Логические системы (модели), на основе единственного примера поставки товара в магазин.




Квартира

город улица дом корпус квартира площадь количество комнат
Москва Москва Тверская Тверская          

В данном случае ключ будет состоять из нескольких полей.

 
 

Кi sup Кj является подклассом класс sup подкласс; подкласс sup класс.

Кi является подклассом Кj, если "t Ki t Î Kj t

(Если в любой момент времени t класс Кi является подклассом Кj)

Npr – классификация сети.

Классификация сети представляется в виде иерархической структуры.

           
     
 

Студент sup учащийся.


Ki part of Kj - является частью Ki part Kj

Ki является частью Kj, если конкретный объект класса Ki является частью однозначно определенного объекта Kj.

 
 

 
 

 

       
   
 

 
 

Отношение принадлежности.

           
     
 

k isa K - является элементом

 
 

Ki ius K - является составляющей

К1 ius K

K2 ius K

.......

Kn ius K

Означает, что объект класса К состоит из объектов класса К1, К2, …, Кn, причем объект класса К может включать несколько объектов класса Кi.

 

Лекция №4.

Свойства отношений.

Отношения частичного порядка обладают свойством транзитивности.

Ki sup Kj Kj sup Km

Ki sup Km

Ki part Kj Kj part Km

Ki part Km

Если элемент является составляющей блока, а блок составлен…

Нет циклов в графе принадлежности.

K1 ins K2, K2 ins K3,…,Kn-1 ins Kj

Неверно, что Kn ins K1

K isa Ki sup Kj

K isa Kj

Москва isa город

Город sup Населенный пункт

Москва isa Населенный пункт

 

 


Операции над классами объектов.

С помощью операций над классами объектов можно определить новый класс объектов

Ki ins K

℧ Ki множество блоков, к примеру, телевизоров

Ki sup K

℧ Ki = K

 

Материальные объекты делятся на три класса

Условие È Помещение È Оборудование = Материальный объект

Человек È Помещение = Человек È Оборудование = Помещение È Оборудование =∅

Размещение классов объекта

Человек (Фамилия, Имя, Отчество, Год_Рождения, пол)

Пол={мужской, женский}

Мужчина, женщина = Человек\пол

K (K1, K2, K3, K4, K5)

K\K5 – Разбиение класса по классу К5.

Объединение всех этих классов есть человек.

Мужчина⋃Женщина=Человек

Мужчина⋃Женщина=∅

(Знание_иностранного языка

Знающий человек,

Предмет иностранный_язык)

(K A1K1, A2K2)

K1/(K, K2)

В результате разбиения мы получаем классы людей, знающих иностранный язык.

Концептуальной схемой предметной области называется множество классов объектов, заданных на нем отношений и операциями.

Шаблонные описания состояния предметной области:

 

Занятия K

<Преподаватель> проводит занятия по дисциплине <название дисциплины> в группе <код группы> в <день недели> на <номер пары> в <аудитории>.

Иванов И.И. проводит занятия по дисциплине ТОЭ в группе ИТ-1-98 в понедельник на 4 паре в Г-301.

(занятия:

преподаватель Преподаватель

дисциплина Название_дисциплины

группа Код_группы

день День_недели

время Номер_пары

место Аудитория)

Концептуальные модели предметной области – концептуальная схема вместе с множеством высказываний построенных по конечному набору шаблонов.

Диаграмма сущности и связи (ER – диаграмма)

Entety Relation Diagramm

 

Сущность

 
 


связь

 

Атрибуты сущности и связи

 

           
   
 
     
 
 

 


кафедра
преподаватель

N 1

*

       
   
 
 

 


На 1 кафедре работает N преподавателей. «*» – знак преподавателя – можно найти кафедру.

 

Связь глагол или дополнение

       
 
   

 

 


Атрибуты – прилагательное, числители, размеры, место действия

       
 
 
   

 

 


Расписание нагрузки

 

 

       
 
 
   

 


Логические системы (модели), на основе единственного примера поставки товара в магазин.

Логические модели представления знаний.

Описание предметной области на одном из логических языков программирования, основано на исчислении предикат.

