РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ




«ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

Э.Д. Алисултанова, И.Р. Бериев, А.С. Сулейманов

ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» г. Грозный, Россия

В данной статье рассматривается проблема работы научно-педагогического работника, связанной с организацией и планированием контактной учебной работы, заполнением и актуализацией рабочих программ дисциплин, расписанием лекций, семинаров, лабораторных работ, экзаменов, зачетов, а также с заполнением и представлением различных форм отчетности. Важным фактором, определяющий необходимость разработки информационной системы, является отсутствие на рынке программного продукта, позволяющий использовать его в качестве решения проблемы. В ходе исследования проведены: анализ работы научно-педагогического сотрудника Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова; анализ существующих систем автоматизированного рабочего места преподавателя; анализ программного и технического обеспечения. В результате исследования разработана информационная система «Личный кабинет преподавателя», которая предоставит возможность преподавателям учебного заведения упростить учебную работу, а также сократит количество бумажных форм, поскольку вся необходимая информация будет храниться в системе. Ключевые слова: информационная система, преподаватель, личный кабинет, учет.

 

 

В России тысячи преподавателей - от репетиторов до профессоров ВУЗов. Большинству из них чтобы общаться между собой или с учениками, нужно либо звонить, либо писать на личную почту. Чтобы посмотреть свое расписание, преподаватели или студенты заходят на сайт учебного заведения или же ищут бумажный вариант расписания в самом учебном заведении. Для хранения электронных лекций и прочих необходимых документов используются флеш-накопителе, которые зачастую теряются. Но современные технологии позволяют все это объединить и перенести в интернет, куда доступ будет отовсюду. Если всё это собрать в одном приложении, то жизнь преподавателей и студентов станет немного легче. Но, как ни странно, все эти процессы, как во многих учебных заведениях, так и в Грозненском государственном нефтяном техническом университете имени академика М.Д.Миллионщикова (далее: ГГНТУ), все еще выполняются без участия информационной системы.

В связи с этим разработка информационной системы «личный кабинет преподавателя» является актуальной.

В обязанности любого преподавателя университета входит:

− подготовка учебного материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;

− проведение занятий со слушателями в разных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием самых эффективных и современных методов обучения;

− мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование у них необходимых навыков, умений и знаний по изучаемой дисциплине;

− контроль успеваемости учеников;

− подготовка методических материалов, участие в модернизации образовательных программ;

− прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов. [1]

Каждый педагог в университете или институте обучает студентов одной или чаще нескольким дисциплинам. И по каждой дисциплине ему приходится составлять календарные планы на год, семестр или каждое занятие, и каждый раз они составляются полностью вручную и все данные и файлы хранятся где-нибудь на сторонних сервисах или флеш-накопителе. Так же, чтобы посмотреть расписание приходится каждый раз вводить свои ФИО, чтобы посмотреть расписание занятий или экзаменов и зачетов. Помимо перечисленных недостатков личный кабинет так же сможет предоставить множество других функций, для улучшения качества работы преподавателей, от введения и редактирования личной информации и научных достижений, до обмена сообщениями между преподавателями.

Большинство систем, найденных по запросу «личный кабинет преподавателя», созданы только для определенного учебного заведения. Так же была найдена система, которая предоставляет почти такие же инструменты, как и для систем для ВУЗов, только платно. Проанализировав возможности аналогичных систем, мной было выявлено, что большинство из них обладает достаточно неудобным интерфейсом или сложным функционалом.

Система личный кабинета сотрудника «Magellan» представлена на рисунке 1. [2]

 

Рис. 1. «Magellan» Личный кабинет сотрудника

 

Достоинством данной системы можно назвать наличие электронного журнала, а также возможность просмотра и составления расписания. Интерфейс достаточно прост.

Недостатком этой системы я считаю отсутствие секции, где преподаватель сможет публиковать свои статьи, хранить необходимую информацию и документы. Также отсутствует возможность обмена сообщениями, так как нет профилей студентов. Система в общем доступе, но платная.

Следующим аналогом можно назвать систему НГТУ «Личный кабинет сотрудника». Внешний вид представлен на рисунке 2. [4]

 

Рис. 2. Личный кабинет сотрудника НГТУ

 

Плюс данной системы состоит в том, что тут есть возможность обмениваться сообщениями со студентами. Также тут есть электронная библиотека, электронный журнал и возможность преподавателю публиковать свои работы.

К минусам данной системы я бы отнес ее закрытость. Система доступна только студентам и сотрудникам НГТУ. Так же интерфейс не удобен и не адаптивен.

Следующая система, показанная на рисунке 3 [5], разработана для ГУАП.

 

 

Рис. 3. Личный кабинет сотрудника ГУАП

 

Достоинством данной системы является полноценный личный кабинет преподавателя, где пользователь может оставить всю информацию о себе, разместить свои объявления, публикации.

К недостаткам я бы отнес отсутствие возможности посылать запрос для записи на дополнительные занятия. Также нет расписания.

Ещё один пример личный кабинет преподавателя/сотрудника НГТУ (рис. 4) [4].

 

 

Рис. 4. Личный кабинет сотрудника НГТУ

 

Личный кабинет преподавателя/сотрудника НГТУ обеспечивает единый доступ к следующим ресурсам:

− персональному сайту преподавателя (ввод и редактирование персональной информации, сведений о публикациях, размещение электронных ресурсов, добавление и наполнение страниц и т.п.),

− вводу информации о контрольных неделях, расписании консультаций, просмотру отчетов и др.

− электронной библиотечной системе.

В данном приложении студенты не имеют возможность отослать заявку на дополнительные занятия, а также отсутствует адаптивный дизайн, что исключает удобное использование приложения на мобильных устройствах.

Проанализировав возможности аналогичных систем, мной было выявлено, что большинство из них обладает достаточно неудобным интерфейсом или сложным функционалом.

Проблемой, существующей на данный момент, является то, что на рынке нет соответствующего легкого в использовании и настройке программного продукта или комплекса. Для решения данной проблемы предполагается разработать информационную систему для учета и контроля сведений о научных работах, и удобного их хранения.

Ра?зрабатываемая информационная си?стема до?лжна им?еть простой, по?нятный и уд?обный ин?терфейс по?льзователя дл?я пр?еподавателей и студентов ВУЗа.

В состав информационного обеспечения данной системы должны входить:

- потоки входной информации, к которым относятся личные данные преподавателей, результаты научной работы, учебно-методические разработки, нагрузка;

- потоки выходной информации, к которым можно отнести отчеты о научной работе, а также расписание занятий, зачетов и экзаменов.

Для ввода и вывода информации используются экранные формы, сканер и принтер.

В качестве программного обеспечения для разработки такой системы выбрана среда SublimeText3, локальный веб-сервер Open Server, языки программирования: HTML, CSS и PHP, а также для построения базы данных – система управления базой данных MySQL, для управления которой необходимо веб-приложение phpMyAdmin. [6]

Основным языком для создания структуры сайта является HTML.Большая часть современных интернет технологий основана на давно используемом, самом дискутируемом языке HTML. Он был разработан для выполнения разметки и оформления документов, размещаемых на веб-страницах. Свои первые черты язык начал обретать в 1986 году. Толчком стало принятие Международной организацией по стандартизации (ISO) ISO-8879-стандарта - Standard Generalized Markup Language или, в сокращенном варианте - SGML. К нему прилагалось описание, в котором говорилось о том, что SGML предназначен для структурной разметки текста. Примечательно, что описания внешнего вида документа не предполагалось.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что SGML не являлся системой для разметки текста и не располагал какого-либо списка структурных элементов языка, используемых в определенных условиях. Язык подразумевал описание синтаксиса написания главных элементов разметки. Спустя некоторое время они получили, хорошо известное сегодня название - «теги».

Вполне очевидной была потребность в создании языка, который:

− описывал какой элемент в каких случаях разумно применить;

− содержал перечень элементов, с помощью которых можно создать документ, читаемый разными программами.

Несмотря на то, что язык SGML, как и его схожие приложения, не получил особого развития, он и не был окончательно забыт. В 1991 году Европейский институт физики частиц объявил о необходимости разработки механизма, позволяющего передавать гипертекстовую информацию через Глобальную сеть. Именно SGML лег в основу будущего языка - Hyper Text Markup Language (HTML).С помощью него задаются необходимые метаданные, которые содержат информацию о документе (сайте), а также необходимую информацию для поисковых машин. Также создается разметка сайта, где и как будет располагаться тот или иной элемент. Все необходимые файлы, содержащие коды других языков, подключаются с помощью этого языка. [6]

SublimeText3 является проприетарным текстовым редактором, со многими функциями, такими как быстрая навигация, командная палитра, одновременное редактирование, автосохранение, высокая степень настраиваемости, пр?оверка синтаксиса, возможность поиска по мере набора. Он прост в использовании, имеет минималистичный интерфейс (минимум визуального шума) и кучу плагинов, расширяющих его функционал.

Создав «скелет» сайта, ему нужно придать красивый внешний вид. Для этого использованы каскадные таблицы стилей CSS, которые будут находиться в подключаемом файле.CSS (Cascading Style Sheets, каскадные таблицы стилей) – язык описания внешнего вида документа, созданного с использованием языка разметки. Языком разметки может быть XML, SVG, XUL, но обычно в этой роли выступает HTML.

Цель: разделить логическую структуру документа (например, HTML-документа) и описание внешнего вида.

− разные виды одного документа (экран, принтер, голос);

− более «богатый» визуальный язык;

− сам документ упрощается;

− упрощается поддержка и разработка.

Первое упоминание: 1994 год - Хокон Виум Ли. Далее – затишье, к разработке подключается Берт Бос.

1995 год – интерес со стороны W3C.

После 1995 года: развитие CSS как языка и создание стандарта. Это нужно, чтобы разработчики браузеров включали поддержку возможностей CSS в свои продукты.

С помощью этого языка определяется положение всех элементов на странице, а также их оформление. Существуют расширения, построенные на основе CSS это SCSS, Sass, LESS [6]. Так как все эти расширения перед отображением на сайте компилируются в файл CSS, то я сразу использовал каскадные таблицы стилей.

Чтобы придать интерактивность страницам, используется язык JavaScript. Этот язык работает на стороне браузера, то есть непосредственно с пользователем. На данный момент не существует аналогов, которые могут заменить язык JavaScript. Хотя большую часть функционала можно сделать с помощью CSS3, но этого еще недостаточно для полного замещения JavaScript. Существует одна очень большая и популярная библиотека jQuery, созданная на основе JavaScript [6]. Я буду использовать ее в своем проекте, так как на ней написано очень большое количество плагинов.

Каждый сайт или веб-приложение состоит из двух частей. Это клиентская часть и серверная часть. Часть «клиент» – это то, что каждый пользователь видит на экране, когда заходит на определенную страницу. То есть в роли клиента выступает веб-браузер. Пользователь использует веб-браузер, чтобы обращаться к серверу для получения какой-либо информации. Другими словами, пользователь выполняет какое-либо действие в браузере, например, хочет открыть страницу сайта. Веб-браузер формирует запрос и отправляет его серверу. Сервер обрабатывает этот запрос и отправляет браузеру ту страницу, которую пользователь запросил (рис. 5). Веб-браузер отображает ее. [2]

 

Рис. 5. Общая схема работы PHP-сайта

 

Есть много языков, которые существуют для разработки серверной части сайта. Это может быть авторизация и регистрация пользователя, поиск информации по сайту и так далее. Самый популярный язык веб-программирования серверной части – это скриптовый язык PHP. Поддерживается большинством хостинг-провайдеров. Также одним из преимуществ данного языка является простота кода и его компактность. Так как язык скриптовый, то код можно вставить в любую часть сайта, в код HTML. Но большинство разработчиков делают наоборот: используют PHP код, для отображения HTML. Это позволяет лучше контролировать содержимое страницы и ее функционал

Open Server – это портативный локальный веб-сервер, имеющий многофункциональную программу управления и большой выбор подключенных компонентов. Это полноценный профессиональный инструмент, созданный для веб-разработчиков на основе их рекомендаций и пожеланий для разработки, отладки и тестирования веб-проектов, а также для предоставления веб-сервисов в локальных сетях.

MySQL представляет собой одну из самых распространенных сегодня систем управления базами данных в сети Интернет. Основными ее качествами является надежность, высокая скорость и гибкость. Немаловажной характеристикой системы является ее бесплатность.

Для управления сервером MySQL необходимо веб-приложение phpMyAdmin. Он позволяет через браузер осуществлять администрирование сервера MySQL, запускать команды SQL и просматривать содержимое таблиц и баз данных. [6]

Техническое обеспечения системы рассматривается со стороны разработчика и пользователя.

Разработчику, для создания и обеспечения работоспособности информационной системы, понадобятся следующие составляющие:

− персональный компьютер с периферийными устройствами (клавиатура, мышь, сканер, принтер);

− интернет (необходим после запуска и тестирования системы для ее поддержки);

− сервер (используется для хранения файлов, ответа на запросы пользователей и выдачи запрашиваемой информации, обработки и выполнения скриптов, работы с базой данных).

Со стороны пользователя для работы с информационной системой, необходим только персональный компьютер с периферийными устройствами и интернет. В отличии от разработчика, пользователю сразу нужен доступ к интернету для пользования с системой.

Сценарий работы с приложением максимально прост. После того, как администратор получает свои данные для доступа к приложению, он авторизуется на сайте. После этого пользователь начинает настраивать все, что ему необходимо. Если это преподаватель и он просто для себя хочет вести электронный журнал своей группы, проводить тесты, общаться со студентами и использовать весь функционал приложения, то ему достаточно создать себе аккаунт преподавателя. После этого нужно авторизоваться под созданным аккаунтом и использовать функционал для преподавателя.

Если в системе будет участвовать и другие преподаватели, то им достаточно авторизоваться и пользоваться системой, для них уже все настраивает администратор. Они могут только составлять тесты, изменять свою личную информацию и добавлять публикации, а также общаться со студентами и другими преподавателями.

Для студентов функционал более прост, они могут только просматривать свое расписание и контроль успеваемости. Также они могут общаться с другими пользователями. На рисунке 6 изображена схема процессов, выполняемых в системе.

 

Рис. 6. Схема процессов, выполняемых в системе

Для свободного пользования системой, в первую очередь необходима авторизация пользователя, с уже существующим профилем (рис. 7). Регистрирует сотрудника администратор, но можно использовать синхронизацию с уже существующими аккаунтами в балльно - рейтинговой системе ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова. По?сле ре?гистрации ад?министратор передает логин и пароль пользователю, вследствие чего он получает доступ к системе. В самом начале работы, была разработана интерфейсная форма входа в программу с уже существующим профилем.

Рис. 7. Фо?рмаав?торизации по?льзователя

 

Макет веб-приложения (см. рис. 8) будет достаточно прост, но будет отличаться от уже привычного всем расположения элементов. Шапка (header) и подвал (footer) будут располагаться в панели меню слева от основного содержимого сайта.

 

Рис. 8. Расположение элементов приложения

 

Данное расположение очень удобно, так как очень большое поле отводится под содержимое, а все элементы управления сайтом расположены в одном месте.

Состав навигационного меню показано на рисунке 9.

Рис. 9. Навигация по приложению

«Основная информация» включает в себя информацию о преподавателе – дата рождения, ученая степень, контакты и т.д. Вкладка «Научная работа» позволяет сохраять результаты своих научный работ. В разделе «Учебно-методические разработки» имеется возможность хранить материал в удобной сортировке по дисциплинам для преподавательской деятельности. По ссылкам «Расписание занятий» и «Расписание зачетов/экзаменов» мы получаем соответствующую последнюю информацию о расписании занятий и экзаменов/зачетов. Далее мы рассмотрим все эти разделы подробнее.

Шапка сайта, так же, состоит из нескольких вкладок (см. рис. 10).

 

 

Рис. 10. Шапка сайта

 

В разделе «Диалоги» можно обмениваться сообщениями с другими пользователями, а раздел «Оповещения» предназначен для получения уведомления преподавателям от деканата.

Далее после входа в программу попадаем на главную страницу (рис. 11), там, где пользователю предоставляются возможности работы с основной информацией о преподавателе – дата рождения, ученая степень, контакты и т.д.

 

Рис. 11. Страница с основной информацией

 

На этой странице преподаватель имеет возможность внести изменения о личной информации о себе. Эта информация недоступна никому, кроме самому преподавателю.

Следующий раздел после основной информации «Научная работа» позволяет преподавателю хранить информацию и данные о его статьях, участии в проектах, грантах, участии в конференциях (рис. 12).

 

Рис. 12. Вкладка «Научная работа»

 

Раздел «Учебно-методические разработки» изображен на рисунке 13.

 

Рис.13. Страница «Учебно-методические разработки»

 

На этой странице преподаватель может добавлять и удалять дисциплины по своему усмотрению. Так же с помощью кнопки «Добавить» добавлять в таблицу строку для хранения материала по каждой дисциплине.

Расписание занятия для каждого преподавателя будет автоматически браться уже существующей доски расписания на официальном сайте университета. На рисунке 14 изображена страница расписания занятий.

 

 

Рис.14. Страница «Расписания занятий»

 

Последняя вкладка в навигационном меню «Календарные планы» даёт преподавателю возможность создавать, редактировать и удалять календарный план прямо на сайте. Так же имеется возможность скачать документ календарного плана формата «.docx». На рисунке 15 изображена страница «Календарные планы».

 

Рис.15. Страница «Календарные планы»

 

Расписание экзаменов и зачетов так же, как и расписание занятий будет отображаться автоматически с сайта (рис. 16).

 

Рис. 16. Страница «Расписания экзаменов/зачетов»

 

 

При новых сообщения и оповещениях, в углу каждого раздела высвечиваются уведомления (рис. 17)

 

Рис. 17. Пример отображения новых сообщений

 

Просмотреть новые сообщения можно открыв вкладку «Диалоги» (рис. 18).

 

 

Рис. 18. Страница «Диалоги»

 

На странице диалогов окно справа позволяет обмениваться сообщениями с другими преподавателями, а окно слева отображает недавние диалоги. С помощью поиска можно найти и написать любому преподавателю в системе.

Для выхода из системы на странице основной информации в навигационном меню появляется кнопка выхода (рис. 19). При нажатии на кнопку «Выход» будет выполнен выход из системы.

 

 

Рис.19. Страница «Основная информация»

 

На сегодняшний день, одной из обязательных характеристик любой информационной системы является обеспечение информационной безопасности.

Безопасность информации определяется отсутствием недопустимого риска, связанного с утечкой информации по техническим каналам, несанкционированными и непреднамеренными воздействиями на данные и (или) на другие ресурсы, используемые в автоматизированной информационной системы.

Для обеспечения информационной безопасности разработанной системы были выбраны следующие средства защиты:

− авторизация пользователей;

− антивирусная защита (данном случае это антивирус Kaspersky).

Использование таких средств защиты минимизировало риск информационной безопасности.

Таким образом, внедрение разработанной информационной системы «личный кабинет преподавателя», позволит упростить работу научно-педагогического работника, связанную с организацией и планированием контактной учебной работы, заполнением и актуализацией рабочих программ дисциплин, расписанием лекций, семинаров, лабораторных работ, экзаменов, зачетов, а также с заполнением и представлением различных форм отчетности и, соответственно, сокращением количества бумажных форм, поскольку вся необходимая информация будет аккумулироваться и храниться в «Личном кабинете».

 

Литература

1. Положение о научно – исследовательской работе профессорско –преподавательского состава, утвержденное ректором ГГНТУ 14.06.2019 // Официальный сайт ГГНТУ. URL: https://gstou.ru/files/localnie_akti/pologeniya/pologenie_o_nir_pps.pdf (дата обращения: 26.09.19).

2. Русскоязычный веб-сайт в формате коллективного блога – Хабрахабр // Официальный сайт «Habr». URL: https://www.habrhabr.ru (Дата обращения: 28.09.2019 г.)

3. Стратум // Официальный сайт «Стратум». URL: https://www.stratum.ac.ru. (Дата обращения: 01.10.2019 г.)

4. Новосибирский государственный технический университет – НГТУ // Официальный сайт НГТУ.URL: https://www.nstu.ru/staff/staff_account – Дата обращения: (02.10.2019)

5. Ленинградский авиационный институт [электронный ресурс] // Режим доступа: https://pro.guap.ru/user/login - Дата обращения: (11.10.2019)

6. Ефромеев Н.М. Основы web-программирования: учебное пособие // Ефромеев Н.М., Ефромеева Е.В. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 128 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/86300.html (дата обращения: 26.09.19).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: