Фрагменты и аспекты языка




Лингвистика как наука

I. Языкознание как наука о языке

Лингвистика (языкознание) – наука, изучающая различные языки мира и человеческий язык вообще как уникальное явление.

Практическое и научное изучение языка сильно различаются.

· Практическое изучение языка – это овладение иностранными языками или совершенствование знаний родного языка (с профессиональными или иными целями). Как правило, такие знания языка являются неосознанными: мы часто не можем объяснить, почему говорим так, а не иначе.

· Научное изучение языка – это поиск ответа на вопросы, связанные с тем, что такое язык и как он функционирует:

o Как устроен язык вообще и конкретные языки в частности? Почему так, а не иначе?

o Чем различаются языки? Что может быть в языке, а чего быть не может?

o Как и почему меняются языки?

o Как люди (в особенности дети) овладевают языками?

o …

Язык и языки

В международном издании «Этнолог: языки мира» (https://www.ethnologue.com) зафиксировано 7 102 языка (2015 г.). Эти языки значительно различаются. Несколько примеров различий:

· встречаются необычные звуки, например, глухая пара к звуку [l] (кавказские, кельтские) или даже глухие гласные (африканские);

· есть языки, где нет ни одного падежа и в целом имена и глаголы не изменяются (вьетнамский), а есть языки, в которых насчитывают около 50 падежей (кавказские).

 

Но можно выделить общие свойства, присущие всем языкам, а значит, и человеческому языку вообще (языковые универсалии). Так, во всех языках мира:

· есть гласные и согласные.

· есть местоимения и союзы.

· слова употребляются в переносном значении.

 


II. разделы лингвистики

Язык – многоаспектное явление, поэтому лингвистика – это сложная наука, в которой есть много разделов.

Теория vs. практика

 

· Теоретическая лингвистика исследует, что такое язык, как он устроен и используется и т.п.

· Прикладная лингвистика решает практические задачи, связанные с языком.

Многие важные практические задачи нельзя решить без развитой теории. Знания, полученные лингвистами-теоретиками, оказываются востребованными в политике, рекламе и СМИ (проблемы речевого воздействия), в практике перевода и преподавания иностранных языков.

 

Отдельно стоит отметить два актуальных направления прикладной лингвистики:

 

· Компьютерная лингвистика – машинный перевод, распознавание и синтез речи, разработка поисковых систем и др.

· Лингвистическая экспертиза – ответ на юридические вопросы связанные с языком (является ли высказывание оскорбительным, есть ли в тексте плагиат и т.п.).

Направления теоретической лингвистики (самостоятельное изучение!):

 

Охват языков

§ Частная лингвистика исследуетконкретный язык или группу языков – англистика, славистика (славянские языки) и др.

§ Общая – все языки, язык вообще.

 

Ученые по-разному изучают и объясняют сходства и различия в языках мира (см. лекцию о классификации языков мира):

 

· Сравнительно-историческое языкознание выявляет сходства языков, вызванные их генетическим родством, реконструирует языки-предки и т.д.

· Ареальная лингвистика исследует сходства в языках, обусловленные контактами народов.

· Лингвистическая типология изучает сходства и различия в языках, не связанные с родством языков или их влиянием друг на друга.

 

Данные о языках мира лингвисты получают из разных источников:

 

· Специалисты в области полевой лингвистики работают с носителями языков и изучают ранее не описанные языки.

· «Кабинетные » ученые работают со словарями, грамматиками, электронными базами данных (корпусами текстов и др., пример: https://ruscorpora.ru).

 

Динамика и статика

 

· Лингвисты могут изучать язык в синхронии (синхроническая лингвистика), т.е. исследовать язык на каком-то временном срезе. Пример – работы о временных формах глаголов в современном русском языке.

 

· Другое дело – изучать язык в диахронии (диахроническая лингвистика), т.е. исследовать какой-то фрагмент языка в его развитии. Пример – работы по истории временных форм в русском языке: когда-то в русском языке было много прошедших времен (перфект, плюсквамперфект, который использовался для обозначения ситуации, предшествующей другой ситуации в прошлом, и другие), а с течением времени осталась всего одна форма прошедшего времени.

 

Фрагменты и аспекты языка

 

· Фонетика и фонология – звуковой строй языка.

· Графика – отражение звучащей речи на письме.

· Орфография – правописание слов.

· Лексикология – словарный состав языка.

· Фразеология – устойчивые выражения (фразеологизмы).

· Этимология – происхождение слов и других единиц языка.

· Словообразование – способы образования слов.

· Морфология – грамматические классы и категории слов (время, падеж и т.п.), морфемы; иногда считают, что морфология занимается только морфемами с грамматическим значением – окончаниями и т.п.

· Синтаксис – построение словосочетаний и предложений.

· Стилистика – использование языка в различных сферах общения (например, в науке и средствах массовой информации).

· Прагматика – использование языка в коммуникации (например, как мы делаем комплименты или упрекаем друг друга).

· Семантика – значение языковых единиц (слов, грамматических форм и т.д.).

· …

Междисциплинарные связи

В последнее время усиливаются связи между различными науками, а многие открытия делаются на стыке наук. Так, возникла когнитивная наука, которой занимаются психологи, лингвисты, биологи и другие ученые, исследующие мышление и познание.

Есть много областей знания, которые возникли на стыке лингвистики и других наук:

· Психолингвистика – связи языка, мышления и сознания (см. тему «Язык. Речь. Речевая деятельность», «Язык и мышление»).

· Нейролингвистика – биологическую базу языка (см. тему «Язык. Речь. Речевая деятельность», «Язык и мышление»).

· Социолингвистика изучает то, как язык используется в обществе (см. тему «Язык и общество»).

· Этнолингвистика (лингвокультурология) – связи языка и культуры народа.

· …


Значение лингвистики

Язык возник одновременно с человеком и сопровождает человека в различных сферах деятельности. Понять, как устроен и функционирует язык, – значит приблизиться к пониманию того, что такое человек, как он думает и живет.

Человек устроен так, чтобы говорить. За очень короткое время ребенок, который еще очень мало знает о мире, овладевает языком на достаточно высоком уровне, т.е. самостоятельно создает в своей голове очень точный учебник родного языка (маленьким детям, как правило, не объясняют грамматику их родного языка и т.п.).

Существует идея о врожденности языка (языковой способности человека) (автор – Ноам Хомский (род. в 1928), самый известный лингвист современности). В качестве опровержения этой теории иногда приводят пример детей-маугли – детей, воспитанных животными. Многие дети-маугли так и не научились говорить. Это связано с тем, что нервная система является пластичной лишь в раннем возрасте («критический период» – обычно до 6-7 лет), если в этом возрасте не стимулировать мозг речью, то речь не разовьется никогда. Судьба детей-маугли показывает, что язык – это социальное явление: он существует в обществе.

Однако судьба отдельных людей показывает, что в вопросах, связанных с мозгом и психикой, есть до сих пор много загадок. Например, описан случай, когда удалось обучить речи (в жестовой форме) 27-летнего глухого человека (см. Susan Schaller «A Man Without Words»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: