Требования к Государственному экзамену специалиста




ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ


 

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология. – Разработана с опорой на программу по специальности 032000 специальная дошкольная педагогика и психология М., МОСУ, 2002, 36 с.

 

 

Вопросы, вошедшие в названную Программу соответствуют специальности 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология» скомпонованы в трех основных образовательных блоках:

1) Специальной детской психологии; 2)Специальной (коррекционной) дошкольной педагогики; 3)Специальных методик воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В Программу также вошли: примерные вопросы и требования к Государственному экзамену и к дипломным (выпускным) работам по специальности, дан список рекомендованных учебников и учебных пособий.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Требования к Государственному экзамену специалиста

Порядок проведения и программа Междисциплинарного государственного экзамена по специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО вузов РФ по педагогическому образованию.

В программе представлен материал, который может быть использован для определения профессиональных квалификационных качеств дипломированного специалиста: учителя – дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с разными отклонениями в психофизическом развитии.

Основное значение вопросов, составленных для итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология», заключается в том, что они отражают краткие, основополагающие, «стержневые ориентиры» в профессиональной подготовке дошкольных педагогов – дефектологов.

Такой профессионально ориентированный принцип построения программы итогового междисциплинарного экзамена позволяет увидеть и оценить знания студентов именно в совокупности междисциплинарных связей между отдельными учебными дисциплинами и их блоками.

Вопросы по содержанию основной образовательной программы высшего профессионального образования отражены в трех разделах: 1) Специальная детская психология; 2) Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика; 3) Спецметодики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии..

Итоговая аттестация выпускников служит для определения теоретической и практической подготовленности педагога – дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с разными отклонениями в психофизическом развитии, успешному выполнению им профессиональных задач, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Ответ каждого студента на итоговом междисциплинарном экзамене оценивается на закрытом совещании Государственной экзаменационной комиссии и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка «отлично » ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает глубокие знания базовых и психолого-педагогических понятий, теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики, научной и методической литературы. Обнаруживает аналитический подход в освещении разных теорий и взглядов, обосновывает свою точку зрения. Формулирует содержательные выводы. Пользуется современной научно-педагогической и специальной лексикой.

Оценка «хорошо » ставится, если студент строит ответ в соответствии с планом. Подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа в сопоставлении разных методик и обосновании своей точки зрения. Выводы правильны. Речь грамотная, используется научно-педагогическая и специальная лексика.

Оценка «удовлетворительно » ставится, если ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии современных взглядов коррекционно - развивающих теорий, хотя базовые понятия раскрываются правильно. Выдвигаемые положения декламируются, но не достаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Ответ носит преимущественно описательный, а не аналитический характер. Научно-педагогическая и специальная лексика используются ограниченно.

Оценка «неудовлетворительно » ставится при условии неспособности студента правильно раскрыть коррекционно - развивающие понятия и теории. Проявляется стремление подменить научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы отсутствуют или носят поверхностный характер. Преобладает бытовая лексика, наблюдаются значительные неточности в использовании специальной терминологии.

 

Р а з д е л I

СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

1.1. Детская олигофренопсихология

 

Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника (дошкольной олигофренопсихологии) как науки (олигофрения, сложная структура дефекта, зона ближайшего развития и т.д.).

Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

Особенности психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти, мышления. Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной деятельностью. Своеобразие развития довербальных форм общения. Особенности овладения речью. Особенности поведения, эмоционального и личностного развития умственно отсталого ребенка.

Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС. Особенности психического развития умственно отсталых детей в учреждениях интернатного типа. Проблема психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе.

 

1.2. Задержки психического развития у детей

 

История и критерии выделения из детской популяции группы «дети с задержанным темпом развития» («дети с ЗПР»). Терминология, используемая для описания данной категории детей отечественными и зарубежными специалистами.

Гармонический психофизический инфантилизм и дисгармонический инфантилизм. Классификация детей с ЗПР. ЗПР церебрально-органического генеза. Проблемы психолого-педагогической диагностики задержки психического развития. Особенности психического и социального развития детей с разными формами ЗПР. Особенности формирования психологической готовности детей с СДВГ к школьному обучению.

Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической помощи детям с СДВГ. Воспитание ребенка с СДВГ в семье.

Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с РДА. Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с РДА на протяжении дошкольного и школьного возраста.

 

 

1.3. Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии

 

Теоретические подходы к разработке проблемы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии (исторический аспект и современное состояние). Педология. Положительное и отрицательное.

Содержание психолого-педагогического изучения. Оборудование и материалы. Последовательность обследования ребенка. Применение проективных методик. Использование графических методов изучения. Динамическое наблюдение за развитием ребенка в процессе обучения. Особенности выявления актуального и потенциального уровня развития. Понятие о структуре нарушения. Протокол обследования. Необходимость аргументации при интерпретации данных и составлении педагогического заключения. Ответственность педагога.

Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от 0 до 3х лет). Роль раннего выявления детей группы риска. Методы отграничения детей с нарушением интеллекта от сходных состояний. Методы исследования готовности ребенка к школьному обучению.

 

1.4. Психология детей с церебральным параличом

 

Понятие «церебральный паралич». Этиология, патогенез, клинические формы ДЦП. Структура двигательного и психического дефекта при ДЦП.

Общая характеристика особенностей деятельности детей с ДЦП. Особенности формирования разных видов детской деятельности (игры, изобразительной, трудовой деятельности).

Особенности развития познавательной сферы детей с ДЦП. Особенности развития психических процессов при ДЦП. Особенности сенсорного развития; своеобразие умственного развития; эмоционально-волевое и личностное развитие.

Виды речевых нарушений при ДЦП. Формы дизартрии.

Значение ранней диагностики ДЦП. Специфика, организация и проведение психолого-педагогического обследования детей с ДЦП.

 

 

1.5. Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом

 

Цели психолого-педагогического изучения (оценка максимально сохранных и дефектных звеньев; выявление потенциальных возможностей). Особенности организации обследования детей разного возраста с церебральным параличом. Методы изучения. Содержание психолого-педагогического изучения: педагогическая оценка движения, развития познавательной деятельности, сенсорное развитие, особенности эмоционально-волевого и личностного развития, изучение речевой деятельности, определение состояния разных видов детской деятельности. Анализ результатов психолого-педагогического изучения. Значение психолого-педагогического изучения в планировании коррекционно-педагогической работы.

 

1.6. Психология речи

 

Речь и психика. Взаимосвязь речи с другими психическими процессами. Проблема соотношения речи и мышления, языка и сознания в психологии.

Сравнительный анализ коммуникации животных и человека. Язык как изобретение человека в ходе эволюции. Язык и когнитивное развитие. Классификация единиц языка. Слово как центральная единица языка, его семантические и морфологические свойства. Уровни и свойства языка. Система языка. Речь как способ пользования языком. Единицы речи. Дифференциация языка и речи.

Понятия: речь – речевая система – речевая деятельность. Структура и психологическое содержание речевой деятельности. Виды речи и их характеристика.

Устная речь как исторически первая форма бытия языка. Моторный и сенсорный механизмы устной речи. Центральный и периферический аппараты звукопроизводства и звуковосприятия. Высказывание как коммуникативная единица речи. Взаимодействие языка и речи в ходе общения.

Письмо и чтение как вторые символические вход и выход коммуникативной системы человека. Центральный и периферический аппараты механизмов письменной речи.

 

1.7. Логопсихология

 

Логопсихология как наука. Предмет и задачи логопсихологии. Теоретические и методологические основы логопсихологии.

Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей и формирование личности. Особенности их познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, внимание) и эмоционально-волевой сферы. Особенности воображения. Особенности формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков (в соответствии с возрастной программой обучения и воспитания). Особенности формирования личности и складывающихся межличностных взаимоотношений с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми, самооценка, отношение к своему дефекту и пр.). Особенности их поступков и поведения в разных видах деятельности (игровой, учебной и трудовой). Особенности психологической диагностики детей с нарушениями речи. Принципы, методы, специфика обследования ребенка с речевой патологией.

Принципы, методы, основная проблематика, содержание и формы работы с детьми с речевой патологией Специфика психокоррекционной работы при нарушениях познавательной деятельности у детей – логопатов; при нарушениях эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений.

Формирование готовности к обучению в школе.

Цель, задачи, формы и методы работы, особенности работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Характеристика детско-родительских отношений, особенности семейного воспитания, основные проблемы; задачи, формы и методы работы.

 

 

1.8. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи

 

Связь речевых нарушений с общим развитием ребенка. Дифференциальная диагностика речевых нарушений. Необходимость комплексного психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи. Значение ранней диагностики. Обследование всех сторон речи детей в процессе разных видов их деятельности. Использование разнообразных методов и приемов наблюдения за речью детей. Выявление способов общения у детей первого уровня при системных нарушениях речи. Методы изучения познавательной деятельности. Изучение особенностей поведения ребенка, общения, вербальной и невербальной коммуникации. Характеристика игровой и продуктивной деятельности. Обобщение полученных данных и составление психолого-педагогической характеристики ребенка. Планирование коррекционной работы с детьми на основе данных проведенного обследования.

 

 

1.9. Детская сурдопсихология

 

Задачи и методы сурдопсихологии. Роль слуха в жизни человека. Особенности познавательного развития детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. Своеобразие предметной, игровой, изобразительной деятельности. Условия овладения речью у глухих и слабослышащих детей. Особенности личностного развития дошкольников с нарушениями слуха. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста.

Особенности психического развития детей с комплексным нарушением зрения и слуха.

 

1.10. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушенным слухом

 

Значение комплексного психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха для правильной организации коррекционной работы; условия и организация психолого-педагогического изучение детей со сниженным слухом на ПМПК; методы изучения познавательной деятельности (восприятия, мышления, памяти, внимания). Способы проверки состояния слуха дошкольников, анализ аудиометрических данных. Характеристика уровня речевого развития. Характеристика игровой и продуктивной деятельности. Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка. Обобщение данных психолого-педагогического изучения ребенка.

Особенности изучения глухих и слабослышащих детей с комбинированными нарушениями.

 

1.11. Детская тифлопсихология

 

Детская тифлопсихология как отрасль специальной психологии: предмет, задачи, методы, межпредметные связи.

Причины и клинические механизмы нарушений зрительных функций у детей (центрального, периферического, бинокулярного зрения, цвето-, световосприятия). Классификация нарушений зрения по остроте центрального зрения. Компенсация нарушений зрения как регулируемая высшей нервной детяльеностью перестройка функций организма. Соотношение биологических и социальных факторов компенсации. Основные пути компенсации в раннем и дошкольном детстве. Биологический, психологический, социально-психологический и социальный уровни компенсации нарушений зрения у детей. Общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями зрения.

Структура нарушенного развития, качественные и количественные изменения в психическом развитии при ранней сенсорной депривации. Особенности развития и функционирования ощущений, восприятия и представлений при нарушениях зрения.

Особенности развития психических процессов, третичных в структуре нарушения: внимания, мнемических и мыслительных процессов, вербальных и невербальных средств общения, воображения, ориентировка в пространстве, особенности моторной сферы, эмоционально-волевой сферы. Особенности личностного развития при глубоких нарушениях зрения.

Рождение в семье ребёнка с глубоким нарушением зрения как психологическая проблема. Этапы эмоционального принятия ребёнка родителями. Адекватный и неадекватные стили отношения семьи к ребёнку с глубоким нарушением зрения.

Цель, задачи работы тифлопсихолога в дошкольном учреждении. Направления работы тифлопсихолога в дошкольном учреждении (диагностика, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование). Требования к оборудованию кабинета тифлопсихолога дошкольного учреждения.

Методика и особенности проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения. Особенности подбора диагностического материала.

 

1.12. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения

 

Содержание педагогического и психологического обследования. Принципы изучения. Реализация принципа единства диагностики и коррекции в условиях специализированного учебного заведения.

Методы диагностики, особенности подбора диагностического материала.

Методика и особенности проведения психолого-педагогического обследования.

Заполнение карты индивидуального развития.

 

 


Р а з д е л II

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Дошкольная специальная педагогика как наука об изучении, обучении и воспитании детей с разными отклонениями в развитии

 

Задачи раздела. Определение предмета, методов и задач разных отраслей специальной педагогики. Выявление связей между разными отраслями специальной педагогики и их связь с дошкольной педагогикой. Формирование представлений об основных категориях аномальных детей и о системе специальной помощи (содержании и формах) аномальным детям. Ознакомление с необходимой терминологией.

Программное содержание. Дошкольная специальная педагогика как наука о детях с отклонениями в развитии. Понятие об аномальном ребенке. Основные категории аномальных детей. Сложность структуры аномального развития. Понятие о первичных и вторичных отклонениях. Причины аномального развития: врожденные и приобретенные, биологические и социальные.

Закономерности и особенности развития, воспитания и обучения различных категорий аномальных детей. Понятие о реабилитации и коррекции дефекта. Коррекционно-развивающий характер воспитания и обучения аномальных детей.

Связь дефектологии с другими науками: анатомией, физиологией, психологией, педагогикой и медициной. Значение учения Л.С.Выготского для коррекционной педагогики.

 

2.2. Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта (Дошкольная олигофренопедагогика)

 

Олигофренопедагогика в аспекте исторического развития. Значение научного наследия Л.С.Выготского в развитии дошкольной олигофренопедагогики.

Современное состояние коррекционно-педагогической помощи умственно отсталым детям в нашей стране. Общая характеристика контингента специальных ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения для детей с нарушением интеллекта. Задачи дошкольного воспитания умственно отсталых детей и задачи специальных дошкольных учреждений. Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных дошкольных учреждениях. Организация, содержание и методы коррекционной помощи детям с органическим поражением ЦНС в младенчестве и раннем детстве. Сенсорное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта и формирование сенсорно-перцептивной способности. Умственное воспитание детей с нарушением интеллекта. Организация и содержание работы по развитию разных форм мышления. Игра – центральный раздел программы. Организация, содержание и методы руководства. Организация, содержание и методы формирования продуктивной деятельности. Основные направления коррекционной работы по развитию речи с умственно отсталыми детьми. Социально-личностное развитие умственно отсталого ребенка в процессе коррекционно-педагогической работы.

Индивидуальная коррекционно-образовательная работа с детьми в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Подготовка детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. Предупреждение школьной дезадаптации детей с нарушением интеллекта.

Особенности работы с родителями, имеющими ребенка с отставанием в умственном развитии.

Структура комбинированных нарушений. Сущность коррекционно-педагогической помощи детям с комбинированными нарушениями. Особенности проведения диагностического обследования. Психолого-педагогическая характеристика детей с комбинированными нарушениями. Психолого-педагогические основы обучения детей с комбинированными нарушениями. Принципы коррекционно-педагогической помощи детям с комбинированными нарушениями (индивидуализации, вариативности и структурированности образовательной концепции, социальной мотивации, единства обучения и воспитания, деятельностного подхода, дифференцированного подхода, коммуникативной направленности). Содержание коррекционно-педагогической помощи детям с комбинированными нарушениями (развитие речи, социально-бытовая ориентировка и др.) и технологии обучения (методы, приемы, средства, формы обучения).

 

2.3. Воспитание и обучение детей с ЗПР (задержками психического развития)

 

Современное состояние коррекционно-педагогической помощи детям, страдающим задержкой психического развития в нашей стране. Общая характеристика контингента дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с ЗПР. Отбор детей в ДОУ компенсирующего вида. Задачи дошкольного воспитания и обучения детей с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Программа воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в ДОУ компенсирующего вида.

Организация, содержание и методы коррекционной помощи детям, страдающим РДА, в младенчестве и раннем возрасте. Сенсорное воспитание дошкольников с РДА и формирование сенсорно-перцептивной способности. Умственное воспитание детей с синдромом гипоактивности. Организация, содержание и методы руководства игрой. Организация, содержание и методы формирования продуктивной деятельности. Основные направления коррекционной работы по развитию речи с детьми, страдающими РДА. Социально-личностное развитие ребенка с РДА в процессе коррекционно-педагогической работы.

Индивидуальная коррекционно-образовательная работа с детьми в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития. Подготовка детей данной категории к школьному обучению. Предупреждение школьной дезадаптации детей с ЗПР.

Особенности работы с родителями, имеющими ребенка с задержкой психического развития, эмоционально-личностными отклонениями и особенностями социального поведения.(при СДВГ и др. вариантах ЗПР)

 

2.4. Обучение и воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

 

Системы учреждений медицинской и педагогической реабилитации детей с ДЦП

Структура, комплектование групп, организация работы специального ДОУ для детей с нарушениями ОДА. Функции специалистов, работающих в ДОУ 6 вида.

Организация лечебно-педагогического процесса в специальном ДОУ, его основные компоненты.

Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом. Обучение конструированию и изобразительной деятельности. Формирование элементарных математических представлений. Коррекция речевых нарушений.

Назначение, виды и применение технических средств социально-бытовой реабилитации в коррекционном процессе.

Взаимодействие специалистов и родителей в процессе компенсирующего воспитания детей с нарушениями функций ОДА

Проблемы реабилитации и обучения детей и подростков с ДЦП

 

 

2.5. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи (дошкольная логопедия)

 

Логопедия как наука, изучающая ребенка с отклонениями в речевом развитии и приемы коррекционно-педагогической работы с ним. Объект изучения логопедии, ее задачи, методы, приемы и средства формирования правильной. Чистой речи у детей.

Общие сведения о языке и речи. Импрессивная, экспрессивная речь, внутренняя речь. Речь устная и письменная. Структурные компоненты речи: произношение, словарь, грамматический строй, интонационно-выразительные средства.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Возможные нарушения речи: фонетико-фонематические, лексико-грамматические, просодические, нарушения письменной речи.

Общие сведения о причинах нарушений речи. Анатомо-физиологическая характеристика речи. Центральные и периферические механизмы: роль коры головного мозга, органов слуха, дыхания, голоса, артикуляции и зрения в речевом акте; особенности механизма речи у детей дошкольного возраста; физиологические несовершенства и патологические нарушения речи; речевые нарушения функционального и органического, периферического и центрального происхождения.

Классификация речевых нарушений. Недостатки звуковой стороны речи: нарушения или несформированность звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные и механические дислалии), недостатки голоса (афония, дисфония, фонастения, ринофония); нарушения звукопроизношения и голоса (ринолалия), нарушение всей звуковой стороны речи (дизартрия), нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия, заикание, запинки). Недостатки слово- и фразообразования: задержка речевого развития, алалия, афазия. Недостатки чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Отрицательное влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка. Речь и мышление. Коммуникативная функция речи. Речь и деятельность. Психологические особенности детей с нарушенной речью. Структура дефекта при речевой патологии.

Логопедия – отрасль специальной педагогики, изучающая аномальных детей и приемы коррекционно-логопедической работы с ними. Дидактические основы и специфические (коррекционные) средства и приемы современной логопедии.

История развития логопедии. Связь с историей развития медицины и педагогики. Система организации логопедической помощи детям; детские сады для детей со сложными нарушениями речи, группы для детей – логопатов в массовых садах, ясли для детей со сложными нарушениями речи, медицинские стационары и полустационары при детских больницах и психоневрологических диспансерах, санатории, логопедические и сурдологические кабинеты.

Место логопедической работы в массовом детском саду. Благоприятность условий для преодоления речевых нарушений у детей в дошкольном возрасте. Требования программ воспитания и обучения в детском саду, предъявляемые к формированию у детей правильной, чистой речи.

 

2.6. Нарушения и коррекция лексико-грамматической стороны речи (общее недоразвитие речи, алалия и афазия)

 

Особенности развития словаря и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Основные закономерности усвоения родного языка в нормальных и атипичных условиях.

Общее недоразвитие речи: характеристика, сходство и различие, причины возникновения. Моторная и сенсорная формы. Особенности речи, умственного и психического развития детей с алалией и афазией. Место алалии и афазии в системе речевых нарушений у детей: отличие от дизартрии, недоразвития речи при тугоухости, олигофрении и др.

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками слово- и формообразования. Обследование и основные направления коррекционно-педагогической (логопедической) работы с такими детьми. Основные требования к проведению коррекционной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи; виды речевых упражнений для развития семантической. Слоговой и звуковой стороны речи, связной речи. Специализированные учреждения для детей с такими речевыми нарушениями.

Нарушения и коррекция темпо-ритмической стороны речи (физиологически обусловленный быстрый темп речи ребенка; физиологические итерации; брадилалия; тахилалия; заикание)

Характеристика темпа и ритма речи и их нарушения у детей. Брадилалия, тахилалия, физиологические запинки, итерации; причины и особенности проявления; направленность коррекционной работы при этих нарушениях речи; предупреждение недостатков темпа и ритма речи (в том числе и заикания) у детей дошкольного возраста.

Распространенность заикания у детей. Характеристика речевых судорог при заикании: место, тип, частота. Причины возникновения. Проявление заикания: состояние нервной системы и физического здоровья, общей и речевой моторики, психологические особенности заикающихся. Характеристика речи заикающихся детей. Обследование заикающихся детей. Основные принципы лечебно-воспитательной работы с заикающимися дошкольниками: режим, отношение к ребенку, лечебные мероприятия, речевые занятия, логоритмические игры и упражнения. Последовательность логопедических занятий с общережимными моментами, с задачами программ воспитания и обучения в детском саду. Роль семьи и детского сада в процессе преодоления заикания у детей.

Отличие письменной речи от устной. Механизм формирования письменной речи. Условия овладения письменной речью. Нарушения письменной речи при различных нарушениях устной речи. Система преодоления и предупреждения нарушений письма и чтения.

 

Формирование правильной речи у детей в разных возрастных группах. Оценка речевых особенностей и нарушений речи у детей. Связь логопедической и воспитательной работы. Направленность и приемы коррекционно-педагогической работы с детьми. Работа с родителями и профилактика речевых нарушений у детей. Особенности логопедической и воспитательной работы с детьми в условиях их общеобразовательного воспитания и специального обучения (в детских садах и группах для детей с нарушениями речи, в логопедических кабинетах детских поликлиник, на логопунктах общеобразовательных школ).

 

2.7. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (Дошкольная сурдопедагогика)

 

Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики. Из истории дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста в семье. Система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха. Задачи, принципы, методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы. Физическое, умственное, социальное, эстетическое развитие детей в процессе воспитания и обучения. Особенности работы с детьми с комбинированными нарушениями. Подготовка дошкольников с нарушениями слуха к школе.

Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха. Возможности использования компьютерных технологий.

История воспитания и обучения детей с комплексным нарушением зрения и слуха за рубежом и в России. Структура комплексного нарушения зрения и слуха. Психолого-педагогические основы обучения детей с комплексным нарушением зрения и слуха. Деятельность Сергиево-Посадского детского дома, ступени обучения детей с комплексным нарушением зрения и слуха, их преемственность.

 

2.8. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (Дошкольная тифлопедагогика)

 

Предмет и задачи дошкольной тифлопедагогики; связь тифлопедагогики с другими науками. Педагогическая классификация лиц с нарушениями зрения. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения. Задачи и принципы коррекционно-педагогической работы (превентивной, пропедевтической, преобразующей направленности, оптимальной информационной наполненности, единства педагога и ребёнка). Методы обучения (игровые, наглядные, практические, словесные) и воспитания (практические, информационные, побудительно-оценочные) дошкольников с нарушениями зрения.

Содержание коррекционно-педагогической работы. Педагогические основы коррекции и пропедевтики нарушений познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. Содержание коррекционно-педагогической работы в специализированном ДОУ: должностные обязанности тифлопедагога, воспитателя, медицинского персонала. Документация и направления работы тифлопедагога (обследование, проведение занятий, работа с родителями и методическая работа). Виды, содержание, этапы специальных занятий тифлопедагога: развитие зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой мото­рики, развитие навыков ориентировки в пространстве, социально-бытовая ориентировка, подготовка к проверке зрения и лечению.

Роль органов чувств и двигательной сферы в ориентировке в пространстве. Игровая деятельность в процессе ориентирования. Значение формирования представлений об окружающем для детей с глубокими нарушениями зрения.

Речевое, умственное, социальное, эстетическое, нравственное, физическое развитие детей в процессе воспитания и обучения. Коррекционно-компенсаторная направленность существующих программ о физической культуре, ритмике, ЛФК для детей с нарушениями зрения с использованием индивидуально-диффернецированного подхода, учета офтальмологических показателей детей. Психолого-педагогические основы управления игровой деятельность. Требования к наглядно-дидактическому материалу и игрушке для детей с нарушениями зрения. Особенности работы с детьми со сложной структурой дефекта.

Недостатки готовности дошкольников с нарушениями зрения к школьному обучению, содержание подготовки к школьному обучению.

Р а з д е л III

 

СПЕЦМЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 

3.1. Развитие игровой деятельности

 

Игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Историческое происхождение игры. Социальная природа игры. Общие теории игры. Развитие проблемы психологии детской игры в отечественной науке.

Возникновение игры в онтогенезе. Психологические предпосылки сюжетно-ролевой игры. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением умственного развития.

Характеристика основных методов руководства игровой деятельностью дошкольников с отклонениями в умственном развитии.

Организация обучения. Создание условий для обучения игре детей в различных возрастных группах. Роль игрушки в развитии игры «проблемных детей».

Организация, содержание и методы работы по обучению предметной игре детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии. Организация, содержание и методы обучения бытовой отобразительной игре. Формирование предпосылок ролевого поведения. Характеристика основных приемов и методов ознакомления с новой игрой.

Характеристика приемов, направленных на обогащение содержания игр детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры. Виды дидактических игр. Их место в системе коррекционно-воспитательной работы.

Сюжетно-ролевая игра и ее значение в создании психологической готовности ребенка к школьному обучению.

 

3.2. Ознакомление с окружающим. Методика развития речи

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: