Хорового произведения
«На горе-то калина»
Обработка С.Прокофьева
Переложение А. Андрусенко
Содержание:
I. Общий историко-стилистический анализ ……………………….……... 3
1. Общие сведения о произведении………………………………… 3
2. Общие сведения об авторах произведения……………………… 5
II.Музыкально-теоретический анализ…………………………………….. 9
1. Жанр хорового произведения…………………………………… 9
2. Форма хорового произведения………………………………….. 9
3. Разбор музыкально-тематического материала………………… 12
4. Характеристика фактуры……………………………………….. 13
5. Динамика. Фразировка…………………………………………. 13
6. Темп……………………………………………………………… 14
7. Гармонический анализ хорового произведения. Ладотональные особенности хорового произведения………………………….. 15
III.Вокально-хоровой анализ…………………………………………….. 17
1. Тип хора……..………………………………………………….. 17
2. Вид хора……………………………………………………….... 17
3. Диапазон партий и хора……………………………………….. 17
4. Тесситура………………………………………………………... 18
5. Характеристика звука………………………………………….. 19
6. Исполнительские штрихи……………………………………… 21
7. Хоровой ансамбль……………………………………………… 21
IV. Исполнительский план: приемы дирижирования…………………. 26
V..Литература…………………………………………………………….. 28
I. Общий историко-стилистический анализ
Общие сведения о произведении
Хоровое произведение «На горе-то калина» - русская народная песня, является обработкой С. Прокофьева, которое было написано в 1944 году. Данное переложение для смешанного хора принадлежит композитору А. Андрусенко.
|
Каждый народ за всю свою историческую эпоху эволюционировал вместе с музыкой, которая сопровождала его на этом пути. Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в то или иное время. Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен. Этим отличается русская музыкальная культура с давних времен.[25]
Русские песни исполняются в русском народе одиночно или хором, обычно без сопровождения музыкальных инструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение песен. Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и обнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время — и городской), все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы. Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию. Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателя русских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собрание великорусских песен (до 3 тысяч), разделил на две главные категории, по двум сторонам жизни крестьянина — личной и общественной: а) песни, отражающие в себе главные моменты жизни человека — рождение, женитьба, смерть — но в пределах своей семьи, своей волости, и б) песни, в которых выражается переход к жизни общественной, государственной. Лопатин все русские песни, исключив из них былины, делит на два разряда: 1) песни лирические, в том числе и большинство песен исторических, и 2) обрядовые — свадебные, хороводные и игровые. Эта классификация меньше выдерживает критику, потому что лирический и личный элемент, в известной степени, присущ и обрядовым песням. [25]
|
Лирические песни — вершина русского народного музыкального творчества. В этих песнях наиболее полно выражаются душевные переживания, настроения и чувства русских людей. Лирические песни не такие древние, как обряды и былины. Они стали появляться в XVI–XVII веках, а их расцвет наступил в XVIII веке.[13]
Многие из лирических песен называют протяжными: в них широко распеваются гласные, господствует мелодия. Она очень свободна, как бы «выходит из берегов» и живёт своей собственной жизнью, оттесняя слово на второй план. При записи таких мелодий часто возникают переменные размеры. Но если в былинах такая переменность подчёркивала ритмику стиха, то здесь мелодия может идти и «поперёк» слов. Лад и тональность тоже переменны. Каждая фраза может иметь собственную тонику. Вьющаяся, текущая мелодия «пристаёт» то к одному, то к другому «тональному берегу».
Хороводные песни — песни, сопровождающие хороводы, по тематике распадаются на 2 основные группы. В первой главенствуют производственно-бытовые мотивы, поэтические реминисценции из повседневной трудовой деятельностиности ("Пашенка"; "Просо"; "Белый ленок" — эти песни прослеживают судьбу льна от сеяния до одаривания молодца холстом; "Посею конопельку"; "Мы капустоньку пололи..." и др.). Вторая группа посвящена молодым людям — их надеждам на счастливый брак, возможности выбора по любви ("Вдоль да по речке, речке по Казанке..."; "Во лузях, во лузях"; "Я по сенюшкам хожу"); браку "со старым" противопоставляется счастливая жизнь с милым ("Во поле березонька стояла"). [25]
|
По содержанию, образам, особенностям формы хороводные песни сливаются с протяжными: не случайно известны песни, исполнявшиеся и как протяжные, и как хороводные (например, «Из боярских из ворот»). По своему характеру хороводные песни могут рассматриваться как промежуточное звено между песенной лирикой и народной драмой.
Ярким примером слияния двух жанров является русская народная песня «На горе-то калина».
Данное произведение вошло в цикл обработок русских народных песен ор.104 С. С. Прокофьева в 1944 году. Известный собиратель и исследователь русского фольклора Е.В.Гиппиус предложил композитору сделать для объявленного Комитетом по делам искусств конкурса серию таких обработок для голоса и фортепиано. Гиппиус подобрал ряд песен, записанных им совместно с З.В.Эвальд в 1920-е годы в северных районах России (Заонежье, Пинежье, Вологодская область). Московская фольклористка А.В.Руднева также предоставила Прокофьеву несколько записей, сделанных в 1930-е годы в Воронежской области.
Ни одна из отобранных песен не была ранее использована русскими композиторами. Также композитор добавил в сборник обработку, вышедшую отдельным изданием в Париже "На горе-то калина". [6]