ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫВ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
ВВД - УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Основное отличие учебной деятельности старшеклассников (в отличие от подростков) в том, что она предъявляет гораздо более высокие требования к их активности, самостоятельности. Чтобы усваивать программу, необходимо развитие теоретического мышления. Трудности, которые испытывает в процессе учения старшеклассник, связаны с неумением учиться, в этих новых условиях.
Сравнение! Подростки во многом остаются на уровне учебной деятельности, которую обозначают как “мнемически-репродуктивную”, т.е. рассказали - воспроизвел. Основную задачу ученики видят в том, чтобы понять и запомнить то, что написано в учебнике и что говорит им учитель, чтобы потом ответить на уроке.
Трудности учения в старших классах связаны с этой сложившейся установкой на запоминание, заучивание обобщений, а также с неумением пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности. (Об этом говорят и сами ученики - “Существует большой разрыв в содержании и способах работы до 8 кл., когда можно учиться, не уча, и в 9-10 кл., когда проблемы возникают на каждом шагу).
Нет умения самостоятельно работать с учебным материалом из вне учебных источников. Это противоречие между уровнем учебной деятельности, который сложился у большинства уч-ся в средних классах, и требованиями, которые предъявляет учебная деятельность в ст. классах, является движущей силой умственного развития старших школьников, противоречие это разрешается по мере перехода учащихся на новый, более высокий уровень учебной д-ти, связанной с развитием теоретического мышления, навыков самообучения.
В связи с центральными новообразованиями формируется потребность в знаниях.
Особенность отношения к учению:
Сравнение! У подростков избирательное отношение к учению целиком определяется качеством и уровнем преподавания. У ст. школьников к этому добавляется профессиональная направленность.
При определении своего отношения к учебному предмету старшие школьники исходят из следующих соображений (по резул. исслед.):
1) мировоззренческое значение предмета - насколько он помогает понять законы развития природы и общества, разобраться в общественных явлениях;
2) общественное значение предмета, его роль в научной, общественной, культурной и хозяйственной жизни страны;
3) познавательное значение предмета (насколько он расширяет кругозор, дает интересные, нужные знания, раскрывает неизвестное);
4) практическое значение предмета для данного ученика (связь с намеченной профессией, возможность овладеть полезными умениями и навыками);
5) легкость усвоения данного предмета, к которому ученик чувствует себя более способным;
6) хорошее, интересное, познавательное преподавание данного предмета.
Итак, необходимо помнить учителю:
1) развитие активности и самостоятельности мышления учащегося повышает интерес к учению;
2) о необходимости учитывать индивидуальные особенности учащихся.
НОВООБРАЗОВАНИЯ
1. Обращенность в будущее (самоопределение) - поиск смысла жизни - выбор жизненного пути (у подростка та же проблема, но отличие - обращенность в настоящее) - выбор профессии.
2. Перестройка мотивационной сферы (по отношению к учебной деятельности).
Примечание Ближняя и дальняя мотивация учебной деятельности тесно связана с возрастными рамками: дошкольный - дальняя, младший школьник и подросток - ближняя, ст. школьный возраст - перестройка на будущее - дальняя.
Противоречия возраста.
1) Нового взрослого с прежним - детским и подростковым.
2) Между развивающимися потребностями и возможностями их удовлетворения (пока есть экономическая лимитированность и зависимость от родителей).
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИИХ ПРОЦЕССОВ
НАБЛЮДЕНИЕ становится еще более целенаправленным и систематизированным. Дальнейшее развитие наблюдательности. Но необходимо следить, чтобы уч-ся а) не разбрасывались в наблюдении, б) подчиняли наблюдение поставленной задаче, в) не спешили с выводами, пока не накопится достаточное количество фактов.
В ВОСПРИЯТИИ регулирующая роль 2 сс - умение отвлечься от внешнего, яркого, но не существенного, выделить скрытое и существенное. Но по-прежнему надо формировать процесс наблюдения. Старшеклассники больше, чем подростки, понимают ценность эксперимента. Дух творчества, изобретательства, формирование свойств восприятия (константность, осмысленность, апперцепция - осознанное).
ВНИМАНИЕ - произвольность, устойчивость и сосредоточенность на новом уровне (возможно проводить сдвоенные уроки).
Свойства внимания - распределение - (объяснение учителя, запись в тетради, содержание и форма своего ответа); переключение - сознательный переход от более к менее интересному; избирательность - стараются оценить значение учебного материала через принцип практической значимости.
ПАМЯТЬ. Увеличивается роль отвлеченного, смыслового запоминания. К механической - положительное отношение - формулы, термины – наизусть. (Сравним - у подростков отношение к зубрежке - отрицательно). Чаще, чем подростки пользуются приемами мнемотехники. Создается дифференцированная установка на запоминание (что запомнить дословно; что передать своими словами; что достаточно только понять, а запоминать не требуется и т. д.)
МЫШЛЕНИЕ. Меняется характер учебной деятельности - самостоятельное выполнение лабораторных и практических работ, написание рефератов, в результате чего мышление приобретает все более активный, творческий характер, характерен более высокий уровень обобщения и абстрагирования, тенденции к причинному объяснению явлений, умению аргументировать, доказывать, делать выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. (НО - Не декларировать! - Я учитель – следовательно, я прав.) Принимать на веру ст. школ. не желает, следовать авторитетам - не в его правилах. (Не сетовать на скептицизм и критиканство).
Интерес к теории. “Пофилософствовать”. Все это является предпосылкой формирования теоретико-диалектического мышления (особенность мышления) и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.
Растет культура речи школьников, формируется умение правильно выражать свои мысли, усложняется структура речи, обогащается словарь.
ВООБРАЖЕНИЕ. Бурный взлет творчества, фантазии. Стихи. Дневники. (Часто - только в этом возрасте) - увлечение поэзией.