Тестовые задания по теме.




1. СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ФОРМЕ МУЖСКОГО РОДА СО СЛОВОМ...

1) какаду;

2) авеню;

3) фойе;

4) кашне.

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА ДОПУЩЕНА В ПРЕДЛОЖЕНИИ…

1) Академия располагает семью благоустроенными общежитиями и четырьмя столовыми.

2) Двести десятый сезон открывает Большой театр.

3) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

4) По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны.

3. НЕТ РЕЧЕВОЙ ОШИБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ…

1) В магазин завезли импортные моющие обои.

2) Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо, аи.

3) Автор своей книги ведёт дискуссию с привлечением цитат великих мира сего.

4) Стёкла были все отмороженные.

4. ПОСТАВЬТЕ СЛОВО В СКОБКАХ В НУЖНУЮ ФОРМУ. ВЫБЕРИТЕ ТОТ ВАРИАНТ, КОТОРЫЙ ПРИНЯТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ.

Поезд сошел с (рельсы); (любимый – любимая) мозоль; крыша накрыта (толь); (белый – белая) тюль; (черный – черная) вуаль; несколько (кочерга); (правый – правая) (туфель – туфля); игра не стоит (свеча); пять (свеча); […] вешайте 2 кг. 600 (граммы) (помидоры, апельсины, мандарины, яблоки, абрикосы), покажите вот эти пары (носки, чулки).

5. ОБРАЗУЙТЕ ФОРМУ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА, ПРИНЯТУЮ В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ.

Директор, лектор, доктор, инженер, профессор, шофер.

6. СЛОВА В СКОБКАХ ПОСТАВЬТЕ В НУЖНУЮ ФОРМУ.

Сатирический талант (Ярослав Гашек), знакомство с (Чарли Чаплин), научные работы (Петр Черных, М. Туган-Барановский), похождения (Казанова), гастроли (Шомотава), братья (Вайнер – Вайнеры), братья (Гримм – Гримы).

Домашнее задание для уяснения темы занятия

Самостоятельно выполните конспект, проанализировав один теоретический источник.

Список тем докладов и рефератов, предлагаемый кафедрой:

Сущность динамики морфологи нормы.

Реализация морфологической нормы в СМИ.

Проявление морфологических норм в современных художественных текстах.

Тема: «Употребление полных и кратких форм, степеней сравнения имен прилагательных ».

Основные понятия и положения темы

Занятие начинается с называния темы и цели и определения исходного уровня языковой подготовки студентов. Затем вводится новый материал:

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ

ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Имена прилагательные обозначают непроцессуальный признак предмета, т.е. признак не по действию. Прилагательные можно разделить на три разряда:

1. Качественные прилагательные называют какое-либо качество характеризуемого предмета. Такие качества обычно устанавливаются при помощи органов чувств или мыслительных действий: холодный, теплый, вкусный, приятный, отвратительный, гладкий, шероховатый, зеленый, красный, длинный, умный, воспитанный, сладкий. От большинства качественных прилагательных можно образовать степени сравнения, наречия на -о (-е), полную и краткую форму: красивый – красивее, красивейший (степени сравнения), красиво (наречие на -о), красив, красива (краткая форма).

2. Относительные прилагательные называют признак через отношение к материалу, месту, действию, времени, отвлеченному понятию: золотое кольцо, песчаный карьер, морской воздух, стиральный порошок, летний день, философский трактат. Они не имеют степеней сравнения и кратких форм.

3. Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному, поэтому образуются только от одушевленных существительных (при помощи суффиксов -ий, -ов, -ев, -ин, -ын, -овск-, -инск-): отцовский дом, лисий хвост, бабушкины очки.

Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных (каменное сердце, железный характер, материнские чувства), а притяжательные – в разряд относительных (заячий тулуп).

Наибольшие трудности при употреблении прилагательных вызывают образование форм сравнения и использование кратких форм.

Форма сравнительной степени обозначает, что в одном из сопоставляемых предметов (или в одном и том же предмете, но в разное время) признак представлен в большей или меньшей степени, чем в другом: Иван выше Петра.

Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее (-ей), -е: сильн ее (сильн ей), красив ее (красив ей), умн ее (умн ей), громч е, тиш е, молож е, богач е. Вариант с суффиксом -ей используется обычно в разговорной речи. Некоторые прилагательные образуются при помощи суффикса -ше: раньше, дольше, тоньше. Прилагательные хороший, плохой, маленький образуют форму простой сравнительной степени от других основ – лучше, хуже, меньше.

Составная сравнительная степень образуется сочетанием вспомогательных слов более или менее и полной или краткой формы прилагательного: более красивый, менее интересный, более резок, менее опытен. Ни в коем случае нельзя сочетать слова более и менее с простой сравнительной степенью (более красивее, менее умнее) – это ошибка.

Форма превосходной степени обозначает наивысшую (или самую низкую) степень проявления признака: интереснейший рассказ, главнейшая из задач, наименьшая погрешность.

Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -ейш-/-айш-: красив ейш ий, умн ейш ий, строж айш ий, велич айш ий. Прилагательные хороший, плохой, маленький образуют такую форму от других основ: лучший, худший, меньший.

Составная превосходная степень образуется при помощи слов наиболее, наименее, самый: наиболее надежный, наименее удобный, самый высокий, самый добрый. В некоторых случаях в значении превосходной степени используется конструкция, состоящая из простой сравнительной степени и слова всех или всего: лучше всех, тверже всего, милее всех, дороже всего; обычно она имеет разговорный оттенок. Грубым нарушением нормы является сочетание слов наиболее, наименее, самый с простой сравнительной или превосходной степенью: наиболее тише, самый красивейший.

Образование и употребление краткой формы качественных прилагательных обычно не вызывает затруднений, но о некоторых особенностях все же следует помнить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: