УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЯ НА НАГРЕВАНИЕ И РЕЖИМЫРАБОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Испытаниям на нагревание подвергаются все виды электрических машин. ГОСТ 25000-81 устанавливает методы испытаний на нагревание и ГОСТ 183-74 определяет предельные длительно допускаемые превышения температуры частей электрических машин при различных способах измерения температуры. Задачей испытания на нагревание является определение теплового состояния машины, устанавливающегося при ее нагрузке в номинальном (или ином заданном) режиме работы, характеризуемого превышениями температуры отдельных частей, а для некоторых видов машин - температурой, поскольку температура охлаждающей среда дляних достаточно определена. Это испытание может проводиться либо непосредственно в таком режиме работы, либо косвенно путем проведения ряда опытов, в которых машина нагревается не сразу всеми потерями, соответствующими данному режиму, а поочередно потерями отдельных видов с последующим расчетным определением результата их совместного действия, либо, наконец, искусственным методом в режиме работы, подобранном так, чтобы нагревание было по возможности близким к реальному режиму работы, но выполнение которого легче и экономичнее, чем реального режима.
Режимы работы электрических машин
Электрические машины могут работать в различных номинальных режимах. ГОСТ 183-74 классифицирует все возможные режимы их работы.
Режим S1 - продолжительный номинальный (рис.3.1), длительность N которого такова, что при неизменных мощности Р нагрузки и потерях DР превышения температур Qmax, всех частей машины над практически неизменной температурой охлаждающей среды достигают практически установившихся значений. Под термином "практически установившаяся температура" понимается температура q, изменение которой не превышает 1°С в течение часа при условии, что нагрузка машины и температура охлаждающей среда остаются практически неизменными, а под термином "практически неизменная температура охлаждающей среды" понимается температура среды, изменяющаяся не более чем на 1°С в час для газообразной охлаждающей среды и 0.5 °С для жидкой.
Режим S2 - кратковременный номинальный (рис. 3.2). В этом режиме периоды неизменной нагрузки чередуются с периодами отключения машины. При этом периоды нагрузки настолько непродолжительны, что превышения температур всех частей машины не успевают достичь установившихся значений.
Режим S3 - повторно-кратковременный номинальный (рис. 3.3). В этом режиме цикл работы равен сумме рабочего периода N и паузы R. Характеризуется режим продолжительностью включения (ПВ), выражаемой в процентах и равной отношению продолжительности рабочего периода к продолжительности полного цикла
![]() |

где tц - продолжительность полного цикла.
Стандартными считаются ПВ = 15, 25, 40 и 60%. Продолжительность цикла обычно принимается равной 10мин. В период паузы машина должна быть отключена и остановлена. Испытания проводятся до достижения практически повторяющейся температуры частей машины, т.е. такой температуры в моменты включения или отключения, изменение которой не превышает 2 °С в час.
Режим S4 - повторно-кратковременныйноминальный с частыми пусками (рис. 3.4) и электрическим торможением.
В этом режиме в отличии от режима S3 количество циклов составляет от 30 до 360 в час, продолжительность пуска D соизмерима с длительностью работы N.
Режим S5 – повторно-кратковременный номинальный с частыми пусками и электрическим торможением (рис. 3.5).
В этом режиме каждый рабочий период заканчивается отключением машины и ее электрическим торможением длительностью
Режим S6 – перемежающийся номинальный (рис. 3.6). В нем рабочие периоды с неизменной номинальной кратковременной нагрузкой чередуются с периодами V холостого хода. Характеризует режим относительная продолжительность нагрузки (ПН), являющаяся отношением продолжительности рабочего периода N к продолжительности цикла tц полного цикла
,
где tц - продолжительность полного цикла.
Обычно считаются ПН, равные 15, 25, 40 и 60 %, а продолжительность одного цикла составляет 10 мин.
![]() |
Режим S7 - перемежающийся номинальный с частыми реверсами и электрическим торможением (рис. 3.7).
В нем каждый рабочий период заканчивается электрическим торможением, а затем без перерыва производится реверс и начинается следующий рабочий период. В этом режиме число реверсов 30...360 в час.
Режим S8 - перемежающийся номинальный с двумя частотами вращения и более (рис. 3.8). Он состоит из непрерывно чередующихся, циклов (количество циклов в час - 30, 60, 120 и 240), каждыйиз которых имеет несколько рабочих периодов№1, №2, №3 с различными частотами n вращения и соответствующими нагрузками.
Если ЭМ предназначена для работы в нескольких номинальных режимах, то испытания проводят в режимах с наибольшими превышениями температуры отдельных частей.
Испытание машины на нагревание в режиме S2 проводят при условии, что к началу испытания все части машины находятся в практически холодном состоянии. Во всех других режимах испытания на нагревание можно начинать независимо от теплового состояния частей машины. Испытание на нагревание заканчивается для режима S1 при достижении практически установившейся температуры; для S2 после окончания нормальной длительности режима; для режимов S3, S4, S5 по достижении в местах измерений практически повторяющейся температуры в конце рабочих периодов и пауз (измерения температуры при испытаниях S3, S4, S5 производят после испытания половины последнего периода работы); для режимов S6, S7, S8 - после достижения в местах измерения практически повторяющейся температуры в конце соответствующей части цикла.
При испытаниях на нагревание в режимах S4, S5, S7, S8 коэффициент инерции должен быть номинальным. Величина коэффициента инерции оказывает существенное влияние на результаты испытаний. Под коэффициентом инерции понимают отношение суммы моментов инерции вращающейся части двигателя и приводимого механизма к моменту инерции вращения частей двигателя
Если частота вращения приводного механизма ПМ отличается от частоты вращения двигателя nд, то момент инерции приводного механизма Jм должен быть приведен к валу двигателя по формуле
где Jм - фактический моментинерции приводимого механизма.
За нормальные значения коэффициента инерции приняты: 1,2;1,6; 2,0; 4.0; 6,3; 10,0.
Длявсех перемежающихся номинальных режимов работы допускается производить испытание на нагревание в эквивалентном продолжительном режиме работы, ток которого равен среднему квадратичному току данного режима. В общем случае средний квадратичный ток может быть определен из равенства
где Т - продолжительность цикла;
I=f(t) - переменноезначение тока.
При переменной частоте вращения необходимо также знать эквивалентную частоту вращения. Однако определить nэкв значительно труднее, поскольку заранее неизвестна зависимость эффективности охлаждения от частоты вращения.
Условные обозначения:
N - время работы; R - время паузы; V - время холостого хода; F - время электрического торможения (период); tц – время полного цикла;
D - время пуска.