Возникновение и становление буддийского вероучения




К VI - V вв. до н.э. классовые противоречия в Индии достигли крайней степени. Роскошная жизнь богачей - брахманов, кшатриев и бедность и нужда низших каст и рабов, а главное призрачность надежды на спасение для представителей низших каст и рабов привели к тому, что вера в незыблимость кастового строя начала колебаться. Широко распространились отшельничество, аскетизм, бродячее монашество, в чем проявлялись неудовлетворенность существующим порядком даже у многих из тех, кто принадлежал к высшим кастам. Одним из новых вероучений, в котором нашло свое выражение общее настроение недовольства, неуверенности, отчаяния, был буддизм.

Согласно "Типитаке" - религиозному раннебуддийскому сборнику основатель буддизма Сиддхартха Гаутама из рода шакья родился в городе Капилавасту, у подножия Гималаев в семье царя.

"Восьмиричный путь" предполагает формирование:

1. Правильных взглядов, или постижения четырех благородных истин;

2. Правильного стремления, или желания достичь истинного состояния - нирваны;

3. Правильной речи, или воздержания от лжи, клеветы, грубости и пустословия;

4. Правильного поведения, или ненанесение вреда не только человеку, но и всему живому;

5. Правильного образа жизни или привычки жить честным трудом, добывать пропитание честным способом;

6. правильного усилия, или самоконтроля, недопущения эгоистических помыслов, собственнических стремлений;

7. правильных помыслов, или их чистоты, понимания преходящего характера всего в мире, свободы от своекорыстия;

8. правильного созерцания, или полной отрешенности, избавления от всяческих желаний.

Следуя этому пути, человек достигает вершины своих желаний. Как и всякая религия, буддизм содержал в основе доктрины идею о спасении - в буддизме постижение этого "освобождения" именуется нирваной. Нирвана - это переход в иное, непознаваемое бытие, причем с одной точки зрения в нирвану можно вступить только после смерти тела, а с другой, - нирвана достижима и при жизни человека. Нирвана означает прекращение той цепи перерождений - сансары, которая, согласно индуистским представлениям, составляет удел всех живущих. Вырваться из вечного круга сансары может лишь тот, кто сам через долгий ряд перерождений, путем сознательных усилий, познает истину. Надеяться на богов человек не должен, ибо они сами подвержены тому же закону круговращения сансары. Буддизм не признавал существования бога-творца, бога-созидателя от которого зависит человеческая судьба. Будда, человек, достигший просветления, стоит выше богов. Но и сам Будда не спасет людей, он только указал правильный путь, а идти по нему каждый должен сам. Не случайно огромное значение в буддизме играла этическая сторона. Нравственный аспект в поведении человека должен был занять особое место. Следуя "праведному" пути, человек, должен полагаться на самого себя, а не искать помощи, защиты и спасения извне.

Древнеиндийская литература и искусство

Оддними из древнейших индийских памятников литературы являются Веды. Ведийские тексты считаются в Индии священными, их изустно передавали из поколение в поколение, бережно сохраняли. Веды были записаны и отредактированы гораздо позднее. Веды представляют собой собрания текстов, которые распадаются на четыре основных сборника молитвенных заклинаний и гимнов: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. "Ригведа" – древнейшая часть Вед, сборник гимнов, датируемый условно рубежом II – I тысячелетий н.э. и состоящая из тысячи двадцати восьми стихотворных произведений - суктов, условно называемых гимнами. Большая часть гимнов предназначена для исполнения во время ритуалов жертвоприношения. Будучи обращены к богам, они нарочито многозначны и загадочны. Ведийские гимны складывались в ту пору, когда представления о природе и обществе получают воплощение в мифических образах. В Ведах обожествлены различные явления природы, которые получили человеческий облик. Одним из ранних образов богов, носящих наиболее архаические черты, является Индра - бог-воитель, а также бог, олицетворяющий гром и молнию. В некоторых гимнах Индра характеризуется также как владыка солнца и света. Есть миф о борьбе Индры с великим чудовищем - мировым драконом Вритрой, которого считают олицетворением грозовой тучи. Этого дракона боялись все боги, и только один Индра вступил с ним в борьбу и победил.

Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии - "Махабхарата" и "Рамаяна", которые запечатлели все стороны жизни древних индийцев.

В основе повествования "Рамаяны" ("Сказание о Раме") - рассказ о походе на остров Ланка царя Рамы для спасения своей возлюбленной Ситы, похищенной царем демонов Раваной.

 

Древняя Индия подарила миру такого величайшего поэта, как Калидаса (год рождения и смерти неизвестны, примерно конец IV - начало V века). Его творчество явилось одним из важнейших этапов в культурном развитии страны. В Индии Калидасу называют царем поэтов.

Наряду с санскритскими сочинениями, связанными с брахманистско-индуистской традицией, в Древней Индии существовала богатая литература, относивщаяся к иной - буддийской традиции. Наиболее ярким дарованием выступает здесь писавший на санскрите поэт и драматург Ашвагхоша (I - II вв. н.э.). Его поэма "Жизнеописание Будды" свидетельствует о появлении в Индии нового жанра - искусственного эпоса, где очень сильно чувствуется влияние народной поэзии.

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху.

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева и потому не сохранилось до наших дней. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого времени представлена пещерными комплексами, храмами и ступами.

При царе Ашоке начали высекаться пещерыне монастырские буддийские комплексы. Основными их сооружениями были квадратные залы, за которыми располагались кельи монахов и храмы - чайтьи.

Основной тип буддийских культовых памятников - это ступа, сложенный из кирпича купол.

Стамбхи - монолитные столбы, на которых высекались буддийские изречения и царские законы. Вершину этих столбов украшала капитель с фигурами почитаемых буддизмом животных - льва, быка, слона, лошади.

В раннебуддийском искусстве не было антропоморфных изображений Будды. Он изображался символически, ведь, став "просветленным", Будда как бы вышел за пределы земной жизни. Будду олицетворял целый ряд символов - колесо закона (знак поворотного момента в его сознаниив момент его просветления), даней, слушающих его проповедь, слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям. Изображения Будды в человеческом облике возникают с I века н.э. Для передачи божественного облика Будды были разработаны сложные изобразительные приемы и каноны, в которых заключен ряд особых признаков святости - миндалевидный овал лица, длинные мочки ушей - знаки его благородного происхождения, бугор мудрости на темени, монашеское одеяние. Выработалось несколько канонических изображений Будды - сидящего, стоящего и лежащего, уходящего в нирвану. В любом из них Будда связан с определенной асаной (позой), хастами (жестами) и мудрами (положением пальцев).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: