Непосредственные методы определения нагрева ЭМ дает наиболее правильные результаты и поэтому предпочтительны.
Особое внимание следует уделять испытанию на нагреваниеасинхронных машин, проектируемых с высоким использованием материалов. Обычно ток асинхронного двигателя, соответствующий номинальной полезной мощности, определяют после испытания на нагревание, поэтому он может несколько отличаться от номинального тока двигателя. Превышение температуры обмотки двигателя должно быть определено при номинальной мощности. Для получения требуемого результата проводят испытания на нагревание непосредственно методом при номинальном токе, а затем пересчитывают результаты испытаний на номинальную мощность по формуле
где DJ - искомое значение превышения температуры обмотки двигателя; DJн - превышение температуры обмотки двигателя при номинальном токе; I - ток двигателя, соответствующий номинальной полезной мощности; Iн - номинальный ток двигателя.
Если проведение испытаний при номинальном напряжении и номинальной нагрузке невозможно (например, из-за недостатка мощности источников питания), то допускается проводить испытания при номинальном токе или при номинальном напряжении и номинальном токе.
В первом случаеноминальное значение тока I1 должно бытьне менее полученного из неравенства
где Iо - ток холостого хода, А; Iн - номинальный ток.
Проводят испытания на нагревание в двух режимах - при токе I1 и токехолостого хода Iо. Для этих режимов определяют превышение температуры обмотки статора и потери в ней, соответствующие температуpе испытаний.
По результатам испытаний находят коэффициент
где DJ1,РМ1 - превышение температуры, оС и потери, Вт, в обмотке статора при токе I1; DJо, РМ0 - превышение температуры, оС и потери, Вт в обмотке статора при токе Iо.
Искомое превышение температуры при номинальном напряжении и номинальном токе определяют по формуле
где tв – температуpaохлаждения воздуха.
КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫОПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРЕВА
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Эти методы, как менее точные следует применять лишь в случаях, когда использование непосредственного метода невозможно.
Для определения превышения температуры обмоток и электротехнической стали синхронных машин с косвеннымохлаждением обмоток статора проводят испытания на нагревание в четырех продолжительных режимах холостого хода и короткого замыкания: КЗ при номинальном токе якоря; холостой ходпри номинальном напряжении; ХХ без возбуждения и ХХ при напряжении 1,2±0,05 номинального напряжения (для машин с Uн=6,3 кВ), для машин Uн =3 кВ и выше последний из перечисленных режимов поддерживают при разомкнутой нейтрали.
Искомое превышение температуры обмотки или стали статора (якоря) DJн при номинальных значениях напряжения, тока якоря и коэффициента мощности определяют по формуле
где DJ1, DJ2, DJ3 - соответственно превышения температуры обмотки или стали якоря в первых трех режимах.
Для СМ с непосредственным охлаждением обмотки якоря (статора) косвенный метод испытания на нагревание сводится к проведению испытаний в следующим четырех режимах: I) КЗ при токе возбуждения равном току возбуждения при ХХ и Uн; 2) КЗ при номинальном токе якоря (статора); 3)ХХ при Uн якоря; 4)ХХ без возбуждения. Превышение температуры обмотки якоря (статора) и стали при номинальных значениях U и cosj DJ можно определить
где DJ2, DJ3, DJ4 - соответственно превышение температуры обмотки якоря и стали во втором, третьем и четвертом режимах.
Для определения превышения температуры обмотки возбуждения при номинальном токе возбуждения следует построить зависимость превышений температуры обмотки возбуждения в первом, втором и четвертом режимах в функции потерь на возбуждение в этих режимах, экстраполировать эту зависимость до номинального тока возбуждения и к полученному результату добавить разность превышений температуры в первом и третьем режимах.
Для машин постоянного тока косвенные методы испытаний на нагревание включают испытания в следующих режимах: 1) КЗ при Iн2) ХХ при Uн 3) ХХ без возбуждения. Испытания во 2-ом и 3-м режимах допускается проводить с поднятыми щетками. Искомое превышение температуры DJ обмотки, стали якоряили обмотки возбуждения при номинальной нагрузке можно определить
где DJ1, DJ2, DJ3 - соответственно превышение температуры обмотки, стали якоря или обмотки возбуждения в первом, втором и третьем режимах. Превышение температуры обмотки возбуждения равно сумме превышения ее температуры в режимах КЗ и ХХ при токе возбуждения, соответствующему номинальному.