«Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания: гарантии, направленные на предупреждение пыток в период содержания в полиции и содержания под стражей до суда»
Здравствуйте, Уважаемые Делегаты!
Применение пыток, а также других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, несмотря на их абсолютный запрет, по-прежнему является одной из широко распространенных проблем во всем мире.
С 1990 года Германия является государством-участником Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а с 2009 года - Факультативного протокола к Конвенции. А также Германия является донором Фонда добровольных взносов ООН для жертв пыток.
Для предупреждения пыток на национальном уровне, в соответствии с Факультативным протоколом в Германии создано Национальное агентством по предупреждению пыток, орган, который выполняет функции национального превентивного механизма. В целях эффективного и независимого выполнения механизмом своих функций министры юстиции земель приняли решение об увеличении финансирования Национального агентства.
Германия является участником региональной Конвенции Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
В результате проведенной реформы законодательства (редакция ФЗ и новые Законы земель), регламентирующего предварительное заключение, 200 млн. евро было потрачено на новые здания и было нанято большое количество дополнительных специально квалифицированных сотрудников. В 2018 году Большая палата Европейского суда по правам человека признала, что в нынешней форме предварительное заключение полностью соответствует Европейской конвенции.
|
Мы совместно с другими государствами-членами Европейского союза проводим Компании против пыток. Так, с принятием Руководящих принципов политики ЕС в отношении третьих стран против пыток 9 апреля 2001 года ЕС создал международный инструмент, который укрепил его приверженность всемирной отмене пыток. Отмечаем, что ключевые пункты разработанного плана действий были реализованы во время председательства Германии в ЕС.
Обращаем внимание, что главной проблемой во многих государствах остается безнаказанность сотрудников полиции, покровительство со стороны начальников органов и существующие планы по раскрываемости преступлений. На сегодняшний день в уголовно-процессуальном законодательстве Германии предусмотрен широкий спектр юридических средств для расследования преступлений, совершенных сотрудниками полиции. Кроме того, в нескольких землях Германии учреждены посты омбудсменов, со специальной целью обеспечения независимого и беспристрастного расследования всех жалоб на неправомерное поведение стражей правопорядка.
Как известно, в 2015 году наша страна решительно отреагировала на Европейский миграционный кризис. Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев Германии учитывает риск применения пыток в стране происхождения при рассмотрении петиции о предоставлении убежища.
Коалиционное соглашение предусматривает создание Анкер-центров с целью упорядочения процесса прибытия и возвращения беженцев. Отмечаем, что анкер-центры не являются закрытыми учреждениями, просители убежища могут свободно перемещаться и покидать центры.
|
С целью предотвращения нападения и насилия в отношении беженцев, в том числе и пыток, Правительство Германии проводит обширные консультации с организациями гражданского общества, а также приняло Национальный план действий против расизма и других форм дискриминации.
При этом уровень насилия в отношении беженцев снижается, например, в 2018 году было зарегистрировано снижение на 20 процентов.
В 2015 году было переведено на немецкий язык Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток (т.н. Стамбульский протокол). Данный акт входит в состав подготовки работников Федерального ведомства по делам миграции и беженцев, а также является неотъемлемой частью базовой подготовки вооруженных сил.
Что касается непосредственно гарантий, направленные на предупреждение пыток в период содержания в полиции и содержания под стражей до суда, то в Уголовно-процессуальном кодексе Германии содержится:
- специальное положение о процедуре информирования о правах;
- право на адвоката;
- право отказаться от дачи показаний;
- право на то, чтобы родственники были уведомлены об аресте;
- право оспорить законность задержания и обращения в суде и другие процессуальные гарантии.
Информационный лист о правах задержанных доступен на 48 языках, помимо немецкого. Если в полицейском участке нет листа на требуемом языке, его можно загрузить с веб-сайта федерального министерства.
|
Регулирование мест содержания под стражей находится в компетенции земель Германии с 2006 года. Все они приняли свои собственные тюремные законы. Положение и условия в тюрьмах и центрах содержания под стражей соответствует международным актам и стандартам.
Уважаемые Делегаты, пытки в период содержания в полиции и содержания под стражей до суда, продолжают оставаться серьезной угрозой безопасности каждого человека, его физической и психологической неприкосновенности, и до сих пор требуют более серьезных усилий по их предотвращению. Поэтому сегодня, Мы настоятельно призываем выступить единым фронтом против пыток!
Германия рекомендует государствам ратифицировать процедуры инспекции Комитета против пыток ООН для проведения конфиденциальных расследований с возможностью посещения территории государства-участника (т.е., снять соответствующую оговорку).
Уважаемые Делегаты, «Ценности, на которых основана Европа - свобода, демократия, равенство, верховенство закона, права человека - нельзя считать чем-то само собой разумеющимся, их следует постоянно защищать» (А.Меркель).