Место коррекционно-развивающей работы в системе специального образования детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).




Важнейшим аспектом деятельности учителя-дефектолога является осуществление коррекционной работы с детьми. Как свидетельствует практика, сущность коррекционной работы учителя-дефектолога часто неверно понимается не только коллегами-педагогами - учителями массовой школы (при организации помощи детям с особенностями психофизического развития в системе общего образования), а что еще печальнее - в ряде случаев и самими учителями-дефектологами. В таких ситуациях учитель-дефектолог выполняет роль дополнительного учителя, репетитора, повторно разжевывающего ребенку тот или иной учебный материал. Вместе с тем, между учебно-воспитательным и коррекционным процессами существуют значимые различия, и прежде всего - в целях. Целью учебно-воспитательной работы по тому или иному предмету является формирование у детей ЗУНов в соответствии с принятым содержанием обучения и воспитания. Ориентиром для определения содержания работы при этом служит учебная программа.

Целью коррекционной работы является исправление, ослабление присущих детям недостатков психофизического развития, которые приводят к трудностям детей в учении, а также в жизнедеятельности в целом. Работа по устранению этих недостатков развития и составляет содержание коррекционной деятельности учителя-дефектолога.

Однако программы коррекционной работы с детьми той или иной категории и возрастной группы не существует и в принципе существовать не может, так как у каждого ребенка с особенностями психофизического развития - свой букет проблем, своя мозаика нарушений. Коррекционная работа имеет ярко выраженный индивидуализированный характер.

Во-первых, то или иное затруднение может быть связано с разными механизмами его возникновения у разных детей. Так, например, если ребенок в письменных работах пропускает буквы, это может быть обусловлено или низким уровнем развития фонематического слуха, или несформированностью приемов самоконтроля, или слабой концентрацией внимания, а также другими психологическими причинами; если учащийся плохо списывает с доски, это может говорить о несформированности предпосылок учебной деятельности или о низком уровне развития произвольности, о недостаточном объеме внимания или о низком уровне развития кратковременной памяти и т. д. Таким образом, при наличии у нескольких детей одного и того же симптома трудности в учении, механизмы его возникновения у них могут быть разными, а следовательно, разной будет и направленность коррекционной работы.

Во-вторых, даже имея общей какую-то одну проблемную область, дети могут различаться набором других проблем - у каждого своя мозаика. И это определяет разные опоры, обходные пути, компенсаторные механизмы преодоления выявленных проблем.

В-третьих, в случаях выявленной общей мозаики проблем дети могут находиться на разных ступенях недоразвития. Так, например, в проблемной для группы детей области пространственных представлений кто-то может находиться на этапе формирования представлений о пространственных признаках предметов (форме, величине), кто-то - на следующем этапе - формирования представлений о схеме тела, а кто-то - уже на этапе усвоения пространственных взаимоотношений между предметами. Следовательно, задачи коррекционной работы в отношении каждого ребенка будут отличаться и в этом случае.

Таким образом, коррекционная работа может быть только индивидуально направленной. Определить ее содержание возможно на диагностической основе, предусматривающей выявление областей недоразвития - для постановки задач коррекционной работы, и золотников здоровья (Л. С. Выготский) - для выявления компенсаторных механизмов формирования недоразвитых функций. Содержательной основой диагностической деятельности учителя-дефектолога являются нормативы развития детей. Ведь ребенок с особенностями психофизического развития идет по тем же ступенькам лестницы развития, что и нормально развивающийся. В некоторых случаях для восстановления полноценного функционирования та или иная функция требует лишь активной стимуляции. Другое дело, когда из-за серьезных органических поражений формирование той или иной способности требует поиска обходных путей - компенсаторных механизмов становления нарушенных функций. И именно для этого, опять же, важна диагностическая деятельность, предусматривающая выявление не только минусов, но и плюсов развития - более сохранных его сторон, опора на которые и позволяет выстраивать обходные пути формирования утраченных способностей

Особенности детей с различными отклонениями в развитии.

Характер отклонения от нормального психического развития, наблюдаемый у ребенка, является наиболее важным параметром для определения стратегии коррекционно-развивающей работы.

1. Задержки психического развития. Дети с ЗПР, имея потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, отличаются незрелостью высших психических функций, нарушениями памяти, внимания, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Им свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы и поведения, что проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости и апатичности. У детей с ЗПР снижена познавательная активность, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной Дифференцированность словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Наряду с незрелыми психическими функциями у ребенка имеется фонд сохранных психических функций, на который можно опираться при планировании коррекционных мероприятий.

2. Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости. СДВГ представляет собой набор симптомов, характеризующих способность ребенка удерживать внимание лишь на короткий период из-за невозможности сосредоточиться, импульсивности и гиперактивности. СДВГ является самой распространенной формой нарушения поведения в детском возрасте. Нарушения внимания проявляются в трудностях удерживания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости. При том, что большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, им трудно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они не могут организовать свою работу. Дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, постоянно совершают посторонние движения во время выполнения заданий, требующих усидчивости. Дети импульсивны, действуют, не подумав, не могут дождаться своей очереди, перебивают других, на вопросы отвечают невпопад. В действиях прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений. Детям свойственны психоэмоциональная неустойчивость, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. В школе на первый план выступают трудности в учебе и поведении.

При правильном отношении и своевременной помощи таким детям проявления СДВГ можно смягчить, и к подростковому возрасту состояние полностью купируется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: