Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.




Из Каталога заданий Решу ЕГЭ. Социальные отношения.

Распечатать. Изучить ответы на задания такого типа.

Задание 26 № 219 Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть приведены следующие примеры:

1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»)»

2) школа (образование) дает необходимые знания;

3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Могут быть приведены и другие примеры.

Спрятать пояснение ·

Задание 26 № 367 С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены примеры:

— традиции — гостеприимство

— обычая — празднование юбилея

— церемонии — коронация

Спрятать пояснение ·

Задание 26 № 478 Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

 

1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);

2) стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, стремление народа Косово к независимости);

3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Задание 26 № 811 Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Пояснение.

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

 

1) критерии, например:

— возраст;

— род занятий (профессия);

— величина дохода;

2) соответствующие примеры (например, молодежь, труженики сельского хозяйства, средний класс)

Задание 26 № 885 В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите ее на конкретных примерах.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе раскрывается связь социального статуса и социальной роли: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определенные модели (типы) поведения. Приводятся примеры этой зависимости.

Например, от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы.

От руководителя предприятия — ответственных решений, заботы о членах коллектива.

Задание 26 № 1144 По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие проявления:

 

1) отказ от вредных привычек (например, после рождения ребёнка молодой отец бросил курить);

2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток);

3) усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);

4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа и т.п.).

 

Задание 26 № 1292 С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Пояснение.

В ответе должны содержаться следующие элементы;

 

1) модель ситуации, допустим:

— К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж.

 

2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и

— К. выписали премию;

— К. вручили грамоту;

— К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.

Задание 26 № 2291 Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.

- возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);

- усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);

- выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).

- выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,

Задание 26 № 3370 Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны две функции социального контроля, а так же иллюстрирующие их примеры, допустим:

1) регуляция общественных отношений (например, моральный контроль регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле)

2) противостояние асоциальному, деструктивному поведению членов общества (например, контроль посредством применения к правонарушителям мер юридической ответственности)

3) координация жизни людей, их групп, объединений (например, согласно нормам конституционного права, в государстве проводятся выборы в органы государственной власти)

4) поощрение социально одобряемого поведения (например, применение к людям, оказавшим волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, мер поощрения и общественного признания)

Задание 26 № 3775 Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие "лифты" и примеры:

- Брак. Де­вуш­ка вышла замуж за успеш­но­го бизнесмена, её со­ци­аль­ный ста­тус повысился.

 

- Профессия. Спо­соб­ный учи­тель стал ди­рек­то­ром школы.

 

- Армия. От­лич­ный сол­дат стал сер­жан­том и был на­зна­чен ко­ман­ди­ром отделения..

Могут быть при­ве­де­ны и иные "лифты" и при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Задание 26 № 3997 Назовите три признака, опре­де­ля­ю­щие этническую при­над­леж­ность индивида, и про­ил­лю­стри­руй­те каждый из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть ука­за­ны следующие при­зна­ки и примеры:

- общей тер­ри­то­рии (Русские в своем боль­шин­стве проживают в РФ.),

- общ­ность языка (В каж­дом государстве есть. го­су­дар­ствен­ный язык. это,как правило,- язык до­ми­ни­ру­ю­ще­го этноса),

обобщенность культуры. (В США боль­шин­ство жителей от­ме­ча­ют День благодарения)

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­зна­ки и примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Задание 26 № 4219 Назовите любые три ос­но­ва­ния со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дое из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие ос­но­ва­ния и примеры:

 

1 - Доход. (Уровень жизни круп­ных бизнесменов, бла­го­да­ря их доходам, силь­но от­ли­ча­ет­ся от уров­ня жизни ос­нов­ной массы населения.)

 

2 -Богатство. (У бо­га­тых людей боль­ше шан­сов дать более ка­че­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние своим детям.)

 

3 - Власть (имеющий власть вправе при­ни­мать законы, из­ме­нять со­ци­аль­ную струк­ту­ру общества, вли­ять на по­ли­ти­ку государства)

 

4 - Про­фес­сия (Человек об­ла­да­ю­щий пре­стиж­ной про­фес­си­ей по­лу­ча­ет по­вы­шен­ную зарплату, имеет воз­мож­ность про­дви­же­ния по слу­жеб­ной лестнице)

 

5 - Об­ра­зо­ва­ние (чем выше образование, тем боль­ше воз­мож­но­стей по­лу­чить ка­че­ствен­ные зна­ния и пре­стиж­ную профессию

 

Задание 26 № 4480 С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские знания, лич­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную ситуацию, ил­лю­стри­ру­ю­щую не­га­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся поведение. При­ве­ди­те три при­ме­ра не­фор­маль­ных не­га­тив­ных санкций, воз­мож­ных в этом случае

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие виды и примеры:

 

Примеры ситуаций: 1) мо­дель си­ту­а­ции, до­пу­стим:

 

- К., со­труд­ник круп­ной ре­клам­ной фирмы, со­рвал пе­ре­го­во­ры с парт­не­ра­ми, при­чи­ной срыва ока­за­лось его при­стра­стие к лег­ким нар­ко­ти­кам.

 

2) три при­ме­ра санк­ций, до­пу­стим: со­труд­ни­ки фирмы осу­ди­ли его дей­ствия.

 

- С со­труд­ником К. пе­ре­ста­ли общаться его друзья, узнав о его при­стра­стии к наркотикам

- Со­труд­ни­ку К. сде­ла­ла замечание соседка, за то что он курил лег­кие наркотики на лест­нич­ной площадке.

Задание 26 № 8915 В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:

1) Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;

2) Один из уроков обществознания проходил B виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны.

Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.

Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерами

Задание 26 № 9004 Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.

Пояснение.

Позитивное влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано такими примерами:

1) Татьяна увлеклась просмотром телевикторины; к началу передачи она открывает различные энциклопедии, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился;

2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения молодёжи;

3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.

Влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано другими примерами

Задание 26 № 9605

Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм:

1) обычаи и традиции (например, традиция наряжать ёлку на Новый год);

2) правовые нормы (например, переходить улицу по пешеходному переходу);

3) моральные нормы (например: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» и т. п.).

Могут быть названы другие виды норм, приведены другие примеры

Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 26.

Задание 26 № 9633



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: