Одежда и украшения Материалы и технологии




Наверх

Основным сырьем для изготовления тканей у викингов служила шерсть. Однако, качество шерстяной ткани могло ощутимо колебаться. Одежда из импортной ткани символизировала достаток. Особой популярностью пользовалась фризская и англосаксонская ткань. Яркие цвета также указывали на достаток, так как для их получения требовалась сложная технология и импортное сырье, в том числе индиго и пурпур. Основная масса простых викингов довольствовалась домотканым сукном, окрашенным естественными растительными красителями. Впрочем. с помощью местных пигментов иногда удавалось получить неплохие результаты.

Овец, разводимых викингами не стригли. Шерсть у них выпадала в ходе естественной линьки. Собранную шерсть чистили, но так, чтобы полностью не снять естественный жировой слой — ланолин. Слой ланолина облегчал расчесывание и сучение нити, а также придавал ткани водоотталкивающие свойства. После очистки, шерсть чесали, располагая волокна параллельно, готовя шерсть к прядению. Для пряжи годились только длинные жесткие волосы, тогда как вычесанные короткие шерстинки шли на изготовление войлока.

Женщины слева и справа носят фартук-сарафан поверх своих рубах. В центре женщина одета в зимнюю рубаху и отдельный капюшон. Основным материалом для ткани служила шерстяная пряжа различной толщины и качества. Богатые викинги и их жены могли носить льняную одежду. На одежде могли ткаться узоры особенно популярны были полосы (справа). Обратите внимание на пару брошей, которыми пристегнуты лямки сарафана. Нижний край рубахи (справа) украшен тесьмой. Фонарь реконструирован по находке XI в., сделанной на Готланде. Деревянная рама фонаря обтянута свиным пузырем, внутри вставлена сальная свеча. Бедная женщина вроде этой наемной работницы, а также рабы носили простые рубахи, у них часто даже не было пары башмаков. Летом ходили босыми, а зимой оборачивали ноги кусками кожи, меха или сукна. Ремень, к которому подвешен нож свидетельствует о свободном статусе человека, рабы ножей не носили. Пряжка и наконечник ремня свидетельствуют о каком-то достатке. Эта женщина носит богатый костюм финского типа. Поверх белой рубахи надет синий фартук-сарафан, имеющий совсем иной покрой, чем тот, что был распространен в западных областях. Поверх надет настоящий фартук, также черта, уникальная для Финляндии. На груди три красивые броши в форме черепашьего панциря, соединенные цепочками. На брошах изображен спиральный узор. Обратите внимание на нож, ножницы и ключи, подвеженные к брошкам. Подсумок подвешен к тесемке фартука.

Во время прядения шерсть сворачивали в бесконечную нить. От изобретения прядения 12000 лет назад и до изобретения прядильного колеса в XIII в. прядение осуществлялось с помощью единственного приспособления веретена. В простейшем случае веретено представляет собой простую палку, но викинги применяли усовершенствованное веретено с грузом на нижнем конце, что обеспечивало более равномерное вращение веретена.

Чтобы получить пряжу несколько волокон шерсти выдергивались из массы, скручивались вместе, формируя начало нити, которое кренилось к веретену. Веретено опускали к земле и крутили его. Нить пропускалась сквозь пальцы. Когда веретено касалось земли, полученную нить накручивали на веретено, и цикл повторялся. Чем легче веретено, тем тоньше пряжа. но легкое веретено не может долго кружиться. поэтому его приходится чаще подкручивать. Тяжелое веретено крутится дольше, но тонкая нить на нем рвется, поэтому приходится делать нить толще. Если волокна шерсти слишком короткие, прясть с помощью веретена становится невозможно в принципе.

После того, как шерсть ссучена в нить — скучная и утомительная работа - появлялась возможность ткать из нити ткань. Большинство образцов варяжской ткани сотканы на вертикальных ткацких станках, представлявших собой простую раму, прислоненную к стене. Вертикальные нити основы натягивались на раму. Натяжение нитей регулировалось грузом. Через вертикальные нити основы пропускалась горизонтальная нить утка, поочередно проходя над и под нитями основы. Продетый уток прижимали к уже готовой ткани, добиваясь необходимой плотности.

Изготовление пряжи было постоянной заботой женщин и детей. Эта работа высоко не ценилась, хотя требовала концентрации и терпения. Обратите внимание на груз, прикрепленный к нижнему концу веретена. Благодаря своей массе груз обеспечивает более равномерное вращение веретена. В данном случае груз сделан из стеатита, хотя чаще для этой цели использован/ глину. Прядильщица носит льняную нижнюю рубаху и льняной сарафан-фартук. Нижние края верхней рубахи и сарафана подшиты красивым стежком. Вертикальный ткацкий станок с грузами показан с заправленными нитями основы. Вертикальные нити основы растягивались грузами. Горизонтальная ось покоилась на двух Y-образных жердях. Ось вращалась так, чтобы на нее наматывалось готовое полотно. Упоры для горизонтальной оси и нижние полосы покоятся на раме, закрепленные колышками. Ширина варяжского ткацкого станка обычно позволяла ткать материю шириной около 120 см. Красильия за работой. Окрашивается пряжа, а не готовая ткань. Яркий цвет достигается путем нескольких кратковременных замачиваний пряжи в горячем растворе пигмента. Результат зависит от множества факторов, все их которых учесть невозможно. Например, жесткость воды заметно влияет на растворимость в ней определенных пигментов.

Внешний вид ткани и ее прочность зависела от того, как много переплетений нитей основы и утка приходилось на единицу площади. Ткань викингов представляла собой компромисс между прочностью и мягкостью. Ручной ткацкий станок позволял получать различный узор, в том числе ромбический и елочкой, последний был особенно популярен среди викингов. Основа обычно была натянута сильнее, чем уток.

Изобретение горизонтального ткацкого станка позволило в четыре раза ускорить работу ткачих. В Хайтабю обнаружена деталь от горизонтального ткацкого станка, что позволяет датировать изобретение такою станка концом эпохи викингов. Но остается нерешенным вопрос о том, насколько распространился новый тип ткацкого станка. Даже в Хайтабю — торговом центре международной торговли —обнаружена единственная деталь от нового станка и множество грузов от станков прежнего типа.

Полученное сукно валяли. В результате этой процедуры на сукне поднимался ворс, что делало его пушистым и повышало его защитные свойства. В Хайтабю обнаружены некоторые образцы ткани с таким начесом, что выглядят словно мех. Викинги также делали «рыбий мех» (roggvarfeldr) — грубое сукно с вплетенными в ткань пучками непряденой шерсти. Такая ткань шла на пошив верхней одежды и оторочку краев.

Часто ткань или нитки, из которых ткалась ткань, окрашивались. Часть красителей получали из местных материалов, часть импортировали. Удивительно, насколько богатая палитра была у викингов, не знавших современных искусственных красителей. Не меньшее удивление вызывает тот факт, что с помощью естественных красителей растительного происхождения удавалось получить сочные цвета. Палитра не ограничивалась зелеными и коричневыми оттенками, но также включала в себя светло-желтый, красный и синий цвета. Яркую одежду носили те, кто мог себе ее позволить. В целом, ткацкие технологии викингов были более сложными, чем это можно себе представить. Наиболее качественные образцы ткани обладают плотностью порядка 50 нитей на сантиметр. Разнообразие стилей, достигаемое разнообразием узоров, обработкой и окраской, поражает воображение.

Вся эта пряжа выкрашена простыми растительными красителями, доступными во времена викингов. Разнообразие и насыщенность цветов опровергает предположение о том, что естественные красители дают лишь тусклый цвет. Обратите внимание на желтую и красную пряжу. Комбинация доступных растительных и минеральных пигментов делало палитру варяжских красильщиц весьма разнообразной. Женщина занимается пластинчатым ткачеством. Обратите внимание на квадратные пластинки с отверстиями по углам, через которые продеты разноцветные ниши основы. Мастерица передвигает пластинки и переворачивает их, формируя узор. Узоры обычно отличались простотой, поскольку рапорты были короткими, но терпеливая мастерица могла делать рапорты любой длины, добиваясь сложнейших узоров. Несколько образцов тесьмы, вытканных с помощью пластинчатой технологии. Все узоры имеют вертикальные оси симметрии.

Кроме сукна викинги также носили одежду из льна. Но так как в Скандинавии испытывалась острая нехватка плодородной земли, выращивание льна было весьма ограниченно. Вся пахотная земля шла под выращивание продовольственных культур, а овец пасли там, где невозможно было пахать. Выращивать лен могли позволить себе лишь те, кто обладал излишками земли. Поэтому льняная одежда всегда указывала на достаток ее владельца. Кроме того, лен не такой теплый, как сукно, поэтому не столь универсален. Поэтому только богатый человек мог позволить себе лишний предмет в своем гардеробе. Льняную нить удавалось прясть очень тонкой, поэтому льняную ткань обычно пускали на нижнее белье. Особая техника позволяла ткать ткань, выглядящую плиссированной и облегающей фигуру.

Этот работник явно беден. Но он носит нож на поясе, символизируя свой статус свободного варяга. На шее висит амулет, призванный принести удачу владельцу. Работник бос, а его простая одежда пошита из неокрашенной ткани. Женщина в длинной верхней одежде. От холодов она защищается несколькими слоями одежды. Из под верхней одежды виден подол сарафана-фартука, а из под него торчит рубаха и нижняя рубаха. К поясному ремню подвешен нож, ножницы, подсумок и рог, который использовался в качестве чаши. Верхняя одежда застегнута на горле брошью. На правом запястье виднеется витой серебряный браслет, который служил не только украшением, но и наличными деньгами. Детская одежда не отличалась от взрослой. Мальчики носят ту же рубаху со штанами, как и их отцы, разве что менее нарядные. Скорее всего детскую одежду даже не красили,, поскольку ребенок вырастал и з нее быстро. Цветная одежда и кожаная обувь г одного из мальчика свидетельствует о том, что его родители весьма состоятельны. Строчка по краю плаща подрубает кайму.

Шелк стоил дорого и в странах континентальной Европы, а для викингов был настоящей роскошью, так как завозился издалека. Только очень богатые викинги могли позволить себе носить шелковую одежду. Кроме того, шелк был слишком слабой тканью, легко приходящей в негодность в условиях тяжелого физического труда, которым приходилось заниматься даже богатым викингам. Чаще шелк использовался для декоративного плетения и вышивки. В Хайтабю обнаружен неоконченный кусок ткани с шелковой основой и золотым утком.

Хлопок был широко распространен в Византии и на юге Испании, но нет никаких свидетельств его использования викингами.

 

Специальные технологии

 

Викинги также владели специальными текстильными технологиями, о которых следует обязательно рассказать, поскольку в наши дни они почти полностью забыты.

С раннего железного века известна техника пластинчатого плетения. В этой технике основа ткани проходит не через раму, а в отверстиях в углах небольших квадратных пластинок. Множество пластинок укладываются стопкой. что позволяет получить множество ниток основы. Основу соединяют утком. При плетении разноцветных нитей получалась полоска с узором. На большинстве образцов мы видим повторяющийся геометрический узор, хотя имелась возможность ткать фигуры, цветы и даже корабли.

Викинги не знали вязания на спицах и крючком, но умели делать похожую на вязаную ткань с помощью иглы (naalbinding). Длинную нитку толстой иглой пропускали через петли предыдущего ряда. В результате получалось полотно, похожее на вязанное. С помощью этой техники могли изготавливать даже большие предметы одежды, хотя делали это нечасто.


Подробнее:https://swordmaster.org/2010/05/12/vikingi-chast-chetvertaya.html

Одежда викингов

 

Основной одеждой мужчин и женщин в период раннего средневековья была рубаха прямого покроя с рукавами. В подол рубахи могли вставлять клинья, иногда из ткани контрастного цвета. Женская рубаха по длине достигала лодыжки. Рукава женской рубахи могли быть полной длинны или укороченные. Встречались и рубахи без рукавов. Поверх рубахи женщины обычно носили верхнюю одежду, представлявшую собой нечто среднее между фартуком и сарафаном (hangerock).

Пряжки для ремня и отделка концов ремней, реконструированные по настоящим образцам, обнаруженным археологами. Большие пряжки украшены трехлистным узором ирландского происхождения. Между Норвегией и Ирландией шли активные связи, проходящие через базы викингов па Оркнейских островах и Гебридах. Варяжские ремни кроме пряжки и наконечника также могли иметь металлические накладки. Дети делают войлочные шарики. Войлок – разновидность валянной ткани. Шерсть размачивают в мыльной воде и сбивают в плотный слои, который после высыхания образует лист материала, похожий на ткань. Войлочные шарики были обычными игрушками детей. Из войлока также делали фигурки животных вроде тех, что обнаружены в Трондхейме, Норвегия. Торговец мехом представляет свои товар. Здесь в основном вещи повседневного ношения: шапки с опушкой и без, носки, подметки, игрушки и отрезы ткани. Войлок чаще изготавливали на месте.

Мужская рубаха по длине достигала колен, ее носили поверх штанов. Штаны могли быть разного покроя: полной длины, прямые и свободные. облегающие на манер средневековых рейтуз, до колен, с отдельными штанинами. Богатые викинги, желая показать свое состояние. шили себе шаровары, на которые шла уйма ткани. Одежда была суконной, ее покрой не сковывал движения. Поверх одежды викинги часто носили простой плащ и поясной ремень, к которому подвешивали личное имущество.

Признаком состоятельности было ношение льняной нижней рубахи с плиссировкой и облегающей верхней одежды. Богатая жена викинга могла носить льняную нижнюю рубаху.

Как уже говорилось выше, викинги использовали самые разные красители. Носить одежду, покрашенную в яркие цвета с использованием заморских красок, считалось признаком богатства. Бедняки носили некрашенную одежду или одежду, покрашенную простыми красителями из местного сырья. Например, в Хайнабю обнаружены коричневые ткани, покрашенные грецким орехом, который дополнительно служил антисептическим средством. Одежду викингов часто украшали но нижнему краю галунами или вышивкой, верхнюю одежду оторачивали мехом. Кроме украшения такая отделка также свидетельствовала о богатстве владельца.

Броши выполнены в двух разных стилях. Слева – соответствует находке из Линдхольм-Хое и выполнена в Урнесском стиле, представлявшем содой развитие Рингерикского стиля – непрерывные извитые линии различной толщины. Урнесский стиль развился в XI в. Он не имел листьев, характерных для других варяжских стилей. Справа - брошь в Йеллингскоом стиле. Переплетенное животное, вцепившееся в свое собственное тело. Реконструкция языческих амулетов и христианских нательных крестов. В верхнем ряду несколько образцов так называемого «молота Гора». Этот амулет изготавливался во многих вариантах, как абстрактных, так и реалистичных. Внизу справа и слева интересная промежуточная форма между молотом Тора и нательным крестом. Форма креста напоминает форму молота и носится длинным плечом вверх. Волчья морда на конце длинного плеча служила для продевания через нее цепочки. Волк был другим важным символом язычества. Внизу в центре находка из Рибе, Дания. Воин с двумя птицами па шлеме. По-видимому, этот амулет посвящен Одину, который ассоциировался с нарами животных: двумя орлами, двумя волками, восьминогой лошадью. По-видимому, неверная интерпретация подобных изображений и привела к расхожему представлению о викингах в рогатых шлемах. Канюшон, реконструированный по находкам из Хайтабю и ряда других мест, служил идеальным дополнением к рубахе в плохую погоду. Oн закрывал шею, голову и плечи, отлично защищая от непогоды. Капюшон такого покроя носили на протяжении нескольких столетий по всей Европе. Встречались капюшоны с подкладкой и внутренней набивкой.

То же самое следует сказать о материале брошек и булавок, использовавшихся для застегивания одежды. Богатые викинги застегивали плащи золотыми или серебряными застежками у плеча и бедра.

Их жены застегивали сарафаны парой богато украшенных брошек, соединенных цепочками. Бедняки довольствовались застежками из дерева или рога. Украшения и материал поясного ремня, а также пряжки и оковки кончика ремня также определялся состоятельностью владельца.

Обычной обувью викингов были башмаки, доходящие до лодыжек с застежками по бокам. Обычно башмаки шили из козьих шкур. Носили также более высокие сапоги, которые имели клапан, застегивающийся на лодыжке. Иногда обувь украшали вышивкой.

 

Украшения

 

Naalbinding — технология изготовления полотна с помощью иглы. В результате получалась ткань, напоминавшая ту, что вяжут на спицах или крючком — весьма частичная и несколько толстая. Мастерица носит простую льняную рубаху, застегнутую на груди с помощью небольшой серебряной заколки. Лен неокрашен. Серебряный браслет, молот Тора, янтарные бусы и бисер указывают на состоятельность семьи девушки.

Украшения имели повсеместное распространение. Украшения делались из золота и серебра. отливались из бронзы, вырезались из кости, вышивались бисером. Украшения свидетельствовали о состоятельности их владельцев. а также служили вложением средств. Скандинавские викинги почти не использовали монет. обычно торговля носила характер бартера. Но при случае уплатить можно было соответствующим количеством благородных металлов. Обычно в качестве уплаты шли украшения или их фрагменты. Именно фрагменты. Для викинга не представляло никакой проблемы отломить или отрубить часть браслета или ожерелья. Археологи даже используют специальный термин для обозначения таких фрагментов— «рубленое серебро» (hacksilver).

Несмотря на утилитарное к ним отношение, украшения викингов высокотехнологичны и изящны. При их изготовлении использовались технологии, применяемые и в наши дни. Изделия отливались или выковывались из плоской заготовки. Поверхность украшалась гравировкой. филигранью или чернью. Викинги не знали только технологию нанесения эмали. Многие серебряные и бронзовые изделия золотили. Так как викинги контактировали со многими другими народами, различные иностранные влияния отчетливо ощущаются в украшениях викингов. Кельтские мотивы вплетенных в узор животных попали из Ирландии. Впрочем, викинги творчески переосмыслили это заимствование, и вместо собак и людей, характерных для ирландских узоров, стали вплетать своих любимых драконов. Франкское влияние ощущается в брошах в виде трилистника. изготавливавшихся в Дании. На Готланде копировались славянские образцы.

Кроме функции украшения и наличных денег многие украшения имели бытовое предназначение. Броши, булавки п пряжки использовались для застегивания одежды. Наиболее интересны «черепаховые» броши, которыми варяжские женщины застегивали бретели своих сарафанов-фартуков. Это всегда были парные изделия, часто соединенные цепочкой или ниткой бисера. Броши в форме трилистника женщины использовали для застегивания коротких накидок. Плащи застегивались простой булавкой, булавкой с большим кольцом или серебряной либо бронзовой брошыо.

Другим видом повседневных украшений были различные амулеты, которые, как полагали, защищают своих владельцев от бед и приносят им удачу. Наиболее распространенным амулетом был «молот Тора», изготавливавшийся из различных материалов и в различных формах. Обнаружены бронзовые, серебряные и золотые молоты, которые иногда носили на цепочке. Викинги. принявшие христианство, носили нагельный крест. В Хайтабю обнаружена маленькая янтарная нога, которая, как считают, служила амулетом удачи. Найдены также янтарные топоры и свившиеся змеи. Эти находки сделаны на территории Скандинавии, Ирландии и Данелаг.

 

Женщины викингов

 

Девушки выходили замуж очень рано. По исландским законам девушек можно выдавать замуж в 12 лет, на практике этот возраст мог быть еще меньше. Брак всегда заключался по расчету. Обязательно учитывались отношения кланов жениха и невесты. Обычно браками скреплялись отношения между близкими кланами. Породнившиеся кланы поддерживали друг друга, и голосовали в пользу родни на совете (thing). Жених выплачивал отцу невесты некоторую сумму, а также приводил доказательства того, что сможет прокормить свою будущую жену.

Типичная одежда жены викинга. Льняная нижняя рубаха, поверх которой в холода надевали шерстяную рубаху. С верху надета одежда, представляющая собой нечто среднее между фартуком и сарафаном (hangerock), в данном случае зеленого цвета с красной отделкой. Плечевые бретельки пристегиваются с помощью заколок в форме черепахового панциря. Зимой дополнительно надевали верхнюю одежду. Подол достигает лодыжек, известны изображения еще более длинной одежды, волочащейся но земле. Рубаха могла иметь длинные или короткие рукава, либо не иметь рукавов совсем. Женские руки считались источником женской красоты, молодые женщины предпочитали демонстрировать их соответствующим образом. Замужние женщины убирали волосы в пучок и покрывали голову косынкой. Незамужние девушки ходили простоволосые или заплетали волосы в простую косу. Эта женщина носит нитку стеклянного бисера и другие подвески, прикрепленные к «черепаховым» заколкам. В центре серебряная подвеска Йеллингского стиля «вцепившееся животное». Подвески такого тина делали в разном стиле из золота, серебра или бронзы. Такие подвески находят в Скандинавии, Англии, Ирландии и России. Броши скопированы с найденных в женском захоронении па территории Норвегии. Эти украшения йеллингского стиля изображают трех переплетенных лентами животных, их головы показаны в профиль. Большинство женщин носило пару брошек на бретельках своего сарафана. Известны множество вариантов, показанный здесь встречался нечасто. Среди множества обязанностей варяжской женщины было одержать при себе все ключи от домашних замков на дверях и сундуках. Эти ключи подвешивали на ремешке или цепочке, приказывая к «черепаховой» брошке или на отдельной заколке. Латунный ключ от сундука, спиныюй ключ от висячего замка. Ножницы характерны для раннего средневековья. Они могли быть длиной от нескольких сантиметров для перерезки ниток, и до длинных, предназначенных для стрижки овец. Большинство ножниц ковалось из цельного куска железа. Ножницы имелись у большинства мужчин и женщин, но небольшие ножницы встречаются только в женских захоронениях. Реконструкция различных заколок и брошек, встречавшихся в эпоху викингов. Выпуклые «черепаховые» броши (вверху слева и справа) могли быть практически любого стиля. Трилистники (вверху в центре) использовали для застегивания шали на груди. Круглые броши в нижнем ряду характерны для Финляндии, их носили парами. Внизу слева и справа броши с Готланда, встречающиеся и в других местах. Выполнены в йеллингском стиле. Бедняки редко имели столь изобильные трапезы. Голод был постоянной угрозой. Плохой урожай встречался часто, но даже в хороший год удавалось снять не так много зерна. В удачные времена викинги ели дважды в день. Основу рациона составляло мясо дичи и домашних животных: в том числе конина и медвежатина. Из овощей выращивались горох,, лук, чеснок и капуста. Стол разнообразили дикими ягодами и орехами. Козье и коровье молоко использоваш для изготовления масла и сыра. Кур и гусей держат на яйцо и мясо. Рыба составляла заметную часть варяжского рациона. В Порке обнаружена целая производственная линия но переработке рыбы.

Одежда женщин не уступала по нарядности и украшениям одежде мужчин. Именно в обязанности женщин входило изготовление одежды. Все этапы технологической цепочки от прядения до окраски и ткачества проходили дома. Опытная прядильщица за десять часов работы может насучить нить для изготовления простой рубахи. То есть, пошив одежды был крайне трудоемкой работой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: