Из Каталога заданий Решу ЕГЭ. Социальные отношения.
Распечатать. Изучить ответы на задания такого типа.
Задание 26 № 219 Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Могут быть приведены следующие примеры:
1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»)»
2) школа (образование) дает необходимые знания;
3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.
Могут быть приведены и другие примеры.
Спрятать пояснение ·
Задание 26 № 367 С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены примеры:
— традиции — гостеприимство
— обычая — празднование юбилея
— церемонии — коронация
Спрятать пояснение ·
Задание 26 № 478 Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:
1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);
2) стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, стремление народа Косово к независимости);
3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).
Задание 26 № 811 Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.
Пояснение.
В ответе должны быть представлены следующие элементы:
1) критерии, например:
— возраст;
— род занятий (профессия);
— величина дохода;
2) соответствующие примеры (например, молодежь, труженики сельского хозяйства, средний класс)
Задание 26 № 885 В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите ее на конкретных примерах.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе раскрывается связь социального статуса и социальной роли: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определенные модели (типы) поведения. Приводятся примеры этой зависимости.
Например, от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы.
От руководителя предприятия — ответственных решений, заботы о членах коллектива.
Задание 26 № 1144 По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Пояснение.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие проявления:
1) отказ от вредных привычек (например, после рождения ребёнка молодой отец бросил курить);
2) активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток);
3) усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);
4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа и т.п.).
Задание 26 № 1292 С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Пояснение.
В ответе должны содержаться следующие элементы;
1) модель ситуации, допустим:
— К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж.
2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и
— К. выписали премию;
— К. вручили грамоту;
— К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.
Задание 26 № 2291 Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.
- возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);
- усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);
- выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).
- выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,
Задание 26 № 3370 Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Указаны две функции социального контроля, а так же иллюстрирующие их примеры, допустим:
1) регуляция общественных отношений (например, моральный контроль регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле)
2) противостояние асоциальному, деструктивному поведению членов общества (например, контроль посредством применения к правонарушителям мер юридической ответственности)
3) координация жизни людей, их групп, объединений (например, согласно нормам конституционного права, в государстве проводятся выборы в органы государственной власти)
4) поощрение социально одобряемого поведения (например, применение к людям, оказавшим волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, мер поощрения и общественного признания)
Задание 26 № 3775 Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие "лифты" и примеры:
- Брак. Девушка вышла замуж за успешного бизнесмена, её социальный статус повысился.
- Профессия. Способный учитель стал директором школы.
- Армия. Отличный солдат стал сержантом и был назначен командиром отделения..
Могут быть приведены и иные "лифты" и примеры не искажающие смысла.
Задание 26 № 3997 Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие признаки и примеры:
- общей территории (Русские в своем большинстве проживают в РФ.),
- общность языка (В каждом государстве есть. государственный язык. это,как правило,- язык доминирующего этноса),
обобщенность культуры. (В США большинство жителей отмечают День благодарения)
Могут быть приведены и иные признаки и примеры, не искажающие смысла.
Задание 26 № 4219 Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие основания и примеры:
1 - Доход. (Уровень жизни крупных бизнесменов, благодаря их доходам, сильно отличается от уровня жизни основной массы населения.)
2 -Богатство. (У богатых людей больше шансов дать более качественное образование своим детям.)
3 - Власть (имеющий власть вправе принимать законы, изменять социальную структуру общества, влиять на политику государства)
4 - Профессия (Человек обладающий престижной профессией получает повышенную зарплату, имеет возможность продвижения по служебной лестнице)
5 - Образование (чем выше образование, тем больше возможностей получить качественные знания и престижную профессию
Задание 26 № 4480 С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие виды и примеры:
Примеры ситуаций: 1) модель ситуации, допустим:
- К., сотрудник крупной рекламной фирмы, сорвал переговоры с партнерами, причиной срыва оказалось его пристрастие к легким наркотикам.
2) три примера санкций, допустим: сотрудники фирмы осудили его действия.
- С сотрудником К. перестали общаться его друзья, узнав о его пристрастии к наркотикам
- Сотруднику К. сделала замечание соседка, за то что он курил легкие наркотики на лестничной площадке.
Задание 26 № 8915 В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:
1) Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;
2) Один из уроков обществознания проходил B виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны.
Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.
Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерами
Задание 26 № 9004 Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.
Пояснение.
Позитивное влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано такими примерами:
1) Татьяна увлеклась просмотром телевикторины; к началу передачи она открывает различные энциклопедии, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился;
2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения молодёжи;
3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.
Влияние СМИ на социализацию индивида может быть проиллюстрировано другими примерами
Задание 26 № 9605
Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Пояснение.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм:
1) обычаи и традиции (например, традиция наряжать ёлку на Новый год);
2) правовые нормы (например, переходить улицу по пешеходному переходу);
3) моральные нормы (например: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» и т. п.).
Могут быть названы другие виды норм, приведены другие примеры
Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 26.
Задание 26 № 9633