Основные богословские темы Книги пророка Ионы




Время создания книги

Большинство исследователей согласны, что эта книга не является историографическим произведением, подобно Книге Судей Израилевых или 1-4-й Книгам Царств. Смягченный вариант аллегорической интерпретации сводится к тому, что Книга прор. Ионы - это притча о миссии Израиля в языческом мире: Израиль должен принести спасение др. народам, а не замыкаться в добровольной самоизоляции. Можно сказать, что Книга прор. Ионы является прозаическим произведением, вобравшим в себя в трансформированном виде ряд других жанров. Местами она содержит элементы иронии и пародии, которые не отменяют ее серьезного содержания, а морально-философская проблематика сближает ее с литературой премудрости.

Большинство совр. комментаторов считают, что Книга прор. Ионы, по-видимому, была создана много времени спустя после разрушения Ниневии (612 г. до Р. Х.). Хотя считается, что Книга прор. Ионы, вероятно, была создана в персид. период (V-IV вв. до Р. Х.). Опираясь же гл. обр. на лингвистические данные, можно датировать Книгу прор. Ионы персид. или раннеэллинистическим временем, т. е. V-III вв. до Р. Х.

 

Содержание книги пророка Ионы

Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге Иона уделено лишь несколько слов (3:4), она вошла в сборник пророческих книг Библии потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка. В первой части повествования (главы 1–2) рассказывается о том, что Бог повелел Ионе, сыну Амиттая, отправиться в столицу Ассирии Ниневию и возгласить погрязшим в грехах и нечестии жителям города скорую кару. Пытаясь уклониться от возложенной на него миссии, Иона сел на корабль, плывший в противоположном направлении. Бог наслал на море великую бурю, и брошенный моряками жребий указал на Иону как на виновника Божьего гнева. Буря не утихала до тех пор, пока Иона не был выброшен в море по совету самого пророка, сознавшегося в том, что он бежит от Бога, и лишь после того, как моряки напрасно пытались вернуться на сушу. Однако Иона, не выполнивший еще возложенную на него миссию, не погиб в пучине: огромная рыба проглотила пророка, который, пробыв три дня в ее чреве и вознеся оттуда благодарственную молитву Богу за чудесное спасение (2:3–10), был извергнут ею на сушу. Во 2-й части (глава 3) повествуется о том, как Иона был вторично призван Богом к выполнению возложенной на него миссии. Прибыв в Ниневию, он провозглашает, что через 40 дней Бог разрушит город за грехи его жителей. Жители Ниневии во главе с царем, уверовав в Бога, объявляют пост и всенародное покаяние, вследствие чего Бог решает помиловать их. В последней части (глава 4) раздосадованный Иона обращается к Богу с жалобой, объясняет свое первоначальное нежелание выполнить свою миссию уверенностью, что милосердие побудит Бога простить жителей Ниневии, и просит ниспослать ему смерть. В ответ Бог предуготовляет ушедшему из города Ионе куст, который дает пророку защиту от палящих лучей солнца. Однако посланный Богом червь источает куст, и, когда наведенный Богом знойный ветер и палящее солнце истощают силы Ионы и тот просит смерти, Бог говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое за одну ночь выросло и в одну же ночь пропало, а Я не пожалею Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек... и множество скота?» (4:10–11). Этим вопросом, а не разрушением Ниневии заканчивается книга Иона, и читатель, а не составитель книги, должен дать на него ответ и сделать соответствующие морально-религиозные выводы.

Некоторые экзегетические моменты книги

Вначале книги говорится о «спуске» пророка – пророк идёт в другую сторону (на Запад) в город, порт, корабль с язычниками, трюм, сон, чрево рыбы, морская пучина, Шеол. Далее в книге «подъем» пророка - молитва, выбрасывает кит, Яфа, Ниневия, призыв к покаянию, подъем на холм, разговор с Богом.

Яфа - нынешний Тель-Авив.

Фарсис (Таршиш; Θαρσίς) - древний город или страну в Средиземноморье. В XX в. чаще всего предполагали, что это место находилось в районе г. Тартесс в Юж. Испании, в устье Гвадалквивира. Однако в то же время существовали убедительные аргументы в пользу отождествления Фарсиса с г. Тарсом на юге М. Азии, как предлагал еще Иосиф Флавий. С этой гипотезой лучше согласуются упоминания о Фарсисе как в Библии (см., напр.: Пс 47. 8; 3 Цар 10. 22), так и в надписи ассир. царя Асархаддона (ок. 680-669 гг. до Р. Х.), в к-рой говорится, что Асархаддону покорились «цари морских стран от Кипра и Ионии до Таршиша».

«Еще сорок дней - и Ниневия будет разрушена - в смысле «разрушать», употребляется чаще всего, когда речь идет о Содоме и Гоморре (Быт 19:21, 25:29; Вт 29:23; Ам 4:11; Плач 4:6; Ис 13:19; Иер 49:18; 50:40). Т. о., Ниневия уподоблена этим городам, грех к-рых заключался скорее в разврате (Быт 19:4-9), нежели в ведении завоевательных войн. Ниневия город разрешенный в 612 году до РХ, о разрушении города говорил пророк Наум.

Растение - по велению Бога над его головой вырастает растение, к-рое обычно отождествляется с клещевиной (Ricinus communis). Его наименование в древнеевр. тексте - сходно с аналогичными греч. κίκι и егип. названиями этого растения. В LXX оно передано как κολοκύνθη - тыква, к-рое отчасти созвучно евр. слову.

 

Основные богословские темы Книги пророка Ионы

Покаяние. Конечно, самая первая богословская тема книги пророка Ионы, это тема человеческого покаяния и Божьего прощения.

Стереотипы и критика ксенофобии. В Книге прор. Ионы описаны события, к-рые читатель вряд ли мог ожидать. Так, язычники (ниневитяне и моряки) оказываются восприимчивее к воле и слову Бога, чем И.- представитель избранного народа и пророк. Парадокс книги:
Богу послушны все - моряки, большая рыба, морская пучина, царь, жители Ниневии, тыква. Непослушен пророк, это антипророк, пародия на пророка, видимо Иона это образ непослушного Израиля. Иона это образ Израиля, который даже своим антипримером может нести весть о Боге язычникам. В таком плане - чрево кита это может быть плен, нашествие войск, религиозная мертвость и т.д. Ещё одна интерпретация книги, как аппозиция деятельности Ездры в плане национальной и религиозной обособленности от язычников (1 Езд). Таким образом, книга пророка Ионы притча-аллегория, при чем ни сколько из-за скепсиса к чуду, что пророк провел три дня в чреве кита, а сколько несогласованность с исторической канвой событий Ассирийского царства и пророчеством о разрушении Ассирийского царства в книге пророка Наума.

Так же, скорее всего Иона хотел, чтобы ниневитяне получили достойное возмездие за свои злодеяния; т. о., ставится серьезный вопрос о совместимости Божественной справедливости и милосердия. Бог же не упоминает о покаянии ниневитян, в беседе с И. Богу важно подчеркнуть другое: они не ведают, что творят: «не умеют отличить правой руки от левой». Ответ Бога о тыкве и жителях Ниневии мотивирует милосердие, однако противоречие между милосердием и справедливостью остается неразрешенным, но читатель книги хорошо знает, что позднее Ниневия все-таки погибла: в др. раз Бог не пожалел, а покарал город.

Таким образом, книга пророка Ионы не только книга о пророке, пророчестве, покаянии, но и об универсализме помилования, которое исходит от Господа.

Новый Завет (Мк 8:11; Мф 12:38; Лк 11:16).

«Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12:40).

«Три дня и три ночи», которые Иисус провел во гробе, подобно пророку Ионе во чреве кита (Мф 12:40). На самом деле, если Он был погребен вечером в пятницу и воскрес в ночь на воскресение, то провел он там не 72 часа, а примерно 30, по нашему счету – полторы ночи и один день. Однако по иудейскому обычаю сутки начинались на закате, соответственно, он провел в могиле пятницу, субботу и воскресение, даже если от пятницы и воскресения на этот срок пришлось совсем немного – а такой срок и называется «три дня и три ночи».

Кстати, при таком способе отмерять время правление царя, которое началось в конце одного года и заняло всего лишь несколько месяцев, будет обозначено как «два года», потому что и в том, и в другом году этот царь действительно правил.

«...ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф 12:39-41), «знамение Ионы» включает в себя 2 аспекта:

- чудесное пребывание И. невредимым во чреве рыбы означает указание на дальнейшее воскресение Иисуса Христа;

- проповедь И. ниневитянам. Покаяние, совершенное жителями Ниневии благодаря проповеди И., становится в словах Спасителя реальным укором и предупреждением для иудеев, поскольку исходит оно из уст Того, Кто «больше Ионы» (Мф 12:41).

Отказ Спасителя дать чудесное знамение равнозначен указанию на историю с И. Единственное знамение Христа будет заключаться в победе над смертью через Его воскресение, к-рое было предызображено в истории И. В словах Спасителя было задано значимое впосл. для христ. богословия противопоставление ниневитян-язычников иудеям. Обращение ниневитян во времена И. становится осуждением иудеев, к-рые отвергли Его благую весть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: