Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи непосредственно населению.
Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется на основании соответствующих первичных учетных документов - накладных. В качестве типовой формы накладной может использоваться форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».
Все организации, являющиеся плательщиками НДС, обязаны выписывать покупателям счет-фактуру на продажу продукции. Регистрация их осуществляется в журнале учета выставленных счетов-фактур в хронологическом порядке.
После выполнения своих обязательств перед покупателем в форме отгрузки продукции поставщик оформляет и предъявляет ему к оплате расчетный документ (платежное поручение или платежное требование).
Порядок синтетического учета продажи зависит от выбранного метода учета продажи продукции.
Для целей налообложения НДС организации вправе определять выручку от продажи по мере отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов или по мере оплаты.
Напротив, в бухгалтерском учете продажа готовой продукции отражается только по мере ее отгрузки, если иное не установлено договором.
Порядок учета продажи готовой продукции зависит от принятого в учетной политике момента продажи продукции и способа ее оценки с применением или без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» (таблица 6.54).
Таблица 6.54 - Порядок отражения в учете продаж готовой продукции в зависимости от принятого в учетной
политике метода учета продаж
Содержание операции | Без применения счета 40 | С применением счета 40 | ||||||
По оплате | По отгрузке | По оплате | По отгрузке | |||||
Д-т | К-т | Д-т | К-т | Д-т | К-т | Д-т | К-т | |
Признана выручка от продажи продукции по ценам, указанным в договоре купли-продажи (включая НДС) Отражена сумма НДС с объема продаж Списана нормативная себестоимость проданной продукции Списано отклонение фактической себестоимости отгруженной продукции от нормативной сторнировочной или дополнительной записью Списаны расходы на продажу Поступили платежи за проданную продукцию Начислена задолженность бюджету по НДС Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед бюджетом Отражен финансовый результат от продаж за отчетный период: прибыль убыток | 90-3 90-2 90-2 90-2 51,52 90-9 | 90-1 90-9 | 90-3 90-2 90-2 90-2 51,52 - 90-9 | 90-1 - 90-9 | 90-3 90-2 90-2 90-2 51,52 90-9 | 90-1 90-9 | 90-3 90-2 90-2 90-2 51,52 - 90-9 | 90-1 - 90-9 |
|
Учет выполненных этапов по
Незавершенным работам
Для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапов работ, имеющих самостоятельное значение, используют счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
Счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» используется при необходимости организациями, производящими работы долгосрочного характера, начальные и конечные сроки выполнения которых обычно относятся к разным отчетным периодам (строительные, научные, проектные, геологические и т.п. работы).
|
Применение счета 46 возможно только в тех случаях, когда по условиям договора предусмотрена сдача заказчику отдельных этапов работ, имеющих самостоятельное значение.
По дебету счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи», субсчета 90-1 «Выручка» учитывается стоимость оплаченных заказчиком законченных организацией этапов работ, принятых в установленном порядке.
Суммы поступивших от заказчиков средств в оплату законченных и принятых этапов отражаются по дебету счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи», субсчета 90-2 «Себестоимость продаж».
Таким образом, доходы и расходы организации отражаются в учете после сдачи и оплаты каждого этапа работ, предусмотренных договором. Сальдо по счету 46 отражает стоимость принятых и оплаченных заказчиком работ.
Пример. Заказчиком подписан акт приемки отдельного этапа выполненных работ по строительству объекта и произведен расчет.
Таблица 6.55 - Схема корреспонденции счетов по учету выполненных этапов по незавершенным работам
Содержание операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Д-т | К-т | ||
1. Поступили авансовые платежи на расчетный счет организации от заказчика (с учетом НДС) 2. Начислен к уплате в бюджет НДС с полученного аванса (495600:1,18∙0,18) 3. Отражена стоимость принятого заказчиком этапа работ (с учетом НДС) | 62-1 | 62-1* 68-НДС 90-1 |
|
Продолжение таблицы 6.55
4. Начислен НДС с объема сданного этапа работ (566400:1,18∙0,18) 5. Списана фактическая себестоимость сданного этапа работ 6. Отражен финансовый результат от реализации этапа работ (прибыль) (566400-86400-417000) 7. Зачтена сумма аванса, полученная от заказчика 8. Получена от заказчика доплата за выполненный этап работ (566400-495600) 9. Сторнирован НДС, начисленный с полученного аванса | 90-3 90-2 90-9 62-1 62-1 | 68-НДС 68-НДС |
Примечание: 62-1* - субсчет «Авансы полученные»
По окончании всей работы в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», списывается в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Стоимость полностью законченных работ, учтенная на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», погашается за счет ранее полученных авансов и сумм, полученных от заказчика в окончательный расчет в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств.