Обнаруженные корабли викингов




Боевая тактика викингов

 

Первоначально успехи викингов объяснялись фактором неожиданности. Викинги высаживались на морской берег или поднимались вверх по течению реки под покровом темноты или пользуясь непогодой. Каких-либо постоянных армий в Западной Европе не было со времен падения Римской империи. Фризы, франки и англосаксы ничего не могли противопоставить этой тактике «ударил и убежал», поскольку сбор армии и её выдвижение к месту событий могло занимать недели. В результате викинги оказались обречены на успех. Особенно лакомым куском для викингов были монастыри. располагавшие значительными богатствами. которые почти не охранялись.

Воины стоят плечом к плечу, так что щиты частично перекрываются между собой. Вскоре две стены из щитов сойдутся, и начнется бой. Давление первых шеренг часто было настолько велико, что убитые не падали. Если одна из сторон прорывала строй противника, то старалась расширить прорыв, обратить противника в бегство и уничтожить его в преследовании. Стена из щитов 6ыла основным основным построением викингов, викинги передней шеренги рубили противники топорами и мечами, а их товарищи из второй шеренги разили врага копьями. В наступлении воины били но ободьям шитое мечами, издавая грохот, который деморализовал противника. Щиты викингов обычно были раскрашены в простые цвета с геометрическими узорами. Чаще всего встречались красные щиты, затем следовали желтые, черные, белые, зеленые и синие.

Поначалу набеги проводились силами нескольких человек, плавающих на одном-двух кораблях. Но по мере осознания успеха викинги начали собирать все более крупные армии. С появлением объединенных королевств в Норвегии и Дании викинги смогли собирать значительные силы, которые оказались способны удерживать занятую территорию. Так. викингам удалось взять в 866 г. Йорк и овладеть всей северо-восточной Англией.

С 850 г. датские викинги начали оставаться в Англии на зиму, собирая данегельд. Кент выплатил дань в 865 г.. но это не спасло его от дальнейших набегов. После 870 г. викинги владели значительными пространствами средней Англии от побережья до побережья. Эти земли, попавшие под власть датчан, назывались Данелаг землями. где действует датский закон. Сменилось поколение, прежде чем англосаксонским правителям удалось освободить свои исконные земли.

Конфликты между англосаксами и викингами часто выливались в открытые сражения. Например, в 937 г под Брунабургом или в 991 г. под Мальдоном. Викинги показали, что они могут не только совершать набеги на прибрежные районы, но и вести регулярные сражения на суше. Брунабург представляет особый интерес. поскольку в этом сражении викинги участвовали с обеих сторон. Англосаксонская армия, усиленная датскими наемниками, вступила в бой с норвежскими мятежниками из Ирландии и востока Данелаг.

В начале IX в. небольшие группы викингов совершали внезапные нападения на прибрежные поселения. В летописях такие группы называли армиями, так как настоящих армий большинство жителей континентальной Европы никогда не видело. Позднее численность викингов возросла. В 1066 г. в Англии Гарольд Хардрада высадился во главе десятитысячной армии. В армии викингов абсолютное большинство составляли воины, вооруженные копьями. Копье гораздо дешевле меча, его мог позволить себе иметь любой воин. Двое обнаженных по пояс викингов — берсерки. Викинги редко предпринимали штурм укреплении, по тикая атака с использованием штурмовых лестниц вполне могла иметь место. Известно, что викинги драли такие города, как Йорк, Париж и Бремен, хотя неизвестно, делали они это штурмом или блокадой. Сами викинги также строили простые укрепления в виде стен или валов с деревянными палисадами.
       

Сражения на западе и севере Европы обычно проводились в пешем строю. Характерная для средних веков рыцарская конница получила распространение лишь в XI в.. хотя франки на протяжении всей истории обладали неплохой конницей. В Византии и на востоке Европы. напротив, конница составляла важнейшую часть армии. Викинги же видели в лошади лишь транспортное средство. Викинги неоднократно терпели поражение. Например, в 881 г. они проиграли франкам под Сокуром, а в 972 г. были разбиты византийцами при Силистре из-за превосходства противника в коннице. Но нет правил без исключения: в 888 г. викинги сами применили конницу при Монфоко во Франции, а в 968 г. варяжская конница отмечена в сражении при Солкоге в Ирландии.

Иногда время и место сражения определялось заблаговременно, а само поле боя ограничивали плетнем из орешника. Нарушить соглашение и покинуть поле боя считалось позором. Также считалось нечестным продолжать разорять местность после того, как противник принял вызов и было выбрано поле боя. Англосаксы часто пользовались этим обычаем, чтобы собрать силы.

 

Стена из щитов

 

Основным боевым построением викингов была стена из щитов (skaldborg). Воины стояли в шеренге плечом к плечу, держа щиты так, что ге соприкасались и даже частично перекрывали друг друга. Впрочем, слишком плотного строя не получалось, так как каждому воину требовалось пространство для свободного замаха мечом или топором.

Позади линии щитов стояли копейщики и воины с длинными топорами, которые били и кололи поверх плеч передней шеренги. Условия местности имели значение. Сторона, занявшая позицию выше по склону, получала ощутимое преимущество. Если численность армии позволяла, формировались несколько стен из щитов, расположенных одна за другой.

Лучники и метатели дротиков начинали действовать еще до начала рукопашного сражения. Стрельбой они старались размягчить строй противника. создав в его стене из щитов слабые участки. После того, как противники сходились, начиналась рубка, которая продолжалась до тех нор. пока одна из сторон не прорывала строй противника, на этом участке следовала атака клипом (svynfylking). в котором первую шеренгу образовывали два воина, вторую — три, третью пять и т.д. Воины на флангах клина держали щиты перекрытыми, а воины из середины строя били копьями.

Если стену щитов удавалось прорвать, то строй рассыпался, и на поле боя воцарялся хаос. Впрочем, предводитель проигрывающей стороны мог проявить свою волю и харизму, собрать своих солдат и перегруппировать их, или бросить в бой резерв. В ранних армиях викингов были три типа воинов: рядовые воины из простонародья, состоятельные херсиры, а также вожди с сооственными дружинами. Главной целью боя был командующий армией противника. Если он погибал, то все остальные воины освобождались от принесенной ему клятве в верности. Простолюдины, составлявшие основную массу армии, предпочитали покинуть поле боя, тогда как элита считала позором проигрыш, предпочитая ему сражаться до последней капли крови.

Берсерки. Во многих сагах упоминаются берсерки или ульфхеднары. Оба слова означают «медвежья шкура» или «волчья шкура». Они обозначали воинов, которых в бою охватывала звериная ярость, дававшая им нечеловеческие силы и делавшая их нечувствительными к ранам. Способность быть берсерком передавалась по наследству. Одни историки объясняют ее заболеванием типа зпилепсии, другие говорят о вселении духов, третьи предполагают использование наркотиков. Язычники викинги считали, что берсерков касается Один, берсерков охотно брали в свою гвардию скандинавские короли. После принятия христианства к берсерком возобладало негативное отношение и это явление скоро прекратилось. Обычно берсерки дрались обнаженными по пояс, они также кусали щит за обод. Изображения таких воинов встречается на комплекте шахматных фигур с острова Льюис, датированных XII в. Мертвых и раненых на поле боя обирали победители. Иногда мародерство начиналось еще во время сражения. В первую очередь искали деньги и украшения, обязательно снимали оружие и доспехи. На гобелене из Байёе показано, что мертвых раздевали донага. Этот бедный воин для начала хочет поживишься парой добротных ботинок. Свободный крестьянин, против своей воли мобилизованный в ополчение (leding). Его одежда и вооружение типичны для бедного воина. Для защиты у пего имеется только щит, который он несет закинутым на ремне за спину. Его вооружение состоит из копья и нескольких дротиков. Выражение лица у ополченца такое, словно он читает стоки из «Хавамала» — сборника варяжских поговорок: «лучше быть живым, чем мертвым, только живой владеет богатством. Я видел, как горит дом богача, но смерть стояла за дверьми».

 

Сражения на море

 

Морские сражения викинги вели по тому же принципу, что и сражения сухопутные. Каждая сторона соединяла большую часть кораблей канатами, образуя платформу, на которой разворачивалось сражение с построением стены из щитов. Атакующие старались овладеть обороняющейся платформой.

По такому сценарию проходили сражения при Хафрсфьорде в 872 г., Свёльдре в 1000 г. и Ниссе в 1062 г. Атакующие брали корабль за кораблем, отсоединяя их от платформы. Оба флота сохраняли часть кораблей свободными, чтобы иметь возможность маневра. Свободные корабли действовали на флангах, осыпая противника градом стрел, камней и копий. Если обороняющимся удавалось перебить гребцов противника или поломать весла, атака часто захлебывалась из-за невозможности маневра. Но в целом элементы настоящего морского боя с маневром, таранами, выигрышем ветра и применением катапульт были совершенно неизвестны викингам. Большинство сражений проходило в спокойных прибрежных водах или устьях рек, где не оставалось места для тактики.

 

Армии викингов

Наверх

Размер армии викингов мог колебаться в самых широких пределах. В целом в период с VIII по XI в. наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению численности армий. В англосаксонских манускриптах доваряжской эпохи армией могли называть даже группу из 35 бойцов. Поэтому первые небольшие отряды викингов также попадали под определение армии. Но даже при описании позднейших сражений редко приводится численность сторон. Чаще размер армии викингов определяется по числу кораблей, но численность корабельного экипажа также колебалась в широких пределах. Считается, что армия викингов, осаждавшая Париж в 886 г. насчитывала 40000 человек при 700 кораблях, то есть на корабле было порядка 60 гребцов. Впрочем, цифры в рукописях эпохи викингов обычно представляют собой впечатления летописца, нежели точные данные.

Прежде чем приступить к рукопашному бою, обе стороны старались размягчить строй противника, осыпая его стрелами и дротиками. На изображениях того времени часто встречаются воины, несущие кроме копья еще несколько более коротких дротиков, которые держат левой рукой. Если викинги попадали под стрелы или дротики противника, они укрывались за своими шишами, как показано здесь. Подобная тактика была применима как на суше, так и на море. Если собиралось достаточно воинов, они могли прикрыться щитами спереди и сверху. Па снимке можно увидеть разнообразные узоры на щитах. Две линии сходятся. Большинство воинов вооружено копьями. В начале сражения воины, вооруженные мечами и топорами, могли только отражать удары копии, тогда как собственные копейщики пытались нащупать слабое место и пробить брешь в строе противника.

Первые набеги проводились местными вождями, желавшими добыть трофеев заграницей. Экипаж корабля комплектовался родственниками или членами того же клана, возможно соседями. Каждый викинг сам экипировался для похода, каждый участник получал свою долю трофеев. Часто викинги занимались не только грабежом, но и торговлей, по возможности сбывая награбленное. Отряд имел признанного вождя, но ключевые моменты похода всегда обсуждались на общем совете отряда. Среди участников набегов могли быть подростки в возрасте 12-15 лет. Для мальчиков это была возможность на практике изучить военное дело и перенять опыт старших.

После возникновения на территории Норвегии и Дании королевств изменилась и структура варяжских армий. На территории скандинавских государств ввели систему ополчения (leding). Эта система предусматривала, что каждый свободный землевладелец обязывался давать в армию определенное количество солдат, экипировки, оружия и кораблей в зависимости от размера своего имущества. Позднее вместо натурального налога ввели денежный, на собранные деньги нанимались профессиональные солдаты. Во главе армии стоял король. В распоряжении короля имелась его гвардия (bird). Каждый член гвардии приносил клятву в личной преданности королю.

«Избавь нас, Боже, от ярости норвежцев...» гласила распространенная в то время молитва. Щиты викингов носят следы боя. По соображениям легкости щиты набирали из тонких досок, ионному срок службы щита не превышал один или два боя. Металлические детали использовались повторно, а деревянные доски и невыделанная кожа стоили гроши. Отчетливо видно, что первый и третий щит на этом снимке набраны из досок. У четвертого щита кожаный обод прошит, а у третьего — прибит гвоздями. И те времена каждый гвоздь ковался отдельно и был достаточно дорог. Цвета щитов простые, тогда как изображения на них достаточно сложные. Щиты с корабля из Гокстада были раскрашены в черный и желтый цвета. Па гобелене из Озеберга видны изображения креста на щите. Солдаты св. Олифа носили на щитах красно-синие кресты по белому полю. На резных камнях с Готланда изображены радиальные рисунки на щитах.

Даже если скептически смотреть на приводимые в источниках цифры можно утверждать. что в этот период викинги располагали довольно внушительными армиями. В 881 г. под Сокуром норвежцы потеряли убитыми по меньшей мере 8000 человек. Армия короля Гаральда Хардрады, разбитая у Стемфордского моста в 1066 г. пересекла Северное море на 240-300 кораблях. Олаф Триггвассон под Мальдоном в 991 г. имел флот численностью 93 корабля. Армия разделялась на отряды, возглавляемые ярлами. Каждый ярл приносил клятву верности королю. В свою очередь, у каждого ярла в отряде имелись херсиры, которые приносили клятву верности ярлу.

 

Укрепления

 

Викинги умели строить укрепления. Известны укрепления в Фиркате, Аггерсборге, Треллеборге и Ноннебаккене, не говоря уже о линии Даневерк. Даневерк представлял собой внушительное сооружение на юге Ютландии в виде деревоземляной насыпи высотой порядка 2 и шириной 12 м. Насыпь удачно применялась к местности и обеспечивала достаточную защиту от набегов славян и германцев. Строительство линии началось в 737 г., а закончилось в 968 г. При общей длине 30 км Даневерк имеет только одни ворота, через которые шла дорога на Виборг. В районе Даневерка лежал торговый город Хайтабю. В 974 г. германцы под предводительством императора Оттона II сумели овладеть значительной частью южной Дании. включая Даневерк. Викинги сумели вернуть себе утраченное в 983 г.

Четыре упомянутых выше крепости были построены во второй половине X в. Они походили друг на друга по конструкции, но различались но размерам. Каждая крепость представляла собой замкнутую линию стен со рвом. Две главные улицы разделяли внутреннее пространство крепости на четыре сектора. В Треллеборге, Фиркате и Ноннебаккене стояло 16 больших построек, образующих четыре симметричные группы. Аггерсборг имел в два раза больший диаметр, и вмещал в два раза больше построек. Снаружи к стенам крепости примыкали различные пристройки и дома, их расположение было своим для каждой крепости. Главным назначением этих крепостей была защита местного населения и обеспечение безопасным жилищем представителей датского короля. Кроме того, крепости служили базами, в которых шел сбор и подготовка воинов к предстоящим операциям.

 

Викинги-наемники

 

В IX X вв. в Скандинавии появились братства наемников (vikinge-lag). Члены братства жили вместе и следовали определенному кодексу поведения. Эти опытные бойцы действовали не от своего лица, а поступали на службу наемниками. Наиболее известно братство йомсвикингов (Jomsvikinge-lag), которое действовало в укрепленном лагере и гавани Йомсбурга — современною Воллинда в устье Одера. Здесь в 980-е г. находился в изгнании Гаральд Синезуб. Йомсвикингов возглавлял ярл Сигвальд, дворянин из Скании. Сигвальд получил большую популярность благодаря песням менестрелей, а также упоминаниям в описаниях многих сражений.

Сегментный шлем с длинной носовой пластиной и кольчужной бармицей — единственный металлический доспех этого воина, решившего передохнуть. Не сохранилось археологических доказательств того, что кольчужная бармица имела кожаную подкладку, но у некоторых персонажей с гобелена из Байё видны детали, позволяющие сделать такое предположение. Воин вооружен мечом и саксом, который подвешен за спиной. Гамбезон закрывает торс, но его защитные свойства недостаточны. В описании сражения на Стемфордском мосту говорится, что викинги часто оставляли тяжелые кольчуги на кораблях, если требовалось совершать быстрые броски по суше. Головка рукоятки и перекрестье изукрашены серебряной и бронзовой инкрустацией. Ножны дополнены металлическими деталями. В сагах часто говорится, что мечи и топоры получали собственные имена, человеческие или казуальные: Щиторуб, Ногокус, Кровеголов, Кровоклюв или Синий язык. По шведски меч - Svärd, по датски - Sværd.

Как следует из саг йомсвикинги были в возрасте от 18 до 50 лет. Они были сильнее обычных воинов. Во время пребывания в Йомсбурге члены братства должны были сохранять мир между собой, оставляя решение серьезных споров на усмотрение командира.

Без разрешения старшего члены братства не могли покидать расположение своего отряда более чем на три дня. Женщины в Йомсбург не допускались. Йомсвикингам также запрещалось брать в плен женщин и детей. Трофеи делились поровну между всеми членами братства. За смерть членов братства мстили оставшиеся в живых. В бою йомсвикинги не могли показывать признаков страха, а отступать могли только при подавляющем численном превосходстве противника. Нарушение этих законов каралось исключением нарушителя из братства.

О йомсвикингах сложили свою сагу, записанную на исландском языке около 1200 г. О них упоминают и в других сагах. Король Олаф Триг-гвассон нанимал йомсвикингов по соображениям престижа. Если посмотреть историю братства, то оно в большинстве важнейших сражений оказывалось на проигравшей стороне. После 1010 г. братство приходит в упадок, а в 1043 г. его полностью разгромил король Магнус Норвежский.

 

Корабли и мореплавание

Наверх

Викинги были превосходными кораблестроителями, штурманами и мореплавателями. В других странах Европы плавание ограничивалось прибрежными водами, то викинги умели пересекать Северное море и Балтику, а также неоднократно путешествовали через северную Атлантику. В наши дни путешественник может определить свои координаты с точностью до метра с помощью GPS. Наши прапрадедушки XIX в. могли оценить свое местоположение на глобусе с помощью секстанта и хронометра. Но викинги плавали но морю, не имея никаких инструментов и карт, и все же приплывали туда, куда намеревались. Способ навигации викингов был достаточно надежен для того, чтобы совершать регулярные рейсы в Исландию и Гренландию, основывать там новые колонии и снабжать их всем необходимым.

Вид этого корабля, приближающегося к берегу, впутал страх в сердца европейцев па протяжении ІХ-Х вв. Хотя здесь реконструирован сравнительно небольшой корабль, высокий форштевень с ахтерштевнем и низкий планшир характерны для кораблей любых размеров. При скорости порядка 11 узлов (20 км/ч) корабль мог за сутки пройти порядка 500 км, двигаясь днем и ночью. Установленное на правом борту рулевое перо закреплено на доске верхнего яруса обшивки. Горизонтальным румпелем управляется один матрос. Перо руля опущено ниже киля, при приближении к берегу перо просто вынимается, здесь как раз показано начало этой процедуры. На месте руль удерживается кожаным ремнем, пропущенным через прорези в обшивке. Обратите внимание на клинкерную обшивку, где каждый верхний ярус слегка перекрывает нижний. Реконструкция такелажа. Обратите внимание на то, как экипаж развесил щиты вдоль планшира. Растяжки от мачты идут к носу и корме, к бокам натянуты ванты. Из нижних углов паруса выходят канаты, которые привязаны к палубе. Еще два каната привязаны к концам реи. С их помощью регулируют угол атаки паруса. Корабли викингов ходили при попутном ветре или при ветре, дующем в борт. При необходимости корабли также могли брать круто к ветру.

Иногда случались ошибки. Например, Бьярни Херъёльфссон в 985 г. проскочил мимо Гренландии и попал в Северную Америку. Вероятно, он попал к побережью Ньюфаундленда. Обнаружив свою ошибку, викинг вернулся и достиг Гренландии. Спустя несколько лет Лейф Эриксон, наслушавшись рассказов Бьярни, совершил экспедицию и попытался колонизировать новую землю Винландию. К великому сожалению мы не знаем вообще ничего о том, как ориентировались викинги в открытом море. Можно только предположить, что викинги плыли вдоль определенной широты до заданной точки, где поворачивали на север или на юг. В широтах, где плавали викинги, на небе видна Полярная звезда. Достаточно было следить, чтобы каждую ночь звезда находилась на одной высоте над горизонтом, чтобы держать курс. Пройденное расстояние примерно определяли, умножая скорость на истекшее время. В пользу этого предположения говорят саги, в которых корабли обязательно терялись в плохую погоду, когда Полярная звезда надолго пропадала из видимости, ветер быстро менял свое направление. а корабль шел быстрее, чем обычно.

 

Обнаруженные корабли викингов

 

Даже сейчас корабли викингов удивляют нас своими элегантными силуэтами. Едва ли найдется книга о викингах, в которой нет изображения корабля из Гокстада, обнаруженного в 18S0 г. Этот корабль, по-видимому, был своего рода яхтой вождя, а не боевым или торговым кораблем. Корабль из Гокстада. а также корабль из Озеберга (захоронение IX в.) и корабли из Роскильдефьорда и Скулделева (несколько кораблей IX в., использовавшихся в качестве блокшивов) позволяют нам проследить развитие варяжского кораблестроения. За основу викинги взяли североевропейскую конструкцию, о которой мы знаем благодаря англосаксонскому кораблю из Саттон-Ху, но значительно усовершенствовали её.

Небольшие лодки или скиффы строились по тем же принципам, что и большие океанские корабли. Различие заключалось лишь в том, что каждый гребец работал парой весел, а пе одним веслом. Тип лодки определялся по числу весел. Здесь представлен четырехвесельный ялик (faering).

В сагах упоминается названия множества кораблей, но трудно соотнести названия с конкретным типом. Основное разделение происходило на боевые и торговые корабли. Принципы строительства были одинаковыми у обоих классов, но конструктивно классы несколько различались.

Строительство корабля начиналось с вырубания киля из цельного дубового ствола. Второй дубовый ствол шел на изготовление форштевня и ахтерштевня. Поскольку дуб встречается редко, остальные части корабля делали из других сортов древесины: сосны, ясеня, березы, ольхи и ивы.

Боевые корабли строили быстрыми и маневренными, способными нести многочисленную команду и двигаться без паруса. Особой мореходности от боевых кораблей не требовалось, так как плавание проводилось в летнее время в благоприятную погоду. Боевые корабли имели относительное удлинение 7:1. Выгнутый киль позволял кораблям разворачиваться на месте. Вдоль бортов находилось множество гребных позиций, что позволяло кораблю не зависеть от паруса. На борту находилось достаточно гребцов, чтобы корабль мог идти на веслах круглосуточно, а гребцы сменяли друг друга в несколько вахт.

Торговые суда строили прежде всего с целью перевозки грузов. Они были вместительны, имели небольшой экипаж и могли двигаться по морю даже в плохую погоду. Соотношение длины к ширине у них составляло всего 4:1. Суда отличались высокими бортами, на носу и корме настилалась палуба, тогда как в центральной части судна находился грузовой отсек без палубы. Небольшой экипаж позволял торговому судну двигаться только под парусом. Судно Скулделев 1 при длине 16.3 м полностью мореходно. Им мог управлять экипаж численностью порядка десятка матросов. Боевой корабль Скулдеелв 2 имел длину 18 м и экипаж около тридцати человек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: