Детская клиническая психология как отрасль клинической психологии; история ее становления.




Клиническая психология детей и подростков представляет собой часть клинической психологии и является междисциплинарной областью знаний и практической деятельности.

Термин «детская клиническая психология» появился относительно недавно, ближе к середине XX века. Развитие этой области тесно связано с формированием детской психиатрии и дефектологии.

В конце 18 века были выделены нарушения в связи с сенсорной патологией (слепота, глухота), а к началу XIX века единственной формой патологии у детей считалась умственная отсталость.

Французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль – автор одного из первых научных трудов об умственной отсталости в основу классификации умственной отсталости положил уровень развития речи. Клиническая оценка детей была недостаточной для их дальнейшего развития и обучения. Требовались особые условия воспитания и образования. Среди специалистов, обеспечивших средства диагностики и развития, следует выделить Жана Итара и Эдварда Сегена. Их разработки используются в работе психологов и дефектологов с аномальными детьми и в настоящее время.

На следующем этапе больших успехов в диагностике количественных отклонений развития и обучении добились Альфред Бине и Мария Монтессори. Была разработана шкала Стенфорд – Бине рассчитанная на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет.

Этот этап связан с развитием нозологического подхода в психиатрии. Эмиль Крепелин поставил вопрос о возможности существования у детей таких же психических болезней, как у взрослых: шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, неврозов, психопатий. Подтверждение требовало специальных исследований. Развитие анатомии и неврологии высветило проблемы органического поражения ЦНС и их последствий для развития ребенка. Интерес к детству как источнику психического неблагополучия взрослых возник с работами З. Фрейда. Примерно в это же время отечественный ученый В.М. Бехтерев писал о значении морфофункциональных нарушений и нарушений социально-психологических параметров для нормального развития младенца. В становление детской клинической психологии внес свою лепту и детский психоанализ в лице А. Фрейд, Мелании Кляйн.

Развитие психологии, в первую очередь детской, поставил вопрос о законах развития в норме и при разных вариантах патологии. Эта проблема рассматривалась такими учеными, как С. Холл, Вильям Штерн, Григорий Яковлевич Трошин, Николай Иванович Озерецкий, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Шарлотта Бюлер и др.

Большой вклад в решение основных задач изучения разных вариантов аномального развития внесли детская психология и педология, которая дала инструмент для количественной оценки психомоторного и интеллектуально развития ребенка при решении вопроса об обучении: шкала Бине – Симона, шкала Озерецкого и др.

Задачи специалистов на ранних этапах становления клинической психологии детей и подростков – диагностика нарушений и количественная оценка степени их выраженности. Наряду с этим стояли вопросы воспитания, обучения, курирования и лечения аномальных детей и подростков. Большое значение придавалось изучению этиологии нарушений развития и общим закономерностям нарушенного развития.

В России в 1906 году Григорий Яковлевич Трошин создал первую школу-лечебницу для детей с отклонениями в развитии и разрабатывал систему воспитания детей с аномальным развитием.

Г.Я.Трошин — автор подхода к анализу психического развитияаномального ребенка с опорой на сопоставление психическогоразвития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями. Сопоставление закономерностей психического развитиядетей в норме и патологии позволило Г.Я.Трошину утверждать,что патологическое развитие не является полностью специфическим, а представляет собой отклонение от нормы, следовательно, в медико-педагогической помощи детям с отклонениями следуеториентироваться на компенсаторные возможности ребенка, а нена дефект, стараться довести психическое развитие ребенка доуровня нормы.

Сторонники естественно-научного направления в развитииотечественной психологии (А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Г.И.Россолимо и др.) способствовали распространению идей тестирования, нередко возлагая на тестыбольшие надежды. Работы по психологическому тестированию вРоссии до 1917 г. были связаны более всего с именами выдающихся психиатров и психологов Г.И. Россолимо (1908 — шкала

«Психологические профили Г.И.Россолимо») и Ф.Е.Рыбакова(1910 — «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности»). Г.И.Россолимо (1860—1928), конструируя тест,шел не эмпирическим путем, а разработал систему теоретическихпредставлений о структуре личности и интеллекта. Ф.Е.Рыбаков

(1868—1920) является одним из основателей отечественной экспериментальной клинической психологии.

В отечественной психологии в отношении работы с аномальными детьми возникли большие трудности после известногопостановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936). Все количественные методы оценки развитияоказались под запретом, также были уничтожены наработки повоспитанию и обучению аномальных детей. Отбор детей в специализированные школы стал проводиться психиатрами, а непедологами или психологами. Такое положение дел определилоразвитие психологии аномального ребенка в сторону углубленнойразработки методов качественного анализа нарушенного онтогенеза. Однако уже в послевоенное время активно развиваетсядефектология, изучается умственная отсталость, немного позженачинают изучать генетические и наследственные формы психической патологии и умственной отсталости. В 1950-е гг. опять начинает формироваться системный подход к работе с аномальнымребенком, изучаются, прежде всего, различные формы умственной отсталости, а также другие варианты нарушенного развития(С.Я.Рубинштейн, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева и др.).

В 1930—1940-е гг. за рубежом были хорошо разработаны методы для совместной работы психологов, дефектологов, психиатрови неврологов при проведении оценки психического состояния ипрогноза развития и обучения аномальных детей и подростков.

Это касалось умственной отсталости, психической патологии, невротических расстройств (В.Штерн, Ш.Бюлер, Ж.Пиаже и др.).В это же время большой интерес вызвали нарушения развитиядетей и подростков в условии депривации (от З.Фрейда и Р.Спицак Дж.Боулби).

Новый всплеск интереса к аномальному развитию можно отметить в 1950—1970-е гг. На первый план вышли другие нарушенияразвития, вызванные появлением новых форм патологии в связис цивилизационными изменениями (рост городского населения,улучшение медицинского обслуживания, новый уровень технического прогресса). Кроме того, выхаживание младенцев с различной врожденной патологией (недоношенность, врожденныепороки развития, состояния после патологически протекающейбеременности и родов) также способствовало возникновениюзначительного количества мало встречающихся ранее или новыхвидов патологии развития. Это привело к новым требованиям кдиспансеризации и диагностике, к необходимости раздельногои специализированного обучения нормальных и аномальныхдетей.

В 1960-е гг. и позднее были выделены новые формы нарушенного развития в виде минимальных мозговых дисфункций(ММД) (год появления термина VVL — 1962), а позже — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (год появлениятермина СДВГ — 1987). Задержанное развитие стало рассматриваться более дифференцированно, так же как и другие формыотклонений (недоразвитие, аутизм, психопатии, невропатии,нарушения аффективного развития, психосоматические расстройства и т.п.). Серьезное внимание уделяется влиянию семейныхвзаимоотношений на развитие патологических черт, изучаетсядинамика функционирования семьи, имеющей больного ребенка.Одновременно на психологию аномального развития оказываловлияние развитие генетики и нейронаук. Появились новые направления диагностикиверификация генетической патологии,применение нейрофизиологических и нейропсихологическихметодов. Возникает вопрос о взаимодействии болезни и продолжающегося развития, возможные варианты такого взаимодействиямогут выступать в виде дефицита, дефекта и дизонтогенеза. Значение приобретают установление структуры дефекта, выделениетипов дизонтогенеза и факторов его определяющих. Вниманиеспециалистов привлекают проблемы возможностей компенсации дефекта, коррекции нарушенного развития и реабилитации(К.С.Лебединская, М.С.Певзнер, Л.С.Цветкова, Т.В.Ахутина,Д.Н.Исаев, И.И.Мамайчук, И.Ю.Левченко и др.).

В 1980—1990-е гг. встал со всей остротой вопрос о социализации аномальных детей и подростков. Улучшение аппаратурной диагностики нарушений, развитиегенетики, нейронаук и психологии привели к выделению большего количества патологических вариантов развития, связанныхс разными этиологическими факторами. Гуманизация общества,развитие социальной педагогики потребовали новых форм сопровождения аномальных детей. В связи с этим актуальными сталивопросы инклюзивного (интегративного) образования.

В настоящее время глобализация, усиление роли средств массовой информации, развитие дистанционных форм обучения исредств коммуникации, уменьшение реального общения детейс родителями и детей между собой привели к созданию новойсоциальной ситуации развития и изменению традиционногопсихического развития ребенка. Современное общество предъявляет к ребенку новые требования по усвоению и переработкеинформации (когнитивной и социальной), в том числе и в «облегченном» или, напротив, «усложненном» варианте. Это приводит к существенному изменению нагрузки на когнитивную сферу.Как показывает клинический опыт, адаптация к этим условиямможет быть различной, в том числе и патологической. Неуспешность когнитивной адаптации (в том числе трудности обучения)может приводить к усилению уже имеющейся патологии психикиили способствовать возникновению новых форм нарушенногоразвития, например, усиление развития познавательной сферыс одновременной инфантилизацией, или, напротив, снижениевозможностей работы в наглядно-действенном плане (отдельно —изменение символической функции).Дополнительно к социокультурным факторам, меняющимкартину заболевания, с 1950-х гг. активно действует фактор психофармакологический, применяются новые способы лечениянервно-психической патологии с использованием психофармакологических лекарственных средств, что ведет к изменениюклинических форм психических заболеваний. Вместе с другими социокультурными факторами этот фактор приводит к ещебольшему разнообразию проявлений симптомов и синдромовнарушенного развития.

Анализируя историю развития клинической психологии детейи подростков, следует отметить, что ее значение в последние годыусиливается, что выражается во введении данной дисциплиныв образование психологов уже на первом уровне (бакалавриат)и в расширении спектра научной и практической деятельностиспециалистов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: