахманы - наши боги.

Кшатрии

Охрану подданных раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

Его, (царя), дхарма – победа; он не может отступать в страхе; защищая оружием вайшьев, он может заставлять вносить законный налог.

(Налог) на народ – одна восьмая в зерне, налог (с золота и скота) – одна двадцатая, (но) по крайней мере каршапана; шудры, а также ремесленники и мастера по художественным ремеслам (вместо налога) исполняют работы.

Вайшьи

Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшьев.

Вайшья, который не в состоянии существовать (исполнением) своей дхармы (обязанности), может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела, и, отвращаясь (от этого) как только может.

Шудры

Шудры не являлись членами общин. Они потеряли связь с общиной либо в результате имущественного и социального неравенства, либо во время войн. Варна шудр пополнялась за счет переселенцев, отбившихся от своего рода и племени. Шудры не имели земли и поэтому вынуждены были заниматься обслуживанием брахманов, кшатриев, вайшьев. За свои услуги они могли получать землю и вести не большое хозяйство, служившее им источником существования. Земля и накопленное шудрой имущество могли быть отобраны хозяином, которого он обслуживал. Жизнь шудры слабо охранялась законом. За его убийство полагалось лишь религиозное покаяние, как за убийство, например, кошки. Шудра же, совершивший преступление, наказывался строго. Шудры не допускались к управлению государством и к происхождению обряда посвящения – "второго рождения", который проходили члены первых трех варн при достижении определенного возраста (брахманы – с 8 - 16 лет, кшатрии – с 12 - 22 лет, вайшьи – с 12 - 24 лет). Обряд восходит к инициации – посвятительному обряду первобытного общества, которым сопровождался переход юношей и девушек в группу взрослых.

Неприкасаемые

Низшую, самую приниженную и бесправную группу населения составляли "неприкасаемые", не входившие ни в одну варну. Возникновение понятия "неприкасаемости" связано с магическими представлениями о табу и ритуальной нечистоте. В дальнейшем с развитием общественного неравенства представление о неприкасаемости господствующий слой использовал в своих интересах. Стало считаться, что нечистоту могли навлечь, например, убийство брахмана, нарушение сословно-кастовых предписаний, выполнение некоторых работ: уборка нечистот, мусора, трупов и т.д. "Неприкасаемые" должны были жить вне селения и входить в него только днем с особой меткой на одежде. Их не допускали к колодцам, так как считалось, что они могли осквернить чистую воду. К ним причислялись отсталые племена охотников, рыболовов, включенные в жизнь классового общества. "Неприкасаемые" не являлись рабами, но закон их не защищал.

В эту эпоху на первый план выдвинулась одна из важнейших религиозных теорий, которая позже сделалась центральной точкой индусской религии: идея перевоплощения. Жизнь человека управляется объективными процессами - законом кармы и перевоплощения. Карма - это механизм, заведующий передачей в новое человеческое существование свойств, накопленных в предыдущей жизни. Прошлая карма определяет природу нового тела человека, продолжительность жизни, семью, в которую он попадет. Если человек не преодолеет в себе влечение к жизни - он рождается вновь и вновь. Согласно брахманским представлениям, душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. В какое именно тело воплотиться душа - зависит от поведения человека в его теперяшней жизни, и, прежде всего, от соблюдения им кастовых правил. За грех человек должен был воплотиться в представителя низшей касты, в животное и даже в неодушевленный предмет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: