Лингвистика как наука
I. Языкознание как наука о языке
Лингвистика (языкознание) – наука, изучающая различные языки мира и человеческий язык вообще как уникальное явление.
Практическое и научное изучение языка сильно различаются.
· Практическое изучение языка – это овладение иностранными языками или совершенствование знаний родного языка (с профессиональными или иными целями). Как правило, такие знания языка являются неосознанными: мы часто не можем объяснить, почему говорим так, а не иначе.
· Научное изучение языка – это поиск ответа на вопросы, связанные с тем, что такое язык и как он функционирует:
o Как устроен язык вообще и конкретные языки в частности? Почему так, а не иначе?
o Чем различаются языки? Что может быть в языке, а чего быть не может?
o Как и почему меняются языки?
o Как люди (в особенности дети) овладевают языками?
o …
Язык и языки
В международном издании «Этнолог: языки мира» (https://www.ethnologue.com) зафиксировано 7 102 языка (2015 г.). Эти языки значительно различаются. Несколько примеров различий:
· встречаются необычные звуки, например, глухая пара к звуку [l] (кавказские, кельтские) или даже глухие гласные (африканские);
· есть языки, где нет ни одного падежа и в целом имена и глаголы не изменяются (вьетнамский), а есть языки, в которых насчитывают около 50 падежей (кавказские).
Но можно выделить общие свойства, присущие всем языкам, а значит, и человеческому языку вообще (языковые универсалии). Так, во всех языках мира:
· есть гласные и согласные.
· есть местоимения и союзы.
· слова употребляются в переносном значении.
II. разделы лингвистики
Язык – многоаспектное явление, поэтому лингвистика – это сложная наука, в которой есть много разделов.
|
Теория vs. практика
· Теоретическая лингвистика исследует, что такое язык, как он устроен и используется и т.п.
· Прикладная лингвистика решает практические задачи, связанные с языком.
Многие важные практические задачи нельзя решить без развитой теории. Знания, полученные лингвистами-теоретиками, оказываются востребованными в политике, рекламе и СМИ (проблемы речевого воздействия), в практике перевода и преподавания иностранных языков.
Отдельно стоит отметить два актуальных направления прикладной лингвистики:
· Компьютерная лингвистика – машинный перевод, распознавание и синтез речи, разработка поисковых систем и др.
· Лингвистическая экспертиза – ответ на юридические вопросы связанные с языком (является ли высказывание оскорбительным, есть ли в тексте плагиат и т.п.).
Направления теоретической лингвистики (самостоятельное изучение!):
Охват языков
§ Частная лингвистика исследуетконкретный язык или группу языков – англистика, славистика (славянские языки) и др.
§ Общая – все языки, язык вообще.
Ученые по-разному изучают и объясняют сходства и различия в языках мира (см. лекцию о классификации языков мира):
· Сравнительно-историческое языкознание выявляет сходства языков, вызванные их генетическим родством, реконструирует языки-предки и т.д.
· Ареальная лингвистика исследует сходства в языках, обусловленные контактами народов.
· Лингвистическая типология изучает сходства и различия в языках, не связанные с родством языков или их влиянием друг на друга.
|
Данные о языках мира лингвисты получают из разных источников:
· Специалисты в области полевой лингвистики работают с носителями языков и изучают ранее не описанные языки.
· «Кабинетные » ученые работают со словарями, грамматиками, электронными базами данных (корпусами текстов и др., пример: https://ruscorpora.ru).
Динамика и статика
· Лингвисты могут изучать язык в синхронии (синхроническая лингвистика), т.е. исследовать язык на каком-то временном срезе. Пример – работы о временных формах глаголов в современном русском языке.
· Другое дело – изучать язык в диахронии (диахроническая лингвистика), т.е. исследовать какой-то фрагмент языка в его развитии. Пример – работы по истории временных форм в русском языке: когда-то в русском языке было много прошедших времен (перфект, плюсквамперфект, который использовался для обозначения ситуации, предшествующей другой ситуации в прошлом, и другие), а с течением времени осталась всего одна форма прошедшего времени.
Фрагменты и аспекты языка
· Фонетика и фонология – звуковой строй языка.
· Графика – отражение звучащей речи на письме.
· Орфография – правописание слов.
· Лексикология – словарный состав языка.
· Фразеология – устойчивые выражения (фразеологизмы).
· Этимология – происхождение слов и других единиц языка.
· Словообразование – способы образования слов.
· Морфология – грамматические классы и категории слов (время, падеж и т.п.), морфемы; иногда считают, что морфология занимается только морфемами с грамматическим значением – окончаниями и т.п.
|
· Синтаксис – построение словосочетаний и предложений.
· Стилистика – использование языка в различных сферах общения (например, в науке и средствах массовой информации).
· Прагматика – использование языка в коммуникации (например, как мы делаем комплименты или упрекаем друг друга).
· Семантика – значение языковых единиц (слов, грамматических форм и т.д.).
· …
Междисциплинарные связи
В последнее время усиливаются связи между различными науками, а многие открытия делаются на стыке наук. Так, возникла когнитивная наука, которой занимаются психологи, лингвисты, биологи и другие ученые, исследующие мышление и познание.
Есть много областей знания, которые возникли на стыке лингвистики и других наук:
· Психолингвистика – связи языка, мышления и сознания (см. тему «Язык. Речь. Речевая деятельность», «Язык и мышление»).
· Нейролингвистика – биологическую базу языка (см. тему «Язык. Речь. Речевая деятельность», «Язык и мышление»).
· Социолингвистика изучает то, как язык используется в обществе (см. тему «Язык и общество»).
· Этнолингвистика (лингвокультурология) – связи языка и культуры народа.
· …
Значение лингвистики
Язык возник одновременно с человеком и сопровождает человека в различных сферах деятельности. Понять, как устроен и функционирует язык, – значит приблизиться к пониманию того, что такое человек, как он думает и живет.
Человек устроен так, чтобы говорить. За очень короткое время ребенок, который еще очень мало знает о мире, овладевает языком на достаточно высоком уровне, т.е. самостоятельно создает в своей голове очень точный учебник родного языка (маленьким детям, как правило, не объясняют грамматику их родного языка и т.п.).
Существует идея о врожденности языка (языковой способности человека) (автор – Ноам Хомский (род. в 1928), самый известный лингвист современности). В качестве опровержения этой теории иногда приводят пример детей-маугли – детей, воспитанных животными. Многие дети-маугли так и не научились говорить. Это связано с тем, что нервная система является пластичной лишь в раннем возрасте («критический период» – обычно до 6-7 лет), если в этом возрасте не стимулировать мозг речью, то речь не разовьется никогда. Судьба детей-маугли показывает, что язык – это социальное явление: он существует в обществе.
Однако судьба отдельных людей показывает, что в вопросах, связанных с мозгом и психикой, есть до сих пор много загадок. Например, описан случай, когда удалось обучить речи (в жестовой форме) 27-летнего глухого человека (см. Susan Schaller «A Man Without Words»).