Язык многократного исчисления предикатов 1-го порядка. Многократная логика 1-го порядка.

Для составления этого языка:

Понятие сорта соответствует понятию классов объектов.

Множество сортов S

- на множестве задаются функциями.

f-имя функции;

сорта аргументов;

В – сорт значения функции.

Z – сигнатура – это верхний уровень представления знаний в логических моделях.

 

Предикат -

Т={0;1}

 

ложь истина

-константа сорта В

 

Рассмотрим в качестве примеров обработку деталей на производстве

2-токарных;

1-фрезерный;

 

S={Деталь, Станок, Операция, Тип_детали, Тип_станка, Время }

1) дет: Операция Деталь;

f A1 B

2) ст: Операция ® Станок;

3) нач: Операция ® Время

4) кон: Операция ® Время

5) тип_дет: Деталь ® Тип_детали

6) тип_ст: Станок ® Тип_станка

7) 0: ® Время

C B

1: ® Время

. В

.

.

t: ® Время

8) ст_вал:®Тип_детали

вал_мест: ® Тип_детали

9) фрез: ®Тип_станка

ток: ®Тип_станка

10) фрез_торц:операция Т

ток_обр: операция Т

11) +: Время*Время Время

12) : Время*Время Т

Знания о конкретных объектах

(нижн. Уровень представления знаний) на языке многократного исчисления предикатов наз-ся структурой интегрированной сигнатурой

1) сигнатура

2) Структура интегр. Сигнатуры.

3) Для каждого имя сорта создаётся мн-во объектов этого сорта.

Деталь = {дет.1, дет.2, дет.3, дет.4}

Станок = {ст.1, ст.2, ст3}

Операция ={опер1,опер2, опер3, опер4, опер5, опер6, опер7, опер8}

Тип_детали = {ст_вал, вал_мест}

Тип_станка = {ток, фрез}

Время = {1,2,…,t}

Объединение всех множеств - универсум.

Каждой функции и предикатов из структуры в системе соответствует множество факторов.

1) дет.(опер.1)=дет1

дет.(опер.2)=дет1

дет.(опер.3)=дет2

…………………..

2) ст.(опер.1)= ст.3

ст.(опер.2)= ст.1

ст.(опер.3)= ст.3

…………………

3) нач.(опер.1)=0

нач.(опер.2)=5

нач.(опер.3)=5

…………………..

4) конц(опер.1)=5

конц(опер.2)=12

конц(опер.3)=0

…………………

5) тип_дет(дет.1)=ст_вал

тип_дет(дет.2)=вал_мест

тип_дет(дет.3)=ст_вал

тип_дет(дет.4)=вал_мест

………………….

6) тип_ст. (ст.1)=ток

тип_ст. (ст.2)=ток

тип_ст. (ст.3)=фрез

………………….

10) фрез_торц(опер1)

ток_обр (опер2)

фрез_торц(опер3)

операция деталь станок начало конец фрез_торц ток_обр
Опер1 Дет.1 Ст.3        
Опер2 Дет.1 Ст.1        
Опер3 Дет.2 Ст.3        
Опер4 Дет.2 Ст.2        
Опер5 Дет.3 Ст.3        
Опер6 Дет.3 Ст.1        
Опер7 Дет.4 Ст.3        
Опер8 Дет.4 Ст.2        

 

Деталь Тип_дет
Дет.1 Ст_вал
Дет.2 Ст_вал
Дет.3 Вал_мест
Дет.4 Вал_мест

 

Станок Тип_ст
Ст.1 Ток.
Ст.2 Ток.
Ст.3 Фрез.

 

3) Составляющая: Логические формулы

Правила построения формул:

а)константа сорта А, есть терм сорта А

б)переменная принимающая значение из сорта А, есть терм сорта А

в)если сигнатура содержит функцию -

построенные термы сортов соответственно, то

-есть терм сорта В

г)если сигнатура содержит предикат-

,термы построенных сортов

, то - есть атом.

д)если - термы одинакового сорта, то выражение , то есть атом

е)Атом есть формула правильно построенная (ППФ)Переменная, входящая в атом, является свободной в этом атоме.

ж)если построенная формула в которую свободно входит переменные х сорта А, то выражения:

также является ППФ, переменная “x” является

связанной (в новых файлах)

з)если уже построенные формулы, то , также

является ППФ

Примеры:

1) Представление Знания b=> опер2 выполнены на токарном станке

тип_ст(ст(опер2))=nток

2) Опер2 выполн на ост.1 на ст.1 нач 5 конец 12

)

3)

 

Лекция 8 12.11.99.

 

Метод резолюций

Метод резолюций доказывает невыполнимость.

Для использования этого метода необходимо исходную формулу привести к ДНФ.

ДНФ:

- дизъюнкция литер

рii – атом или отрицание атома.

Потом ДНФ представляют в виде множества дизъюнктов

В методе резолюций – имеется одно правило вывода

В результате из 2-х дизъюнктов получаем новую, называется руовентой

- получаем пустой дизъюнкт, который всегда ложный.

Если множество содержит пустой дизъюнкт, то оно является не выполнимым.

Получается пустой дизъюнкт, который доказывает что данное множество является невыполнимым.

Метод резолюций применяется до тех пор пока не получится пустой– дизъюнкт

m,n – const

подстановка вместо переменной константы –унификация.

В данном случае выполняем подстановку {n/y}:

Из (1)и (2) => a(x) c(x,n) (5)

Из (3) и (5), выполняя ь подстановку {m/n}=> c(m,n) (6)

Из (4) и (6) без подстановок => 0

 

Принцип резолюций в Прологе

В Прологе используются хордовские дизъюнкты, т.е. дизъюнкты, содержащие одну литеру без отрицания.

На пример

=>

 

конъюнкция

без

отрицания

 

Могут использоваться дизъюнкты, которые вообще не содержат литер. –

это целевое утверждение на прологе:? – a

a: - b,c,d.

b: - e,f.

c.

e.

f.

?-a

a(1)

a(2)

a(3)

№ шага Целевой дизъюнкт Исходный дизъюнкт резольвета
  ?- a. ?-b,c,d ?-e,f,c,d ?-f,c,d ?-c,d ?-d a:-b,c,d. b:-e,f e f c d -b,c,d. -e,f,c,d -f,c,d -c,d -d

 

Представление программы в виде графа

a: - b;c

b: - d,e

c: - g,f.

e: - i,h

g: - h,j

d.

f.

h.

?-a

«,» - и

«;» - или

Построение графа начинается с целевого дизъюнкта.

На графе видно какие и сколько решений имеет рассматриваемая задача.

 

- Два решения

задачи

 

 

Продукционная модель представления знаний.

Основа для данной модели – это продукционные правила, которые имеют следующий вид

- продукционное правило >:=<имя правила>

Eсли <посылка> то < заключение> [КД=<коэффициент доверия>]

 

Примеры:

Правило 5

Если пол=женский

И сложение=мелкое

И вес=65 лет_или_больше

То относительный_вес=изменчивый

Коэффициент доверия определяется числом 0-100

 

Правило 27

ЕСЛИ перспектива=отличная

И риск=высокий

ТО фактор=0 КД=10

В общем случае посылка может быть логическим выражением.

Если посылка истинна, то истинно и заключение, т.е. в заключение может быть указано какое-либо действие, которое выполняется, если посылка истинна

<посылка>::<условие>[И<условие>И…И<условие>]

<условие>::=<объект>=<значение>

объект, атрибут, значение, коэфициент доверия- представление знаний в виде четвёрки

<заключение>::=<объект>=<заключение>

<факт>:=<объект>=<значение>КД=<коэффициент доверия>

Один и тот же объект может иметь разные значения.

Многозначные объекты – объекты, которые могут иметь несколько достоверных значений.

Если объект не объявлен, как многозначный, то он может иметь несколько значений, то они не должны быть достоверными, т.е. КД= 100

 
 

 


объект

вопрос

 

Для объектов, значение которое запрашивается у пользователя.

Какое сложение?

1. Мелкое

2. Среднее разрешённые значения

3. Крупное

 

Каков возраст

1. меньше 25

2. от 25 до 55

3. больше 55

Коэффициент доверия посылки=min(Кдусл)

 

- факта, полученного в результате выполнения правила

перспектива=отличная КД=50

риск=высокий КД=70

фактор=0

Базовая структура продукционной модели представления знаний

 
 
Рабочая память(база данных)


Исходные данные

 


База правил
Интерпритатор правил
Результат

 

 

Лекция 9 (Конец)

№ шага Конфликтное Множество правил Выполнение правила Выведенный факт
       

Выводы заканчиваются, когда достигается целевая вершина, либо не осталось применимых правил, а цель не достигнута.

 

Обратные выводы – выполняются сверху вниз (выводами ориентирующих на цель)

       
   
 

 


П6 П7

 

С2 С3

               
 
     
     
 

 


 

П 1 П2 П3 П4 П5

               
     
     
 
 

 


С 4 С5 С6 С7 С8

                                               
   
                   
                 
 
 


 

F1 F2 F3 F4 F5

 

 

№ шага Цель Конфликтное множество правил Выполнение правил Подцели Факт
  С1 С2 С3 С4 С5 С6 С7 С8 П6,П7 П1,П2     П3   П6 П1     П3 С2,С3 С1,С5,С3     С6,С7,С8     F1 F2   F3 F4 F5

 

 

Цель – «продолжительность» –цель задаётся именем объекта.

Она сопоставляется с заключением правил и выбирается правило с заключением,

в которых есть имя объекта. Выбираем правило, которое содержит целевой объект,

мы формируем гипотезу

 

 

 


П7

 

 

В процессе гипотеза либо подтверждается либо опровергается. Выводы продолжаются до тех пор, пока какая либо не будет подтверждена, либо не будут исчерпаны все возможные гипотезы.

Используется меньшее количество проверок, т.к. в правиле бывает несколько условий и одно заключение.

 

Двунаправленные выводы.

Сначала выполняются прямые выводы, на основе небольшого количества данных, в результате формируется гипотеза для подтверждения или опровержения выполняются другие выводы.

Для проверки условий правил используется аппарат активации правил, который выделяет на каждом шаге те правила, в которых проходит проверка условий.

Должны быть использованы также условия. В условиях правил выделяются индивидуальные, а затем общие.

Общие правила – правила условий применимости. Сфера применимости.

 

Обобщённая структура продукционного правила.

(i); Q; P; A; =B; N

(i)– имя правила:

Q –сфера применения правила;

P – условие применимости првила (логическое условие)

A=>B – ядро правило, где А- посылка, а В- заключение;

N – поставленное условие, определяетдействия, которые выполняются в случае выполнения ядра.

Р – при истинности активизируется ядро правила.

A111

P11

       
 
Q1
 
A112


……..
……..
P21
P22
P23
P12
Q2

 

Фрейм – структура данных для представления стереотипной ситуации

(к: А1К1, A2K2, ….,AnKn)

(к: A1k1, A2k2,….,An kn)

(имя файла:

имя слота1 (значение слота1)

имя слота2 (значение слота2)

………………………………..

имя слота n (значение слота n))

Протофрейм – знания о классе объектов.

Фрейм- экземпляр- получается из протофрейма при заполнении слотов конкретными значчениями.

В структуру фреймов обычно включают системные слоты. К системе слота относятся:

Слоты определим фреймродитель, слот, указываемый на прямые дочерние фрейма.

 

В качестве системы слотов: слоты, содержащие сведения о создателе программы, о её модификации.

В структуру входят:

- указатель наследования;

- указатель типа данных;

- демоны и т.п.

 

ЯЗЫК ФМС (FMS).

Указатели наследования могут быть:

U – unique – уникальный

S – same- какой-то

R – range – указатель границ;

0 –override – игнорировать

 

U – во фреймах разных уровней с одинаковыми именами будут различными.

S – слоты наследования значений из слотов высшего уровня с такими же именами

U

Человек

Вес=60

Ребёнок

 
 


Миша

 
 
Вес=32


Значение нижнего уравнения должно лежать внутри границ определённого в верхнем уравнении.

R

Человек

Вес=2-200

Ребёнок

 
 


Миша

 
 
Вес=32


Если значение не задано то оно наследуется из слота верхнего уравнения, а если оно задано, то наследование игнорируется.

О

Человек

Вес=60

Ребёнок

 
 


Миша

 
 
Вес=32

 


Лекция 11 3.12.99

 

Сочетание сетевой и фреймовой модели в системе представления знаний OPS-5

В этом языке есть продукционные правила и базы данных

<Аз-элемент>::=(<объект> {|<атрибут> <значение>}+)

{}+ - Может повторятся несколько раз

<Элемент –вектор>::=({ значение})

<ЭРП>::=< аз-элемент> | < элемент-вектор>

(Вещество класс кислота

имя

цвет бесцветная)

(Порядок – задач: Источник, утечки Ограждения)

Что собой представляют правила:

<Правило>::=(Р<имя правила> <посылка> <заключение>)

<Посылка>::={<условие>}+

<Условие>::=<образец> | - <образец>

<Образец>::= <простой образец> | <образец с дезъюнкцией> | <образец с конъюнкцией>

<Простой образец>::=({значение>}+) |

 

# (Порядок задач <первый>)

 

(<Объект> [{ <атрибут> <значение>}+])

# (Вещество)

В образце не обязательно указываются все атрибуты данного класса, т.е. мы можем записать

(Вешество класс кислота

имя <вещ>)

т.е. переменная кислота –вещ получит значение

<образец с дизъюнкцией>::= (<объект> { <атрибут> <<{< значение>}+>>}+)

Значение с соответствующего атрибута элемента работой памяти должно совпадать с одним из элементов указанных в данном листе, хотя бы с одним. Эти значения задаются конкретными словами.

# (Вещество класс кислота

имя <вещ>

цвет <<бесцветный желтый>>)

<образец с конъюнкцией>::= (< объект> { < атрибут>{{< значение>}+}}+)

Список значений может задаваться и в виде ограничений

# (Двигатель мощность {<х> 100 <х> 200})

(Двигатель мощность 160)

<заключение>:={<действие>}+

<действие>::=(make < ЭРП> | remove <ссылка> | (modif <ссылка> { <атрибут>< значение>} +)

 

# (Р координировать _а

(цель состояние активный

имя координировать)

Если цель находится в состоянии координировать и порядок задач не определён,

то создать

(Порядок задач) –>

(make цель состояние активный

имя упорядочить задачи)

(modif1 состояние ожидания))

 

ссылка указывает, что модифицироваться будет элемент рабочей памяти

 

Стратегия решения задач основана на явном задании цели

Выполнение

1. сопоставление с элементами памяти в результате формируется конфликтное

множество правил

2. Выбор правил из конфликтного множества

3. Выполнение действий, указанных в заключении правил

Выполняется до тех пор, пока не будет достигнута цель.

 

Приобретение знаний

- извлечение знаний из источника, преобразование их в нужную форму, а также

перенос в базу знаний интеллектуальной системы.

Знания делятся на:

- объективизированные;

- субъективные

Объективизированные – знания, представленные во внешних источниках –

книгах, журналах, НИР.

- форматизированные, т.е. представлены в виде законов, формул, моделей, алгоритмов.

Субъективные – знания, которые являются экспертными и эмперическими не представлены

во внешней форме.

Знания экспертом является неформализованными, представляют собой множество эвристических приёмов и правил, позволяют находить подходы к решению задач и выдвигать гипотезы, которые могут быть подтверждены или опровержены.

Знания могут быть получены в процессе наблюдения за каким-либо объектогм.

Режимы работы инженера по знаниям, консультолога в процессе приобретения знаний.

1. протокольный анализ

- записываются рассуждения вслух в процессе решения задач.

О.с. составляются протоколы, которые анализируются

2. Интервью - ведется диалог с экспериментом, направленный на приобретение знаний.

3. Игровая имитация профессиональной деятельности.

 

Методы интервьюирования.

1. Рубление на ступени выделяются связи, позволяющие строить иерархические структуры

2. Репертуальная рещётка предлагаются 3 понятия и требуется назвать отличие 2-х понятие 3-его. Эксперту предлагается пара понятий и требуется назвать общие свойства =>

сформировать классы.

 

Методика работы конито



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: