Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.




Раздел 1. Научно-методические основы коррекционно-развивающей работы.

Тема 1. Теоретико-методологические основы коррекционно-развивающей работы.

1. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

2. Место коррекционно-развивающей работы в системе специального образования детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).

3. Основные принципы коррекционно-развивающей работы.

4. Модели коррекционно-развивающей работы.

5. Структурные блоки коррекционно-развивающей работы.

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействию развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

1. Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

2. Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

3. Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

4. Коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

5. Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.

6. Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми:

1. Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит к астенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий, ведение рационального режима дня, создание оптимального режима дня и т. д.

2. Развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

3. Развитие и коррекция познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и используемой в практике педагогов и психологов.

4. Развитие и коррекция эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений - традиционное направление работы психолога. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

5. Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т.п.

6. Формирование видов деятельности. Свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

Коррекционные цели и задачи определяются в зависимости от формы коррекции. Д. Б. Эльконин предлагает различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и каузальную, направленную на источники и причины отклонений. По его мнению, коррекционные цели должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отставания в умственном и отклонений в личностном развитии, на их симптоматике, сколько на действительных первопричинах, порождающих эти нарушения.

Задачи коррекционной работы определяются педагогами, школьным психологом в каждом конкретном случае, при этом необходимо учитывать два момента: во-первых, психологические закономерности возраста, и, во-вторых, индивидуально-типологические особенности школьников. К примеру, в начальном звене целесообразно проводить коррекцию когнитивной сферы, а также работу, направленную на развитие произвольной регуляции эмоционально-волевой сферы.

В подростковом возрасте актуальны задачи освоения навыков эффективного общения, формирования навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции. В старшем школьном возрасте наиболее значима личностно-ориентированная коррекционно-развивающая работа.

Среди многообразия задач, решаемых в процессе коррекционной работы с учащимися группы риска, в качестве основных выделяются:

1) всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребенка;

2) выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды;

3)преодоление микросоциально-педагогической запущенности, коррекция

неадекватных методов воспитания;

4) помощь в решении психотравмирующих ситуаций;

5) совершенствование способов психической саморегуляции;

6) «терапия средой», т. е. создание в детском коллективе атмосферы принятия;

7) составление рекомендаций для родителей и воспитателей по индивидуализации общепедагогического подхода к детям группы риска.

Применительно к учащимся классов коррекционно-развивающего обучения можно дополнить приведенные задачи следующими:

1) формирование адекватных способов поведения;

2) развитие коммуникативных умений;

3) развитие рефлексивных способностей;

4) позитивизация «Я-концепции».

Решению коррекционных задач способствует организация деятельности педагогов, школьного психолога, других специалистов, существляемая в разных формах с применением соответствующих методов психолого-педагогической коррекции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: