К числу основных* комплексных показателей относятся:
· техническая готовность подвижного состава;
· затраты на техническое обслуживание и ремонт.
* Оценивается также:
· эффективность взаимодействия служб и подразделений, участвующих в обеспечении работоспособного состояния подвижного состава, со службой эксплуатации;
· эффективность взаимодействия автомобильною транспорта с промышленностью и авторемонтным производством подвижного состава в части технического обеспечения последнего.
1. Техническая готовность определяется долей календарного времени, в течение которого автомобили находятся в работоспособном состоянии и могут выполнять транспортную работу
Техническая готовность подвижного состава конкретной модели определяется:
· в течение суток - как отношение количества работоспособных автомобилей к списочному их количеству;
· за период более суток - как отношение времени (числа автомобиле-дней) пребывания подвижного состава в работоспособном состоянии к календарному времени его пребывания на автотранспортном предприятии.
Для обеспечения возможности анализа работы служб и подразделений, участвующих в обеспечении работоспособного состояния подвижного состава, учитываются простои в часах (по подвижному составу в целом и по конкретным его агрегатам и системам), зависящие от:
· производственно-технической службы, ее подразделений, бригад и конкретных исполнителей (простои в ожидании технического обслуживания и ремонта, списания и при их проведении, простои на линии по техническим причинам и потери времени, связанные с возвратом с линии. Отдельно учитываются простои нового и капитально отремонтированного подвижного состава при подготовке его к эксплуатации в период обкатки);
|
· подразделений материально-технического снабжения (простои, связанные с: несвоевременной поставкой запасных частей, смазочных и других эксплуатационных материалов; недостаточной оснащенностью предприятия технологическим оборудованием, оснасткой, инструментом, а также необеспеченностью их запасными частями);
· подразделений службы главного механика (простои, связанные с недостаточной оснащенностью предприятия технологическим оборудованием, оснасткой, инструментом и неподготовленностью их к работе);
· подразделений обеспечения персоналом (простои, связанные с необеспеченностью персоналом по техническому обслуживанию и ремонту);
· служб эксплуатации и безопасности движения (простои в ремонте в результате дорожно-транснортных происшествии, нарушения на линии правил технической эксплуатации автомобилей, плохих дорожных условий).
2. Затраты на обеспечение работоспособного состояния подвижного состава включают:
· заработную плату персонала подразделений производственно-технической службы, выполняющего техническое обслуживание и ремонт, работы по подготовке производства и другие вспомогательные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом;
· затраты на запасные части, включая шины;
· затраты на эксплуатационные материалы;
· затраты на воду, металл и другие материалы;
· затраты на тепловую и электрическую энергию;
· затраты на инструмент;
· амортизационные отчисления на капитальный ремонт подвижного состава;
|
· амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава;
· амортизационные отчисления на восстановление зданий и сооружений;
· амортизационные отчислении па восстановление технологического оборудования для производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
· накладные расходы (доля заработной платы администрации и персонала подразделении, обслуживающих предприятие в целом).
Трудовые и материальные затраты исчисляются в натуральных и стоимостных единицах; определяются в абсолютных и удельных величинах (с отнесением абсолютных величин на единицу подвижного состава, единицу номинальной грузоподъемности или пассажировместимости и единицу пробега).
3. Производительность труда персонала по техническому обслуживанию и ремонту выражается объемом выполненной работы (в нормативных человеко-часах) в течение часа или смены при условии выполнения подвижным составом установленного нормативного пробега по проведенному комплексу операции, и с учетом изменения нормативной трудоемкости. Под нормативными человеко-часами понимается трудоемкость технического обслуживании и ремонта, предусмотренная нормативно-технической документацией по подвижному составу в целом, узлу или отдельной операции.
Примечание. Допускается определение производительности труда персонала по техническому обслуживанию и ремонту в виде годового пробега подвижного состава, приходящегося па одного рабочего.
Примечания к прил. 2. 1. Взаимодействие служб и подразделений в обеспечении работоспособного состояния подвижного состава со службой эксплуатации регламентируется на основе отношений (с учетом затрат на обеспечение работоспособности автомобилей):
|
· в течение суток —
фактического количества работоспособных автомобилей необходимой номенклатуры и времени их работы на линии к плановому количеству автомобилей и времени работы на линии;
фактического количества автомобилей необходимой номенклатуры, работающих на линии, и времени их работы к плановому количеству автомобилей и времени работы;
· на период более суток —
фактического времени (числа автомобиле-дней) пребывания подвижного состава необходимой номенклатуры в работоспособном состоянии к плановому времени его пребывания на линии;
фактического времени (числа автомобиле-дней) работы па линии подвижного состава необходимой номенклатуры к плановому времени его работы на линии.
2. Взаимодействие автомобильного транспорта с промышленностью и авторемонтным производством регламентируется на основе соотношений трудовых и материальных затрат (в стоимостном и натуральном выражении) на обеспечение работоспособного состояния подвижного состава в процессе эксплуатации и затрат на его производство и авторемонтное производство (приходящихся па единицу подвижного состава, грузоподъемности, пассажировместимости и на единицу пробега) с учетом достигнутого уровня надежности подвижного состава.
Приложение 3. Составные части автомобиля, техническое состояние которых влияет непосредственно (знак «+») на безопасность движения (БД), топливную экономичность (ТЭ) и состояние окружающей среды (ОС)
Составные части автомобиля (возможные виды нарушений технического состояния) | БД | ТЭ | ОС |
Двигатель | |||
Цилиндропоршневая группа и газораспределительный механизм (потеря компрессии во всех или нескольких цилиндрах) | + | + | + |
Головка блока (нагар в камерах хранения) | — | + | — |
Термостат, жалюзи, шторка радиатора системы охлаждения (нарушение теплового режима) | — | + | + |
Топливный бак, карбюратор, карбюратор-смеситель, форсунка (негерметичность, нарушение регулировки) | + | + | + |
Топливный насос, газовый редуктор (негерметичность, нарушение регулировки, износ) | + | + | + |
Система выпуска газов (повышенный уровень шума) | — | — | + |
Сцепление | |||
Ведущий и ведомый диски (пробуксовка) | + | + | + |
Усилитель привода выключения сцепления (негерметичность, нарушение регулировки) | + | + | + |
Коробка передач (ГМП) | |||
Подшипники, шестерни (износ) | — | — | + |
Соединения, уплотнения (негерметичность) | + | — | + |
Механизм переключения передач (затруднительное переключение) | + | + | + |
Карданная передача | |||
Шарниры, фланцы, промежуточные опоры (ослабление крепления, износ подшипников) | + | — | + |
Задний мост | |||
Соединения, уплотнения (негерметичность) | + | — | + |
Подшипники, шестерни (износ, нарушение регулировки) | — | + | + |
Передняя ось и рулевое управление | |||
Рулевой механизм (нарушение регулировки, ослабление крепления) | + | — | — |
Гидроусилитель рулевого управления (негерметичность, нарушение регулировки) | + | — | + |
Колеса (нарушение регулировки) | + | + | — |
Подшипники ступиц (нарушение регулировки, ослабление крепления) | + | + | — |
Рулевые тяги (ослабление крепления) | + | — | + |
Тормозная система | |||
Компрессор (несоответствие давления воздуха) | + | + | + |
Узлы и трубопроводы (негерметичность, нарушение работоспособности) | + | + | + |
Тормозные барабаны и накладки колодок (несоответствие зазора) | + | + | — |
Тормозная педаль (несоответствие свободного и рабочего ходов) | + | — | — |
Тормозные камеры и цилиндры (негерметичность, нарушение регулировки) | + | + | + |