Музеи и выставочные залы




Город Плес прославил Исаак Левитан, даже существует поговорка «Плес прославил Левитана, а Левитан прославил Плес».

 

 

Плес

Исторический герб Плёса (1779)

 

От Иваново до Плёса порядка 70 км, ехать около часа.

Въездная застава, установленная в 2010 году к 600-летию Плёса

Расположен на севере Ивановской области, на правобережных холмах Волги (Горьковское водохранилище), в устье речки Шохонки — правого притока Волги. Наивысшая точка города — 54 м над уровнем Волги. Расстояние (по автотрассе) до районного центра — Приволжска 18 км, до областного центра Иваново 69 км, до Москвы 396 км[6]. Ширина Волги в районе Плёса — 650—700 метров, глубина фарватера — 15 метров[7]. Высота Соборной горы (горы Свободы) — 54,5 метра, высота Петропавловской горы (горы Левитана) — 50 метров над уровнем Волги[7].

Этимологический словарь Александра Преображенского устанавливает предположительное первоначальное родство со значением «место, где плескает», так как в плёсах всегда небольшая волна спешит к берегу. Топонимический словарь Владимира Никонова поясняет: старославянское «плёс» имело значение «озеро», а затем утвердилось вторичное понятие: «отрезок реки от поворота до поворота»[8]. Описание герба города, утверждённого в 1779 году Екатериной Великой, сообщает: «Во 2-й части щита въ серебряномъ поле река, съ выходящимъ изъ нея плесомъ, означающее имя сего города»[9]. Имеется в виду песчаная отмель, намываемая рекой Шохонкой (коса Перебор), скрытая сейчас под водой.

 

Точная дата основания Плёсской крепости неизвестна. Предположительно впервые Плёс упомянут в Новгородской летописи под 1141 годом как место, где был пойман посадник Якун Мирославич, бежавший вместе с князем Святославом от гнева новгородцев в Суздаль к князю Юрию Долгорукому[10]. Впрочем, идентификация данного места с нынешним городом не является общепринятой.

Плёс упоминается в числе разрушенных в 1238 году Батыем поволжских городов[11]. Утратив крепость, город продолжил своё существование. После того, как в 1408 году великий князь московский Василий Дмитриевич бежал от нашествия Едигея в Кострому, он повелел в 1410 г. построить здесь новую крепость, ставшую частью плесской таможенно-оборонительной системы. В 1471 году город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хожение за три моря».[12]

В 1778 году Плёс становится уездным городом Костромского наместничества. С 1796 года заштатный город Нерехтского уезда Костромской губернии. В Плёсе были полотняные фабрики, два солодовенных завода, две пивоварни, 10 кузниц, казенный соляной склад, торговые лавки. Отсюда доставлялась рыба к царскому столу. В 1812 году становится одним из центров формирования отрядов костромского народного ополчения.

При интенсивном развитии лёгкой промышленности в Иваново-Шуйском районе Плёс вплоть до постройки в 1871 году железной дороги (Иваново — Кинешма) оставался основным портом всего текстильного края. Впоследствии утратил своё значение как перекрёсток транспортных путей и превратился в захолустный городок. Как и про другие исторические города, «обойдённые» железными дорогами, туристам рассказывают, что плёсские купцы, стремясь предотвратить строительство железной дороги до Плёса, которая будто бы должна была их разорить, якобы «откупились от неё»[13].

 

Панорама Плёса в лучах закатного солнца

Панорама Плёса вечером с Волги

Вид на церковь Святой Варвары и деревянную Воскресенскую церковь вечером с Волги

Закат на Волге

Музей Левитана открылся 25 августа 1972 года и размещен в доме купца Солодовникова, где в 1888 и 1889 годах снимали комнаты Левитан и его друзья, художники Алексей Степанов и Софья Кувшинникова.. Экспозиция состоит из трех разделов. Первый зал посвящен биографии Левитана, главным образом периоду его пребывания в Плёсе. Официальных данных о биографии Левитана сохранилось немного. Личный архив и незаконченные работы были уничтожены по его распоряжению братом Адольфом незадолго до смерти художника. Причина этого решения Левитана до конца так и неизвестна. Жизнь Левитана была непростая, он рано осиротел, узнал голод, нужду, дважды выселялся «в черту еврейской оседлости», второй раз, даже будучи уже известным художником. Все эти испытания сказались на здоровье художника, который ушел из жизни в неполные 40 лет из-за тяжелого заболевания сердца. Но за 20 лет творчества Левитан успел создать в русской живописи целое направление нового русского пейзажа — пейзажа настроения. В образах русской природы художник смог передать весь спектр настроений и переживаний человека и смог понять, как говорят, состояние души природы. По картинам Левитана можно изучать его собственную жизнь художника, настроение его картин менялось в зависимости от периода жизни.

Дом-музей Левитана в Плёсе

Во втором зале музея размещены картины Левитана, Степанова и Кувшинниковой. Экспозиция достаточно скромная, но дает представление о творчестве Левитана.

Картина Левитана «Волга»

Картина Кувшинниковой «Плёс»

В третьей части музея воссоздана обстановка комнат, в которых жили художники. В интерьерах конца XIX века представлены в том числе и личные вещи Левитана: мольберт, этюдник, письменные принадлежности. Большую помощь в создании аутентичной обстановки мемориальных комнат оказала бывшая последняя хозяйка дома — внучка купца Солодовникова. После революции этот дом был национализирован и пережил немало превратностей судьбы: в нем размещались и спичечная фабрика, и мастерская по ремонту лодок, и коммунальные квартиры. Прекрасно, что сегодня всё вернулось на круги своя, и в Плёсе есть такой замечательный музей.

Обстановка комнаты Левитана в доме-музее

Обстановка комнаты Кувшинниковой в доме-музее

Плёс и Левитан неотделимы друг от друга. В Плёсе художник написал около 200 работ, в том числе такие хрестоматийные как «Тихая обитель», «Над вечным покоем», «Вечерний звон», «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Свежий ветер. Волга». Именно благодаря этим картинам он стал знаменитым художником. Многие искусствоведы полагают, что там, в Плёсе, Левитан и стал тем Левитаном, которого мы сегодня знаем. Но и Плёс получил известность благодаря творчеству Левитана. И сегодня имя Левитана и музей его имени стали, как пишут опять же местные журналисты, градообразующими брендами города.

Интересна история взаимоотношений Левитана и его музы Софьи Кувшинниковой. В 1880-е годы многие в Москве знали дом Кувшинниковых, находящийся недалеко от Хитровской площади. В этом доме жили полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна, которая устроила в их скромной казенной квартирке настоящий артистический салон. У Софьи Петровны можно было увидеть весь цвет московской богемы того времени. Здесь бывали братья Чеховы, артисты Ермолова и Южин, художники Репин и Перов и другие известные личности. Левитана привели сюда братья Чеховы. Несмотря на разницу в возрасте, между Софьей Петровной и Левитаном разгорелся один из самых известных в истории русской культуры роман. Софья Петровна не могла не увлечься одиноким, много пережившим, романтичным и талантливым художником, а Левитан с удовольствием принял ее заботу и нежность, которых ему так не хватало в жизни. Муж Кувшинниковой имел удивительно демократичные взгляды на брак и семью и отпускал жену вместе с Левитаном и еще одним художником, вечным ее поклонником Алексеем Степановым, на этюды — на Волгу, в Плёс. В Плёсе Левитан был счастлив: рядом была его муза, о нём заботились, он был свободен для творчества, вокруг была прекрасная русская природа. Художник испытывал огромный подъём, который не мог не отразиться в его творчестве. «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка», — удивленно говорил Чехов своему обычно меланхоличному другу. В свою очередь Левитан писал своему другу: «Я никогда еще не любил так природу, никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всем… оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью…».

Многие знакомые не одобряли связи Левитана и Софьи Кувшинниковой. Антон Павлович Чехов также осуждал в душе Софью Петровну. В конце концов, он не удержался и написал рассказ «Попрыгунья», в котором и описал всю эту историю. Появление рассказа Чехова в печати вызвало настоящий скандал в обществе. Многие обвинили Чехова в клевете и недобросовестности. Обиженный Левитан потребовал от писателя объяснений и хотел было вызвать его на дуэль, но его отговорили. Но он все равно рассорился со своим бывшим другом на несколько лет. Впрочем, впоследствии они помирились, иначе и не могло быть. Как пишет искусствовед Яновский-Максимов в своей книге о великих русских живописцах: «Дружба двух великих мастеров еще далеко не изучена до конца. Огромное влияние Антона Павловича Чехова на Левитана бесспорно, так же как сильно воздействие лирических пейзажей Левитана на Чехова. Одинокий, не знавший теплой человеческой дружбы, Левитан всей душой „прилепился“ к семье Чехова. Он любит Антона Павловича, крепко привязан к своему однокашнику Николаю Чехову, мечтает жениться на их сестре Марии Павловне». Но не суждено было Левитану породниться с Чеховыми. А вот Софья Петровна Кувшинникова действительно стала музой Левитана и появлялась на его холстах не однажды. 7

Портрет Софьи Кувшинниковой кисти Левитана 1888 г.

Автопортрет 1893 г.

Одна из самых знаменитых картин Левитана «Над вечным покоем» 1894 г.

Эта картина из тех произведений, что называются программными, центральными в творчестве. Сам Левитан признавался в этом купившему у него картину Павлу Михайловичу Третьякову: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам… в ней я весь, со всей своей психикой, со всем своим содержанием…». Деревянная рубленная в клеть церковь Святых Петра и Павла, построенная в XVI веке и ко времени приезда Левитана в Плёс из-за ветхости уже закрытая на замок, была воспринята художником как некий символ, как выражение национального начала в русском пейзаже. Левитан сделал много эскизов церквушки в лучах заката, пока жил в Плёсе. Картину-сочинение дописывал на озере Удомля под Вышнем Волочком, работал над ней с большим увлечением и всегда настаивал, чтобы Софья Петровна во время работы играла Траурный марш из Третьей (Героической) симфонии Бетховена. И вообще, Софья Петровна часто играла для Левитана, он очень любил слушать Моцарта в ее исполнении.

Нашли такое понравившееся описание картины над "Над вечным покоем": "Тяжелые свинцовые тучи клубятся над водами огромной реки, над маленькой деревянной церковкой на мысу, над покосившимися крестами погоста. Надвигается гроза. Ветер гнет деревья, близки раскаты грома, небеса готовы разверзнуться. В зловещую красочную гамму темно-синих и лиловых тонов вливается желтый закатный свет. Он словно усиливает состояние тревожной напряженности, ужаса перед лицом стихии. А в окне церкви - дрожание свечных огоньков, чье-то присутствие и чьи-то страстные мольбы о спасении. Над старым кладбищем, над вечным покоем продолжается жизнь. Вечная жизнь природы."

 

Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.

Еще одна знаменитая картина Левитана «Тихая обитель» 1890 г.

Как-то ученик Левитана Борис Николаевич Липкин спросил художника, какие свои картины он ценит более всего. Левитан ответил: «Да немногое. Вот „Тихую обитель“ до сих пор люблю». Сочиняя композицию картины, он поместил на нее ансамбль церквей на Соборной горе Плёса: зимнюю церковь Успения Богородицы — Успенский собор (1699) и летнюю, посвященную Казанской иконе Божией Матери — Казанская церковь (1824) (до наших дней церковь не сохранилась). Художник смог передать состояние молитвенной тишины, задумчивости, отрешенности от мирской суеты, передать самый характер Плёса, маленького приволжского городка, изолированного от всего мира и «лицемерных наших дел». Чтобы попытаться почувствовать это состояние и стоит приехать в Плёс.

Картина Левитана «Вечер. Золотой Плёс» 1889 г.

Один из шедевров Левитана, написанных на основе впечатлений от созерцания окрестностей Плёса. Картина писалась очень своеобразно. Сначала был сделан крошечный набросок на дощечке. А потом изо дня в день, Левитан по вечерам уходил на гору и находил точку, с которой ему был виден холм с пеньками и кустарником, дом Грошева и Подгорнова, высокая колокольня Зареченской церкви Варвары Великомученицы, за ней пятиглавье ещё одного храма и бесконечная гладь реки. Левитан наблюдал и просто заучивал краски, как учат стихи и сонеты. Сохранилось свидетельство художника А. А. Виноградова о том, как создавалось это полотно: «Я слышал, как он писал картину там, в Плёсе, и писал следующим образом: ходил куда-то на гору каждый вечер и наблюдал закат, а днем писал картину по впечатлению, и так каждый вечер и день долго продолжалось».

 

 

 

Вид на набережную Плёса с пристани рано утром

На пристани Плёса рано утром

Набережная Плёса

Дом в Плёсе, украшенный прорезной резьбой

Дом в стиле Модерн — бывший дом купца Новожилова — с нашей точки зрения полный новодел

Дом с мезонином на набережной

Скульптурная композиция на берегу Волги — «Дачница» или как ее называют «Муза пейзажа»

Муза пейзажа

Муза пейзажа и круизный теплоход

Памятник Плёсской кошке

Старинная торговая улица — Калашные ряды

Церковь Святой Варвары 1821 г.

Воскресенская церковь 1817 г. Построена в честь победы над Наполеоном на месте двух деревянных церквей.

Лестница на Левитановскую горку

На Левитановской горке

Скульптура Левитана на одноименной горке

Левитан за работой

Вид на церковь Святой Варвары и Волгу с Левитановской горки

Над вечным покоем

Сегодня Плёс живет активной жизнью, нельзя сказать, что город изолирован от остального мира. Это место проведения многочисленных и разнообразных фестивалей, выставок, конференций. Плёс — это столица российской пейзажной живописи. Уже более 10 лет в Музее пейзажа города организуется межрегиональная выставка современной пейзажной живописи «Зелёный шум». В городе проводится традиционный фестиваль современной моды «Льняная палитра» с участием ведущих модельеров России. Также надо упомянуть кинофестиваль имени А. А. Тарковского «Зеркало» и Плёсский фестиваль современного джаза Plios Jazz Festival.

Но особо надо отметить Левитановский музыкальный фестиваль. Сегодня он вполне претендует на градообразующую роль, такую же, как имя Левитана, пейзажи и церкви. Позволим себе привести пару цитат из рецензии на фестиваль от «Московских новостей»:

«…в большом городе никогда не случится того чуда, которое легко и непринужденно происходит в зале Левитановского культурного центра, где стоит маленький, кабинетный рояль Bechstein и играют музыканты самого высокого класса — для небольшого круга людей, специально собравшихся здесь, чтобы услышать настоящую музыку…»

«…Жизнь коротка, искусство вечно. В общем, именно для того, чтобы понять, как важно выйти за пределы своих бытовых забот, сколь бы существенными они ни казались, и нужно ехать в Плёс на Левитановский фестиваль…».

Этот фестиваль превращает Плёс из города провинциального в город вполне себе европейский, который необходимо посетить в обязательном порядке.

https://www.tourister.ru/responses/id_16593

https://yandex.ru/images/search?text=левита

https://ru.wikipedia.org/wiki/Плёс_(город)

Достопримечательности

Храмы

· Успенская церковь, чаще именуемая собором (1699);

· церковь Воскресения Христова (1817);

· Троицкая (1808) и Введенская (1828) церкви в Троицкой слободе;

· церковь Святой Варвары (1821);

· Преображенская церковь (1840);

· Деревянная церковь Воскресения (1699) — перестроена в советское время под клуб, в 1982 г. отреставрирована и перенесена в Плёс из села Билюково Ильинского района;

· часовня Архистратига Михаила (деревянная, 1825) — перенесена из деревни Антоново Приволжского района Ивановской области, освящена как церковь (2018);

· Петропавловская каменная церковь (1845), в советское время снесены купол и колокольня, не восстанавливалась.

Высота самой высокой колокольни (Варваринской) — 35 м, высота колокольни Воскресенской церкви — 32,5 м, Троицкой церкви — 32 м, Успенского собора — 25 м. Угол наклона колокольни Варваринской церкви — 10 градусов[7].

Музеи и выставочные залы

· В 1982 году создан Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, объединяющий следующие отделы: Дом-музей Исаака Ильича Левитана[15], Музей пейзажа (с 1997 г.)[16], постоянную экспозицию «Художественные промыслы Ивановского края»[17], музейно-выставочный комплекс «Присутственные места» с экспозицией «Древний Плёс и Ивановская земля» и Левитановский культурный центр с выставочными площадями (с 2012 г.). Музей пейзажа, расположенный в одном из первых каменных зданий в Плёсе — памятнике архитектуры XVIII века, является единственным в России[18].

· Работы современных художников можно увидеть в выставочном зале «Сообщества плёсских художников»[19]. В городе также имеются художественная галерея Л. Г. Николаева, арт-студия В. А. Панченко «Дебардакер»[20], галерея художественного стекла и живописи А. И. Тимофеева.

· Коллекцию фарфора, работ художника В. А. Федорова, русские лаки и лениниану показывает «Провинциальная арт-галерея-М».

· 20 декабря 2018 года открылась арт-галерея Елены Маньенан «Сельпо»[21].

Памятники и монументы

· Памятник Исааку Левитану; скульптор — Н. В. Дыдыкин, архитектор — В. Л. Новиков. Отреставрирован к 600-летию Плёса[22].

· Памятник князю Василию, основателю второй плёсской крепости, работа скульптура С. С. Алёшина (1910).

· Современные скульптуры «Кошка» (автор О. И. Илларионов, прообраз — любимая кошка плёсского художника Виталия Панченко по кличке Муха[23] и «Дачница» (предполагается, что её прообразом стала возлюбленная и спутница Левитана, русская художница Софья Кувшинникова)[24].

Литература

Ермолаев В. Г. Плёс — жемчужина Волги. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1987. — 176 с. — 85 000 экз. (1-е издание — 1978)

· Голубева П. А., Сорокин А. И. Флора города Плёса. — Плёс, 2009.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: